Темы статей
Выбрать темы

Составление отчета о совокупных прибылях и убытках по МСФО при помощи MS Excel

Редакция БК
Статья

Составление отчета о совокупных прибылях и убытках по МСФО при помощи MS Excel

 

img 1

В предыдущих выпусках «Б & К» мы рассматривали особенности того,

как компания может самостоятельно составить отчет о финансовой позиции.

В этом номере мы продолжим эту тему и рассмотрим особенности составления отчета о прибылях и убытках в MS Excel.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

 

Особенности построения отчета о прибылях и убытках в международной практике изложены в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Отчет о совокупной прибыли должен включать, как минимум, статьи, которые представляют за период следующую информацию:

— выручка;

— затраты по финансированию;

— доля предприятия в прибыли или убытке ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;

— расходы по налогам;

— отдельная сумма, которая состоит из: прибыли или убытка после налогов от прекращенной деятельности и прибыли или убытка после налогов, признанных в результате измерения по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу или в результате выбытия активов или выбывающей группы (групп), составляющих прекращенную деятельность;

— прибыль или убыток,

— каждый компонент прочей совокупной прибыли, классифицируемый по своему характеру;

— доля в прочей совокупной прибыли ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;

— общая совокупная прибыль.

Предприятие должно раскрыть следующие статьи в отчете о совокупной прибыли в качестве распределений за период:

— прибыль или убыток, относимый на неконтролирующие доли и на собственников материнского предприятия;

— общая совокупная прибыль за период, относимая на: неконтролирующие доли и на собственников материнского предприятия.

В МСФО существует два варианта представления расходов (разбиение расходов на подклассы). В зависимости от того, какие подклассы выделяют пользователи для удобства анализа, отчет составляется в одной из двух форм, описание которых приведено в таблице на с. 29.

Если предприятие классифицирует расходы по назначению, оно должно раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам.

Выбор между методом «по функции затрат» и методом «по характеру затрат» зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера предприятия. Оба метода выделяют те затраты, которые могут изменяться, прямо или косвенно, с изменением объема продаж или производства предприятия. Поскольку каждый способ представления имеет свои преимущества для различных видов предприятий, настоящий стандарт требует, чтобы руководство выбрало наиболее уместный и надежный способ представления. Тем не менее, поскольку информация о характере затрат полезна при прогнозировании будущих потоков денежных средств, при использовании классификации на основе функции затрат требуется дополнительное раскрытие информации.

 

 

Метод по «характеру затрат»

Метод «по функции затрат»

(«по себестоимости продаж»)

Сущность

Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации

Расходы разбиваются на подклассы в соответствии с назначением как часть себестоимости продаж

Метод прост в применении, так как не требуется распределения расходов

Метод дает более полезную информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения может повлечь за собой субъективность суждений

Статьи отчета

Выручка

Выручка

Прочий доход

Себестоимость продаж

Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства

Валовая прибыль

Использованное сырье и материалы

Прочий доход

Расходы на вознаграждения работникам

Затраты на сбыт

Расходы на амортизацию

Административные расходы

Прочие расходы

Прочие расходы

Итого расходы

Прибыль до налогов

Прибыль до налогов

 

 

Составление отчета о прибылях и убытках рассмотрим, как и в прошлой статье, пошагово на практическом примере. Условие примера будет таким же, как и в предыдущем материале.

Пример

Предприятие ведет налоговый и бухгалтерский учет в программе «1С:Предприятие» версии 7.7 и за-нимается производством и реализацией пособий для бухгалтеров (100 % льгота по налогу на прибыль и НДС). При составлении финансовой отчетности по МСФО за год, окончившийся 31 декабря 2011 года, для нерезидента-учредителя, компания использует положение об учетной политике, разработанной для компаний группы.

Предприятие в 2010 — 2011 годах получило займ от нерезидента в сумме 70000 евро. Начисление процентов по условиям заключенного с нерезидентом договора проводится один раз в год.

Предприятие использует прямолинейный метод начисления амортизации, идентичный для целей как национального, так и международного учета. Валюта предоставления финансовой отчетности – украинская гривня.

Пересчет валюты отчетности в евро осуществляется главным офисом компании непосредственно при консолидации отчетности группы.

Для формирования отчета о прибылях и убытках повторим аналогичные этапы, как и для формирования отчета о финансовой позиции*.

* См. статью Ю. Каминской «Составление отчета о финансовой позиции предприятия» // «Б & К», 2012, № 1-2.

Этап 1. Выгружаем оборотно-сальдовую ведомость за отчетный финансовый год из программы «1С:Предприятие» версии 7.7 в Excel.

Этап 2. Округляем данные оборотно-сальдовой ведомости до целых чисел и заполняем все пустые ячейки значением «0» (нуль) (рис. 1).

img 2

Этап 3. Присваиваем счетам и субсчетам бухгалтерского учета названия статей отчета о совокупных прибылях и убытках. Для этого рядом с колонкой с названием счета (субсчета) добавляем в Excel три дополнительных колонки (рис. 2): «Вид финансового отчета» – отчет о совокупных прибылях и убытках (сокращенно «ПиУ»); «Вид раздела» – доходы, расходы; «Название статьи отчета».

img 3

В конце таблицы также добавляем дополнительный столбец «Баланс».

Этап 4. Воспользуемся функцией «СУММЕСЛИ» для сверки доходов и расходов*. При помощи этого задаем диапазон, в котором охватываем следующие параметры:

1) столбец «Вид раздела»;

2) ячейку с названием «Доходы»;

3) столбец «Обороти за період: Дебет».

* Использование этой функции и создание формулы детально описаны в «Б & К», 2012, № 1-2.

Формула будет иметь приблизительно следующий вид: «СУММЕСЛИ($D$6:$D$83;D86;$H$6:$H$83)».

Результат сверки данных таблицы представлен на рис. 3.

img 4

Этап 5. При помощи «Мастера сводных таблиц» (меню «Данные → Сводные таблицы») в программе Exсel сформируем отчет о прибылях и убытках.

В открывшемся окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 1 из 3)» в разделе «Создать таблицу на основе данных, находящихся» проставляем признак в поле «в списке или базе данных Microsoft Office Excel». В разделе «Вид создаваемого отчета» выбираем значение «сводная таблица». Затем нажимаем кнопку «Далее». В окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 2 из 3)» в поле «Диапазон» необходимо указать диапазон с исходными данными для формирования сводной таблицы.

Числовые данные сводной таблицы поместим на отдельный лист, для этого в окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 3 из 3)» проставим признак в поле «новый лист». Затем необходимо нажать на кнопку «Макет». Переходим к заключительному шагу формирования сводной таблицы: в открывшемся окне «Мастер сводных таблиц: и диаграмм — макет» выбираем столбцы, на основании которых будет формироваться сводная таблица. Затем нажимаем кнопку «ОК».

Итак, мы получили пробный отчет о прибылях и убытках компании при помощи сводной таблицы (рис. 4).

img 5

Этап 6. Проведем корректировки. В связи с тем что результат от переоценки валюты (а также операции от покупки-продажи валюты) согласно МСФО отражается в отчетности свернуто, свернем доходы и расходы от переоценки (для отражения корректировок воспользуемся таблицей из статьи «Составление отчета о финансовой позиции предприятия» // «Б & К», 2012, № 1-2).

Эту корректировку отразим в «Ведомости корректировок к финансовой отчетности». Сворачиваем доходы и расходы от переоценки валюты:

Дт «Доход от переоценки валюты» — Кт «Расходы от переоценки валюты» 560 679,00.

Далее переносим данные с ведомости корректировок в пробный отчет о финансовой позиции компании (рис. 5).

img 6

Отчет о прибылях и убытках компании после корректировок будет иметь вид, как показано на рис. 6.

img 7

 

Успешного составления финансовой отчетности по МСФО! Если у вас возникли вопросы, пишите нам на bk@id.factor.ua.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше