Составление отчета о совокупных прибылях и убытках по МСФО при помощи MS Excel
В предыдущих выпусках «Б & К» мы рассматривали особенности того, как компания может самостоятельно составить отчет о финансовой позиции. В этом номере мы продолжим эту тему и рассмотрим особенности составления отчета о прибылях и убытках в MS Excel. Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К» |
Особенности построения отчета о прибылях и убытках в международной практике изложены в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Отчет о совокупной прибыли должен включать, как минимум, статьи, которые представляют за период следующую информацию:
— выручка;
— затраты по финансированию;
— доля предприятия в прибыли или убытке ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;
— расходы по налогам;
— отдельная сумма, которая состоит из: прибыли или убытка после налогов от прекращенной деятельности и прибыли или убытка после налогов, признанных в результате измерения по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу или в результате выбытия активов или выбывающей группы (групп), составляющих прекращенную деятельность;
— прибыль или убыток,
— каждый компонент прочей совокупной прибыли, классифицируемый по своему характеру;
— доля в прочей совокупной прибыли ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;
— общая совокупная прибыль.
Предприятие должно раскрыть следующие статьи в отчете о совокупной прибыли в качестве распределений за период:
— прибыль или убыток, относимый на неконтролирующие доли и на собственников материнского предприятия;
— общая совокупная прибыль за период, относимая на: неконтролирующие доли и на собственников материнского предприятия.
В МСФО существует два варианта представления расходов (разбиение расходов на подклассы). В зависимости от того, какие подклассы выделяют пользователи для удобства анализа, отчет составляется в одной из двух форм, описание которых приведено в таблице на с. 29.
Если предприятие классифицирует расходы по назначению, оно должно раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам.
Выбор между методом «по функции затрат» и методом «по характеру затрат» зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера предприятия. Оба метода выделяют те затраты, которые могут изменяться, прямо или косвенно, с изменением объема продаж или производства предприятия. Поскольку каждый способ представления имеет свои преимущества для различных видов предприятий, настоящий стандарт требует, чтобы руководство выбрало наиболее уместный и надежный способ представления. Тем не менее, поскольку информация о характере затрат полезна при прогнозировании будущих потоков денежных средств, при использовании классификации на основе функции затрат требуется дополнительное раскрытие информации.
| Метод по «характеру затрат» | Метод «по функции затрат» («по себестоимости продаж») |
Сущность | Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации | Расходы разбиваются на подклассы в соответствии с назначением как часть себестоимости продаж |
Метод прост в применении, так как не требуется распределения расходов | Метод дает более полезную информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения может повлечь за собой субъективность суждений | |
Статьи отчета | Выручка | Выручка |
Прочий доход | Себестоимость продаж | |
Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства | Валовая прибыль | |
Использованное сырье и материалы | Прочий доход | |
Расходы на вознаграждения работникам | Затраты на сбыт | |
Расходы на амортизацию | Административные расходы | |
Прочие расходы | Прочие расходы | |
Итого расходы | Прибыль до налогов | |
Прибыль до налогов |
|
Составление отчета о прибылях и убытках рассмотрим, как и в прошлой статье, пошагово на практическом примере. Условие примера будет таким же, как и в предыдущем материале.
Пример
Предприятие ведет налоговый и бухгалтерский учет в программе «1С:Предприятие» версии 7.7 и за-нимается производством и реализацией пособий для бухгалтеров (100 % льгота по налогу на прибыль и НДС). При составлении финансовой отчетности по МСФО за год, окончившийся 31 декабря 2011 года, для нерезидента-учредителя, компания использует положение об учетной политике, разработанной для компаний группы.
Предприятие в 2010 — 2011 годах получило займ от нерезидента в сумме 70000 евро. Начисление процентов по условиям заключенного с нерезидентом договора проводится один раз в год.
Предприятие использует прямолинейный метод начисления амортизации, идентичный для целей как национального, так и международного учета. Валюта предоставления финансовой отчетности – украинская гривня.
Пересчет валюты отчетности в евро осуществляется главным офисом компании непосредственно при консолидации отчетности группы.
Для формирования отчета о прибылях и убытках повторим аналогичные этапы, как и для формирования отчета о финансовой позиции*.
* См. статью Ю. Каминской «Составление отчета о финансовой позиции предприятия» // «Б & К», 2012, № 1-2.
Этап 1. Выгружаем оборотно-сальдовую ведомость за отчетный финансовый год из программы «1С:Предприятие» версии 7.7 в Excel.
Этап 2. Округляем данные оборотно-сальдовой ведомости до целых чисел и заполняем все пустые ячейки значением «0» (нуль) (рис. 1).
Этап 3. Присваиваем счетам и субсчетам бухгалтерского учета названия статей отчета о совокупных прибылях и убытках. Для этого рядом с колонкой с названием счета (субсчета) добавляем в Excel три дополнительных колонки (рис. 2): «Вид финансового отчета» – отчет о совокупных прибылях и убытках (сокращенно «ПиУ»); «Вид раздела» – доходы, расходы; «Название статьи отчета».
В конце таблицы также добавляем дополнительный столбец «Баланс».
Этап 4. Воспользуемся функцией «СУММЕСЛИ» для сверки доходов и расходов*. При помощи этого задаем диапазон, в котором охватываем следующие параметры:
1) столбец «Вид раздела»;
2) ячейку с названием «Доходы»;
3) столбец «Обороти за період: Дебет».
* Использование этой функции и создание формулы детально описаны в «Б & К», 2012, № 1-2.
Формула будет иметь приблизительно следующий вид: «СУММЕСЛИ($D$6:$D$83;D86;$H$6:$H$83)».
Результат сверки данных таблицы представлен на рис. 3.
Этап 5. При помощи «Мастера сводных таблиц» (меню «Данные → Сводные таблицы») в программе Exсel сформируем отчет о прибылях и убытках.
В открывшемся окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 1 из 3)» в разделе «Создать таблицу на основе данных, находящихся» проставляем признак в поле «в списке или базе данных Microsoft Office Excel». В разделе «Вид создаваемого отчета» выбираем значение «сводная таблица». Затем нажимаем кнопку «Далее». В окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 2 из 3)» в поле «Диапазон» необходимо указать диапазон с исходными данными для формирования сводной таблицы.
Числовые данные сводной таблицы поместим на отдельный лист, для этого в окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм (шаг 3 из 3)» проставим признак в поле «новый лист». Затем необходимо нажать на кнопку «Макет». Переходим к заключительному шагу формирования сводной таблицы: в открывшемся окне «Мастер сводных таблиц: и диаграмм — макет» выбираем столбцы, на основании которых будет формироваться сводная таблица. Затем нажимаем кнопку «ОК».
Итак, мы получили пробный отчет о прибылях и убытках компании при помощи сводной таблицы (рис. 4).
Этап 6. Проведем корректировки. В связи с тем что результат от переоценки валюты (а также операции от покупки-продажи валюты) согласно МСФО отражается в отчетности свернуто, свернем доходы и расходы от переоценки (для отражения корректировок воспользуемся таблицей из статьи «Составление отчета о финансовой позиции предприятия» // «Б & К», 2012, № 1-2).
Эту корректировку отразим в «Ведомости корректировок к финансовой отчетности». Сворачиваем доходы и расходы от переоценки валюты:
Дт «Доход от переоценки валюты» — Кт «Расходы от переоценки валюты» 560 679,00.
Далее переносим данные с ведомости корректировок в пробный отчет о финансовой позиции компании (рис. 5).
Отчет о прибылях и убытках компании после корректировок будет иметь вид, как показано на рис. 6.
Успешного составления финансовой отчетности по МСФО! Если у вас возникли вопросы, пишите нам на bk@id.factor.ua.