Темы статей
Выбрать темы

Методы составления финансовой отчетности по МСФО: что лучше выбрать на практике

Редакция БК
Статья

Методы составления финансовой отчетности по МСФО: что лучше выбрать на практике

 

На сегодняшний день большое количество украинских предприятий проводят либо собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации. Поэтому компании, которые приняли решение о составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО, в первую очередь должны определить способ ее подготовки — будут они трансформировать данные украинского учета в соответствии с МСФО либо создадут параллельную систему учета. От выбора метода подготовки отчетности будет зависеть дальнейшая работа по внедрению МСФО.

В статье мы расскажем о методах составления отчетности в соответствии с МСФО, о критериях выбора метода, а также рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

 

На украинских предприятиях стандарты МСФО вводятся для облегчения выхода на международный рынок. Также ожидается ответный приток иностранных инвестиций в экономику страны. Прозрачность и открытость финансовой отчетности по МСФО показывает реальное положение дел в компании, ее инвестиционную привлекательность. С 1 января 2012 года банки, открытые акционерные общества и страховые компании обязаны соблюдать стандарты МСФО при составлении финансовых отчетов.

На практике составление отчетности в соответствии с МСФО можно проводить следующими методами:

— параллельного учета;

— трансформации отчетности МСФО;

— трансляции украинских проводок (данных) в МСФО.

Метод параллельного учета для украинской компании — это ведение двух баз данных финансовой отчетности — по украинским стандартам (П(С)БУ) и в соответствии с МСФО. Обычно такой учет ведется в специальной программе — при вводе проводки один раз, результат ее попадает как в базу украинского учета, так и в базу МСФО.

В случае если компания решает для себя использовать этот метод, она может столкнуться с трудностями, связанными с тем, что не все операции можно автоматически разнести по базам ввиду различности принципов учета по МСФО и П(С)БУ. В данном случае компания осуществляет значительные первоначальные финансовые инвестиции для приобретения автоматизированной системы бухгалтерского учета (специализированное программное обеспечение), а далее — только поддерживает и обслуживает эту систему.

При использовании этого метода компания проводит отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на пооперационной основе в соответствии с правилами МСФО. Таким образом, каждая операция регистрируется дважды. Первый раз — в системе учета по П(С)БУ, второй — по МСФО.

При построении параллельного учета показатели финансовой отчетности по МСФО формируются на основе данных бухгалтерского учета.

Метод трансформации финансовой отчетности МСФО — это периодический процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную отчетную дату, получаемый путем реклассификации статей отчетности по П(С)БУ и внесения корректировок в эти статьи.

Как правило, трансформация представляет собой свод таблиц, наглядно показывающих переход от украинских балансовых статей и статей отчета о финансовых результатах к соответствующим показателям по МСФО.

Метод трансляции украинских проводок (данных) в МСФО — это метод, при использовании которого за основу берутся хозяйственные операции и проводки украинского учета, уже имеющиеся в программе. Эти данные перегруппировываются по определенному алгоритму, который называется мэппинг (таблица соответствия счетов), которая, как правило, составляется в Excel, а потом перегружается в информационную систему, используемую для подготовки отчетности по МСФО.

В случае выбора данного метода его достоинством является то, что большую часть операций осуществляют бухгалтеры, ведущие учет по П(С)БУ, что, во-первых, позволяет компании экономить денежные ресурсы. Во-вторых, при этом минимизируется риск ошибок и компания может проанализировать данные финансовой отчетности, составленной по МСФО, вплоть до каждой отдельной проводки. Однако при этом бухгалтерам придется вносить в систему значительно больше аналитики, потребуется дополнительная информационная система для целей МСФО, а также необходим персонал для поддержки двух баз данных.

Не имея представления о целях составления отчетности по МСФО, объеме проводимых операций и прочих особенностях, присущих конкретной компании, невозможно однозначно сказать, какой метод является оптимальным. Для того чтобы сделать правильный выбор метода составления отчетности по МСФО, рассмотрим критерии, по которым компании могут проанализировать преимущества применения того или иного метода.

Как правило, на практике преимущество отдается либо методу параллельного учета, либо методу трансформации, поэтому для выбора того или иного метода мы будет проводить анализ по определенным критериям.

 

Критерии выбора метода составления финансовой отчетности по МСФО

 

Критерий 1. Периодичность составления отчетности

Прежде всего необходимо определить, насколько часто в компании будет составляться отчетность по международным стандартам. Трансформация финансовой отчетности ориентирована на периодический выпуск (ежеквартальный, ежемесячный). При использовании этого метода компания сможет формировать отчетность только на отчетную дату. Внедрение параллельного учета позволит составлять и предоставлять отчетность по МСФО настолько оперативно, насколько это необходимо компании. В связи с этим необходимо оценить, будут ли приниматься оперативные управленческие решения на основе отчетности по МСФО, будет ли необходимость в более частом составлении отчетности, чем ежемесячное (ежеквартальное) предоставление. В случае положительного ответа компании следует проводить внедрение параллельного учета. Если же компании требуется квартальная (годовая) отчетность, а данные по МСФО не используются в системе бюджетирования и управленческого учета, то оптимальным будет использование метода трансформации.

 

Критерий 2. Требуемая степень детализации информации, предоставленной в отчетности

Данный критерий тесно связан с предыдущим. Поскольку в МСФО часто используются методы допущений, расчетных оценок, то информация, которая получена расчетным путем, в отчетности по МСФО может не дать детальных сведений для целей управленческого анализа. В данной ситуации не существует возможности идентификации каждой операции для целей МСФО до уровня проводки.

В случае если компании необходимо видеть всю историю возникновения каждой статьи финансовой отчетности, оперативно получить разбивку какой-либо статьи отчетности по элементам, категориям, нужен параллельный учет. Если же необходимо лишь представить подписанный аудиторами отчет по МСФО в банк, материнской компании либо акционерам, то метод трансформации будет вполне приемлем.

 

Критерий 3. Автоматизация систем бухгалтерского учета

Обращаем ваше внимание на то, что в случае грамотного подхода построить систему трансформации можно на базе Excel даже в достаточно крупной группе компаний. А метод параллельного учета однозначно требует внедрения сложной информационной системы, ее интеграции с существующей программой, используемой для украинского учета. Кроме того, потребуется обучать специалистов бухгалтерии навыкам работы в новой системе.

Однако в некоторых случаях даже при использовании метода трансформации не обойтись без серьезного информационно-технологического оснащения. Например, в случае если большая группа компаний будет готовить отчетность ежемесячно, применения только Excel уже недостаточно. В данной ситуации на начальном этапе внедрения отчетности по МСФО группе следует составлять отчетность с использованием Excel, выстроить систему взаимодействий внутри компаний, обучить сотрудников, приучить их к определенной последовательности действий при составлении отчетности. После того как основные процессы подготовки отчетности будут отлажены, компания может перейти на более совершенную и удобную систему подготовки отчетности с использованием специализированного программного обеспечения.

Еще одним важным фактором на этапе внедрения специализированного программного обеспечения является наличие профессиональных IT-специалистов в штате компании, которые обладают не только техническими навыками, но и базовым пониманием специфики подготовки отчетности по МСФО. Поиск таких специалистов является чуть ли не самой основной проблемой во всем процессе постановки международного учета. В случае если подходящих кадров в штате компании нет, она должна быть готова к дорогостоящему IT-консалтингу ведущих аудиторских компаний.

 

Критерий 4. Наличие квалифицированных специалистов

Независимо от выбранного способа подготовки отчетности в штате компании должен быть как минимум один квалифицированный и профессиональный специалист, способный поставить трансформацию или параллельный учет с нуля. К тому же он должен хорошо разбираться в выбранном компанией программном обеспечении, а также приблизительно знать его возможности приспособления к деятельности компании.

Следует учитывать, что система параллельного учета довольно трудоемка и на практике одного специалиста для качественного выполнения работы предприятию будет недостаточно. Одним из вариантов, в случае отсутствия штатного квалифицированного персонала, может быть передача трансформации отчетности на аутсорсинг с одновременным (параллельным) курированием данного процесса штатным специалистом. При передаче этой функции на аутсорсинг компания может сэкономить денежные средства в случае ежеквартального либо полугодового отчетного периода, поскольку ей не придется ежемесячно выплачивать заработную плату штатным специалистам.

 

Критерий 5. Уровень профессионализма специалистов бухгалтерии, ведущих учет по П(С)БУ

Одним из недостатков системы параллельного учета является увеличение нагрузки на бухгалтеров, ведущих учет по П(С)БУ. При внедрении двойного учета специалистов, ведущих бухгалтерский учет по национальным стандартам, придется переводить на новую программу, реализующую учет в обеих системах стандартов. При этом, возможно, потребуется и дополнительное обучение таких работников, поскольку им придется вносить в систему данные с большим количеством аналитики, требуемой для МСФО-отчетности, и, следовательно, дополнительные финансовые ресурсы, которые должны быть потрачены на такое обучение.

В случае выбора компанией метода трансформации отчетности, нагрузка на отечественную бухгалтерию будет значительно меньше. Однако в данной ситуации начало работы специалистов по трансформации отчетности по МСФО напрямую зависит от профессионализма и скорости закрытия отчетного периода специалистов национальной бухгалтерии. Если в компании применяется система быстрого закрытия периода, то, как правило, срок закрытия двух учетных систем проводится либо в один и тот же рабочий день, либо с разницей в несколько дней. Такая схема работы приводит к напряженной работе подразделения международной отчетности во время закрытия отчетного периода, необходимости неоднократной перепроверки данных из-за изменения данных П(С)БУ, поскольку проводится добавление, корректировка учетных данных из-за механических ошибок, которые могут быть допущены бухгалтерами. При таком методе работы специалисты П(С)БУ, МСФО и аудиторы работают параллельно в тесном сотрудничестве. Плюсами в данной ситуации является то, что ошибки, которые допускают бухгалтеры, ведущие учет по П(С)БУ, оперативно выявляются специалистами МСФО (или аудиторами) и сразу же исправляются (корректируются) бухгалтерией.

 

Критерий 6. Структура компании

Для компаний со сложной внутригрупповой структурой и значительным количеством дочерних компаний целесообразнее выбирать параллельный метод учета и, соответственно, как можно более полную автоматизацию процесса обработки информации. Это, прежде всего, связано со следующими факторами:

1) вероятность значительного риска допущения ошибок, связанных с человеческим фактором;

2) при изменении структуры (появлении или выбытии компаний в группе) крайне трудоемким становится процесс внесения изменений, поскольку специалистам приходится переписывать формулы и макросы, при помощи которых обрабатываются учетные данные, рассылать новые списки компаний группы, уточнять их, перепроверять и т. д.;

3) трудоемким становится процесс подготовки раскрытий к финансовой отчетности. Например, раскрытие по статье «Займы полученные» из отчета о финансовой позиции требует наличия единой базы данных с большим количеством аналитики и тщательной ее обработкой в Excel. Как правило, для таких комплексных раскрытий должен быть выделен отдельный специалист, который имеет опыт подобной работы и сможет оперативно получить и качественно обработать необходимые для раскрытий данные;

4) увеличивается время проверки аудиторами трансформационных и консолидационных таблиц в Excel, а в случае наличия качественной информационной системы аудиторам достаточно один-два раза провести ее тестирование и далее полностью полагаться на отчеты, сформированные в этой системе;

5) компании необходимо выстроить целую систему проверок всех таблиц и данных. При этом в случае увеличения количества компаний группы прямо пропорционально увеличивается количество файлов для заполнения.

Отдельного внимания заслуживает разработка сверочной таблицы внутригрупповых оборотов компаний, либо разработки универсального шаблона такой таблицы в случае, если в программе доработать ее невозможно. Обращаем ваше внимание на то, что исключение внутригрупповых операций при консолидации, как правило, ведется в электронных таблицах Excel, независимо от выбранного метода подготовки отчетности. Это связано с тем, что в крупных холдингах в разных компаниях используются разные программные продукты и автоматизация всего процесса консолидации занимает достаточно продолжительное время. Исключение некоторых видов внутригрупповых операций, «нереализованные прибыли», выручку и затраты при сложных схемах закрытия счетов довольно сложно автоматизировать.

Рекомендуем большой группе компаний с десятками дочерних предприятий автоматизировать процесс подготовки отчетности как минимум на этапе консолидации. При таком подходе пакеты отчетности отдельных компаний, как правило, в формате Excel, загружаются в единую базу данных, в которой уже настроен мэппинг (карта соответствий). В такой системе можно производить автоматическую переклассификацию.

 

Критерий 7. Наличие свободных финансовых ресурсов

Метод параллельного учета является более дорогостоящим, поскольку компании придется осуществить расходы на:

— внедрение информационной системы (программного обеспечения);

— обучение специалистов, составляющих отчетность по национальным стандартам бухгалтерского учета;

— оплату услуг консалтинговой компании, которая будет поддерживать предприятие на этапе становления процесса;

— заработную плату штатных специалистов по МСФО.

От наличия свободных денежных средств, которые может выделить компания на становление системы МСФО, напрямую зависит выбор программного обеспечения.

Наиболее популярными и освоенными в украинской среде являются такие виды программного обеспечения, как SAP, Oracle, Scala, а также «1С:Предприятие», «Парус», которые также возможно настроить на исполнение функций параллельного учета и трансформации.

Таким образом, выбор оптимального способа подготовки отчетности зависит от множества факторов и требует индивидуального подхода. Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, его можно дополнить специфическими критериями, характерными для конкретной компании. У каждой компании будет уникальный набор факторов и удельный вес каждого из них.

 

Преимущества и недостатки разных методов составления финансовой отчетности по МСФО

Рассмотрим преимущества и недостатки методов составления финансовой отчетности по МСФО по следующим критериям.

Возможность сверки данных национального и международного учета

К сожалению, не все программы, предлагающие ведение параллельного учета, способны обеспечить наглядность сверки данных национального и международного учета, поэтому руководству компании следует уделить особое внимание этому вопросу при выборе программы. Вместе с тем возможности трансформации также имеют определенные технические границы, связанные с несовершенством используемых инструментов, в частности, таблиц Excel вместо программ бухгалтерского учета.

Оперативность предоставления отчетности

Одним из основных недостатков трансформации является отсутствие возможности ведения параллельного учета и представления руководству компании, а также другим заинтересованным лицам необходимой информации на оперативной основе, т. е. в промежутке между отчетными датами.

Наличие оценочных суждений

В связи с тем что трансформация представляет собой упрощенный процесс, еще одним недостатком использования этого метода составления отчетности в соответствии с МСФО является наличие значительного количества оценочных суждений и, следовательно, более высокий информационный риск. Однако величина этого риска напрямую зависит от квалификации исполнителей. Таким образом, одной из ключевых особенностей качества услуг по трансформации отчетности является выбор специалиста в области МСФО, профессиональное суждение которого позволит избежать недостоверности отчетности.

Как пример применения таких суждений можно привести случай, когда отчетность составляется в иностранной валюте. Поскольку в случае трансформации невозможно точно определить курс для формирования исторической стоимости товарно-материальных ценностей, компания должна принять решения относительно алгоритма расчета усредненного курса, который будет применяться для пересчета операций в иностранную валюту.

Возможность детализации данных и точность информации

Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода.

Следовательно, трансформация предусматривает преобразование украинской бухгалтерской отчетности (либо данных оборотно-сальдовой ведомости) в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату (конец отчетного года, квартала).

Достоинством внедрения параллельного учета является потенциально более низкий уровень риска неточной информации, отражаемой в финансовой отчетности, поскольку компания имеет возможности проверить каждую отчетную сумму, отраженную по МСФО.

Расходы на внедрение

Организация параллельного учета по МСФО требует существенных дополнительных затрат от компаний (расходы на квалифицированный в области МСФО персонал, программное обеспечение, реорганизацию подразделений компании и т. д.). Кроме того, данный процесс требует продолжительного периода времени, так как затрагивает различные области финансово-хозяйственной деятельности компании. В случае выбора метода трансформации отчетности, по сравнению с параллельным учетом можно отнести невысокие финансовые и временные затраты.

Далее представим достоинства и недостатки приведенных выше способов составления отчетности по МСФО в табличном виде.

 

Сравнительная характеристика методов составления финансовой отчетности по МСФО

№ п/п

Характеристика

Метод параллельного учета

Метод трансформация отчетности

1

Достоверность финансовой отчетности

Потенциально высокая степень достоверности и надежности предоставляемой информации

Потенциально высокий информационный риск

2

Расходы на обучение персонала, программное обеспечение, реорганизацию системы управления в компании

Требует от компании существенных денежных расходов

Не требует от компании существенных денежных расходов

3

Период подготовки и составления финансовой отчетности

Довольно длительный при первой подготовке отчетности, поскольку компания должна настроить систему параллельного учета и выявить возможные ошибки и погрешности в работе системы

Непродолжительный

4

Оперативность составления финансовой отчетности

Практически одновременно с составлением украинской отчетности

Только после составления украинской отчетности либо после закрытия бухгалтерами учетной базы (отчетного периода)

 

В нашей статье мы рассмотрели преимущества и недостатки существующих методов составления отчетности по МСФО, однако, как было упомянуто выше, критерии выбора и факторы, по которым будет проводиться анализ методов отчетности, будут индивидуальными для каждого отдельного предприятия. Надеемся, что наш материал поможет сделать правильный выбор вашей компании.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше