Бесплатные ключи ЭЦП от ГНАУ и программы для их использования
С начала 2012 года бухгалтерскую общественность будоражили слухи о бесплатных электронных ключах от ГНАУ. И вот свершилось, с 30 мая заработал Аккредитованный центр сертификации ключей Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы (АЦСК ИСД ГНС). Обещанные бесплатные электронные ключи уже начали выдавать первопроходцам. О том, как их получить, с какой программой работают эти ключи, читайте ниже.
Ольга Подгорная, консультант «Б & К»
Как получить бесплатные ключи
На сайте АЦСК ИСД ГНС (http://www.cskidd.gov.ua) в разделе «Реєстрація користувачів» можно найти перечень документов, которые необходимо собрать и подать в представительство АЦСК ИСД ГНС для оформления электронной цифровой подписи (ЭЦП) (рис. 1).
Напомню, что применение ЭЦП основано на использовании двух криптографических ключей — личного и открытого. Открытый ключ служит для проверки подлинности ЭЦП получаемых документов. Открытый ключ содержится в сертификате открытого ключа, который выдается ЦСК, и подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу. Срок действия усиленных сертификатов открытых ключей, сформированных в АЦСК ИСД ГНС, составляет 1 (один) год с момента их формирования. Усиленные сертификаты открытых ключей предоставляются исключительно в электронном виде путем их размещения на официальном информационном ресурсе АЦСК ИСД ГНС. Найти на сайте свой сертификат с помощью поиска не составит труда.
Личный ключ предназначен для подписания электронных документов. Он имеется в единственном экземпляре у его владельца. Генерация личных ключей подписантов выполняется на носителе налогоплательщика (сменные флеш-носители, оптические носители CD / DVD для записи, защищенные носители ключевой информации т.д.). Следует заметить, что каждый личный ключ подписанта должен быть записан на отдельный носитель информации.
Программы от ГНАУ
Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью, в том числе для представления отчетности в органы ГНС в электронном виде, вы можете скачать непосредственно с сайта АЦСК ИСД ГНС (http://www.cskidd.gov.ua), раздел «Програмне забезпечення». В этом разделе представлены две программы: «ІІТ Користувач ЦСК-1» и «ГНС Защита отчетности».
Первая программа предназначена для работы с ЭЦП, оформленными в АЦСК ИСД ГНС, и выполняет следующие функции:
— осуществляет наложение ЭЦП на любую информацию в электронном виде (текстовые документы, видео- и аудиофайлы, файлы баз данных и т. д.), а также для криптографической защиты информации путем ее направленного шифрования;
— генерацию ключей пользователя ЦСК, запись, уничтожение и резервное копирование личного ключа на носитель ключевой информации (сменный накопитель) и формирование запроса на формирование сертификата пользователя (документа, удостоверяющего действие и принадлежность открытого ключа пользователя), проверку сформированного сертификата пользователя, блокирование сертификата пользователя и передачу запроса на формирование нового сертификата;
— доступ к сертификатам ЦСК, серверов ЦСК, сертификатов других пользователей и списка отозванных сертификатов с целью просмотра, поиска сертификатов пользователей из файлового хранилища, определения статуса сертификатов пользователей, проверку действительности и целостности сертификатов.
Вторая программа «ГНС Защита отчетности». Основной функцией программы является защищенная передача отчетов в электронной форме (без бумажных копий) с использованием электронной цифровой подписи Государственной налоговой службы Украины.
С помощью этой программы вы сможете:
— подписать отчет;
— зашифровать отчет на сертификат шлюза ГНС;
— сохранить зашифрованный отчет;
— отправить зашифрованный отчет ГНС;
— получить квитанцию — подтверждение приема отчета учреждением или результат проверки отчета;
— расшифровать квитанцию;
— сохранить квитанцию для будущего просмотра и печати.
Для того чтобы подготовить к работе программное обеспечение «ГНС Защита отчетности», вам нужно:
1. Создать каталог, который будет в дальнейшем использоваться в качестве файлового хранилища для хранения сертификатов, и скопировать в него собственные сертификаты.
2. Начать установку программного обеспечения для подписания электронной отчетности «ГНС Защита отчетности».
3. Согласиться с условиями лицензионного соглашения.
4. Выбрать каталог для установки или согласиться с предложенным вариантом.
5. В разделе «криптобиблиотеки» — «Настройки» прописать каталог файлового хранилища и применить сделанные изменения.
6. В случае необходимости изменить каталог в OPZ «Налоговая отчетность» в разделе «Работа с данными → Каталог программы «Налоговая отчетность».
7. Установить доступно обновление и дождаться его окончания. При этом в файловое хранилище будет автоматически добавлен необходимый перечень технологических сертификатов.
8. В разделе «Новое предприятие» заполнить все необходимые поля.
Механизм работы с программой довольно прост:
1. С помощью программы OPZ «Налоговая отчетность» сформировать файл в формате «*.хml» и подготовить его к отправке.
2. Запустить «ГНС Защита отчетности».
3. В случае если налогоплательщиком не был заключен договор с налоговой о признании электронных документов, сформировать его в разделе «Отчеты и квитанции → Договор о признании эл. докум. юр. / физ. лиц». Затем договор нужно подписать и отправить на адрес шлюза ГНС Украины.
4. Если договор уже заключен, можно подписывать и отправлять файлы. Для этого с помощью раздела «Отчеты и квитанции → Отправить отчеты» выбирают нужный файл, следуя подсказкам программы подписывают его электронной цифровой подписью и отправляют.
Получить квитанцию и прочитать ее содержание можно с помощью раздела «Отчеты и квитанции → Принять квитанции → Просмотр квитанции».
На сайте АЦСК ИСД ГНС даже приведена схема формирования и подачи отчетов в ГНСУ с помощью программ OPZ «Налоговая отчетность» и «ГНС Защита отчетности» (рис. 2).
Бесплатные ключи — то конечно хорошо, но только вот отчетность в ПФУ и статистику этими ключами сейчас не подпишешь. Возможно, в дальнейшем этот вопрос и будет решен, пока же бесплатными ключами можно подписывать лишь налоговую отчетность. А значит, потребность в платных ключах, которыми можно подписывать отчетность во все фонды, осталась.