Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

Налоговые льготы для программистов

Верховная Рада Украины 24.05.2012 г. приняла два закона, которые на 10 лет (с 1 января 2013 года по 1 января 2023 года) обещают существенно улучшить жизнь отечественным производителям программного обеспечения:

— «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции»;

— «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции».

Пока что эти законы не подписаны Президентом, но вряд ли он вернет их на доработку в парламент (особенно если учесть, что один из авторов этих законопроектов — Янукович-младший).

Получить льготы могут предприятия, которые на протяжении предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов одновременно отвечают следующим критериям:

1) первоначальная стоимость ОС и/или НМА превышает 50 минимальных зарплат;

2) отсутствует налоговый долг;

3) субъект не признан банкротом;

4) удельный вес доходов от осуществления «программистских» видов экономической деятельности составляет не менее 70 % доходов от реализации товаров (работ, услуг). Перечень таких видов деятельности достаточно обширен и, в частности, включает:

— издание программного обеспечения, в том числе издание и реализацию (продажу, прокат и/или предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ; выпуск компьютерных игр для всех платформ;

— компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модифицированию, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документированию программного обеспечения; настройку программного обеспечения; разработку индивидуального программного обеспечения (на заказ);

— консультирование по вопросам информатизации;

— деятельность по управлению компьютерным оборудованием;

— создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей; разработку криптографических средств защиты информации, предоставление права на использование программного обеспечения, включая передачу имущественных прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение (компьютерные программы);

— обработку данных, размещение информации на веб-узлах и связанную с ними деятельность, включая деятельность, связанную с базами данных.

Коротко о важнейших новациях для таких субъектов:

1. По налогу на прибыль: вводится раздельный учет доходов и затрат для вышеперечисленных видов деятельности и для остальных, причем по первым применяется льготная ставка 5 %.

2. По НДФЛ: ставка налога составляет 5 % от базы налогообложения по доходам в форме зарплаты и иных вознаграждений по трудовым договорам (контрактам) работников.

3. По ЕСВ (на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года):

— единый взнос для субъектов индустрии программной продукции устанавливается по самому низкому — 1-му классу профессионального риска как доля от двух размеров минимальной зарплаты, умноженная на количество наемных работников с учетом количества дней, отработанных работниками в отчетном периоде, и сумм вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам;

— единый взнос для наемных работников субъектов устанавливается в размере, предусмотренном законодательством, как доля от двух размеров минимальной зарплаты, умноженная на количество наемных работников с учетом количества дней, отработанных работником в отчетном периоде.

4. Освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции, созданной в результате осуществления «айтишных» видов экономической деятельности (по перечню, приведенному выше).

Обратим ваше внимание на то, что льгота по НДС распространяется не только на субъектов, воспользовавшихся правом на льготный режим и официально получивших соответствующий статус, но и на любых других продавцов программного обеспечения.

(Законопроекты «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» № 8267, «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» № 9744. На момент подготовки номера не были подписаны Президентом)

 

Акциз на нефтепродукты будет «плавающим»

С 27.05.2012 г. вступили в силу акцизные изменения в отношении нефтепродуктов. Теперь ставка акциза будет ежедекадно корректироваться в зависимости от средней цены одного барреля нефти на бирже ICE. Это изменение обосновывается его авторами как способ уменьшить влияние подорожания нефтяного сырья на мировых рынках на ценовую ситуацию на отечественном рынке нефтепродуктов и, по их утверждению, не приведет к негативным социально-экономическим и другим последствиям. Хорошо бы так оно и было.

(Закон Украины «О внесении изменений в подраздел 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно корректировки ставок акцизного налога» от 15.05.2012 г. № 4677-VI)

 

Уголовно-процессуальный кодекс коснется и бухгалтеров

В связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) Верховная Рада внесла изменения в ряд законов и кодексов. Всего затронуто 75 различных нормативных актов, среди которых есть и весьма интересные для налогоплательщиков. В частности, изменения претерпели Налоговый, Гражданский и Таможенный кодексы Украины, а также законы:

— «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;

— «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции»;

— «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений»;

— «О финансовых услугах и государственном регулировании финансовых услуг»;

— «О защите прав потребителей»;

— «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»;

— «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;

— «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»;

— «О государственной налоговой службе в Украине».

Большинство изменений — чисто терминологические, они не затрагивают сути изменяемых норм, а только согласовывают формулировки законов с формулировками нового УПК. Однако есть и более существенные изменения, связанные с новациями уголовного процесса.

Например, появилось такое новое процессуальное действие, как «сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления». Из-за этого изменилось, в частности, описание некоторых обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых осуществляется документальная внеплановая выездная проверка. Так, п.п. 78.1.12 НКУ выглядит теперь следующим образом:

«78.1.12. вышестоящим органом государственной налоговой службы в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществлена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, когда в отношении должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование либо им сообщено о подозрении в совершении уголовного правонарушения*».

* Раньше было: «или возбуждено уголовное дело».

Изменилось описание обстоятельств и в п.п. 78.1.11 НКУ. Вместо:

«78.1.11. получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве»

теперь будет:

«78.1.11. получено судебное решение суда (следователя, судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом».

Новые нормы вступают в силу со дня вступления в силу УПК, т. е. через шесть месяцев со дня его опубликования (опубликован 19.05.2012 г.).

(Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса Украины» от 03.04.2012 г. № 4652-VI)

 

ГНСУ не возражает против заполнения отчетности
 одновременно печатным способом и от руки,
 но только по-украински

Налоговое ведомство издало в виде письма две консультации из ЕБНЗ по поводу оформления налоговой отчетности. Главные выводы, сделанные в этих разъяснениях:

— налогоплательщику не могут отказать в приеме налоговой отчетности (декларации, расчета) только потому, что эта отчетность заполнена частично при помощи технических средств, а частично от руки. Разъяснение не такое уж бесполезное, так как некоторые довольно мутные формулировки налогового законодательства могли быть истолкованы налоговиками и как запрет «смешанного» способа заполнения отчетности;

— любая налоговая отчетность (в том числе в электронном виде) должна составляться только на украинском языке. Спорить с этим трудно.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины от 07.03.2012 г. № 8971/К/18-4013)

 

Эконалог с бытового мусора:
 еще несколько разъяснений

Госналогслужба, похоже, решила окончательно расставить все точки над «i» в вопросе обложения эконалогом бытовых отходов. На эту тему уже имеется Обобщающая налоговая консультация относительно уплаты экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов (утвержденная приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258), согласно которой плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды или его органов на местах.

Теперь ГНСУ ответила еще на несколько практических вопросов:

1. С какого момента применяются положения приказа № 258 в части трактовки норм Налогового кодекса Украины?

2. Распространяется ли он на все отходы?

3. Правомерно ли представление уточняющих налоговых деклараций за I — III кварталы 2011 года относительно временного размещения бытовых отходов, если за этот период экологический налог за временное размещение бытовых отходов был начислен и уплачен?

4. Должны ли уплачивать экологический налог субъекты хозяйствования, которые временно разместили бытовые отходы в IV квартале 2011 года?

5. Каков механизм возврата уплаченных сумм экологического налога?

6. Каков механизм отмены уведомлений-решений?

7. Как подается налоговая декларация по эконалогу за IV квартал 2011 года при условии временного хранения бытовых отходов и заявления об отсутствии в 2012 году объекта исчисления экологического налога?

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «Об экологическом налоге» от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117)

 

Расходы на проживание командировочных
 — только за одно койко-место

В очередном письме, посвященном командировочным расходам, ГНСУ совершенно справедливо подтвердила возможность (именно возможность, а не обязательность!) применения небюджетными предприятиями Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59. На этом основании сделан вполне корректный вывод о необязательности уменьшения суточных работнику небюджетного учреждения (организации), которому в счет за проживание в гостинице включили и оплату питания.

А вот другой вывод вызывает возражения. По мнению ГНСУ, расходы работника предприятия на проживание в командировке могут быть учтены в составе затрат при определении объекта налогообложения «в размере стоимости одного места в гостиничном номере за каждые сутки такого проживания». Иначе говоря, если в гостинице не оказалось одноместных номеров и командированный был вынужден снять себе двухместный номер, то предприятие такие «завышенные» расходы в затраты себе поставить не сможет. На чем основывается такая уверенность налоговиков — непонятно.

Кстати, если продолжать рассуждения в том же направлении, то можно и вовсе дойти до того, что на стоимость «лишнего» места в гостиничном номере работнику надо доначислить НДФЛ.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины от 31.03.2012 г. № 5742/6/15-1415)

 

На новый КВЭД нужно переходить самостоятельно

Государственная регистрационная служба напомнила, что с 01.01.2012 г. вступил в силу национальный классификатор Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (в соответствии с п. 1 приказа Госпотребстандарта от 11.10.2010 г. № 457).

При этом до конца текущего года одновременно с ДК 009:2010 действует и предыдущий классификатор — ДК 009:2005.

Для приведения кодов видов деятельности в соответствие с КВЭД-2010 физическим лицам — предпринимателям и представителям юридических лиц необходимо обращаться к государственным регистраторам с соответствующими документами. В частности, физическими лицами — предпринимателями подается регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержащиеся в ЕГР (форма № 11), которая в перечне изменений, вносимых в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержит поле «изменение видов деятельности, которые осуществляет физическое лицо — предприниматель». Изменение видов деятельности осуществляется бесплатно.

Представлять документы государственному регистратору можно будет в течение всего 2012 года.

В письме особо подчеркивается, что автоматически никакие изменения проводиться не будут.

(Письмо Государственной регистрационной службы Украины от 27.04.2012 г. № 85/21-12-7.2)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше