Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

ГНСУ издала порцию обобщающих налоговых консультаций

За все время действия Налогового кодекса Госналогслужба Украины ни разу не воспользовалась своим правом на издание обобщающих налоговых консультаций. И вот теперь, после долгого затишья, появился целый ряд таких документов. По слухам, всего готовятся к опубликованию несколько десятков консультаций. Пройдемся по тем, которые уже вышли.

 

1. Курсовые разницы

Курсовые разницы по задолженности в иностранной валюте, которая возникла до 1 апреля 2011 года и осталась непогашенной на эту дату, пересчитываются в соответствии с п.п. 153.1.3 НКУ. При этом балансовая стоимость задолженности определяется по курсу НБУ на 31 марта 2011 года.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по  определению курсовых разниц по задолженности в иностранной валюте, возникшей до 1 апреля 2011 года» от 15.02.2012 г. № 120)

 

2. Затраты по операциям с физлицами-единоналожниками

Начиная с 1 января 2012 года юридические лица — плательщики налога на прибыль при определении объекта налогообложения могут включать в состав расходов затраты по приобретению товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог (ЕН) независимо от группы, при условии, что такие расходы связаны с хозяйственной деятельностью плательщика.

Более чем либеральное разъяснение. В то же время нельзя не обратить внимания на последствия данной операции для самого плательщика ЕН, о которых авторы консультации умолчали. В настоящее время ГНСУ придерживается такого мнения, что подобный плательщик должен применить к своему доходу 15-процентную ставку ЕН и перейти на общую систему со следующего месяца. И то и другое, на наш взгляд, крайне сомнительно.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по формированию затрат по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения» от 15.02.2012 г. № 121)

 

3. Учет роялти

Расходы по начислению роялти относятся к расходам двойного назначения, которые учитываются при определении объекта налогообложения в составе прочих расходов. В то же время, если расходы по начислению роялти могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект затрат, такие расходы учитываются в составе себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Логичный вывод.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по некоторым вопросам обложения налогом на прибыль при выплате роялти» от 15.02.2012 г. № 122)

 

4. Расходы на маркетинг

Если в договоре поставки или в договоре комиссии между производителем (импортером) или владельцем торговой марки и продавцом (дистрибьютором или розничным торговцем) предусмотрена оплата рекламных, маркетинговых услуг, в том числе мотивационных выплат, в состав затрат производителя (импортера) или владельца торговой марки, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются расходы, понесенные производителем (импортером) или владельцем торговой марки на оплату таких услуг и выплат в пользу дистрибьюторов или розничных торговцев, с учетом ограничений, установленных п.п. 139.1.13 НКУ.

Для учета затрат на рекламные и маркетинговые услуги, в том числе мотивационные выплаты при исчислении объекта налогообложения, необходимо доказать непосредственную связь таких расходов с хоздеятельностью налогоплательщика и подтвердить их первичными документами.

Ценность этой консультации состоит также в том, что ГНСУ впервые так подробно расписала состав маркетинговых расходов (включая мерчандайзинг, бонусные выплаты и т. п.).

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отнесению расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав затрат» от 15.02.2012 г. № 123)

 

5. Налогообложение туроператоров и турагентов

Консультация на эту тему получилась достаточно подробной и полезной для туристической отрасли. Назовем лишь вопросы, на которые ГНСУ дала ответ:

— включаются ли в базу обложения НДС туристического продукта суммы НДС, уплаченные (начисленные) туроператором в составе расходов на приобретение товаров (услуг) для формирования туристического продукта?

— как отражаются налоговые накладные, полученные от поставщиков товаров (услуг), формирующих турпродукт, в реестре выданных и полученных налоговых накладных?

— в какой части туроператор имеет право на формирование налогового кредита?

— на какую дату у туроператора возникают налоговые обязательства?

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности» от 16.02.2012 г. № 126)

 

6. Опоздавшие налоговые накладные и порядок заполнения налоговых накладных

В этой обширной консультации налоговики коснулись ряда вопросов, представляющих большой практический интерес. Укажем наиболее важные из них.

Во-первых, если раньше налоговая служба требовала документального подтверждения опоздания налоговой накладной (почтовый штемпель на конверте и т. п.), то теперь она отказалась от такого требования.

Во-вторых, ГНСУ не считает нарушением отсутствие выравнивания показателей в налоговой накладной по правому полю. К сожалению, столь же четкого и однозначного указания не прозвучало по поводу других технических моментов (например, по поводу накладных, в которых часть реквизитов отпечатана, а часть вписана от руки, или по поводу заполнении их фиолетовыми чернилами — в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденном приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379, упоминаются только черные и синие). Кроме того, в консультации указывается:

«Нарушением порядка заполнения налоговой накладной считается прежде всего отсутствие в налоговой накладной хотя бы одного показателя, который является обязательным реквизитом налого-вой накладной (перечислены в подпунктах «а» — «и» пункта 201.1 статьи 201 раздела V Кодекса), а также несоответствие показателей, указанных в налоговой накладной, условиям поставки (цена, стоимость, номенклатура, количество товара и т. д.)».

В-третьих, налоговики настаивают на исключительно украиноязычных налоговых накладных. Оспаривать это утверждение, пожалуй, труднее и накладнее, чем просто перейти на государственный язык.

В-четвертых, по мнения ГНСУ, при поставке товаров необходимо учитывать их названия и классификацию в соответствии с УКТ ВЭД. С этим мы согласиться не можем. Подобных требований не содержит ни один законодательный акт, и стороны договора вправе сами решать, как именно назвать поставляемый товар.

В-пятых, авторы консультации еще раз подтвердили, что ошибочно сформированная налоговая накладная не может быть исключена из Единого реестра, однако такая ошибочная регистрация является налоговой информацией, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы налоговой службы. Если плательщик не предоставит объяснения по существу таких расхождений и документальные подтверждения своих объяснений, ему грозит документальная внеплановая проверка.

К сожалению, ГНСУ заняла здесь явно неконструктивную позицию. Вместо того чтобы предусмотреть возможность исправления ошибок в зарегистрированной налоговой накладной или, по крайней мере, возможность ее отзыва (что потребовало бы внесения соответствующих изменений в Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, и корректировки программного обеспечения), налоговики предпочли оставить себе лишние поводы для проверок.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам отражения в налоговом учета по налогу на добавленную стоимость отчетного периода налоговых накладных, выписанных в предыдущих периодах, и формирования на их основании налогового кредита» от 16.02.2012 г. № 127)

 

7. Уточнение НДС и условная поставка

Разъяснение составлено довольно путано. По существу отметим только один нюанс. Составители консультации говорят, что условную поставку следует отражать, в частности, в том случае, если изменениями, внесенными в НКУ, предусматривается отнесение операций по поставке ранее облагавшихся товаров/услуг к освобожденным или не являющимся объектом налогообложения. При этом указывается, что такие товары/услуги считаются проданными «в налоговом периоде, в котором произошли изменение направления использования или фактическая поставка таких товаров/услуг без обложения налогом на добавленную стоимость».

Однако в консультации не конкретизировано, считается ли изменение налогового законодательства изменением направления использования актива. Не исключено, что считается, так как направление использования в данном случае означает, скорее всего, предназначенность товаров/услуг для использования в облагаемых или необлагаемых операциях.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам отражения в налоговой отчетности по НДС изменений сумм налогового обязательства и налогового кредита» от 16.02.2012 г. № 128)

 

8. Перерасчет доли использования активов в не облагаемых НДС операциях

Во-первых, в консультации заявляется, что 12-, 24- и 36-месячный перерасчет доли использования «необоротки», приобретенной до 01.01.2011 г., производится по тем активам, которые введены в эксплуатацию после 01.01.2011 г. Не совсем понятно, что имели в виду авторы. Можно предположить, что в перерасчете участвуют только те активы, которые введены в эксплуатацию после вступления в силу НКУ, хотя и приобретены до этой даты. Если мы правильно прочли этот пункт, то он означает изменение позиции налоговой службы. Ранее ГНСУ неоднократно заявляла, что нормы ст. 199 НКУ применяются к необоротным активам независимо от даты их приобретения.

Во-вторых, доля использования малоценных необоротных материальных активов пересчитывается по тем же правилам, что и товары. Совершенно правильное, с точки зрения целесообразности, решение, хотя и не вполне соответствующее нормам НКУ.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения статьи 199 раздела V Налогового кодекса Украины» от 16.02.2012 г. № 129)

 

9. О плательщиках НДС — единоналожниках, а также о негативной налоговой истории

Очень актуальное разъяснение.

Во-первых, в нем указано, что при превышении совокупных объемов поставки товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев 300 тыс. грн. плательщики единого налога групп 3 и 4, применяющие ставку 5 %, не подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС.

Во-вторых, существенно прояснен вопрос о переходе единоналожников групп 3 и 4 со ставкой 5 % на ставку 3 %. Налоговики разъяснили, что переход на ставку 3 % возможен не только для тех единоналожников, которые соответствуют критериям обязательной НДС-регистрации согласно п. 181.1 НКУ (осуществляют поставки услуг (работ) плательщикам НДС, объемы которых за последние 12 календарных месяцев совокупно превышают 300 тыс. грн.), но и те, которые подпадают под действие п. 182.1 НКУ, т. е. соответствуют критериям для добровольной регистрации.

В случае добровольной регистрации таких плательщиков единого налога плательщиками НДС регистрационное заявление по ф. № 1-НДС подается в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 20 дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных.

При этом регистрация плательщиком НДС осуществляется не ранее даты перехода на ставку единого налога в размере 3 %.

Еще раз повторим: очень, очень важное разъяснение! Ведь в Кодексе по данному вопросу имеется законодательный пробел.

В-третьих, подтверждено, что налоговая история за период предыдущей регистрации лица в качестве плательщика НДС (наличие расхождений с контрагентом между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, отнесение плательщика к тем или иным группам рисков, наличие отрицательного значение НДС и др.) не является основанием для отказа такому лицу в регистрации в качестве плательщика НДС.

В-четвертых, подтверждено также, что налогоплательщик, который исключен из Реестра плательщиков НДС по инициативе налогового органа, может, а в отдельных случаях — обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам, связанным с регистрацией лиц, переходящих на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость и повторной регистрации лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость» от 20.02.2012 г. № 131)

 

10. Арендаторы-единоналожники

Во-первых, ГНСУ сообщает, что физлицо-предприниматель не имеет права находиться на упрощенной системе налогообложения, в случае сдачи им в аренду помещения, площадь которого превышает установленные для единоналожников нормы. То есть нельзя, например, из недвижимости нежилого назначения общей площадью 400 кв. м сдавать 110 кв. м в аренду в качестве «обычного» физлица, а остальные 290 кв. м в качестве физлица-единоналожника.

Во-вторых, при сдаче в аренду части помещения общая площадь этого помещения как таковая роли не играет, она может и превышать установленный предел. Главное — чтобы его не превышала площадь сдаваемой в аренду части.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическими лицами  — предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению недвижимого имущества в аренду» от 20.02.2012 г. № 136)

 

11. Единоналожники, предоставляющие услуги, — какая группа?

Вопрос о выборе группы предпринимателем, осуществляющим автотранспортные перевозки пассажиров, если оплата за проезд производится пассажирами через кассу автостанции, решен так:

— если физлицо перевозит пассажиров по договору, согласно которому заказчиком является автотранспортное предприятие (автостанция), то он должен выбрать группу 3;

— если физлицо само является заказчиком услуг автостанции по продаже билетов, то можно выбрать группу 2.

Актуален также вопрос о выборе группы предпринимателем, осуществляющим хоздеятельность по ремонту автотранспортных средств, если он предоставляет услуги непосредственно физлицу, при этом оплату за выполненные работы получает от страховой компании. По мнению авторов разъяснения, группа 2 тут возможна, если по договору заказчиком является физическое лицо (у которого возник страховой случай), а не страховая компания. Соответственно, акт выполненных работ должен подписываться физлицом-заказчиком, а не представителем страховой компании. В противном случае ремонтнику-единоналожнику можно работать только в группе 3.

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц  — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг» от 20.02.2012 г. № 137)

 

В декларацию по НДС внесены изменения

Минфин внес изменения в формы и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

В «общей» декларации изменения коснулись, в частности, строки 16.3. Теперь она называется «Корректировки налогового кредита по поставкам сельскохозяйственной продукции, продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из строки 12.3 декларации (сокращенной) или строки 12.3 декларации (перерабатывающего предприятия)) (+)».

Кроме того, изменениям подверглись форма декларации перерабатывающего предприятия, а также формы уточняющих расчетов в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок.

На момент подготовки этого выпуска приказ официально не опубликован.

(Приказ Министерства финансов Украины «О внесении изменений в формы и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» от 10.02.2012 г. № 143)

 

«Нулевики» будут подавать декларацию по упрощенной форме

Кабинет Министров принял решение о представлении декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме теми плательщиками налога, которые применяют налоговую льготу в виде нулевой ставки по налогу на прибыль. Постановление официально опубликовано и вступило в силу 23 февраля 2012 года.

(Постановление Кабинета Министров Украины от 15.02.2012 г. № 98 «Вопросы перехода плательщи- ков налога на прибыль предприятий, которая облагается по нулевой ставке согласно пункту 154.6 статьи 154 Налогового кодекса Украины, к представлению упрощенной налоговой декларации»)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше