Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

Изменился порядок налогообложения больших зарплат
 и порядок представления деклараций

Верховная Рада Украины внесла в Налоговый кодекс (НК) ряд изменений, касающихся НДФЛ. Отметим наиболее существенные из них.

1. Унифицирована процедура декларирования имущества и доходов госслужащих, депутатов и других лиц, подпадающих под действие антикоррупционного законодательства. В частности, теперь такие декларации подаются в срок до 1 мая. Ранее, напомним, Минфин (приказами от 07.11.2011 г. № 1395 и от 03.02.2012 г. № 84) утвердил единую форму декларации по НДФЛ, которая годится как для обычного налогового декларирования, так и для «антикоррупционного».

Соответствующие изменения внесены также в законы Украины «О государственной службе», «О Высшем совете юстиции», «О службе в органах местного самоуправления», «О статусе народного депутата Украины», «О выборах Президента Украины», «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», «О судоустройстве и статусе судей», «О Кабинете Министров Украины», «О Совете министров Автономной Республики Крым».

2. Изменен алгоритм применения ставок 15 % и 17 %. Теперь из суммы зарплатных и гражданско-правовых доходов вначале вычитается ЕСВ, и лишь затем полученная сумма сравнивается с 10 минимальными зарплатами. Часть, равная 10 минимальным зарплатам (установленным на 1 января отчетного года), облагается НДФЛ по ставке 15 %, остальное — по ставке 17 %.

Поскольку эти изменения вступили в силу с 28.04.2012 г., формально уже за последние три дня апреля следовало бы рассчитывать НДФЛ по новым правилам. Однако никаких разъяснений на этот счет налоговики пока не обнародовали. Ну а пока что разработчикам программного обеспечения и тем предприятиям, которые пользуются самодельными программами, нужно откорректировать свои расчетные алгоритмы.

3. Поменялся и порядок годового перерасчета НДФЛ. Если раньше налоговики требовали делать такой перерасчет за каждый месяц отдельно (хотя законность такого требования и раньше была сомнительной, поскольку абзац третий п. 167.1 НК прямо говорит о «среднемесячном годовом налогооблагаемом доходе»), то теперь уже однозначно перерасчет проходит по годовому доходу в целом в такой последовательности:

— годовая общая сумма доходов в виде заработной платы и гражданско-правовых вознаграждений уменьшается на фактически удержанные в течение года суммы ЕСВ и на налоговую социальную льготу (при наличии);

— рассчитанная сумма в пределах 120 размеров минимальной зарплаты (на 1 января отчетного года) облагается по ставке 15 %, остаток — по ставке 17 %;

— полученная величина НДФЛ сравнивается с суммой налога, фактически удержанного налоговыми агентами в течение отчетного года. Если окажется, что налоговые агенты удержали меньшую сумму, разницу плательщик должен доплатить в соответствующий бюджет до 1 августа года, следующего за отчетным.

Обращаем внимание на то, что возврат из бюджета отрицательной разницы (т. е. когда расчетная сумма меньше фактически удержанной) не предусмотрен.

4. Фактически сужен круг лиц, обязанных подавать годовую декларацию. Согласно п. 179.2 НК от представления декларации освобождаются, в частности, плательщики, которые получали от налоговых агентов доходы, не включаемые в налогооблагаемый доход, а также доходы от одного налогового агента независимо от их вида и размера (кроме случаев, прямо предусмотренных разд. IV НК). Ранее в этом пункте говорилось о получении любых доходов исключительно от налоговых агентов.

Одновременно изменен п.п. «є» п. 176.1 НК, в соответствии с которым плательщики, получающие доходы в форме зарплаты и т. п. в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам от налоговых агентов, должны декларировать свои доходы, если одновременно выполняются два условия:

— налогооблагаемые доходы начислялись (выплачивались, предоставлялись) двумя или более налоговыми агентами;

общая годовая сумма таких доходов превышает 120 минзарплат (раньше речь шла о превышении суммой дохода за любой календарный месяц размера 10 минзарплат).

5. Установлено, что основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм отражаются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации, которую можно подавать до 31 декабря включительно следующего за отчетным налогового года (п.п. 166.1.2 НК). Тем самым перечеркнуты надежды плательщиков на возможность переноса части налоговой скидки на доходы следующего года — путем отражения их в следующей годовой декларации, представляемой в обычные сроки — до 1 мая.

(Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно упорядочения налогового декларирования» от 24.04.2012 г. № 4661-VI)

 

Плательщиков налога на прибыль за прошлогодние
 нарушения не штрафуют

ГНС Украины обратила внимание киевской ГНС на некоторые особенности применения финсанкций за прошлогодние нарушения с учетом ст. 6 подразд. 10 разд. XX НКУ. В частности, налоговики прямо и подробно указали:

— в случае самостоятельного обнаружения налогоплательщиком ошибки и внесения изменений в налоговую отчетность (ст. 50 НКУ) по результатам деятельности во втором — четвертом календарных кварталах 2011 года штраф за недоплату налога на прибыль не применяется;

—.если налогоплательщик сдавал декларацию по налогу на прибыль с нарушением предельных сроков представления налоговой отчетности (ст. 120 НКУ), то по результатам деятельности во втором — четвертом календарных кварталах 2011 года финсанкции не применяются;

— за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности или невыполнение требований относительно внесения изменений в налоговую отчетность к плательщикам налога на прибыль штраф применяется начиная с результатов деятельности первого квартала 2012 года.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «О предоставлении консультации» от 05.04.2012 г. № 9993/7/15-1417)

 

Сообщать в налоговую об открытых
 счетах банки будут по-новому

Минфин утвердил новый Порядок представления сообщений об открытии/закрытии счетов плательщиков налогов в банках и других финансовых учреждениях в органы государственной налоговой службы. Соответственно, прежний Порядок (утвержденный приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 993) утратил силу.

В части, затрагивающей интересы предприятий и предпринимателей, обратим внимание на полезное уточнение: такое основание для отказа во взятии органом ГНС счета на учет, как наличие информации о точно таком же счете (с такими же реквизитами) в Едином банке данных о плательщиках-юрлицах или Реестре самозанятых лиц, свидетельствует всего лишь о том, что данный счет уже учтен органом ГНС. То есть такой отказ является основанием для начала расходных операций по счету.

Кроме того, появилось одно новое основание для отказа: отсутствие в Едином государственном реестре сведений о предпринимателе, юридическом лице или его обособленных подразделениях, которые согласно законодательству должны быть включены в Единый реестр. Впрочем, фактически это основание для отказа применялось и раньше, просто оно не было специально указано в Порядке.

(Приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка представления сообщений об открытии/закрытии счетов плательщиков налогов в банках и других финансовых учреждениях в органы государственной налоговой службы» от 02.04.2012 г. № 426)

 

Каждый месяц — новый Реестр РРО?

16 мая 2012 года ГНСУ утвердила Государственный реестр регистраторов расчетных операций, дополненный новыми моделями РРО. Напомним, что предыдущая редакция Реестра, ныне утратившая силу, появилась чуть более месяца назад (приказ ГНСУ от 06.04.2012 г. № 271).

(Приказ Государственной налоговой службы Украины «Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций» от 14.05.2012 г. № 406)

 

Электронные документы должны храниться
 столько же, сколько и бумажные

Издан обновленный Перечень типовых документов, которые создаются в ходе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов (приказ Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5). Предыдущий Перечень действовал без малого 14 лет (утвержден приказом Главного архивного управления при Кабмине от 20.07.98 г. № 41) и еще будет действовать до начала 2013 года. Минюстовский же Перечень вступит в силу только с 1 января 2013 года.

Новаций в этом нормативе немало. Например, прямо указано, что Перечень предназначен для использования всеми организациями при определении сроков хранения документов, их отборе на постоянное и длительное (свыше 10 лет) хранение или для уничтожения, но при этом может использоваться и физическими лицами — предпринимателями.

Самое главное: составители Перечня предусмотрели ряд норм, касающихся электронных документов. В ныне действующем нормативе такие документы почти не упоминаются. В частности, установлено, что сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.

(Приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Перечня типовых документов, создаваемых в ходе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов» от 12.04.2012 г. № 578/5)

 

ЕСВ начисляется на натуральные доходы
 без повышающего коэффициента

ПФУ сообщил о своей позиции в вопросе о начислении ЕСВ на суммы выплат, которые осуществляются в натуральной форме. В частности, он указал, что согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» ЕСВ исчисляется исключительно в национальной валюте, в том числе с выплат (дохода), осуществляемых в натуральной форме. Расчет ЕСВ происходит на основании бухгалтерских и других документов, согласно которым производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода).

При этом применение повышающего коэффициента этим Законом не предусмотрено (в отличие от ситуации с НДФЛ).

(Письмо Пенсионного фонда Украины «О начислении ЕСВ на доход, выплаченный в натуральной форме» от 20.03.2012 г. № 6288/03-30)

 

Изменились правила взыскания органами ГНС
 средств со счетов налогоплательщиков

Правление Нацбанка внесло изменения в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте (постановление Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22) и Инструкцию о межбанковском переводе средств в Украине в национальной валюте (постановление Правления НБУ от 16.08.2006 г. № 320).

В частности, установлено, что орган ГНС (взыскатель) для взыскания средств оформляет не менее чем в трех экземплярах инкассовое поручение (распоряжение) по установленной форме (приложение 24 к Инструкции № 22) согласно требованиям по заполнению расчетных документов (приложение 8 к Инструкции № 22). При этом взыскатель несет ответственность за необоснованность взыскания средств.

Банк, обслуживающий взыскателя, принимает инкассовые поручения (распоряжения) в течение 10 календарных дней с даты их составления, а банк плательщика — в течение 30 календарных дней с даты их составления. Налоговый орган доставляет инкассовое поручение (распоряжение) в банк плательщика самостоятельно (через работника взыскателя (ДПС), заказным или ценным письмом и т. д.).

Если инкассовые поручения (распоряжения) поступили в банк в течение операционного времени, но на момент поступления на счетах плательщика нет средств или их недостаточно, то банк исполняет эти инкассовые поручения (распоряжения) с учетом сумм, которые поступят на счет плательщика в течение операционного времени (текущие поступления).

Если для исполнения этих инкассовых поручений (распоряжений) недостаточно средств (с учетом текущих поступлений), то они исполняются частично.

Если на счете плательщика средств нет и в течение операционного времени они не поступают, то по окончании операционного времени эти инкассовые поручения (распоряжения) возвращаются без исполнения.

Банк в случае недостаточности средств на счете плательщика исполняет инкассовое поручение (распоряжение) в пределах остатка средств.

Эти изменения официально еще не опубликованы, но уже разосланы на места письмом НБУ от 14.05.2012 г. № 25-111/1058. Как сообщается в этом письме, публикация постановления запланирована на 21.05.2012 г., поэтому документ вступит в силу с 21 июня 2012 года (через 30 дней после официального опубликования).

(Постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 30.03.2012 г. № 122)

 

Президент позаботился о бизнесе

На сайте официального интернет-представительства Президента Украины обнародовано его поручение правительству и другим органам исполнительной власти, в котором поднимается ряд актуальных предпринимательских проблем. Среди прочего Гарант поручил Н. Азарову до середины июля подготовить ряд законопроектов:

— о запрете проведения налоговых проверок налогоплательщика за периоды, по которым была проведена плановая документальная проверка, кроме случаев, когда должностные лица органа государственной налоговой службы, проводившие плановую документальную проверку этого налогоплательщика, привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, за правонарушения в сфере служебной деятельности, связанные с этим налогоплательщиком;

— об усилении ответственности должностных лиц органов государственной налоговой службы за принятие неправомерных решений о доначислении налогов и сборов и о применении штрафных санкций к субъектам хозяйствования, а также ответственности непосредственных руководителей этих должностных лиц, вплоть до увольнения;

— об ограничении вмешательства субъектов властных полномочий в деятельность субъектов хозяйствования. Этим законопроектом, в частности, должно быть предусмотрено, что прекращение деятельности субъектов хозяйствования, приостановление производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, предоставления услуг, применение к субъектам других мер, ограничивающих ведение предпринимательской деятельности, будет осуществляться исключительно по решению суда.

Дано поручение разработать и другие, не менее «вкусные» проекты. Впрочем, питать какие-либо иллюзии насчет реальности их воплощения в самое ближайшее время мы бы не стали.

(Поручение Президента Украины «О мерах по активизации развития реального сектора экономики, активизации реформ в сферах дерегулирования, развития предпринимательства и предоставления административных услуг», http://www.president.gov.ua/ru/documents/14726.html)

 

А. Клименко пообещал выдать
 электронные ключи в июне

Государственная налоговая служба Украины планирует начать работу Центра сертификации ключей электронной подписи и бесплатно выдать ключи предпринимателям до июня 2012 года. Об этом сообщил глава налогового ведомства Александр Клименко: «Сегодня идет тестирование, и до лета, в течение мая, уже откроется и будет работать Центр».

Техническое обеспечение Центрального удостоверяющего органа (т. е. Минюста) осуществляет госпредприятие «Информационный центр».

Источник: http://focus.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше