Темы статей
Выбрать темы

Распределить работу поровну…

Редакция БК
Статья

Распределить работу поровну…

 

img 1

Толчком к написанию этой статьи послужил вопрос нашей читательницы: «Уважаемая редакция «Б & К»! Подскажите, возможно, ли реализовать следующую задачу. В чистую информационную базу нужно ввести остатки плюс вести текущий учет, так как остатков много и одному человеку будет очень сложно справиться с таким объемом работы. Сейчас есть возможность временно выделить отдельного человека для ввода остатков и отдельного — для ведения текущего учета, что было бы оптимальным решением в данной ситуации. Но дело в том, что мы купили однопользовательскую версию «1С:Бухгалтерии 8». Подскажите, как в этой ситуации реализовать возможность работы двух человек с программой. Сразу оговорюсь, что ситуация это временная и в дальнейшем с базой будет работать один человек, поэтому не хотелось бы покупать дополнительные лицензии или сетевую версию программы».

Выход из создавшегося положения существует — это создание распределенной информационной базы. В статье я расскажу, как создать такую информационную базу и работать с ней. Поверьте, это несложно, вам не придется переквалифицироваться в программиста.

Андрей КРУПЕНЯ, инженер-программист предприятия ООО «Ровнотеплоэнерго»

 

Распределенная информационная база (РИБ) — это встроенный механизм платформы «1С:Предприятие 8». Существует множество ситуаций, когда этот механизм станет той самой «палочкой выручалочкой». К примеру, на каком-то этапе развития предприятия нужно подключить территориально удаленные подразделения к единой информационной базе без использования дорогостоящих и технически сложных каналов связи или просто по каким-то причинам нужно часть роботы выполнить вне офисной структуры без прямого доступа к базе «1С». Или же, как в ситуации нашей читательницы, нужно ввести остатки в новую базу, в которой уже идет робота.

Этот механизм разделяет информационную базу на «главную» и «подчиненные» части. При этом вы можете быть уверены в корректном переносе всех изменений из подчиненной базы в главную, а также сохранности тех изменений, которые произошли в главной базе.

 

Принцип работы РИБ

РИБ состоит больше чем из одного узла, причем в каждом узле пользователь работает со своей локальной копией главной базы. Для того чтобы все копии содержали одинаковые данные, необходимо периодически синхронизировать информационную базу, т. е. обмениваться последними изменениями. Файл с изменениями, как правило, имеет небольшой размер (намного меньше полной базы), и его можно без труда отправить по электронной почте, записать на внешний носитель либо выложить на FTP-сервер.

При запуске процедуры обмена данными «1С: Управляющий» сам определит, какие документы еще не выгружались, и отправит их в указанное место. Для полного обмена данными со всех узлов процесс обмена нужно произвести на каждом из них. В процессе обмена программа получает информацию о принятых другими узлами данных. Если какая-то из выгрузок не будет синхронизирована, «1С:Управляющий», не получив подтверждения о доставке, просто повторит попытку при следующем обмене.

 

Создание РИБ

Перед любыми глобальными изменениями в базе в обязательном порядке нужно создавать ее резервную копию.

После того как резервная копия создана, переходим к созданию РИБ. Первым делом создадим префикс для документов «Центральной Базы». Для этого откроем меню «Сервис → Настройка программы» закладка «Обмен данными». В поле «Префикс узла для распределенной информационной базы» вводим префикс, например «ЦБ», и ставим флажок напротив поля «Использовать обмен данными с конфигурациями на платформе 8.2» (рис. 1). Все остальные настройки не являются обязательными: вы сами решаете, какие из них вам нужны.

img 2

Следующий шаг — формирование списка узлов информационной базы. Открываем рабочую информационную базу в режиме «1С:Предприятие», заходим в меню «Операции → Планы обмена» и выбираем вариант «Полный» (рис. 2).

img 3

В списке узлов уже присутствует один узел РИБ, который соответствует текущей (рабочей) информационной базе и в дальнейшем будет являться центральным узлом РИБ. Запись, соответствующая этому узлу, не содержит наименования, кода и префикса. Их нужно внести самостоятельно. Поэтому выбираем существующий узел, нажимаем кнопку «Редактировать» и в поле «Наименование» вводим название узла, например «Центральная база». В поле «Код» указываем префикс «ЦБ» и сохраняем изменения (рис. 2).

Теперь нужно добавить в список новый узел РИБ с наименованием «Подчиненный узел». Добавляем новую строку и в открывшейся форме в поле «Наименование» вводим название «Подчиненный узел», а в качестве кода ставим «ПУ» (рис. 3).

img 4

Нам осталось создать образ удаленной базы: в окне «План обмена Полный» заходим в меню «Действия → Создать начальный образ» либо нажимаем пиктограмму img 5 на панели инструментов. На экране появится диалог создания начального образа, в котором необходимо заполнить реквизиты диалоговой формы. Сперва следует выбрать тип расположения информационной базы (рис. 4). Так как мы работаем с однопользовательской версией программы, на рис. 4 выбран вариант «На данном компьютере или на компьютере в локальной сети». Идем дальше. Сейчас нужно задать параметры новой информационной базы: указать язык и каталог, в котором будет храниться удаленная база (рис. 4). Последняя настройка — выбор параметров запуска (рис. 4).

img 6

После нажатия кнопки «Готово» будет создан начальный образ базы. То есть будет создана новая информационная база, в которую будет перенесена конфигурация и все данные вашей рабочей информационной базы. Эта процедура может занять несколько минут.

Процедура создания начального образа информационной базы выполняется всего один раз для каждого из узлов РИБ, кроме центрального (т. е. в нашем случае лишь один раз, для удаленной базы). После того как создание новой информационной базы было успешно завершено, можно скопировать созданный файл на внешний носитель — флэш-накопитель либо записать на диск и забрать с собой. Теперь работу с базой можно продолжить на другом компьютере, на котором также должна быть установлена программа «1С:Бухгалтерия 8».

После создания информационной базы другие сотрудники предприятия могут продолжить работу в текущей (рабочей) информационной базе без каких-либо ограничений!

 

Работа с «Подчиненным узлом»

Для работы с базой на другом компьютере скопируйте файл с сохраненным образом базы на жесткий диск компьютера или просто вставьте флэшку с файлом в разъем USB рабочего компьютера. Откройте окно запуска программы «1С:Бухгалтерия 8» и нажмите на кнопку «Добавить». Далее выберете «Добавление в список существующей информационной базы», укажите наименование и параметры (т. е. путь к каталогу с образом) информационной базы (рис. 5). Указав дополнительные параметры запуска и нажав кнопку «Готово», можно начинать роботу с базой.

img 7

Обратите внимание, что в новом узле распределенной информационной базы автоматически при создании начального образа заполнены данные узла «Удаленная база». Также автоматически создан узел «Центральная база» и перенесены его данные.

После входа в «Подчиненный узел» необходимо указать префиксы узла для распределенной базы. Для этого откройте меню «Сервис → Настройка программы» закладка «Обмен данными» и в поле ввода укажите префикс «ПУ», а также отметьте флажком поле «Использовать обмен данными с конфигурациями на платформе 8.2».

Важно! Чтобы программа начала использовать внесенный префикс, нужно закрыть «1С:Бухгалтерию 8», выйти из нее и запустить программу заново.

Рассмотрим работу в удаленной базе на примере ввода начальных остатков денежных средств в кассе предприятия. Создав документ по вводу остатков (рис. 6), мы увидим, что номер документа состоит из префикса базы «ПУ», префикса предприятия «ДОБ» и цифрового номера документа.

img 8

Префикс «ПУ» — это отличительная черта всех документов, которые будут создаваться в удаленной базе. После того как работа по внесению остатков и изменений в информационную базу полностью закончена, необходимо записать эти изменения для переноса в рабочую базу. Для этого:

1. Открываем меню «Операции → Планы обмена → Полный».

2. Устанавливаем курсор на строке с именем Центральной Базы и с помощью команды меню «Действия → Записать изменения» либо пиктограммы на панели инструментов вызываем диалог записи изменений (рис. 7).

img 9

В открывшемся окне указываем каталог для файла сообщения и нажимаем кнопку «ОК». Сообщение сохраняется в формате XML. Чтобы уменьшить объем файла сообщения и тем самым упростить процедуру его передачи, например, по электронной почте, можно сохранить его в сжатом виде (в формате ZIP). Для сжатия файла сообщения установим флажок «Сжимать сообщение» (рис. 7).

Важно! Узел, для которого формируется сообщение с изменениями, должен быть текущим в списке узлов (в нашем случае это «Центральная база»).

Имя файла сообщения содержит код узла — источника сообщения и код узла — приемника, которому данное сообщение адресовано. Теперь копируем файл сообщения на внешний носитель или отправляем его в офис предприятия по электронной почте.

 

Перенос информации в «Центральную Базу»

Существует два варианта загрузки информации из удаленной базы в рабочую, рассмотрим оба. Итак, первый вариант удобно использовать тем, кто редко пользуется РИБ.

Скопируйте файл сообщения «Message_ПУ_ЦБ.zip» на жесткий диск рабочего компьютера (или просто вставьте флэшку с файлом в разъем USB рабочего компьютера). Откройте «центральную рабочую» информационную базу. Теперь изменения, внесенные в информационную базу дома, необходимо поместить в «рабочую» информационную базу. Для этого открываем меню «Операции → План обмена → Полный» и устанавливаем курсор на строке с именем удаленной базы, после чего нажимаем кнопку «Прочитать изменения». В открывшемся диалоговом окне следует указать путь к файлу сообщения «Message_ПУ_ЦБ.zip» и нажать кнопку «ОК» (рис. 8).

img 10

После того как чтение изменений успешно завершено, можно проверить, все ли изменения корректно перенесены из «домашней» информационной базы. Откроем обработку по вводу начальных остатков, и найдем в ней субсчет 301 или сформируем оборотно-сальдовую ведомость.

Документ, созданный дома, успешно перенесен в «рабочую» информационную базу. Также можно увидеть, что в то время пока вы работали дома, в «рабочую» информационную базу введены новые документы поступления с префиксом центрального узла распределенной информационной базы — «ЦИ». Помещение изменений в «центральную рабочую» базу не повлияло на созданные в ней документы. В дальнейшем обмен данными между базами осуществляется аналогичным образом: через формирование и передачу сообщений обмена.

Обратить внимание следует вот на что. Для корректной работы плана обмена основным является тот узел базы, с которым вы работаете в данный момент. Находимся на удаленном компьютере, значит, в плане обмена выбираем другой (не удаленный) узел и, установив на него курсор, работаем только с ним. Сначала загружаем сообщения центральной базы в удаленную, затем, поработав какое-то время, записываем произведенные изменения в сообщение для центральной базы. Соответственно, находясь на работе, в плане обмена выбираем другой (не центральный) узел, и обмениваемся сообщениями с ним.

Возможны ситуации, когда нет необходимости организовывать полноценный обмен данными между двумя узлами распределенной информационной базы — достаточно передавать данные в одном направлении, например, только из «рабочей» базы в «домашнюю». Однако для правильного функционирования механизмов обмена необходимо получение ответных сообщений, так как такие сообщения содержат квитанции о доставке данных. Поэтому после получения сообщения обмена из «центральной» информационной базы необходимо в «подчиненной» информационной базе сформировать сообщение и передать его обратно в «центральную» информационную базу для помещения в нее квитанций о доставке данных. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем повторно не переносить в «подчиненную» информационную базу уже доставленные данные.

Второй вариант хорош для использования, когда вы часто пользуетесь РИБ. Итак, заходим в базу («Центральная База»). Затем настраиваем узлы РИБ: пункт меню «Сервис → Распределенная информационная база (РИБ) → Настроить узлы РИБ». Дальше добавим правила обмена данными с «Подчиненными узлами» (рис. 9). Зададим в первой вкладке такие свойства:

— наименование — «Обмен с подчиненным узлом»;

— узел — «Подчиненный узел» (или выбрать из списка нужный);

— тип обмена — «Обмен через файловый ресурс» (также можно настроить обмен через FTP-сервер или через электронную почту. Если это вам будет интересно — пишите, и мы разъясним вам как это настроить).

img 11

При выборе типа обмена — «Обмен через файловый ресурс», укажем путь к каталогу с базой данных и перейдем на следующую вкладку — «Интерактивный обмен» (рис. 10).

img 12

В закладке «Интерактивный обмен» отмечаем флажками такие поля: «Выполнять обмен данными под полными правами», «Загружать данные», «Выгружать данные», и нажимаем кнопку «ОК».

Аналогично нужно настроить план обмена и для информационной базы «Подчиненный узел». Только изменить значения следующим образом:

— наименование — «Обмен с Центральным узлом»;

— узел — «Центральный узел» (или выбрать со списка нужный центральный узел).

Все другие настройки — идентичны.

Для синхронизации данных используйте пункт меню «Сервис → Распределенная информационная база → Настроить узлы РИБ». В открывшейся форме нужно выбрать настроенное правило обмена и через меню «Действие» выбрать «Выполнить обмен».

Помещение изменений в Центральную рабочую базу не повлияло на созданные в ней документы. Возможно как добавлять данные в «Центральный узел» из «Подчиненного узла», так и обновлять их в «Подчиненном узле» данными из «Центрального узла».

 

Если будут возникать какие-то вопросы по данному алгоритму, пожалуйста, пишите на адрес ak.zanoga.blog@gmail.com или задавайте ваши вопросы в блоге http://zanoga.rv.ua.

Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше