Темы статей
Выбрать темы

Закрываем третий квартал в «1С:Бухгалтерии для Украины 8»

Редакция БК
Статья

Закрываем третий квартал в «1С:Бухгалтерии для Украины 8»

 

img 1

В статье мы поможем бухгалтерам, работающим в «1С:Бухгалтерии 8», корректно подвести итоги своей деятельности за квартальный отчетный период. Оформление таких итогов необходимо для подачи финансовой отчетности, которая обобщает информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

 

Перед закрытием отчетного финансового периода в программе «1С:Бухгалтерия 8», проведем следующие контрольные процедуры, для того чтобы избежать возможных ошибок и некорректности при формировании финансовой отчетности.

1. Проверить метки на удаление документов, чтобы ошибочно не удалить нужные документы. Также нужно выполнить перепроведение документов для восстановления последовательности проведения.

2. Проверить расчеты по задолженностям для корректного их закрытия между заказами.

3. Проверить, чтобы модернизации и ремонты были учтены корректно в отчетном периоде.

4. Начислить налоги и сборы, а также проверить правильность их отнесения на соответствующие счета учета.

5. Начислить проценты по кредитам и займам.

6. Начислить проценты на остаток по банковскому счету.

7. Проверить, чтобы кассовые операции не были задвоены в бухгалтерском учете.

8. Проверить, чтобы в программу были внесены валютные курсы на дату проведения расчетов и дату закрытия периода.

9. Выделить текущую часть (т.е. ту, которая будет погашена в течение последующих 12 месяцев с даты баланса) в долгосрочной задолженности по кредитам и займам.

10. Провести списание запасов и МБП.

11. Провести списание расходов будущих периодов.

12. Провести проверку правильности отражения в учете доходов будущих периодов.

13. Начислить износ в бухгалтерском учете, а также проверить, чтобы износ основных средств и нематериальных активов был начислен только по тем объектам, срок полезного использования которых еще не истек, в противном случае нужно будет дооценить такие объекты либо списать их с баланса предприятия.

14. Начислить резерв сомнительных долгов и обеспечения выплат персоналу и т.д.

15. Провести переоценку валюты в том случае, если предприятие проводит валютные операции.

16. Провести окончательные калькуляции, если в течение квартала составлялись предварительные калькуляции.

17. Закрыть элементы затрат (8 класс счетов), если предприятие ведет учет по 8 и 9 классам счетов.

18. Закрыть общепроизводственные затраты (счет 91 «Общепроизводственные затраты»).

19. Провести определение финансовых результатов.

 

Закрываем месяц

После того как все документы в расчетном квартале были проведены, выбираем в главном меню пункт «Операции → Регламентные операции → Закрытие месяца» и нажимаем на кнопку «Добавить (Ins)», при этом создается документ «Закрытие месяца» (рис. 1).

img 2

Этот документ проводит большую часть регламентных операций по бухгалтерскому и налоговому учету в программе. Он состоит из восьми блоков регламентных операций бухгалтерского и налогового учета, установленных в порядке их закрытия:

— Начисление амортизации;

— Переоценка валютных средств;

— Распределение ТЗР;

— Корректировка фактической стоимости номенклатуры;

— Списание расходов будущих периодов;

— Расчет и корректировка себестоимости продукции (услуг);

— Регламентные операции по бухгалтерскому учету;

— Технологические операции по налоговому учету.

Обращаем ваше внимание, что каждая регламентная операция должна быть выполнена не более одного раза в месяц по бухгалтерскому учету и не более одного раза в квартал по налоговому.

Теперь чтобы понять, за что отвечает каждый из блоков документа, рассмотрим их более детально.

 

Блок «Начисление амортизации»

Данный блок состоит из двух пунктов: «Начисление амортизации ОС» и «Начисление амортизации НМА».

При проведении документа с установленным флажком «Начисление амортизации ОС» будет рассчитана амортизация основных средств по указанным видам учета, за исключением тех основных средств, по которым уже была начислена амортизация в течение отчетного периода, документами: «Передача ОС», «Подготовка к передаче ОС», «Списание ОС».

При проведении документа с установленным флажком «Начисление амортизации НМА» будет рассчитана амортизация нематериальных активов по указанным видам учета, за исключением тех активов, по которым амортизация уже была начислена в течение отчетного периода, например документами: «Передача НМА» и «Списание НМА».

 

Блок «Переоценка валютных средств»

При проведении документа с установленным флажком «Переоценка валютных средств» происходит переоценка валютных средств по указанным видам учета. Общий принцип переоценки валюты в программе состоит в том, что остаток в валюте считается неизменным, а остаток в валюте ведения регламентированного учета рассчитывается по курсу, указанному в справочнике валют на момент проведения переоценки. Если текущий остаток отличается от рассчитанного остатка денежных средств, то он корректируется, при этом величина корректировки является курсовой разницей.

Обращаем ваше внимание, что в бухгалтерском учете не переоцениваются так называемые немонетарные счета, список которых задается в регистре сведений «Немонетарные счета». Курсовая разница в бухгалтерском учете относится к доходам либо расходам, настройки счетов и аналитики доходов и расходов по курсовой разнице задаются в регистре сведений «Параметры учета курсовых разниц».

Порядок проведения переоценки валюты в бухгалтерском учете регламентирован П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 10 августа 2000 г. № 193. Порядок переоценки иностранной валюты в налоговом учете регламентирован ст. 153 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

 

Блок «Корректировка фактической стоимости номенклатуры»

Данная регламентная операция применяется организациями, которые применяют в своем учете П(С)БУ 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 г. № 246, для оценки выбытия запасов методом «По средней» с расчетом средневзвешенной стоимости за месяц. Для таких запасов в течение отчетного периода стоимость выбытия рассчитывается средневзвешенной на момент операции, а после проведения регламентной операции создаются корректирующие проводки, для того чтобы сумму выбытия привести к средневзвешенной за месяц.

 

Блок «Списание расходов будущих периодов»

К расходам будущих периодов относятся, в частности, подписка на периодические издания, предварительно (за несколько месяцев вперед) перечислены арендные платежи и т.д. При наличии остатков на счете учета расходов будущих периодов в бухгалтерском учете происходит расчет сумм списания таких расходов по правилам, указанным в справочнике «Списание расходов будущих периодов».

 

Блок «Расчет и корректировка себестоимости продукции (услуг)»

Эта регламентная операция закрывает счет 91 «Общепроизводственные расходы» и счет 23 «Производство». После ее проведения остаток по счету 23 будет соответствовать остатку, указанному в документе «Инвентаризация НЗП» за соответствующий период. Обращаем ваше внимание, что порядок закрытия счетов и подразделений обязательно должен быть указан в регистре «Порядок подразделений для закрытия счетов», который указывается в документе «Установка порядка подразделений для закрытия счетов». Расчет происходит в несколько этапов:

1. Расчет прямых затрат производства.

2. Расчет косвенных затрат производства.

3. Перерасчет прямых затрат производства с учетом косвенных.

4. Корректировка стоимости продукции с учетом рассчитанной реальной себестоимости.

По каждому производственному счету и каждому подразделению и номенклатурной группе создаются корректирующие проводки.

 

Блок «Регламентные операции по бухгалтерскому учету»

Этот блок включает лишь одну операцию — «Переоценка стоимости запасов». При ее выполнении производится оценка стоимости запасов в бухгалтерском учете на основании информации о чистой стоимости реализации этих запасов. Настройка данных для этой операции производится в специальном регистре сведений «Параметры оценки запасов на дату баланса». Обратите внимание, что чистая стоимость реализации определяется по указанному в параметрах программы типу цен. Уценка или дооценка (в пределах сделанных ранее уценок) производится в корреспонденции со счетом затрат, указанном в параметрах. Также обратите внимание, что переоценка стоимости запасов производится для всех остатков запасов на всех складах организации.

 

Блок «Технологические операции по налоговому учету»

В блоке одна операция «Закрытие регистров налогового учета». При установленном флажке документ формирует служебные движения по регистрам налогового учета «Продажи налоговый учет» и «Приобретения налоговый учет». Данная операция уменьшает размер информационной базы и увеличивает скорость проведения документов по налоговому учету. Ее можно проводить в любом периоде (рекомендуется — ежеквартально).

 

Считаем налог на прибыль

После того как будет проведен документ «Закрытие месяца», приступаем к следующему этапу закрытия финансового периода, к созданию документа «Расчеты по налогу на прибыль». Для этого в главном меню выбираем пункт «Операции → Регламентные операции → Расчеты по налогу на прибыль» и нажимаем на кнопку «Добавить (Ins)», при этом создается документ «Расчеты по налогу на прибыль» (рис. 2).

img 3

Этот документ предназначен для расчета и регистрации в системе отсроченных налоговых активов (обязательств) в соответствии с П(С)БУ 17 «Налог на прибыль», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 декабря 2000 г. № 353, а также отражения суммы расходов по налогу на прибыль.

Документ следует вводить в конце налогового периода (квартала) после того, как внесены и выверены все данные по налоговому учету. В шапке документа заполняются такие реквизиты:

— «Текущий налог на прибыль» — это сумма налога на прибыль по данным налогового учета (указанная в декларации по налогу на прибыль);

— «Рассчитывать ОНА и ОНО» — признак, управляющий расчетом отсроченных налоговых активов (ОНА) и отсроченных налоговых обязательств (ОНО). При установленном флажке будет выполняться полноценный расчет ОНА и ОНО, при снятом флажке расчет выполняться не будет, а расходы по налогу на прибыль будут отражены одной проводкой в сумме, равной текущему налогу на прибыль. В соответствии с П(С)БУ 17 допускается не рассчитывать ОНА и ОНО при составлении промежуточной финансовой отчетности, поэтому флажок может быть снят при расчете налога на прибыль за первые три квартала года.

При установленном флажке «Рассчитывать ОНА и ОНО» становится доступной для редактирования табличная часть «Статьи ОНА и ОНО» (рис. 3), в которой производится расчет ОНА и ОНО. Табличная часть может быть заполнена при помощи кнопки «Заполнить». При автоматическом заполнении в нее попадают те статьи ОНА и ОНО, для которых в справочнике настроены правила оценки статей. После заполнения информацию в табличной части можно редактировать, в том числе дополнять сведениями о статьях, автоматическое заполнение и расчет по которым не предусмотрены.

img 4

Реквизиты в табличной части означают следующее:

— «Статья» — статья, по которой производится расчет;

— «Вид налоговой деятельности» — оценка каждой статьи производится в разрезе всех видов налоговой деятельности, которые ведутся на предприятии. От вида налоговой деятельности зависит ставка налогообложения;

— «Ставка налога» — ставка налога на прибыль, по которой будет рассчитываться величина ОНА и ОНО. Согласно П(С)БУ 17 при расчете следует использовать ставку налога, которая будет действовать в том будущем налоговом периоде, когда ОНА и ОНО будет «погашено». При заполнении ставка по умолчанию устанавливается в значение, действующее в следующем налоговом периоде (см. регистр сведений «Ставки налога на прибыль»);

— «Оценка статьи по БУ», «Оценка статьи по НУ» — в этих реквизитах указываются оценки статьи по бухгалтерскому и налоговому учету соответственно;

— «Сумма временной разницы» — разница между налоговой и бухгалтерской оценкой статьи;

— «Сумма ОНА», «Сумма ОНО» — если сумма временной разницы положительная, то имеет место отсроченный налоговый актив, если отрицательная — то отсроченное налоговое обязательство. Каждая из суммы определяется умножением суммы временной разницы на ставку налога.

На закладке «Дополнительно» указываются счета и аналитика доходов и расходов по налогу на прибыль. Примечание: доходы от налога на прибыль могут возникнуть в тех редких случаях, когда прирост отсроченных налоговых активов (уменьшение отсроченных налоговых обязательств) превосходит сумму текущего налога на прибыль.

При проведении документ приводит остатки на счетах 17 «Отсроченные налоговые активы» и 54 «Отсроченные налоговые обязательства» в соответствие суммам, указанным в табличной части документа. Сумма текущего налога на прибыль, скорректированная на изменение величины ОНА и ОНО, отражается как расход (доход) по налогу на прибыль.

 

Определяем финансовый результат

Определение финансовых результатов в программе проводится отдельным документом, и только после отражения всех хозяйственных операций, влияющих на доходы и расходы, включая закрытие месяца и расходы по налогу на прибыль.

Для того чтобы создать документ, отвечающий за закрытие финансовых результатов, в меню выбираем «Операции → Регаментные операции → Определение финансовых результатов» и нажимаем на кнопку «Добавить (Ins)», при этом создается документ «Определение финансовых результатов» (рис. 4).

img 5

Этот документ служит для определения финансового результата деятельности предприятия путем закрытия доходов и расходов, а также для формирования остатка нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Документ рекомендуется проводить в конце месяца, после отражения всех хозяйственных операций, влияющих на доходы и расходы, включая расходы по налогу на прибыль. Для того чтобы свернуть доходы и расходы, необходимо поставить флажок в поле «Закрывать доходы и расходы (на счет 79)». При проведении документа с установленным флажком остатки на счетах классов 7, 8 и 9 списываются на соответствующие субсчета счета 79 «Финансовые результаты». Устанавливать флажок в поле «Рассчитывать прибыль/убыток (на счете 44)» не нужно, так как расчет прибыли или убытка проводится в конце отчетного года.

Данный документ в программе является последним в отчетном периоде и должен быть проведен «30.09.2012 г. 23:59:59». Обращаем внимание, если этот документ будет проведен другой датой или проведен 30.09.2012 г., но в нем не будет соблюден признак времени проведения, то существует большая вероятность, что часть данных будет не учтена в расчетном периоде.

 

Надеемся, что с помощью этого материала у вас будет возникать меньше ошибок, связанных с закрытием отчетного периода, что, в свою очередь, повлияет на качество учета в программе «1С:Бухгалтерия 8». Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше