Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

Вписывать в налоговую накладную
реквизиты ГТД пока что некуда

Законом Украины от 05.07.2012 г. № 5083-VI введен новый обязательный реквизит налоговой накладной — номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины.

В связи с этим Госналогслужба разъяснила, что в настоящее время этот обязательный реквизит указывать в налоговой накладной не надо, пока не утверждена новая форма налоговой накладной с соответствующими графами.

ГНСУ поступила, на наш взгляд, разумно (в отличие от недавней ситуации со вписыванием в накладные кодов УКТ ВЭД).

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «О дополнении обязательных реквизитов налоговой накладной» от 21.08.2012 г. № 1272/0/71-12/15-3117)

 

Налоговики рассказали,
как будут проверять обычные
 внешнеэкономические цены

ГНСУ разработала и разослала на места письмом от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217 Методические рекомендации относительно алгоритма определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций.

Среди прочего в Методрекомендациях указаны конкретные источники информации, которые рекомендованы налоговикам для определения обычной цены. Помимо данных органов статистики и информации от налоговых органов других стран, а также цен специализированных бирж по торговле отдельными видами продукции, большой интерес представляет перечень интернет-сайтов, которые, по мнению налоговиков, могут служить авторитетным источником ценовой информации. Правда, тут не обошлось без ошибок: некоторые адреса на поверку оказались неверными. Исправив ошибки, приводим этот перечень:

— metaltorg.ru — цены на металлы;

— metalcourier-online.com — мировые цены на металлы, ферросплавы и уголь;

— icis.com — аналитика цен химической продукции и продукции нефтепереработки на мировых рынках Азии, Африки и Европы;

— commodityonline.com — цены на металлы на мировых товарных биржах;

— ugmk.ua — цены на металлы и продукты из металла на украинском рынке;

— me.kmu.gov.ua — сайт Министерства экономического развития и торговли Украины (мониторинг цен на металлы на мировых биржах);

— visnik.kiev.ua — относительно цен на зерновые культуры по контрактам, заключенным на товарных биржах;

— agriagency.com.ua — цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою, рапс;

— cropcongress.org — цены на сельскохозяйственную продукцию (ячмень, пшеница и т. п.);

— zerno.org.ua — цены и аналитика закупочных цен на зерно и т. п.

Искать нужные данные налоговики будут также в бюллетенях Госвнешинформа: «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков», «Биржевые товары», «Стальной прокат», «Сырьевые материалы» и в каталоге «Импортеры и экспортеры Украины».

Отметим, что Методрекомендации разработаны под нормы п. 1.20 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, а не под нормы ст. 39 НКУ, которая придет ему на смену с 1 января будущего года. Впрочем, разница между нынешними и будущими нормами не так уж велика, поэтому Методрекомендации, скорее всего, будут применяться и в следующем году. После небольшой косметической правки, разумеется.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «О направлении Методических рекомендации относительно алгоритма определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций» от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217)

 

Крупные налогоплательщики
и договоры об обычных ценах

Еще на тему обычных цен. Поскольку с 1 января вместо нынешнего порядка определения обычных цен (в соответствии с п. 1.20 Закона о прибыли) начнут действовать нормы ст. 39 НКУ, то вступит в силу и загадочный п. 39.16 НКУ, дающий право крупным налогоплательщикам обратиться в ГНСУ с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения.

Порядок заключения и исполнения таких договоров на днях утвержден Постановлением КМУ от 22.08.2012 г. № 787. Из типовых форм заявления и договора, прилагаемых к указанному Порядку, видно, что суть его состоит в установлении крупным налогоплательщиком перечня методов, по которым для него определяется обычная цена. Правда, остается загадкой, зачем это делается. Возможно, ответ кроется в абзаце втором п. 3 Порядка:

«Обычная цена товаров (работ, услуг) определяется путем применения одного из методов, предусмотренных пунктом 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины в установленной последовательности, при условии, что каждый последующий метод применяется в случае, когда такая цена не может быть определена предыдущим методом».

Эту норму, в принципе, можно понять так, что такой налогоплательщик сам вправе установить:

— во-первых, перечень способов определения обычных цен, т. е. из числа названных в п. 39.2 НКУ выбрать те, которые ему подходят, проигнорировав остальные;

— во-вторых, последовательность применения этих способов, не совпадающую с последовательностью из п. 39.2 НКУ.

Верна ли наша догадка — узнаем после Нового года. А пока ничего другого просто в голову не приходит.

(Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения» от 22.08.2012 г. № 787)

 

Для ВЭД-бартера продлены сроки расчетов

С 18.08.2012 г. Начали действовать изменения, внесенные в Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности». Согласно этим изменениям срок между вывозом экспортного товара и ввозом импортного по бартерному договору стал единым для всех операций и при этом вырос вдвое — с 90 до 180 дней. Соответственно, отменены как специальный 60-дневный срок, действовавший в случае бартерного экспорта высоколиквидных товаров, так и увеличенный (по сравнению с 90 днями) 150-дневный срок, действовавший при импорте каучука.

Правда, взамен субъекты ВЭД лишились возможности продлевать сроки выполнения контракта по индивидуальному разрешению. Однако, во-первых, подобные разрешения и раньше, как правило, не превышали 180 дней, а во-вторых, получить их было не так-то просто. Так что большинство ВЭД-субъектов вздохнут с облегчением.

(Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности» от 05.07.2012 г. № 5061-VI)

 

Учет отрицательного финрезультата по ЦБ

Налоговое ведомство обнародовало свою позицию относительно учета отрицательного финансового результата от операций с ЦБ и деривативами (по состоянию на 1 января 2012 года) в налоговых декларациях за отчетные периоды начиная с I полугодия 2012 года. По мнению налоговиков, из этих сумм в налоговой декларации по налогу на прибыль учитывается лишь 25 %.

Нам этот вывод представляется более чем сомнительным. Тем не менее налогоплательщикам следует быть готовыми к тому, что налоговики на местах будут исходить именно из такой позиции. Ведь соответствующее письмо ГНСУ разослано во все местные ГНА с предписанием учесть указанную информацию при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «Об отражении отрицательного финансового результата операций с ценными бумагами и деривативами в 2012 – 2015 годах» от 09.08.2012 г. № 320/0/71-12/15-1217)

 

Налоговые взыскания
с работников подчинены КЗоТ

Если налогоплательщик нарушил порядок применения НСЛ, то он утрачивает право на ее получение, а работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 % суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому налогоплательщику, а в случае, когда сумма выплаты недостаточна, — за счет следующих выплат.

В письме от 06.03.2012 г. № 8724/Я/17-1114 ГНСУ описала порядок удержания из заработной платы работника штрафа за необоснованное применение НСЛ. Бухгалтеры, удерживая эту недоимку, нередко забывают о существовании ст. 128 КЗоТ, согласно которой размер удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20 %, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, — 50 % зарплаты, причитающейся к выплате работнику. Об этом и напоминают авторы письма.

(Письмо Государственной налоговой службы Украины «О последствиях необоснованного применения налоговой социальной льготы» от 06.03.2012 г. № 8724/Я/17-1114)

 

Как заполнять документы на расчеты с бюджетом

Министерство финансов Украины обнародовало новый Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, утвержденный приказом от 07.07.2012 г. № 817. Одновременно утратил силу предыдущий аналогичный документ, утвержденный приказом ГНАУ от 01.07.2002 г. № 301.

Заметим, что замена Порядка от ГНАУ на такой же от Минфина не ограничилась сменой шапки. Немало там и существенных правок. В частности, почти полностью поменялся список кодов видов уплаты.

Приведены примеры заполнения поля «Назначение платежа» расчетного документа при уплате платежей в бюджет, осуществлении бюджетного возмещения НДС и возврате средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.

(Приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет» от 07.07.2012 г. № 817)

 

Изменена Инструкция о командировках

Минфин приказом от 07.07.2012 г. № 807 внес изменения в хорошо известную всем бухгалтерам Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу от 13.03.98 г. № 59 (далее — Инструкция). Поскольку командировки всегда вызывают повышенный интерес бухгалтеров, рассмотрим внесенные новшества подробнее.

1. Даты на билетах. В п. 8 разд. I Инструкции появился новый (второй) абзац:

«Дата на транспортном билете (выбытия транспортного средства с места постоянной работы командированного работника) должна совпадать с датой выбытия работника в командировку согласно приказу о командировке. Дата на транспортном билете (прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного работника) должна совпадать с датой прибытия работника из командировки согласно приказу о командировке».

В чем смысл новой нормы — понять непросто. Может, минфиновские нормотворцы хотели просто навести порядок в документации хозяйствующих субъектов, а заодно потребовать соблюдения производственной и служебной дисциплины? Дескать, ежели в приказе прописано, что работник обязан вернуться такого-то числа, так неча пить-гулять в чужом городе, работать надо. Дабы явиться домой именно тогда, когда приказано.

Нам это новое требование кажется не вполне корректным.

Во-первых, оно противоречит абзацу первому того же пункта, который гласит:

«Днем выбытия в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного работника. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — следующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт расположены за пределами населенного пункта, где работает командированный работник, в срок командировки засчитывается время, требуемое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день прибытия командированного работника к месту постоянной работы».

Легко представить себе ситуацию, когда работник должен, например, добраться из своего поселка в областной центр, чтобы сесть там на поезд, отходящий 10 сентября в 00:15. Доехать до города работник может только на маршрутке, которая отправляется в 21:00. Если исходить из норм абзаца первого, то днем выбытия работника и, соответственно, днем начала командировки должно быть 9 сентября. И именно эта дата должна фигурировать в приказе о командировке. Однако в таком случае дата железнодорожного билета не будет совпадать с датой, установленной приказом. Аналогичная ситуация может возникнуть и при возвращении.

Во-вторых, приказ о командировке всегда основывается на некоторых предположениях. Реальные же обстоятельства могут этим предположениям не соответствовать. Скажем, работник, командированный на 10 дней, может справиться с заданием за неделю. Что же ему делать оставшиеся три дня — тупо сидеть в гостинице, чтобы не нарушать отчетность? Или, наоборот, если обстоятельства изменились и в командировке придется задержаться еще на пару дней, то работник все-таки обязан вернуться вовремя и тут же рвануть обратно — доделывать недоделанное? Мы уж не говорим о вечных проблемах с транспортом.

Вообще существует множество вариантов, когда несовпадение дат как минимум не причиняет предприятию никаких убытков, а в ряде случаев даже дает экономию. Например, работник может по согласованию с начальством вернуться домой не на том виде транспорта, который предполагался изначально, а на более медленном и более дешевом, причем разница в стоимости проезда будет гораздо больше, чем размер суточных за лишний день командировки.

Самое главное, что непонятно, какими будут последствия несовпадения приказно-билетных дат. Подозреваем, что при обнаружении таких несовпадений во время проверки налоговики будут выбрасывать «лишние» суммы из затрат предприятия. Поэтому осторожным директорам и бухгалтерам лучше держать подобные ситуации под контролем и своевременно вносить изменения в приказы о командировках.

2. Зарплата командированного. Пункт 14 разд. I Инструкции приведен в соответствие с нормами ст. 121 КЗоТ (с учетом изменений, внесенных Законом от 19.04.2011 г. № 3231-VI). То есть из него исключено требование о сохранинии за командированным среднего заработка. Вместо этого указывается, что оплата за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, но размер такой оплаты не может быть ниже среднего заработка. В том же духе подправлен порядок оплаты командировок совместителей.

3. Особые сроки. Из п. 1 разд. II и из п. 1 разд. III Инструкции убрали особые требования к срокам командировки для:

— работников, выполняющих монтажные, наладочные, ремонтные и строительные работы (в пределах Украины — не дольше срока строительства объектов, за границей — в пределах 1 года);

— работников, направляемых за границу для осуществления шефмонтажа и авторского надзора во время строительства, обслуживания и обеспечения функционирования национальных экспозиций на международных выставках, проведения гастрольных и других культурных мероприятий (не дольше 1 года);

— работников авиакомпаний, направляемых за границу для осуществления авиационных перевозок пассажиров и грузов в миротворческих миссиях ООН (не дольше 6 месяцев);

— «крушников» (не дольше периода проведения контрольных мероприятий);

— научных и научно-педагогических работников, направляемых на стажировку (не дольше 6 месяцев, для аспирантов и докторантов — 2 месяцев);

— военнослужащих, направленных на обучение в системе переподготовки, усовершенствования, повышения квалификации кадров, на учебные и итогово-выпускные сборы слушателей заочных факультетов высших военных учебных заведений (не дольше 90 дней, а при условии возмещения финансовых затрат принимающей стороной — 18 месяцев);

— работников органов Госналогслужбы и органов внутренних дел, направленных на обучение (не дольше 90 дней).

Теперь в Инструкции осталось только общее требование о непревышении 30 календарных дней при командировках в пределах Украины и 60 календарных дней при командировках за границу, а за всеми исключенями Инструкция отсылает к Постановлению КМУ «О суммах и составе расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г. № 98 (далее — Постановление).

Впрочем, почти все исключенные из Инструкции особые сроки и так имеются в Постановлении. Тем, кого отправляют на учебу или стажировку в высшие учебные заведения либо научные учреждения за рубежом, стало даже легче, поскольку срок обучения студентов согласно Постановлению не должен превышать двух лет, а аспирантов — одного года.

4. Стоимость питания и суточные. В п. 5 разд. II Инструкции продублирована норма п. 2 Постановления об уменьшении суточных в случае бесплатного питания или включения его стоимости в счета за проживание:

«Если работник, командированный для участия в переговорах, конференциях, симпозиумах по вопросам, касающимся основной деятельности предприятия, по условиям приглашения бесплатно обеспечивается питанием организаторами таких мероприятий или если стоимость питания включается в счета на наем жилого помещения, проездных документов без определения конкретной суммы, суточные расходы возмещаются в размерах, определяемых в процентах сумм суточных расходов для Украины согласно приложению 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 02.02.2011 г. № 98, в частности 80 процентов — при одноразовом, 55 процентов — двухразовом, 35 процентов — трехразовом питании».

Напоследок напомним, что Инструкция, как и Постановление, распространяется исключительно на командировки работников органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Однако при проверках налоговики нередко настаивают на строгом соблюдении их норм и остальными предприятиями. На наш взгляд, эти претензии беспочвенны, тем не менее в большинстве случаев легче соблюсти формальные требования этих документов, чем доказывать налоговикам, что к вам эти требования не имеют отношения.

(Приказ Министерства финансов Украины «О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу» от 07.07.2012 г. № 807)

 

Готовится очередная
налоговая реформа

В последнее время налоговики активно пиарят свою Концепцию реформирования налоговой системы Украины. А недавно они выставили на суд общественности первый законопроект, разработанный под Концепцию. Среди предполагаемых изменений:

1. Вместо 20 %-ной ставки НДС предложено ввести 12 %-ную для импорта и поставки импортных товаров, для поставки подакцизных товаров и всех видов услуг, а также для естественных монополий и энергетического сектора. Остальные операции будут облагаться по ставке 7 %. Для экспорта сохраняется нулевая ставка.

2. Ликвидируется большинство существующих льгот и спецрежимы по НДС.

3. Вводится налог с оборота по ставке 2,5 % (с последующим снижением до 2 %). Этот налог автоматически перечисляется в бюджет банком после зачисления средств в оплату товаров (услуг) на счет поставщика.

4. Шкалу НДФЛ предлагается расширить: вместо «15 % — 17 %» ввести «10 % — 15 % — 20 %». Взамен убирается налоговая социальная льгота (кроме льгот на детей и т. п.).

5. Ставку ЕСВ с работодателя предлагается установить единой и недифференцированной в размере15 % (сейчас примерно от 30 до 50 %).

Сразу заметим, что документ не производит впечатления серьезного проекта. К тому же, как говорят умные люди, если вам предлагают что-то слишком хорошее, чтобы быть правдой, скорее всего, наши подозрения небезпочвенны. Посмотрим, что будет дальше.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше