Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка бухгалтера. Обжалование решений налоговых органов

Редакция БН
Статья

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

 

Иногда налоговые органы принимают решения, которые противоречат законодательству или выходят за рамки их компетенции. Налогоплательщики в таком случае для защиты своих прав могут обжаловать решение налогового органа в административном и/или судебном порядке. О том, как грамотно воспользоваться такой возможностью, мы и расскажем.

 

Документы

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Положение № 29

— Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом ГНАУ от 11.12.96 г. № 29 (в редакции приказа от 02.03.2001 г. № 82).

 

Виды обжалования

Обжалование решений налоговых органов дает возможность восстановить нарушенные права налогоплательщиков, а также, что немаловажно, приостанавливает исполнение решений налоговых органов в отношении начисления налогов и применения штрафных санкций и пени.

Воспользоваться механизмом обжалования решений налоговых органов могут все категории налогоплательщиков: юридические лица, предприниматели и обычные граждане.

Существует два способа обжалования:

1) административное обжалование, т. е. обжалование в рамках системы органов государственной налоговой службы;

2) судебное обжалование, т. е. обжалование в пределах судебной системы Украины.

При этом следует помнить: можно начать с административного обжалования и потом перейти к судебному, а можно сразу начать с судебного обжалования, но тогда уже

нельзя будет вернуться к административному.

 

Административное обжалование

Для административного обжалования необходимо обратиться в орган налоговой службы, налоговое уведомление или решение которого обжалуется, с письменной жалобой о пересмотре этого решения. Не удовлетворившись ответом, можно обратиться с жалобой в высший по уровню налоговый орган (см. рисунок). Если же обжалуется решение о применении штрафных санкций налоговых органов, кроме санкций за нарушение налогового законодательства и законодательства в сфере ВЭД, то жалобу необходимо подавать в государственную налоговую администрацию (инспекцию) высшего уровня.

 

img 1

Процесс административного обжалования налоговых обязательств

 

Обязанность доказательства того, что начисление, осуществленное контролирующим органом, является ошибочным, возлагается на налогоплательщика (

п.п. 4.2.3 Закона № 2181). Поэтому жалоба может сопровождаться необходимыми документами, расчетами и доказательствами. Отказ в принятии жалобы (заявления) налогоплательщика запрещается. Сроки предоставления жалобы и ответа на нее приведены в табл. 1 на с 24.

Жалоба обязательно должна содержать перечень сведений, перечисленных в

п. 3 Положения № 29 (табл. 2 на с. 25). Если жалоба в интересах налогоплательщика подается его представителем, то к жалобе прилагается копия доверенности. Жалоба (заявление), оформленная с нарушением указанных требований, возвращается лицу, подавшему ее, с соответствующими разъяснениями не позднее 5 дней со дня ее получения.

 

Таблица 1

Основание для обжалования (норма

Положения № 29)

Срок подачи жалобы

Что считается днем подачи жалобы

Срок ответа на жалобу

1. Налоговые требования и решения о: — запрете осуществления операций с заложенными активами налогоплательщика; — погашении налоговых обязательств, обеспеченных налоговым залогом, до проведения реорганизации; — продаже активов, находящихся в налоговом залоге; — самостоятельном определении органами государственной налоговой службы состава активов, которые подлежат продаже (акт описи); — аресте активов; — досрочном расторжении договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе налогового органа (

п.п. 4.5). 2. Суммы штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства и законодательства в сфере ВЭД, применение которых законодательством отнесено к компетенции налоговых органов (п.п. 4.6)

10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления или другого решения, в т.ч. ответа (решения) налогового органа на жалобу

1. Если жалоба предоставлена в налоговый орган непосредственно налогоплательщиком —

день фактического предоставления жалобы в налоговый орган (жалобы подлежат обязательной регистрации в налоговом органе в день их получения). 2. Если жалоба отправлена по почте — дата отправления, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте. 3. В случае отсутствия уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении, которое делает невозможным выяснение фактической даты получения отделением почтовой связи жалобы (заявления), — дата фактического поступления жалобы (заявления) в орган государственной налоговой службы

20 календарных дней со дня получения жалобы налогоплательщика (по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя) сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены на срок не более чем 60 календарных дней, о чем контролирующий орган должен известить налогоплательщика еще до окончания 20-дневного срока)

3. Суммы налоговых обязательств по земельному налогу, начисленному гражданам — собственникам земельных участков и землепользователям (

п.п. 4.4). 4. Суммы налоговых обязательств по налогу с доходов, начисленному физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании предоставления ими деклараций об ожидаемых или о фактически полученных доходах (п.п. 4.4). 5. Решения о: — распределении суммы налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающих в результате реорганизации; — установлении солидарной ответственности за уплату налоговых обязательств реорганизуемого налогоплательщика; — распространении права налогового залога на активы налогоплательщика, создаваемого путем объединения других налогоплательщиков (п.п. 4.4). 6. Суммы налоговых обязательств, самостоятельно начисленных налоговыми органами по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства (п.п. 4.3)

30 календарных дней со дня получения налогового уведомления или другого решения

7. Решение налогового органа о применении штрафных (финансовых) санкций, кроме штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательства о налогообложении и за нарушение законодательства в сфере ВЭД (

п. 16)

1 год со дня принятия решения, но не позже 1 месяца со дня вручение решения налогоплательщику

30 дней со дня получения жалобы (продлить можно на срок не более 45 календарных дней)

 

Таблица 2

Что нужно указать в жалобе

Юридическому лицу

Физическому лицу

1. Наименование и местонахождение

Ф.И.О., место проживания

2. Адрес, на который необходимо направить решение (ответ) по жалобе (заявлению)

3. Наименование органа ГНС, которым выдано налоговое уведомление, решение или постановление по делу об административном правонарушении, которое обжалуется, дата и номер

4. Название налога, сбора (обязательного платежа) или штрафной (финансовой) санкции и сумма, которая обжалуется

5. Суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснование несогласия налогоплательщика с суммой налогового обязательства, определенной налоговым органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении, или несогласие с другим решением органа государственной налоговой службы

6. Информация о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным налогового уведомления или решения органа ГНС, а также об уведомлении/неуведомлении соответствующего налогового органа о подаче повторной жалобы (заявления) органу ГНС высшего уровня

7. Подпись руководителя или лица, которое исполняет обязанности руководителя — плательщика налога

Подпись плательщика налога

8. Перечень документов и расчетов, которые прилагаются к жалобе (заявлению). Если жалоба направляется по почте, прилагается опись вложенного и уведомление о вручении

 

Обратите внимание:

жалоба (заявление), поданная с соблюдением установленного порядка и сроков, приостанавливает выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении, на срок со дня подачи такой жалобы (заявления) в налоговый орган до дня окончания процедуры административного обжалования (табл. 3). В течение указанного срока обжалуемая сумма налоговых обязательств считается несогласованной и пеня не начисляется. В течение 10 календарных дней, следующих за днем окончания процедуры административного обжалования, налогоплательщик обязан самостоятельно погасить согласованную сумму налоговых обязательств, а также пеню и штрафные санкции при их наличии.

 

Таблица 3

Дата окончания процедуры административного обжалования

Варианты окончания процедуры административного обжалования

День окончания процедуры административного обжалования

1. Жалоба (заявление) о пересмотре решения контролирующего органа не подана налогоплательщиком в установленный срок

Последний день срока, предусмотренного для подачи жалобы (заявления) о пересмотре решения контролирующего органа (

п.п. 5.2.4 Закона № 2181)

2. Полное удовлетворение жалобы налогоплательщика контролирующим органом

День получения налогоплательщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы (

п.п. 5.2.4 Закона № 2181)

3. Принятие контролирующим органом (ГНАУ) решения, которое не подлежит дальнейшему административному обжалованию

День получения налогоплательщиком такого решения, если налогоплательщик не собирается продолжить обжалование в судебном порядке (

п.п. 5.2.4 Закона № 2181)

4. Решение о налоговом компромиссе (заключается в удовлетворении части жалобы налогоплательщика под обязательство последнего согласиться с остальными налоговыми обязательствами, начисленными контролирующим органом)

День вступления в силу решения о налоговом компромиссе (

п.п. 5.2.7 Закона № 2181)

5. Налоговый орган не предоставил мотивированный ответ на жалобу в отведенные для этого сроки (жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика)

День, следующий за последним днем срока, предусмотренного для предоставления ответа на жалобу (

п.п. 5.2.2 Закона № 2181)

 

Судебное обжалование

Право налогоплательщика инициировать судебное обжалование решения налогового органа закреплено в

п.п. 5.2.5 Закона № 2181. Обжаловать в суде решение налогового органа о начислении налогового обязательства можно в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления, но с учетом сроков давности (не важно, предшествовало ли этому административное обжалование). Срок давности при этом составляет 1 год (ст. 99 КАСУ). Если же обжалуются финансовые санкции за нарушение норм Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР, то срок давности составляет 1 месяц.

С принятием

КАСУ решение споров между субъектами хозяйствования и субъектами властных полномочий, каковыми, в частности, являются налоговые органы, относится к компетенции административного суда. При этом если окружной административный суд не сформирован, подсудные ему дела решают в первой инстанции соответствующие местные общие или хозяйственные суды. Однако все решения рассматриваются по правилам административного судопроизводства (в соответствии с нормами КАСУ).

Перед подачей искового заявления необходимо уплатить судебный сбор* и приложить к исковому заявлению квитанцию о его уплате. В настоящее время судебный сбор составляет 0,2 ннмдг, т. е. 3,40 грн. (

п.п. «б» п. 1 ст. 3 Декрета КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93). Если же необходимо взыскать с налогового органа денежные средства, судебный сбор составит 1 % от суммы иска, но не более 1700 грн. (п. 3 Переходных и заключительных положений КАСУ).

* См. статью «Судебные издержки: что надо знать о них бухгалтеру» // «БН», 2008, № 10, с. 22.

Если исковое заявление подано с соблюдением всех требований (табл. 4) и нет оснований для его возврата или отказа в открытии судопроизводства, судья не позднее дня, следующего за днем подачи заявления, выносит постановление об открытии производства по делу. И именно с этого момента у налогоплательщика возникает

обязанность уведомить налоговый орган о судебном обжаловании его решения (п.п. 5.2.5 Закона № 2181).

Обратите внимание: при обращении в суд до дня окончания процедуры административного обжалования с иском о признании недействительным решения контролирующего органа

налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по сути и вступления в законную силу соответствующего решения.

 

Таблица 4

Что должно содержать исковое заявление (

ст. 106 КАСУ)

От имени юридического лица

От имени физического лица

1. Наименование суда, в который подается исковое заявление

2. Наименование истца

Имя истца

3. Почтовый адрес истца, а также номер телефона и адрес электронной почты, если такие есть

4. Имя (наименование) ответчика, должность и место службы должностного лица, почтовый адрес, а также номер телефона, адрес электронной почты, если они известны

5. Содержание исковых требований (чаще всего — признание недействительным решения налогового органа) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования

6. Перечень прилагаемых документов и других материалов

7. Подпись уполномоченного должностного лица (директора, главы правления и т. д.) или представителя предприятия (юрисконсульта, адвоката и т.п.)

Подпись физического лица или его представителя

8. Имя представителя и его почтовый адрес, если исковое заявление подается представителем (одновременно с исковым заявлением нужно подать доверенность или другой документ, который подтверждает полномочия представителя)

 

Таблица 5

Процесс судебного обжалования

Этап судебного обжалования

Куда обращаться

Сроки подачи

Срок вступления в силу решения суда

1. Подача иска в административный суд первой инстанции

Окружной административный суд

В течение одного года со дня принятия обжалуемого решения налогового органа

Через 10 дней со дня его принятия, если не подано заявление об апелляции

2. Подача апелляции

Жалоба, адресованная апелляционному административному (хозяйственному) суду, подается в местный суд, который вынес решение, а копии направляются в апелляционный суд

Заявление об апелляционном обжаловании налогоплательщик должен подать в течение 10 дней со дня оглашения постановления, а апелляционную жалобу — в течение 20 дней со дня подачи заявления об обжаловании

Решение вступает в силу с момента принятия

3. Подача кассационной жалобы

Высший административный суд Украины

Не позднее 1 месяца со дня вступления в силу решения апелляционного суда

Решение вступает в силу с момента принятия и обжалованию не подлежит

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше