Темы статей
Выбрать темы

Проверки центра занятости

Редакция БН
Статья

ПРОВЕРКИ

центра занятости

 

Вы являетесь работодателем и должны перечислять взносы в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы? В таком случае к вам могут прийти работники центра занятости с проверкой правильности начисления, своевременности и полноты перечислений страховых взносов в Фонд. Чего ждать от этой проверки? Какие документы необходимо подготовить? Как должны быть оформлены результаты проверки? Какие штрафные санкции может применить центр занятости? Ответам на данные вопросы и посвящена сегодняшняя статья.

Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Инструкция № 339 —

Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Инструкция № 196

— Инструкция по оформлению органами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы материалов об административных правонарушениях, утвержденная постановлением правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы от 24.04.2003 г. № 196.

 

Виды и основания проверок

Контроль за правильностью начисления и своевременностью уплаты страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд) согласно

п. 2 ст. 34 Закона № 1533 является обязанностью данного Фонда. При этом функции рабочих органов исполнительной дирекции Фонда возлагаются на центры занятости Автономной республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, горрайонные, городские и районные в городах центры занятости (ст. 12 Закона № 1533). То есть проверки по этому вопросу осуществляются указанными выше рабочими органами исполнительной дирекции Фонда — центрами занятости.

Заметим, что на проверки, проводимые центрами занятости, нормы

Закона о проверках не распространяются. Проверки осуществляются в соответствии с Инструкцией № 339, о чем заявил Государственный центр занятости в письме от 03.10.2007 г. № ДЦ-04-5708/0/6-07*

* См. ком «На кого распространяется Закон о проверках — мнение различных органов» // «БН», 2007, № 46, с. 5.

Согласно

п. 7.1 Инструкции № 339 контроль за правильным начислением, своевременным и полным перечислением и поступлением страховых взносов осуществляется центрами занятости путем проведения плановых проверок. Периодичность и продолжительность таких плановых проверок законодательно не установлены. Нет в нормативно-правовых актах также и требования направлять уведомление о предстоящей проверке. Поэтому распространенной является ситуация, когда сотрудники центра занятости сообщают о намерении прийти на проверку с помощью телефонного звонка.

Центры занятости также могут проводить проверки, которые не предусмотрены в планах его работы — внеплановые проверки. Основанием для их проведения могут быть лишь (

п. 7.1 Инструкции № 339):

— реорганизация;

— изменение местонахождения;

— ликвидация предприятия, учреждения, организации;

— другие случаи, предусмотренные законодательством.

Во время проверки, как на предприятиях, так и у физических лиц, использующих наемный труд,

проверяются бухгалтерские документы о начисленном заработке и других выплатах, полнота начисления страховых взносов, платежные документы о перечислении сумм страховых взносов на счет Фонда, расчетные и кассовые документы (п. 7.2 Инструкции № 339). Из этого следует, что любые другие документы сотрудникам центра занятости можно не предоставлять.

При этом проверке подлежат документы за текущий и прошедшие годы

без применения срока давности. Иными словами, проверяющие имеют право потребовать документы за любой период с начала деятельности предприятия.

Следует заметить, что нигде не сказано, что центр занятости не имеет права проверять документы, которые уже однажды проверялись. Поэтому если сотрудники центра занятости пожелают посмотреть документы за период, который уже проверялся, — возразить им не получится.

 

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт

в двух экземплярах и подписывается лицами, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером страхователя. Один экземпляр акта должен быть передан руководителю или главному бухгалтеру страхователя под роспись.

В акте обязательно должно быть указано (

п. 7.4 Инструкции № 339):

— за какой период проведена проверка;

— какие выявлены нарушения при начислении и уплате страховых взносов.

Как и при любой другой проверке, если вы не согласны с актом, мы рекомендуем не отказываться от подписи, а подписать его вместе с вашими замечаниями.

В случае выявления нарушения должностные лица предприятия и частные предприниматели-работодатели могут быть привлечены к ответственности по

ст. 1653 КоАП (см. табл. на с. 34). В этом случае должностные лица центра занятости составляют протокол об административном правонарушении по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 196.

Протокол составляется по каждому факту административного правонарушения. Если правонарушение совершено несколькими лицами, то протокол составляется на каждое лицо отдельно.

В соответствии с требованиями

ст. 256 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего протокол;

— сведения о лице-нарушителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место работы и должность, месячный заработок, количество лиц на иждивении, фактическое местожительство на момент совершения правонарушения, подвергался ли в течение года административному взысканию);

— место, время совершения и суть административного правонарушения;

— фамилии, адреса свидетелей при их наличии;

— объяснения нарушителя;

— другие сведения, необходимые для решения дела.

Подписывается протокол

лицом, совершившим административное правонарушение, и лицом, которое его составило. При этом отказ нарушителя от подписания протокола не является основанием для прекращения дела об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, имеет право дать в протоколе объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Протокол составляется в двух экземплярах. Оригинал протокола направляется должностному лицу, которое будет рассматривать дело об административном правонарушении, а копия направляется заказным письмом или вручается правонарушителю лично.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок должностным лицом центра занятости. По результатам рассмотрения дела должностное лицо, уполномоченное его рассматривать, принимает постановление по делу об административном правонарушении, в котором выносится решение о наложении административного взыскания или закрытии производства по делу. Копия постановления должна быть вручена на протяжении 3-х дней лицу, в отношении которого вынесено постановление.

 

Штрафные санкции

Если в ходе проверки будут выявлены средства, на которые не начислены и не уплачены страховые взносы, такие страховые взносы доначисляются и считаются просроченной задолженностью (недоимкой) и взыскиваются с начислением пени и наложением штрафа (финансовых санкций), а к виновным должностным лицам применяется административная ответственность (см. таблицу).

Решение о взыскании доначисленных сумм страховых взносов и применении финансовых санкций принимается директорами центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских центров занятости, а в случае их отсутствия — заместителями директоров (согласно распределению обязанностей) на основании акта проверки. Как видите, районные центры занятости принимать подобные решения не имеют права. Данное решение в течение 5 рабочих дней направляется работодателю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Работодатель в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения, обязан уплатить суммы недоимки и финансовых санкций или обжаловать решение в установленном порядке. Отказываться от получения решения смысла нет. Ведь в случае отказа работодателя от получения решения оно считается врученным со дня получения уведомления о вручении почтового отправления с отметкой об отказе в его получении. А если отделение почтовой связи не может вручить работодателю решение из-за отсутствия уполномоченных лиц плательщика страховых взносов или смены местонахождения, днем получения решения считается день размещения решения на информационном стенде в центре занятости.

 

Ответственность перед Фондом

Правонарушение

Ответственность, в случае:

К кому применяется

Основание

совершения правонарушения впервые

совершения повторного в течение года нарушения

Сокрытие выплат, на которые необходимо начислять страховые взносы

штраф в размере сокрытой суммы выплат, на которые начисляются страховые взносы

штраф в 3-кратном размере сокрытой суммы выплат, на которые начисляются страховые взносы

к работодателю

ч.1 ст. 38 Закона № 1533

Несвоевременная и неполная уплата страховых взносов, в том числе страховых взносов, уплачиваемых застрахованными лицами через счета работодателей

пеня, исчисляемая исходя из 120 % учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) начиная со следующего дня после наступления срока уплаты до дня уплаты включительно

к работодателю

ч. 1 ст. 38 Закона № 1533

 

штраф от 8 до 15 ннмдг (136 грн. - 255 грн.)

штраф от 10 до 20 ннмдг (170 грн. - 340 грн.)

— к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций; — к физическим лицам, использующим наемный труд

ст. 1653 КоАП

 

Следует заметить, что

с 17 марта 2008 года* решение о взыскании просроченной задолженности по уплате страховых взносов, в том числе доначисленных сумм страховых взносов (недоимки), пени и штрафа принимается только в том случае, если общая сумма недоимки, пени и штрафа составляет не меньше 17 грн. (п. 7.4 Инструкции № 339).

* Дата вступления в силу приказа Минтруда от 14.02.2008 г. № 39, которым были внесены соответствующие изменения в Инструкцию № 339 // «БН», 2008, № 12, с. 6.

Обратите внимание, что размер штрафа зависит от сокрытой суммы выплат. Поэтому штрафные санкции не применяются, если в расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд сумма средств, на которую должны быть начислены страховые взносы, отражена, но на нее взносы не начислены (или начислены, но своевременно не уплачены). В этом случае начисляется только пеня. С этим соглашается и Государственный центр занятости в

письме от 08.01.2003 г. № ДЦ-09-43**.

** Ком. «В каких случаях применяется штраф за нарушения в уплате страховых взносов на случай безработицы — разъяснения Центра занятости»// «БН», 2003, № 9, с. 7.

При поступлении документов по уплате недоимки, пени и штрафа в первую очередь погашается недоимка, а затем — пеня и штраф.

И напоследок заметим, что

если вы не согласны с расчетом суммы недоимки и финансовых санкций, указанных в решении о взыскании доначисленных сумм страховых взносов и применении финансовых санкций, то имеете право в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения, обратиться в центр занятости, который его принял, с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые работодатель считает необходимым предоставить (п. 7.5 Инструкции № 339). Решение о взыскании доначисленных сумм страховых взносов и применении финансовых санкций работодатель также имеет право обжаловать в судебном порядке, о чем необходимо уведомить центр занятости, принявший указанное решение.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше