Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Опасные отходы: храним, утилизируем, учитываем...

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Август, 2008/№ 31
В избранном В избранное
Печать
Статья

ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ:

храним, утилизируем, учитываем...

 

Довольно часто бывает, что в ходе производственной деятельности у предприятия образуются опасные отходы. Такие отходы субъекты хозяйствования могут использовать в своей деятельности как вторичное сырье либо избавиться от них путем утилизации или удаления.

О том, как правильно размещать, утилизировать и учитывать опасные отходы, пойдет речь в сегодняшней статье. Кроме того, рассмотрим проблемные вопросы по начислению и уплате экосбора за размещение отходов.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон об охране природы

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Лицензионные условия

Лицензионные условия проведения деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с опасными отходами, утвержденные приказом Госпредпринимательства и Минприроды от 12.02.2001 г. № 27/44.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Порядок № 1218 —

Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Положение № 1120

— Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

Перечень № 165

— Перечень опасных свойств, утвержденный приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165.

Инструкция № 162/379

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минэкологии и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

 

Что такое опасные отходы

Опасные отходы

— отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними (ст. 1 Закона об отходах).

Опасные отходы могут образовываться в результате деятельности производственных предприятий, предприятий общественного питания и т. п. Образование таких отходов может носить как постоянный, так и временный характер. Примером постоянных опасных отходов могут быть отходы продуктов питания, фотоматералы и т. п., образованные в процессе производства продукции. Опасными отходами разового характера являются пришедшие в негодность люминесцентные лампы, изношенные автопокрышки, отработанные батареи свинцовых аккумуляторов и т. п.

Но как определить, какие отходы образовались в результате деятельности предприятия (опасные или неопасные)?

Перечень опасных отходов утвержден

постановлением КМУ № 1120 от 13.07.2000 г. Он условно поделен на Желтый и Зеленый перечень. В частности, опасными отходами могут быть те отходы, которые приведены:

в разделе А Желтого перечня, если они имеют одно или более опасных свойств, приведенных в Перечне № 165;

в Зеленом перечне, при условии, если они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к Положению № 1120, в таких количествах, что могут проявлять опасные свойства, приведенные в Перечне № 165.

Степень опасности отходов определяется МЗО (государственной санитарно-эпидемиологической службой) по согласованию с Минприроды. По степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и на жизнь и здоровье человека они делятся на четыре класса:

I класс — чрезвычайно опасные; II класс — высокоопасные; III класс — умеренно опасные; IV класс — малоопасные.

Подытожим.

Субъект хозяйствования, у которого образовались отходы в результате производственной деятельности, должен определить вид образовавшихся отходов и принадлежность этого вида отходов к опасным отходам наличием в нем одного или нескольких компонентов. В этом ему поможет Перечень № 165.

Если в хозяйственном обороте появились опасные отходы, то следует знать, что для ихранения, размещения и утилизации предусмотрены действующим законодательством специальные правила. Кроме этого, возникают вопросы: надо ли получать лицензию, а также начислять и уплачивать сбор за загрязнение окружающей среды?

 

Нужна ли лицензия?

Предприятия, у которых в результате производственной деятельности образовались опасные отходы, могут использовать их как вторичное сырье

. Для этого необходимо провести паспортизацию отходов согласно Порядку ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденному постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034, установить лимит на размещение отходов (подробнее об установлении лимита расскажем в разделе «Лимит на размещение отходов»), вести первичный учет и предоставлять в органы статистики отчетность. Кроме этого, необходимо получить лицензию на обращение с опасными отходами согласно Лицензионным условиям. О необходимости получить лицензию в случае осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами указано в п. «н» ст. 17 Закона об отходах.

Правда, как утверждает Минприроды, в некоторых случаях можно обойтись и без лицензии

(см. «Когда хранение и обращение с опасными отходами не подлежит лицензированию»).

 

Когда хранение и обращение с опасными отходами не подлежит лицензированию

Извлечение из письма Минприроды от 02.04.2003 г. № 2798/26-8

«Не подлежит лицензированию операция хранения

опасных отходов субъектами хозяйственной деятельности, которые образуют отходы в том случае, когда эти опасные отходы, образующиеся в течение шести месяцев текущего года, передаются в этот же срок на договорных условиях другим субъектам хозяйственной деятельности (имеющим соответствующие лицензии на право осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами) на хранение, обработку, утилизацию, удаление.

Не подлежит также лицензированию

деятельность субъектов хозяйственной деятельности по осуществлению операций обращения с опасными отходами, которые образуются в технологическом цикле и утилизация которых предусмотрена в этом же технологическом цикле».

 

Если же опасные отходы предприятию не нужны, то от них можно избавиться

. Только вот самостоятельно выбросить их в мусорный бак или вывезти на свалку нельзя. Такие отходы следует передать специализированному предприятию для дальнейшей утилизации или уничтожения. В этом случае лицензируется деятельность только специализированных предприятий, которые и осуществляют операции по обращению с опасными отходами*.

* Операции обращения с опасными отходами — сбор, перевозка, хранение, обработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение опасных отходов (п. 1.2 Лицензионных условий).

 

Кто уплачивает экосбор?

По поводу уплаты сбора за размещение отходов ведутся споры: когда и кто его должен платить?

Согласно

п. 2 Порядка № 303 и п. 1.4 Инструкции № 162/379 сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается, в частности, за размещение отходов. Суммы сбора исчисляются плательщиками сбора самостоятельно на основании утвержденных лимитов исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и определенных по месту нахождения этих источников корректирующих коэффициентов (п. 4 Порядка № 303). Делаем несложный вывод: экосбор за размещение отходов должны начислять и уплачивать субъекты хозяйствования, которые размещают отходы на основании утвержденных лимитов и нормативов сбора.

Давайте разберемся, что следует понимать под термином «размещение отходов» и кто обязан устанавливать лимиты? Начнем с размещения отходов.

 

Размещаем или храним отходы?

Размещение отходов —

хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах. Размещение опасных отходов разрешается только в специально оборудованных местах* при наличии специального разрешения (лицензии) в пределах установленных лимитов. Осуществление других видов деятельности, не связанной с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, запрещается.

* Специально отведенные места либо объекты — места либо объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых

получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов либо осуществление других операций с отходами (ст. 1 Закона об отходах).

Хранение отходов

— временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления) (ст. 1 Закона об отходах).

У предприятий, занимающихся размещением отходов, возникают обязательства по начислению и уплате экосбора за размещение отходов. Предприятия, которые хранят отходы (временно их размещают) не являются плательщиками данного сбора. Как правило, такие предприятия заключают договор со специализированной организацией на утилизацию или удаление опасных отходов. В этом случае экосбор за размещение отходов уплачивает специализированная организация. Такой вывод основан на том, что

основным моментом при определении статуса плательщика сбора является факт размещения отходов.

Правда, не совсем понятно, сколько времени отходы должны размещаться в специально отведенных местах или объектах, чтобы считать этот процесс хранением? Это день, месяц, полгода, год? Ответа на этот вопрос в действующем законодательстве мы не нашли.

Мнение налоговиков по данному поводу следующее:

предприятие не должно начислять и уплачивать сбор за загрязнение окружающей среды за размещение опасных отходов при наличии у него соответствующего договора с организацией, которая собирает или принимает опасные отходы и имеет соответствующую лицензию на осуществление этих операций (журнал «Вестник налоговой службы Украины» // 2007, № 48, с. 39). Аналогичного мнения придерживается и Минприроды в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 и Минпромполитики в письме от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319. Только вот дальнейшие уточнения у всех госорганов (ГНАУ, Минприроды и Минпромполитики) разные.

Так, главный налоговый орган считает, что сбор не начисляется и не уплачивается, за исключением случаев, когда субъект хозяйствования

своевременно не передал опасные отходы специализированным предприятиям (организациям) в установленные договором сроки и осуществляет их размещение на собственной территории продолжительное время. Важным при этом остается и наличие отходов на конец отчетного квартала. Но если договорное обязательство о своевременной передаче отходов сначала было нарушено, а впоследствии, по состоянию на отчетную дату, исполнено виновной стороной, то, несмотря на имевшее место нарушение, экосбор платить не надо (письмо ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215).

Минприроды считает, что сбор не начисляется и не уплачивается при наличии соответствующего договора со специализированным предприятием и

легитимного временного хранения отходов (речь идет о лимите на образование отходов), а также при условии ненакопления отходов за предыдущие годы (письмо от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08; вопросы 2, 3, 4).

У Минпромполитики свое виденье на этот счет:

обязательство по уплате и начислению сбора не возникает в случае, когда у предприятия приостановлено право собственности на эти отходы до даты предоставления расчета сбора (письмо от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319; вопросы 2, 3, 4).

Кто в этой ситуации прав? Логичнее всего прислушаться к налоговому мнению, так как именно этот госорган контролирует правильность и своевременность начисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей среды. Тогда получается, что главное иметь на руках соответствующий договор на передачу опасных отходов специализированному предприятию и в установленные договором сроки передать отходы. При этом на конец отчетного периода (квартала) желательно от отходов избавиться.

Теперь поговорим о лимите на размещение отходов.

 

Лимит на размещение отходов

Повторимся. Объектом исчисления сбора за размещение отходов для стационарных источников загрязнения являются объемы отходов, размещенных в специально отведенных для этого местах или объектах. Суммы сбора исчисляются плательщиками

на основании:

1) утвержденных лимитов на размещение отходов

исходя из фактических объемов размещения. Лимит на размещение отходов — объем отходов (отдельно для каждого класса опасности), на который у собственника отходов есть разрешение на их размещение, выданное органами Минэкоресурсов на местах;

2)

нормативов сбора, определенных по месту нахождения этих источников корректировочных коэффициентов (п. 4 Порядка № 303).

Нормативы сбора за размещение отходов

устанавливаются в соответствии с видом загрязняющих веществ и классом опасности отходов, приведенными в табл. 1.1, 1.7 и 1.9 приложения 1 Порядка № 303. За размещение отходов, на которые не установлены классы опасности, применяется норматив сбора как за размещение отходов I класса опасности — 82,5 грн. за тонну.

Лимиты на размещение отходов

определяются Порядком № 1218. Они устанавливаются сроком на один год и после утверждения местной государственной администрацией доводятся до собственников отходов до 1 октября текущего года. Контроль за правильностью определения лимитов и их соблюдением осуществляют органы Минприроды (п. 21 Порядка № 1218 и п. 14 Порядка № 303). За сверхлимитные объемы размещения отходов сбор исчисляется в пятикратном размере.

Но не всем собственникам отходов следует устанавливать лимит.

Освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов собственники:

— отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 грн. в год;

— бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства;

— отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья.

Формально этот список могут пополнить собственники отходов, у которых образование опасных отходов носит разовый характер. Никаких разрешений на размещение опасных отходов такие собственники не получают, лимиты не устанавливают. Можем предположить, что установить лимит на такие отходы в принципе невозможно, так как их образование носит неритмичный, а иногда и разовый характер.

У перечисленных выше собственников отходов, по мнению Минприроды, объект для начисления сбора за загрязнение окружающей среды отсутствует, так как лимит не устанавливается

(письмо от 02.04.2003 г. № 2798/26-8). Но у налоговиков иное мнение. ГНАУ считает, что собственники отходов, освобожденные от получения лимитов на образование и размещение отходов, все равно являются плательщиками экосбора за размещение отходов (см. «Собственники отходов, освобожденные от получения лимитов, являются плательщиками экосбора на размещение отходов»). Они должны составлять Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — Расчет экосбора) и подавать его в органы налоговой службы по месту своей налоговой регистрации. При этом сумма сбора за размещение отходов исчисляется ими согласно фактическим объемам размещения отходов, нормативам сбора и корректирующим коэффициентам, приведенным в табл. 2.4, 2.5 приложения 2 к Порядку № 303. О том, как «безлимитным плательщикам» заполнить Расчет экосбора, ГНАУ разъяснила в своем письме от 15.06.2006 г. № 6551/6/15-0716*.

* См. «Как заполнить расчет экосбора за размещение отходов безлимитным плательщикам — разъяснение ГНАУ» // «БН», 2006, № 30, с. 6.

 

Собственники отходов, освобожденные от получения лимитов, являются плательщиками экосбора за размещение отходов

Извлечение из журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2007 № 48, с. 38

«Определение перечня предприятий, которые должны получить лимиты, относится к компетенции местных органов исполнительной власти и территориальных органов Минприроды Украины

. Окончательное решение вопросов о необходимости получения лимита указанным предприятием возможно только после проверки его территориальным органом Минприроды Украины. В то же время в соответствии с последним абзацем п. 2 Порядка № 303 и п. 2.4 Инструкции № 162/379 территориальные органы Минприроды Украины подают в органы государственной налоговой службы перечень предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выданы разрешения на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов.

При этом

невключение предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта хозяйствования в перечень не освобождает их от уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды (абзац второй п. 2.4 Инструкции № 162/379). Таким образом, если во время проверки налоговыми органами по вопросу соблюдения требований Порядка № 303 и Инструкции № 162/379 будет документально подтверждено, что субъект хозяйствования осуществлял операции обращения с отходами, которые приводят к размещению отходов на собственных объектах продолжительное время, то он является плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды».

 

В завершение этого раздела несколько слов о включении экосбора за размещение отходов в состав валовых расходов. Согласно

ст. 14 Закона о системе налогообложения этот сбор является одним из общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей). Считаем, что в состав валовых расходов можно включить сумму такого сбора в полном размере (сумму сбора в пределах лимита и сверхлимитную сумму). Подтверждение своих слов находим в п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, согласно которому в состав валовых расходов включают суммы налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения. При этом запрещено включать в валовые расходы только расходы на уплату пени, штрафов, неустоек, определенных, в частности, по решению соответствующих государственных органов или суда. В нашем случае сверхлимитная сумма сбора не является пеней, штрафом и неустойкой.

Позиция главного налогового органа по данному поводу иная. Ссылаясь на

п. 12 Порядка № 303, ГНАУ указывает, что сумма сбора, взимаемая за размещение отходов в пределах лимитов, относится на валовые расходы, а за превышение этих лимитов взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридического лица, и соответственно не включается в состав валовых расходов (письмо ГНАУ от 24.04.2008 г. № 8682/7/15-0217). С таким выводом мы согласиться не можем.

Дело в том, что

п. 5.11 Закона о налоге на прибыль не разрешает устанавливать дополнительные ограничения по отнесению расходов в состав валовых, кроме тех, которые прямо указаны в Законе о налоге на прибыль. Следовательно, ограничения, установленные Кабмином в п. 12 Порядка № 303, противоречат Закону о налоге на прибыль и применяться не могут.

 

Вывод

Класс опасности отходов определяется МЗО (государственной санитарно-эпидемиологической службой) по согласованию с Минприроды. Если предприятие размещает отходы, то такому предприятию необходимо получить разрешение (лицензию). На размещение отходов устанавливается лимит и взимается сбор за загрязнение окружающей природной среды. Предприятия, которые заключили договор со специализированной организацией на утилизацию или удаление опасных отходов, экосбор не уплачивают. В этом случае экосбор за размещение отходов уплачивает специализированная организация.

Суммы сбора исчисляются плательщиками сбора самостоятельно на основании утвержденных лимитов исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и источников корректирующих коэффициентов.

За сверхлимитное размещение отходов экосбор уплачивается в пятикратном размере. В состав валовых расходов можно включить сумму такого сбора в полном размере (сумму сбора в пределах лимита и сверхлимитную сумму).

ГНАУ придерживается иной точки зрения. В частности, предлагает включать в состав валовых расходов сбор, взимаемый за размещение отходов только в пределах лимита. Мы с такой точкой зрения не согласны.

На этом заканчиваем статью.

Сегодня мы упоминали о письмах Минприроды от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 и Минпромполитики от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319. Они посвящены вопросам размещения опасных отходов и уплаты экосбора. С ними можно ознакомиться в приложении «Документы» этого номера газеты. А вот об особенностях заполнения Расчета экосбора можно прочесть в статях «Как лампы дневного света могут добавить бухгалтеру забот» // «БН», 2006, № 36, с. 39; «Заполняем Расчет экосбора за полугодие по обновленной форме» // «БН», 2008, № 29 с. 17.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц