Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Бонусные» от оператора мобильной связи

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Август, 2008/№ 31
В избранном В избранное
Печать
Статья

«БОНУСНЫЕ»

от оператора мобильной связи

 

Операторы мобильной связи, пытаясь привлечь в свою сеть (в прямом и переносном смысле) все большее количество клиентов, активно проводят рекламные кампании, разрабатывают различные системы скидок. Конечно, приятно что-то получить бесплатно или дешевле, но если для обычного гражданина это безоговорочная радость, то для субъекта хозяйствования получение бонусов вызывает некоторую обеспокоенность, ведь налогообложение «не любит» подарки.

Анна Виноградова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Получение бонусов

Суть практически всех рекламных акций от операторов мобильной связи сводится к следующему: чем больше говоришь, тем больше бонусов падает тебе на счет. Затем чудесным образом виртуальные бонусные единицы переводятся во вполне реальный денежный эквивалент. Образовавшуюся сумму денег клиенту предлагается направить, как правило, на следующие цели:

— в оплату услуг мобильной связи;

— на получение дополнительных минут разговора (бесплатные минуты);

— на приобретение мобильного телефона.

Рассмотрим эти ситуации чуть позже, а пока остановимся на моменте получения бонусов, т. е. когда клиенту приходит сообщение (распечатка, акт и т. п.) о том, что ему начислено определенное количество бонусных единиц.

Сразу хотим отметить, что, даже если клиент точно знает денежный эквивалент поступивших ему на счет бонусов (по договору или непосредственно из поступивших данных от оператора мобильной связи), эта сумма не отражается у него ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.

Накопление на счету* клиента мобильной связи денежных средств, образовавшихся за счет бонусов, как правило, всегда вызывает у бухгалтера вопрос: считаются ли эти средства безвозмездно полученными и нужно ли в связи с этим включать их сумму в валовые доходы? Сразу определим главную мысль:

до тех пор пока полученные бонусы реально не будут использованы одним из предложенных оператором способов, их не нужно отражать ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете. А далее порядок учета и налогообложения зависит от выбранного способа использования бонусных сумм.

* Речь идет о мобильном счете клиента, а не о текущем банковском счете.

Начнем с бухгалтерского учета операции по получению бонусов. Согласно

П(С)БУ 2 «Баланс» под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Можно ли сказать, что сумма бонусов, числящаяся на мобильном счете клиента, контролируется им? На наш взгляд, нет, так как права свободного распоряжения этими средствами у него нет. Клиент может использовать бонусную сумму только на цели, четко определенные оператором (в счет оплаты услуг связи, на приобретение мобильного телефона и т. п.) и только в порядке, определенном оператором. К тому же зачастую операторы устанавливают срок, в течение которого накопленные бонусы могут быть использованы клиентом. По истечении установленного срока бонусы пропадают, поэтому говорить о том, что клиент контролирует данные суммы, нельзя.

Таким образом, клиент не должен отражать бонусную сумму в составе активов (ни в составе денежных средств**, ни в составе дебиторской задолженности), так как он не вправе свободно распоряжаться этими средствами.

** Денежные средства — это наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования (п. 4 П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств»).

Теперь что касается налогового учета. Как мы уже сказали выше, некоторые бухгалтеры опасаются, что бонусная сумма, поступающая на счет клиента, может быть признана контролирующими органами как безвозмездная финансовая помощь, полученная от оператора мобильной связи. Это не так. Согласно

п.п. 1.22.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее Закон о налоге на прибыль) безвозмездная финансовая помощь — это сумма средств, переданная плательщику на основании договоров дарения, других подобных договоров, не предусматривающих соответствующую компенсацию или возврат таких средств, или без заключения таких договоров. В нашем случае нельзя говорить о том, что бонусная сумма, зачисленная на мобильный счет клиента, является суммой средств, переданных плательщику, так как права свободного распоряжения этими средствами у него нет, о чем мы уже говорили выше. У клиента может возникнуть валовой доход в виде безвозмездно полученных денежных средств только в том случае, если ему удастся получить образовавшуюся задолженность оператора перед ним в виде бонусной суммы на свой текущий счет (например, при расторжении договора с оператором). В таком случае действительно придется согласиться с тем, что такие средства являются для клиента безвозмездно полученными: полученные ранее услуги мобильной связи оплачены клиентом по полному тарифу, а заработанные бонусы живыми деньгами зачисляются на счет клиента, которыми он уже вправе свободно распоряжаться. Надо сказать, что вероятность такой ситуации хоть и существует, но все равно она невелика. Как правило, операторы мобильной связи предлагают клиенту, с которым расторгается договор, использовать бонусные суммы «по назначению» (например, приобрести со скидкой мобильный телефон).

Теперь поговорим об использовании имеющихся бонусных сумм.

 

За счет бонусов предоставляются дополнительные бесплатные минуты связи

Использование бонусной суммы на такие цели, по сути, является не чем иным, как скидкой по оплате полученных впоследствии услуг связи. Для возникновения валовых доходов в данном случае нет никаких оснований. Посудите сами.

Размер бонусной суммы (скидки) зависит от объема потребленных услуг связи. Порядок ее предоставления (за какое количество потребленных минут, в течение какого периода времени, каков эквивалент перевода бонусов в денежные единицы и т. п.) устанавливается договором между клиентом и оператором мобильной связи (данный договор является публичным*). Заработав бонусы за потребленные услуги связи, впоследствии клиент получает скидку (оплачивает получаемые в дальнейшем услуги связи в меньшей сумме). В итоге клиент просто в состав расходов включает меньшую сумму, которую он фактически оплатил оператору за услуги. Например, согласно распечатке оператора клиенту начислено к оплате 1000 грн. за 2000 потребленных минут связи плюс 300 минут бонусных (бесплатно). Соответственно клиент приобрел 2300 минут связи за 1000 грн., т. е. со скидкой от общеустановленного тарифа за 1 минуту связи. Причем полученная скидка является обычной, так как договор с оператором относится к числу публичных договоров, т. е. условия получения и использования бонусов (скидки) одинаковы для всех клиентов при выполнении установленных оператором условий.

* Согласно ч. 1 ст. 633 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т. п.). Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы.

Здесь можно провести аналогию по приобретению какого-то товара со скидкой (например, в рекламную акцию). Никому же не приходит в голову отражать валовые доходы на сумму разницы между фактической ценой покупки и обычной (не рекламной) ценой на этот товар. Просто себе в расходы покупатель ставит меньшую сумму. То же самое происходит и здесь: клиент покупает минуты разговора по меньшей цене (за счет бонусной суммы), при этом и в валовые расходы он ставит не всю стоимость потребленных им услуг, а только в той сумме, по которой он фактически покупает услуги связи.

Пример 1.

Предприятие согласно данным оператора имеет 10000 бонусов, за счет которых ему бесплатно предоставляется дополнительно 300 бесплатных минут. Оператор выставил клиенту счет за месяц на сумму 1275 грн., в том числе стоимость потребленных услуг связи (включая и бесплатные минуты) без НДС — 1000 грн., НДС — 200 грн., сбор в Пенсионный фонд — 75 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Отражены расходы по услугам связи

92

631

1075

1075

2. Сумма НДС включена в состав налогового кредита

641

631

200

 

Бонусы засчитываются в счет оплаты услуг мобильной связи

Наиболее часто накопившуюся сумму бонусов операторы мобильной связи направляют в счет оплаты своих же услуг. Происходит это так: оператор выставляет клиенту полную стоимость потребленных услуг связи, а затем уменьшает его задолженность на бонусную сумму.

В данном случае считаем, что клиент должен включить в состав валовых расходов всю стоимость полученных услуг связи согласно выставленному счету, а в валовые доходы — зачтенную в счет оплаты бонусную сумму. Наличие валовых доходов объясняется тем, что, по сути, бонусная сумма, направленная в счет уменьшения задолженности для клиента является не чем иным, как безвозвратной финансовой помощью. Но при этом и валовые расходы плательщик отразит на всю стоимость услуг, а не за минусом бонусной суммы.

В бухгалтерском учете бонусная сумма, зачтенная в счет оплаты услуг связи, также должна быть включена в состав доходов предприятия. Напомним, что согласно

п. 5 П(С)БУ 15 «Доход» доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, что предопределяет рост собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена. В рассматриваемом нами случае происходит уменьшение обязательства перед оператором мобильной связи, что, безусловно, приводит к росту собственного капитала.

Пример 2.

Оператор мобильной связи выставил клиенту счет на сумму 1275 грн., в том числе:

— стоимость потребленных услуг связи без НДС — 1000 грн., НДС — 200 грн., сбор в Пенсионный фонд — 75 грн.;

— бонусная сумма (зачтена в счет оплаты) — 300 грн.;

— к оплате — 975 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВР

ВД

1. Отражены расходы по услугам связи

92

631

1075

1075

2. Сумма НДС включена в состав налогового кредита

641

631

200

3. Бонусная сумма отражена в составе доходов

631

719

300

300

 

Бонусы используются на покупку мобильного телефона

За счет накопившихся бонусов клиент может получить скидку при покупке мобильного телефона. Бывает, что бонусов достаточно и на получение мобильного телефона бесплатно. Правда, бесплатное получение чего-либо, как известно, приводит к негативным налоговым последствиям: валовые доходы исходя из обычной цены на полученный телефон, отсутствие амортизации в налоговом учете. В связи с этим желательно избегать «бесплатных приобретений»: с позиции налогообложения гораздо лучше приобрести два телефона за полцены, чем один получить бесплатно.

Другое дело, если за счет бонусов телефон будет приобретен со скидкой. В таком случае клиент отразит в налоговом и бухгалтерском учете

фактически понесенные им расходы на приобретение такого телефона.

Пример 3.

Предприятию начислено 10000 бонусов от оператора мобильной связи, что соответствует 200 грн. Данная сумма используется клиентом при покупке мобильного телефона, розничная цена которого составляет 900 грн., в том числе НДС — 150 грн.

Фактически телефон приобретен предприятием за 700 грн., в том числе НДС — 116,67 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Начислены бонусы предприятию

200

2. Выданы деньги под отчет на приобретение мобильного телефона

372

301

700

3. Оприходован мобильный телефон

153*

372

583,33

583,33*

4. Сумма НДС включена в состав налогового кредита

641

372

116,67

5. Телефон передан в эксплуатацию

112

153

583,33

6. Начислен износ на стоимость телефона (согласно приказу об учетной политике сразу в размере 100 % при передаче в эксплуатацию)

92

132

583,33

— **

*Если стоимость мобильного телефона (без НДС) превышает 1000 грн., то она относится на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 4 на начало следующего расчетного квартала и на нее начисляется амортизация. В бухгалтерском учете в таком случае (при превышении стоимостного критерия, установленного в приказе об учетной политике на предприятии (как правило, 1000 грн. без НДС), мобильный телефон зачисляется в состав основных средств (субсчет 104 «Машины и оборудование»).

** Стоимость мобильного телефона снимается с перерасчета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов и фактически увеличивает валовые расходы.

 

Пример 4.

Предприятию начислено 50000 бонусов от оператора мобильной связи, что соответствует 500 грн. За счет этой суммы был приобретен мобильный телефон, розничная цена на который установлена в размере 500 грн., в том числе НДС — 83,33 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

1. Начислены бонусы предприятию

500

2. Оприходован мобильный телефон (исходя из обычной цены, которая равна розничной цене на него)

153*

424

500

500*

3. Телефон передан в эксплуатацию

112

153

500

4. Начислен износ на стоимость телефона (согласно приказу об учетной политике в размере 100 % при передаче в эксплуатацию)

92

132

500

5. Отражен доход в сумме начисленного износа (при начислении амортизации)

424

745

500

* Стоимость телефона не увеличивает балансовую стоимость основных фондов группы 4 на начало расчетного квартала для целей начисления амортизации в налоговом учете.

 

На этом завершаем рассмотрение бонусных вопросов, возникающих в ходе использования услуг мобильной связи. Надеемся, что получение бонусов будет только радовать вас (как это и должно быть), а все ваши опасения по учету подарков «с неба» останутся позади.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц