НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ПРИ ИМПОРТЕ
возникает на всю сумму уплаченного на таможне НДС
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.04.2008 г. № 4594/5/16-1516
«О письме ГНАУ от 06.04.2007 г. № 7049/7/16-1517-26»
Прежде чем перейти к комментируемому
письму , напомним историю вопроса. Дело в том, что с 1 января 2007 года согласно п.п. 7.4.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров (услуг). Из-за этого возник вопрос: можно ли включить в налоговый кредит сумму НДС, уплаченную при таможенном оформлении импортируемого товара? Ведь НДС в таком случае уплачивается исходя из таможенной стоимости с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины и других платежей, включаемых в базу налогообложения в соответствии с п. 4.3 Закона об НДС.ГНАУ
на данный вопрос дала положительный ответ и, в частности, в письмах от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117* и от 09.04.2008 г. № 7310/7/16-1517** указала, что налогоплательщики-импортеры имеют полное право включать в состав налогового кредита сумму НДС, уплаченную на таможне.* См. статью «Актуальные вопросы по НДС: отвечает ГНАУ, комментирует редакция» // «БН», 2007, № 49, с. 12.
** См. ком. «Импорт товара: особенности определения налогового кредита по НДС и налоговых обязательств при их дальнейшей продаже»// «БН», 2008, № 18-19, с. 11.
Однако
в этих же письмах налоговые органы разъяснили, что при дальнейшей продаже ранее ввезенного товара в Украину база налогообложения будет определяться исходя из обычной цены, но не ниже таможенной стоимости. С таким выводом редакция не согласна***.*** Свои доводы мы приводили в ком. к письму ГНАУ от 09.04.2008 г. № 7310/7/16-1517 // «БН», 2008, № 18-19, с. 11.
И вот теперь
в комментируемом письме ГНАУ отмечает, что указанные два письма имеют статус обобщающих налоговых разъяснений. А, как известно, обобщающими налоговыми разъяснениями имеют право пользоваться все налогоплательщики при исчислении сумм налоговых обязательств и при проведении апелляционных процедур. При этом в соответствии с п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181**** не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, который действовал в соответствии с обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в последующем такое разъяснение было изменено или отменено или предоставлено новое обобщающее налоговое разъяснение.**** Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
Однако заметим, что
обобщающие налоговые разъяснения должны утверждаться приказом ГНАУ (п.п. «е» п.п. 4.4.2 Закона № 2181, п. 1.8 Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства, утвержденного приказом ГНАУ от 12.04.2003 г. № 176). Поэтому статус указанных выше двух писем остается непонятным. Налоговые органы признают их обобщающими, так как они адресованы региональным государственным налоговым органам для использования в работе и информирования налогоплательщиков. Однако будет ли это аргументом для судов? Скорее всего, при изменении позиции налоговых органов защититься каким-либо из писем не получится. Разве что наличие различных мнений по одному и тому же вопросу сможет стать подтверждением наличия конфликта интересов. Поэтому, если тема налогового кредита при импорте является для вас актуальной, рекомендуем все-таки получить персональное налоговое разъяснение.