ЗАКОН О ПРОВЕРКАХ
распространяется на проверки органов статистики — разъясняет Госпредпринимательства
Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 17.09.2008 г. № 7889
«О предоставлении разъяснений»
В комментируемом
письме Госпредпринимательства рассмотрел вопрос о том, распространяется ли действие Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон о проверках) на отношения, которые возникают во время проведения органами государственной статистики проверок субъектов хозяйствования по вопросам достоверности предоставленных ими первичных и статистических данных.Как указал Госпредпринимательства, действие
Закона о проверках распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности (ст. 2). В свою очередь, государственный надзор (контроль) — деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов в пределах полномочий, предусмотренных законом, в отношении выявления и предотвращения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.Согласно же
ст. 13 Закона Украины «О государственной статистике» от 17.09.92 г. № 2614-XII органы государственной статистики имеют право, в частности, изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, представленных респондентами. Применять при этом в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, метод непосредственного посещения производственных, служебных и других помещений, участков и т. п. юридических лиц, их отделений, представительств и других обособленных структурных подразделений, а также граждан — субъектов предпринимательской деятельности.На этом основании Госпредпринимательства сделал вывод, что
на отношения, которые возникают во время проведения органами государственной статистики проверок субъектов хозяйствования по вопросам достоверности поданных ими первичных и статистических данных, распространяется действие Закона о проверках.Однако обратите внимание на важную деталь:
Госкомстат с такой позицией не согласен. Так, в своем письме от 04.10.2007 г. № 18-16/263 он отмечает, что деятельность органов статистики не считается мероприятием государственного надзора (контроля). Выполняя свои полномочия, органы статистики не вмешиваются в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и соответственно не имеют оснований для ее остановки.Из-за наличия этого противоречия вряд ли можно рассчитывать на то, что органы статистики пополнят ряды органов, добровольно выполняющих требования Закона о проверках (например, в части сроков уведомления о начале проверки, ее продолжительности, периодичности проверок*). Ситуацию могло бы изменить утверждение Кабмином критериев распределения субъектов хозяйствования по степени риска, но и здесь есть неувязочка: Кабмин это сможет сделать по представлению контролирующего органа, то есть Госкомстата.
* Подробнее об этом см. тему недели «Общие правила проверок» // «БН», 2006, № 46, с. 42.