Темы статей
Выбрать темы

Переход с единого налога на общую систему налогообложения: вопросы и ответы

Редакция БН
Статья

ПЕРЕХОД С ЕДИНОГО НАЛОГА

на общую систему налогообложения: вопросы и ответы

 

Цены из года в год растут, а вот критерии, при которых субъект предпринимательской деятельности может работать на упрощенной системе налогообложения, за последние 8 лет не менялись. В результате многие субъекты предпринимательства вынуждены покидать ряды единоналожников и переходить на уплату налога на прибыль на общих основаниях.

Об особенностях такого перехода мы сегодня и поговорим. Рассмотрим порядок перехода и налогообложения переходных операций для единоналожников, как физических, так и юридических лиц.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Декрет

о подоходном налоге Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Указ о едином налоге —

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.07.99 г. № 746/99.

Положение № 79

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Постановление № 507

постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

 

Общие моменты

Cогласно

ст. 1 Указа о едином налоге плательщиками единого налога могут быть предприятия, у которых среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки от реализации продукции (товаров, услуг) за год не превышает 1 млн грн. Для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности критерий — 500 тыс. грн. за год и численность работающих не превышает 10 человек. Для контроля ограничения по численности единоналожнику — юридическому лицу нужно рассчитать показатель — среднее количество работников. Напомним, что при расчете среднего количества работников следует учитывать штатных работников, совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам*. Для частных предпринимателей — единоналожников при расчете численности лица, работающие у предпринимателей на основании гражданско-правовых, а не трудовых отношений, не учитываются в общем количестве работающих. Для них важно, чтобы на каждый день отчетного года число одновременно работающих не превысило 10 человек. При этом показатели средней численности для этих целей они не рассчитывают.

* Подробнее о порядке расчета среднего количества работников можно узнать из вкладыша «Количество работников»// «БН», 2006, № 46, с.23.

Если нарушено хотя бы одно из требований, установленных

ст. 1 Указа о едином налоге, то плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала). Например, если в IV квартале объем выручки предприятия превысил 1 млн грн., то с I квартала следующего года оно обязано перейти на общую систему налогообложения.

Перейти на общую систему налогообложения придется субъектам хозяйствования, которые, к примеру, решили заняться видами деятельности, налогообложение которых не может осуществляться по единому налогу (к таковым, в частности, относятся деятельность в сфере игорного бизнеса; производство, экспорт, импорт, оптовая торговля подакцизными товарами; оптовая и розничная торговля подакцизными ГСМ; операции обмена валюты и т. п.). Полный перечень ограничений для единоналожников по видам деятельности и субъектному составу мы приводили во

вкладыше «Переходы: общая система«единый налог» // «БН», 2008, № 10, с. 23. Также уход с упрощенной системы обеспечен предприятиям в случае осуществления ими бартерных операций.

При отказе от упрощенной системы налогообложения и переходе со следующего квартала на общую систему налогообложения следует учитывать, что

по общему правилу ст. 4 Указа о едином налоге субъекты малого предпринимательства должны подать налоговым органам соответствующее заявление* не позднее чем за 15 дней до окончания текущего отчетного (налогового) периода (квартала, в котором произошло превышение выручки). Правда, выполнить это требование будет сложно тем единоналожникам, у которых превышение выручки произошло в последнем месяце отчетного квартала. Например, 30 сентября 2008 года на текущий счет предприятия-единоналожника поступили денежные средства от покупателя. В результате из-за поступления этой суммы был превышен установленный Указом лимит — 1 млн грн. В этой ситуации предприятие обязано перейти с 1 октября 2008 года на общую систему налогообложения, но предельный срок подачи заявления об отказе от упрощенной системы, установленный ст. 4 Указа о едином налоге, прошел. Как видим, выполнить сроки по подаче заявления было в принципе невозможно. Рекомендуем в такой ситуации обратиться за разъяснениями в налоговую инспекцию по своему местонахождению. Скорее всего, налоговики не будут против сдачи Свидетельства плательщика единого налога без заявления об отказе от упрощенной системы налогообложения (или подачи такого заявления с нарушением сроков).

* Обратите внимание: утвержденной формы заявления об отказе от применения упрощенной системы нет. Его следует составить в произвольной форме.

Вместе с тем налоговики официально разрешают заявление не подавать, если превышение выручки было допущено в последнем квартале календарного года — в IV квартале. Так, в

журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35, с. 37 они отметили, что для перехода с нового года на общую систему налогообложения заявление подавать не нужно. Достаточно будет вернуть налоговому органу Свидетельство плательщика единого налога и все.

Также

не исключена добровольная смена системы налогообложения (это возможно тогда, когда требования, установленные ст. 1 Указа о едином налоге, не нарушены). В этом случае требование ст. 4 этого же Указа по срокам подачи соответствующего заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности оправдано. Заявление надо подать не позднее чем за 15 дней до окончания текущего отчетного (налогового) периода.

 

НДС-особенности при переходе

Как известно, единоналожники-десятипроцентники не являются плательщиками НДС (и даже в случае, когда превышен 300-тысячный предел, регистрироваться плательщиками НДС они не обязаны).

Зарегистрироваться плательщиком НДС единоналожник-десятипроцентник обязан в случае превышения выручки 1 млн грн.

На это указывает и

п.п. 12.1 Положения № 79. В нем сказано, что не зарегистрированное плательщиком НДС лицо, уплачивающее единый налог и превысившее ограничение годового объема выручки, обязано зарегистрироваться плательщиком НДС начиная со следующего отчетного периода (квартала) не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения (п.п. «г» п. 13 Положения № 79).

Если же указанный выше предел (1 млн грн.) не превышен, то можно добровольно перейти на общую систему налогообложения. При добровольном переходе обязательность НДС-регистрации зависит от того, превысил ли налогоплательщик в периоде работы на едином налоге 300-тысячный предел**, указанный в

п.п. 2.3.1 Закона об НДС. Если 300-тысячный предел был превышен или налогоплательщик на общей системе налогообложения планирует осуществлять операции, указанные в пп. 2.3.2 — 2.3.4 Закона об НДС, то зарегистрироваться плательщиком НДС придется (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23, с. 31). Заявление о регистрации плательщиком НДС следует подать не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения (п.п. «г» п. 13 Положения № 79). Если же 300-тысячный предел не превышен и налогоплательщик не осуществляет операции, указанные в пп. 2.3.2 — 2.3.4 Закона об НДС, то НДС-регистрация не обязательна.

** Подробнее о порядке расчета 300-тысячного предела можно узнать из статьи «НДС-регистрация и переходные моменты» // «БН», 2007, № 14, с. 15.

А вот в ситуации, когда единоналожник-десятипроцентник переходит на общую систему налогообложения из-за превышения установленной предельной численности (при этом объем выручки 1 млн грн. не превышен, но превышен «300-тысячный лимит» для обязательной регистрации плательщиком НДС), ни

Закон об НДС, ни Положение № 79 не уточняют, в какие сроки следует подавать регистрационное заявление в таком случае. По нашему мнению, безопаснее подать заявление также за 15 календарных дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения.

 

Налог с доходов с суммы превышения 500 тыс. грн.

Предприниматель-единоналожник в III квартале 2008 года превысил 500-тысячный объем выручки на 150 тыс. грн. В связи с этим он был вынужден, начиная с IV квартала 2008 года, перейти на общую систему налогообложения.

Налоговый инспектор настаивает на том, что предприниматель должен заплатить налог с доходов со 150 тыс. грн. в порядке, установленном разделом IV Декрета о подоходном налоге. Объясняет это так: сумма превышения является доходом, полученным на условиях, отличных от установленных Указом о едином налоге. Правомерны ли требования налогового инспектора?

 

Мы считаем, что требования налогового инспектора заплатить налог с доходов с суммы превышения предельного объема выручки (со 150 тыс. грн.) неправомерны

. Обоснуем.

Если единоналожник превысил предельный годовой объем выручки, указанный в

ст. 1 Указа о едином налоге, то он обязан просто перейти на общую систему налогообложения со следующего квартала. И все. Других требований Указ о едином налоге к такому «нарушителю» не предъявляет. Да и не может быть иных требований. Ведь, несмотря на превышение выручки в III квартале 2008 года, предприниматель еще остается плательщиком единого налога. А согласно ст. 6 Указа о едином налоге субъект предпринимательской деятельности, уплачивающий единый налог, освобождается от уплаты налога с доходов физических лиц. Статус единоналожника он теряет только с IV квартала 2008 года. Подтверждением тому является Свидетельство об уплате единого налога, которое действует до конца III квартала. Да и в Порядке № 599 указано, что субъект предпринимательской деятельности обязан в течение 5 дней после окончания отчетного периода (квартала) сдать такое Свидетельство в налоговый орган.

А раз это так, то требования

Декрета о подоходном налоге в этот период времени на него не распространяются. До конца III квартала 2008 года такой предприниматель действует согласно требованиям Указа о едином налоге. Это означает, что полученный им доход (включая выручку сверх 500 тыс. грн.) облагается единым налогом и не включается в совокупный налогооблагаемый доход и, следовательно, не облагается налогом с доходов.

Аналогичного мнения придерживается и Госпредпринимательства в своих

письмах от 24.04.2007 г. № 2987, от 17.08.2007 г. № 6129, от 22.09.2008 г. № 8032 (см. «Сумма превышения предельного объема выручки не облагается налогом с доходов — мнение Госпредпринимательства»).

 

Сумма превышения предельного объема выручки не облагается налогом с доходов — мнение Госпредпринимательства

Извлечение из письма от 22.09.2008 г. № 8032

«

До окончания отчетного налогового периода (квартала) субъект предпринимательской деятельности находится на упрощенной системе налогообложения и уплачивает ставку единого налога, указанную в Свидетельстве.

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, участвующих в предпринимательской деятельности (

статья 2 Указа).

Согласно

подпункту 4.3.25 <...> Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налогообложении доходов физических лиц» (далее — Закон № 889) в состав общего месячного или годового дохода не включается доход (прибыль), полученный лицом от осуществления им предпринимательской деятельности, в случае избрания таким лицом упрощенной системы налогообложения.

Указанные нормы распространяются на СПД независимо от полученного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поскольку в соответствии со

статьей 2 Указа [о едином налоге. Примеч. ред.] такой субъект авансом уплачивает фиксированный размер ставки налога.

<...>

С учетом того, что на сегодняшний день не установлена ответственность для субъектов предпринимательской деятельности за превышение объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), установленной

статьей 1 Указа, по мнению Госкомпредпринимательства, если у субъекта предпринимательской деятельности произошло превышение объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), требования в отношении налогообложения суммы такого превышения по ставке 15 % нарушают требования Указа <...> и Закона <...> № 889».

 

А вот мнение ГНАУ по данному вопросу, к сожалению, иное. В своих

письмах от 13.08.2007 г. № 4005/г/17-0715*, от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714** налоговики продвигают идею о том, что единоналожник, который превысил предельный объем выручки, должен:

1)

перейти со следующего отчетного периода (квартала) на общую систему налогообложения (с этим мы согласны);

2)

заплатить в квартале превышения выручки налог с доходов с суммы превышения в порядке, установленном разделом IV Декрета о подоходном налоге (с этим мы согласиться не можем, наши аргументы приведены выше).

* См. ком. «Предприниматель-единоналожник в квартале превышения предельного объема выручки должен платить налог с доходов с суммы превышения — странная позиция ГНАУ» // «БН», 2007, № 39, с.13.

** См. ком. «Если выручка предпринимателя-единоналожника превысила 500 тыс. грн., ГНАУ требует платить налог с суммы превышения» // «БН», 2008, № 43, с.12.

Примечательно то, что раньше в своих

письмах от 14.01.2005 г. № 323/6/17-3116, от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415 ГНАУ придерживалась иной точки зрения. В частности, отмечала, что предпринимательская декларация по налогу с доходов первый раз подается по итогам отчетного квартала, следующего за тем, в котором возникло превышение объема выручки. В декларации указываются общие суммы полученного дохода, расходов и уплаченного налога за отчетный налоговый период. Из этого следует закономерный вывод, что за квартал, в котором произошло превышение, подается только отчет единоналожника, следовательно, нет оснований для начисления налога с доходов.

Что же делать в такой ситуации предпринимателю-единоналожнику? Предлагаем не уплачивать налог с доходов с суммы 150 тыс. грн. Аргументы, приведенные выше, помогут вам отстоять свою позицию перед налоговиками или, если понадобится, в суде. Кроме того, не помешает здесь вспомнить и правило конфликта интересов из

п.п. 4.4.1 Закона № 2181. Основанием для применения этого правила могут служить письма ГНАУ, в которых одна и та же норма толкуется по-разному.

Подробнее о последствиях превышения 500 тыс. грн. и выходах из сложившейся ситуации можно узнать из

статьи «Выручка единоналожника приближается к 500 тыс. грн.: ищем выход из ситуации» // «БН», 2007, № 44, с. 29.

 

Налог на прибыль с суммы превышения 1 млн грн.

У предприятия-единоналожника в III квартале 2008 года произошло превышение объема выручки от реализации продукции (1 млн грн.). Со следующего квартала (с IV квартала 2008 года) предприятие перешло на общую систему налогообложения, учета и отчетности.

Надо ли уплачивать налог на прибыль с суммы превышения по итогам III квартала 2008 года? Надо ли подавать декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев 2008 года?

 

Налог на прибыль с суммы превышения по итогам III квартала 2008 года (в период работы на упрощенной системе) начислять и уплачивать не надо.

Упрощенная система налогообложения действует до конца III квартала 2008 года (иначе ст. 1 Указа о едином налоге предъявляла бы требования к «нарушителям» перейти на общую систему налогообложения не со следующего квартала, а с момента нарушения). В этот период времени действуют только нормы Указа о едином налоге. А согласно ст. 6 данного Указа субъект предпринимательской деятельности, уплачивающий единый налог, освобождается от уплаты налога на прибыль.

Следовательно,

доходы, полученные в период работы на упрощенной системе налогообложения, облагаются (в нашем случае — до конца III квартала 2008 года) только единым налогом. Начиная с IV квартала 2008 года предприятие утрачивает возможность находиться на упрощенной системе налогообложения и переходит на общую систему. Это означает, что с 1 октября 2008 года все операции облагаются налогом на прибыль по правилам, установленным Законом о налоге на прибыль.

Таким образом, доходы субъекта малого предпринимательства — юридического лица, полученные в период работы на упрощенной системе налогообложения, с которых уплачен единый налог, не могут повторно облагаться налогом на прибыль. Аналогичного мнения придерживается Госпредпринимательства

(письмо от 15.07.2008 г. № 5968) и налоговики (письмо ГНА в г. Киеве от 18.10.2006 г. № 826/10/31-106; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35, с. 38).

Теперь поговорим о предоставлении декларации по налогу на прибыль за 11 месяцев 2008 года.

Предприятия, которые с IV квартала 2008 года перешли с единого налога на общую систему налогообложения, должны подать в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев 2008 года. Далее такие налогоплательщики подают декларацию за весь 2008 год*. Аналогичного мнения придерживается и ГНАУ в своем письме от 29.10.2008 г. № 22169/7/15-0217**.

* Напомним, что предельный срок подачи декларации за 11 месяцев 2008 года — 22 декабря 2008 года (понедельник), а предельный срок уплаты — 30 декабря 2008 года (вторник). Подробнее см. статью «Декларация за 11 месяцев: отчитываемся без проблем» // «БН», 2008, № 47, с. 11.

** См. ком «Декларация за 11 месяцев: подают ли вновь созданные предприятия и предприятия, перешедшие с единого налога» // «БН», 2008, № 45, с.9.

 

Балансовая стоимость «переходящих» ОФ

Немаловажную роль при переходе с единого налога на общую систему налогообложения играет способ определения балансовой стоимости основных фондов (ОФ), которые числились в налоговом учете до перехода на единый налог, и тех, которые приобретены в период работы на едином налоге.

Возможны три варианта определения балансовой стоимости ОФ на начало периода, в котором плательщик перешел на общую систему. Все три варианта подробно рассмотрены в

статье «С единого на общую: актуальные вопросы»// «БН», 2006, № 47. На сегодняшний день наиболее распространен подход, при котором балансовую стоимость ОФ на начало периода определяют на уровне остаточной стоимости ОФ по данным бухгалтерского учета. Работники ГНАУ также придерживаются этой точки зрения (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 47 и письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. 16636/7/31-3017). При этом они отмечают, что предприятие в составе балансовой стоимости ОФ должно учитывать остаточную стоимость только тех основных средств, на приобретение или создание которых плательщик понес расходы и которые используются в хозяйственной деятельности. Бесплатно полученные основные средства в налоговом учете при переходе на общую систему налогообложения учитываться не будут. При переходе на общую систему налогообложения, по нашему мнению, воспользоваться 10 % ремонтным лимитом можно в году перехода. Причем это не зависит от того, в какой отчетный период происходит переход с упрощенной системы налогообложения на общую (с начала отчетного года или с любого другого квартала в течение года).

 

«Переходящие» запасы

При переходе с упрощенной на общую систему налогообложения налогоплательщиков часто интересует вопрос, можно ли стоимость товаров, приобретенных при работе на едином налоге, включить в состав валовых расходов, так как при их реализации плательщик обязан отразить валовые доходы. Мнение ГНАУ по этому вопросу было изложено в

письмах от 06.02.2007 г. № 2196/7/155-00217, от 29.03.2007 г. № 3046/6/15, п. 2 письма от 25.02.2008 г. № 3613/7/15-0217. В них было указано, что учесть затраты на приобретение таких запасов в валовые расходы при переходе с упрощенной на общую систему налогообложения нельзя. При этом такие запасы не будут участвовать в «приросте и убыли» по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Примечательно то, что пять лет назад налоговики не были против того, что налогоплательщик, в момент реализации товаров, приобретенных на упрощенной системе налогообложения, отражал валовые расходы (

журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 16). Теперь, как видим, их мнение изменилось.

Хотя, существующие разъяснения налоговиков, касающиеся переходных моментов, нельзя назвать до конца последовательными. Так, в

журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с.34 налоговики не были против включить расходы, связанные с получением средств за услуги, предоставленные при работе на едином налоге и оплаченные на общей системе налогообложения, в состав валовых расходов.

Кроме «прибыльных» налоговых последствий, следует обратить внимание на нюансы начисления НДС для бывшего единоналожника — 10 %. Приобретая товар, плательщик был на едином 10 % налоге и соответственно не являлся плательщиком НДС, следовательно, права на налоговый кредит он не имел. При дальнейшей

продаже такого товара, уже на общей системе налогообложения, придется начислить налоговое обязательство по НДС. В результате получается печальная картина — налогового кредита нет, а налоговое обязательство есть. Порекомендуем в такой ситуации перед переходом с единого налога на общую систему по возможности избавиться от товарных остатков.

 

Обратный возврат на единый налог

Предприятие-единоналожник во II квартале 2008 года превысило 1 млн грн. Начиная с III квартала 2008 года применяет общую систему налогообложения, учета и отчетности. Можно ли в 2009 году вернуться на уплату единого налога?

 

При превышении объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности. Такой переход плательщик налога должен осуществить самостоятельно, начиная со следующего отчетного периода (квартала, в котором произошло превышение). Обратите внимание: превышение произошло как по итогам II квартала 2008 года, так и по итогам календарного года (2008 года). Это означает, что, кроме утраты права на применение упрощенной системы налогообложения с квартала превышения, предприятие утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения и на весь следующий 2009 год. По крайней мере, именно на этом в последнее время настаивают налоговики.

В нашем случае

предприятие теряет возможность быть на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в 2009 году. А вот в 2010 году можно вернуться на уплату единого налога, но при условии, что за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 гг. не будет превышен предел выручки.

Дело в том, что при определении соответствия установленным

ст. 1 Указа о едином налоге критериям в текущем календарном году с 500-тысячным пределом для физлиц (1 млн грн. для юрлиц) сравнивается объем выручки субъекта предпринимательства за предыдущий календарный год*. Например, чтобы определить, имеет ли право предприятие быть плательщиком единого налога со II квартала 2009 года, нужно посмотреть, не превысила ли выручка 1 млн грн. за 2008 год (за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг.).

* О том, что под годом в ст. 1 Указа об упрощенной системе понимается календарный год, т. е. с 1 января по 31 декабря, было указано в постановлении № 507.

 

Переходные операции

В заключение рассмотрим конкретные ситуации и их решение при переходе с упрощенной системы (уплаты единого налога по ставке 6 % и 10 %) на общую систему налогообложения. Для наглядности приведем таблицы, в которых отражены налоговые нюансы при переходе с единого налога на общую систему налогообложения.

 

Переход с единого налога по ставке 6 % на общую систему

Хозяйственные операции

На едином налоге (ЕН) 6 %

На общей системе налогообложения (ВД/ ВР)

ЕН

НО/НК

ОПЕРАЦИИ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Ситуация 1 (первое событие — оприходование товаров) Товары оприходованы в период работы на едином налоге, а оплачены на общей системе налогообложения

НК

-/ВР*

Ситуация 2 (первое событие — оплата) Товары оплачены в период работы на едином налоге, а получены на общей системе налогообложения

НК

-/ВР*

ОПЕРАЦИИ ПРОДАЖИ

Ситуация 3 (первое событие — отгрузка товаров) Товары отгружены покупателю в период работы на едином налоге, а оплачены в период работы на общей системе

НО

ВД ВР (-/+)**

Ситуация 4 (первое событие — оплата) Получена предоплата за товар в период работы на едином налоге, а отгрузка товара произведена на общей системе налогообложения

ЕН

НО

— ***

* Ранее налоговики соглашались с тем, что ВР возникают за счет убыли отгруженных товаров, расходы на приобретение которых были осуществлены ранее — на упрощенной системе налогообложения (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 16). Однако согласно последним разъяснениям ГНАУ запретила такие остатки учитывать в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (письма ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017, от 06.02.2007 г. № 2169/7/15-0217, от 29.03.2007 г. № 3046/6/15-0316, п. 2 письма от 25.02.2008 г. № 3613/7/15-0217). В результате, продавая «единоналожные» остатки, налогоплательщик получит только ВД.

**Ранее ГНАУ разрешала отражать в составе ВР те затраты, которые непосредственно связаны с получением дохода (письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. № 7646/6/15-1316). Однако в последнее время говорят только об увеличении ВД и ни слова о ВР (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 11 и № 28). Хотя при увеличении валового дохода на сумму средств, полученную за услуги, которые были предоставлены до перехода на общую систему налогообложения, налоговики не против, чтобы предприятие имело право включить расходы, связанные с получением этих средств, в состав валовых расходов (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с.34). Как видим, существующие разъяснения налоговиков, касающиеся переходных моментов, нельзя назвать до конца последовательными.

*** Если следовать Методическим рекомендациям № 6153/7/15-1317 от 15.05.2001 г., то необходимо включить в состав ВД сумму полученного аванса и вычесть сумму единого налога, начисленную на сумму такого аванса. Но в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 16 работники налоговых органов поддержали позицию, что при переходе на общую систему налогообложения включать сумму отгрузки в состав ВД не надо.

 

Переход с единого налога по ставке 10 % на общую систему

Хозяйственные операции

На едином налоге 10 %

На общей системе налогообложения

ЕН

ВД/ ВР

НО/ НК

1

2

3

4

ОПЕРАЦИИ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Ситуация 1 (первое событие — оприходование товаров) Товары оприходованы в период работы на едином налоге, а оплачены на общей системе

-/ВР*

НО**

Ситуация 2 (первое событие — оплата) Товары оплачены в период работы на едином налоге, а получены на общей системе

-/ВР*

НО**

ОПЕРАЦИИ ПРОДАЖИ

Ситуация 3 (первое событие — отгрузка товаров) Товары отгружены покупателю в период работы на едином налоге, а оплачены в период работы на общей системе налогообложения

ВД ВР (-/+)***

— ****

Ситуация 4 (первое событие — оплата) Получена предоплата за товар в период работы на едином налоге, а отгрузка товара произведена на общей системе налогообложения

ЕН

— *****

— ****

* При дальнейшей продаже такого товара на общей системе налогообложения необходимо будет начислить налоговое обязательство по НДС.

**См. сноску (*) к предыдущей таблице.

*** См. сноску (**) к предыдущей таблице.

**** Налогового обязательства по НДС не будет (письма ГНАУ от 30.05.2005 г. № 10517/7/15-1217, от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415).

***** См. сноску (***) к предыдущей таблице.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше