Темы статей
Выбрать темы

Маркетинг — ограничения от ГНАУ

Редакция БН
Статья

МАРКЕТИНГ —

ограничения от ГНАУ

 

О том, с какими проблемами могут столкнуться предприятия, использующие в своей деятельности маркетинг, вы могли узнать из статьи «Маркетинг как предпродажные и рекламные мероприятия» // «БН», 2008, № 48, с. 15. Сегодня разберемся с тем, как формируются валовые расходы по маркетинговым услугам.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
 канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

До недавнего времени порядок отражения маркетинговых расходов в учете по налогу на прибыль не вызывал особых затруднений. Из норм

Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) можно было сделать вывод, что при соблюдении прочих «валоворасходных» условий (документальное подтверждение, связь с хоздеятельностью) маркетинг включается в валовые расходы по его общему п.п. 5.2.1. Но в письмах ГНАУ от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217 и от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016 было отмечено, что маркетинговые расходы являются расходами на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), которые продаются плательщиком налога и включаются в состав валовых расходов на основании норм первого абзаца п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.

А далее из этого было сделано несколько выводов, не вполне приятных для плательщика:

1) в соответствии с

п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль не включается в состав валовых расходов наличность, израсходованная на цели, определенные п.п. 5.4.4, т. е. в валовые расходы не попадает маркетинг, оплаченный наличностью;

2) расходы на маркетинг отражаются в составе валовых затрат только в том случае, если они соответствуют расходам на предпродажные и рекламные мероприятия;

3) для включения в состав валовых затрат предпродажные и рекламные (маркетинговые) мероприятия должны относиться к товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком. То есть возникает сомнение в расходах, связанных с будущими продажами товаров, работ, услуг;

4) для включения расходов на маркетинг в состав валовых затрат необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными

ст. 9 Закона о бухучете, которые, в частности, подтверждают факт получения маркетинговых услуг от другого лица и связь понесенных расходов с хоздеятельностью налогоплательщика.

Вместе с тем маркетинговые исследования, во-первых, не всегда связаны с предпродажными и рекламными мероприятиями, во-вторых, могут относиться к исследованию рынка товаров, которые предприятие планирует продавать в будущем, ведь по определению маркетинг — это управление

производственно-сбытовой деятельностью организации.

Подтверждают это и нормативные акты. Например, из

Классификатора можно сделать вывод, что маркетинговые услуги значатся под кодом 74.13.0 — исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения, который включает в себя, в частности, такие составляющие, как: изучение потенциальных возможностей рынка, спроса и нужд потребителей в целях улучшения сбыта и разработки новых видов продукции, статистический анализ результатов.

Получается, что, ограничивая право на включение в валовые расходы только сбытовой деятельностью, налоговики фактически лишают предприятия валоворасходности по не менее важной производственной составляющей.

Мы считаем такой подход не соответствующим

Закону о налоге на прибыль, поскольку согласно его п.п. 5.2.1 в состав валовых затрат включаются «суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) <...>, с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 — 5.7 этой статьи».

В то же время ни

п.п. 5.4.4, ни какой-либо иной пункт Закона о налоге на прибыль не содержат ограничений по включению любых маркетинговых расходов в состав валовых затрат. А согласно п. 5.11 Закона о налоге на прибыль установление дополнительных ограничений по отнесению расходов в состав валовых затрат, кроме тех, которые указаны в данном Законе, не разрешается. На это обращают внимание и суды. Так, например, в постановлении ВХС от 12.05.2005 г. по делу № 3/346 суд указал на то, что пп. 5.3 — 5.8 Закона о налоге на прибыль не содержат четкой ссылки на неправомерность отнесения в состав затрат понесенных расходов за полученные маркетинговые услуги. А в постановлении Львовского апелляционного хозяйственного суда от 26.11.2003 г. по делу № 12/195 суд отметил, что маркетинг относится на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль и установление дополнительных ограничений п. 5.11 Закона о налоге на прибыль не разрешается.

Между тем, учитывая направленность писем ГНАУ, отстаивать такую позицию придется, пожалуй, через суд, до которого готовы дойти далеко не все плательщики. Надо полагать, что осторожный плательщик предпочтет минимизировать конфликты с контролирующими органами в части валовозатратности маркетинговых расходов. О том, как это сделать, мы рассказывали в уже упоминавшейся статье «Маркетинг как предпродажные и рекламные мероприятия» // «БН», 2008, № 48, с. 15.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше