Темы статей
Выбрать темы

Подготовка автомобиля к зиме: что нужно знать

Редакция БН
Статья

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ЗИМЕ:

что нужно знать

 

Какие работы относятся к сезонному техобслуживанию

Наступила зима. На предприятиях уже осуществили различные мероприятия по подготовке автомобилей к этому суровому времени года. Для завершения такой подготовки остается только правильно отразить осуществленные операции в учете, а это в некоторых случаях не так просто. Поэтому в данной статье постараемся осветить некоторые моменты отражения в учете операций по подготовке автомобиля к зиме.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Нормы пробега шин

— Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420.

Нормы эксплуатации шин

— Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса Украины от 20.05.2006 г. № 488.

Нормы расхода ГСМ

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43.

 

Работы при подготовке к зиме

При подготовке автомобиля к зиме предприятия проводят различные работы, охватываемые понятием «сезонное техническое обслуживание». Состав работ, входящих в сезонное техническое обслуживание (техобслуживание), и порядок его проведения регламентируются

Положением № 102.

Так, в соответствии с

п. 1.3 Положения № 102:

— техобслуживание — это комплекс операций либо операция по поддержке работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке;

сезонное техобслуживаниеэто техобслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях.

Такое техобслуживание осуществляется дважды в год (весной и осенью) вместе с очередным вторым техническим обслуживанием. Сезонное техобслуживание включает работы, выполняемые при очередном втором техобслуживании (приложения А и Б к

Положению № 102 ), а также некоторые виды специфических работ (см. «Какие работы выполняют при сезонном техобслуживании»).

 

Какие работы выполняют при сезонном техобслуживании

Приложение В к Положению № 102

«Примерный перечень операций сезонного технического обслуживания

Кроме работ, предусмотренных вторым техническим обслуживанием, выполнить следующие:

1.

Промыть систему охлаждения двигателя, топливный бак и продуть трубопроводы (осенью), радиаторы отопителя кабины (кузова) и пусковой нагреватель.

2. Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и торможения.

3. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита.

4. Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и их работу на стенде (осенью).

5. Снять топливный насос высокого давления, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).

6. Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить его состояние и, при необходимости, отрегулировать на стенде.

7. Снять генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость, заменить изношенные детали и смазать подшипники.

8.

Заменить масло в спидометровом оборудовании, проверить правильность пломбирования спидометра и его привода.

9. Проверить исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя.

10. Проверить работоспособность шторок радиатора, плотность дверей, окон, установить (снять) чехлы утепления.

11.

Осуществить сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.

Примечание

. Специфические работы по техническому обслуживанию систем питания ДТС, работающих с применением газа, а также дополнительные работы на автомобилях-самосвалах приведены в инструкциях по эксплуатации этих изделий».

 

Приведенный выше перечень работ сезонного технического обслуживания — это всего лишь примерный перечень, и при необходимости его можно дополнить.

Отметим и то, что

сезонное техническое обслуживание не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения основных фондов , а поэтому расходы на проведение такого технического обслуживания можно с уверенностью отнести в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Сумма НДС, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) по проведению сезонного техобслуживания, включается в налоговый кредит.

 

Замена шин

Одним из видов работ при подготовке автомобиля к зиме является замена летних шин на зимние. Такую замену осуществляют для того, чтобы автомобиль зимой был более устойчивым на зимних обледеневших дорогах.

Если внимательно рассмотреть перечень работ, которые необходимо проводить при сезонном техническом обслуживании, то можно заметить, что замена шин не включена в этот перечень. Это не должно смущать, поскольку замену шин можно связать с техническим обслуживанием как работу по поддержке автомобиля в рабочем состоянии, кроме того, в соответствии с

п. 3.19 Положения № 102 операции по замене шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения. эту операцию можно связать с сезонным техническим обслуживанием, дополнив перечень работ по такому обслуживанию, так как этот перечень не является исчерпывающим.

Существуют различные варианты отражения шин в учете:

— первый вариант базируется на том, что стоимость зимних шин учитывается

в составе стоимости автомобиля;

— второй вариант — шины учитываются отдельно от автомобиля в составе запасов.

В первом случае (когда шины включены в стоимость автомобиля) операции по установке шин на автомобиль и возврату замененных шин на склад не влияют на налоговый и бухгалтерский учет. Движение таких шин отражают только в Карточке учета работы автомобильной шины.

Если же автошины учитываются отдельно от автомобиля в составе стоимости запасов, существуют два подхода к отражению в налоговом учете замены таких шин.

По нашему мнению, в налоговом учете при установке приобретенных шин на автомобиль их необходимо исключить из перерасчета по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (таким образом, предприятие фактически увеличит валовые расходы по шинам в периоде установки их на автомобиль). В дальнейшем возврат таких шин на склад весной и повторная установка на автомобиль следующей осенью не влияют на налоговый учет.

Однако есть и другой подход: шины учитывают в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до тех пор, пока они не износятся. Как следствие, фактические валовые расходы по шинам предприятие получит только после того, как закончится срок эксплуатации. И хотя налоговики прямо об этом не говорят, «намеки» на такой подход можно встретить в их консультациях (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 18).

Необходимо также помнить, что

замену шин в связи с их непригодностью для эксплуатации с пробегом ниже нормы, указанной в Нормах эксплуатации шин и в Нормах пробега шин, относят не к техническому обслуживанию, а к ремонту (консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины» 2002, № 46; 2004, № 18 и 2006, № 14). А потому расходы на замену таких шин можно относить в состав валовых расходов только в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода (п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль).

Отметим и то, что в случае замены аккумулятора при осуществлении технического обслуживания для отражения валовых расходов необходимо пользоваться такими же правилами, которые действуют при замене шин.

 

Эксплуатационные жидкости и сезонные ГСМ

При подготовке автомобиля к зиме осуществляются также замена и заливка антифриза, смазки, геля для бензина и т. п. Рассматривая эти процедуры, можно отметить, что для отнесения расходов на них к валовым расходам необходимо связать эти процедуры с техническим обслуживанием.

Так, заливка антифриза подпадает под такой вид работ сезонного технического обслуживания, как промывка системы охлаждения. Это указывает на то, что замену антифриза можно отнести в состав валовых расходов в соответствии с

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Отметим, что

антифриз — это водный раствор определенных веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и т. п.), который не замерзает и используется в системах охлаждения. Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол». В свою очередь, в письме Госпредпринимательства от 21.06.2004 г. № 4123 указано: поскольку тосол в соответствии с ГОСТ 21150-87 и 28084-89 относится к нефтепродуктам, т. е. горюче-смазочным материалам (ГСМ), то и антифриз должен считаться ГСМ.

Таким образом, при отнесении расходов на антифриз в валовые расходы необходимо также учитывать нормы

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, согласно которому в валовые расходы можно отнести 50 % расходов на приобретение ГСМ, используемых для работы легковых автомобилей (соответственно в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль участвуют только 50 % стоимости такого топлива). При этом плательщик налога освобождается от обязанности доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью.

Таким образом, если антифриз используют для системы охлаждения грузовых автомобилей, его стоимость можно в полном объеме отнести на валовые расходы. А вот если антифриз используют для легкового автомобиля, на валовые расходы можно отнести только 50 % от стоимости использованного антифриза.

C заменой смазки и масла ситуация аналогичная: такую операцию тоже можно отнести к сезонному техническому обслуживанию, но включить полностью затраты по замене смазки в легковом автомобиле в валовые расходы также не удастся, так как

к ГСМ, кроме собственно топлива, также относятся и смазки, и масла (на это указано, в частности, в письме ГНАУ от 10.02.2005 г. № 819/Д/31-0015). Поэтому полностью в валовые расходы можно относить только стоимость смазок и масла, использованных для замены в грузовом автотранспорте.

Следовательно, предприятия, использующие в своей деятельности как легковые, так и грузовые автомобили, должны вести отдельный учет ГСМ для каждого из этих видов транспортных средств, чтобы не завысить валовые расходы.

Единственным выходом для включения стоимости ГСМ (антифриза, масла, смазки) в полном объеме в состав валовых расходов является проведение сезонного технического обслуживания на СТО. Но такая возможность существует лишь в том случае, когда в расчетном документе или другом документе на предоставление услуг по техническому обслуживанию не приведен перечень расходов и использованных материалов при предоставлении услуг. В том случае, когда такое распределение имеется, ГСМ будут включаться в валовые расходы только в 50 % размере*.

* Что касается НДС, то для него такого ограничения, как для валовых расходов, не существует: в состав налогового кредита можно включить всю сумму уплаченного налога при условии использования ГСМ в хозяйственной деятельности в налогооблагаемых операциях.

При этом не стоит забывать и о том, что для определенных видов ГСМ установлены

Нормы расхода ГСМ, которые следует соблюдать. К таким ГСМ, в частности, относятся: моторные масла, трансмиссионные смазки, специальные смазки, пластические смазки.

 

Установка системы «климат-контроль»

Система «климат-контроль» в автомобиле используется для того, чтобы создать благоприятный микроклимат в кабине (нагревать или охлаждать воздух). Ее установка в автомобиле для

налогового учета расценивается как улучшение основных фондов.

Согласно

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль плательщик налога имеет право в течение отчетного периода отнести в валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, которые подлежат амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода.

Расходы, превышающие указанную сумму, будут распределяться пропорционально сумме фактически понесенных плательщиком налога расходов на улучшение основных фондов групп 2, 3, 4 и увеличивать балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп по состоянию на начало расчетного квартала. Так как кондиционер устанавливают на автомобиль, а, как известно, он относится к группе 2 основных фондов, то и

увеличивать в случае превышения ремонтного лимита нужно будет балансовую стоимость группы 2.

Если же автомобиль первоначально был оборудован такой системой, то при подготовке к зиме можно провести технический осмотр системы, и расходы на его проведение будут отнесены в состав валовых в соответствии с

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Для

бухгалтерского учета установку системы «климат-контроль» можно расценивать как модернизацию. А это означает, что расходы на оборудование автомобиля этой системой увеличивают его первоначальную стоимость.

 

Другие операции при подготовке к зиме

Кроме перечисленных выше работ, предприятие может выполнять и другие работы при подготовке к зиме. К таким работам могут относиться работы, предусмотренные при проведении плановых технических обслуживаний (поскольку они должны проводиться вместе с сезонным техобслуживанием в соответствии с

пп. 3.10 и 3.11 Порядка № 102) и ежедневного техобслуживания.

Так, при ежедневном техобслуживании необходимо проводить проверку технического состояния автомобиля, выполнять работы по поддержанию его в надлежащем внешнем виде, заправлять эксплуатационными жидкостями, устранять выявленные неисправности и проводить санитарную обработку автомобиля.

Отметим также, что при плановых технических обслуживаниях обязательно осуществляются еще и уборочно-моечные работы, при ежедневном техническом обслуживании такие работы проводятся только по необходимости.

Расходы на проведение этих работ относятся в валовые расходы согласно

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Надеемся, что предлагаемый материал даст ответы на ваши вопросы и поможет без проблем отразить в учете подготовку автомобиля к зиме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше