Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснения

Редакция БН
Письмо от 27.11.2008 г. № 10912/7/23-4017/178, 04-27/947

ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВИКОВ

предоставить регистры бухучета и финотчетность — законны ли?

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.05.2008 г. № 10912/7/23-4017/178

Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 27.11.2008 г. № 04-27/947

«О предоставлении разъяснения»

 

В комментируемом

письме ГНАУ разъяснила своим подчиненным, а заодно и нам с вами, когда и какие документы могут потребовать налоговые органы от налогоплательщиков. В частности, был рассмотрен вопрос о правомерности требования от плательщиков налога на прибыль регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Разъяснение сводится к следующему.

Налоговый орган

не может потребовать от налогоплательщика предоставить формы отчетности или учета, прямо не предусмотренные Законом о налоге на прибыль*, в том числе составленных по правилам бухгалтерской отчетности (других, не предусмотренных Законом о налоге на прибыль, балансов или отчетности). В то же время, согласно абзацу третьему п. 16.4 Закона о налоге на прибыль, если плательщик считает целесообразным разъяснить отдельные результаты финансово-хозяйственной деятельности, указанной в декларации по налогу на прибыль, то он может (не обязан) направить налоговому органу такое объяснение, составленное в произвольной форме. Далее ГНАУ справедливо отмечает, что требование этой законодательной нормы касается процесса предоставления налоговой декларации. Иными словами, налоговые органы не имеют права требовать от налогоплательщиков предоставить вместе с налоговым отчетом какие-либо бухгалтерские регистры, документы или финансовую отчетность .

* Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

В то же время, отмечает ГНАУ, налоговые органы согласно

п. 1 ст. 11 Закона о налоговой службе* имеют право осуществлять проверки (документальные невыездные проверки, плановые и внеплановые выездные проверки). С этим мы тоже согласны. А вот дальнейшая цепочка налоговых рассуждений нам непонятна. По мнению ГНАУ, налоговые органы при проведении проверок имеют право требовать и использовать регистры бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аргументы следующие:

1) требование

п. 16.4 Закона о налоге на прибыль не регулирует порядок проведения проверок;

2) финансовая, налоговая и статистическая отчетности формируются на основании данных бухгалтерского учета и тесно взаимосвязаны между собой.

* Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Отметим, что мы, в свою очередь, не видим такой тесной связи. Достаточно вспомнить попытку Минфина ввести

Расчет налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (форма № 7), которая должна была показать так называемую тесную связь между бухгалтерским и налоговым учетом. В результате Минфин эту форму отменил, так как проблемы нестыковки бухгалтерского и налогового учета были просто глобальными. Поэтому считать аргумент, приведенный налоговым органом объективным, нельзя.

Аналогичного мнения придерживается и КВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики. Он считает, что

органы налоговой службы на местах будут иметь право требовать от плательщиков налога обязательного предоставления бухгалтерской отчетности только после решения этого вопроса в законодательном порядке, т. е. после внесения соответствующих изменений в Закон о налоге на прибыль. Кроме того, считает, что письмо ГНАУ имеет все признаки налогового разъяснения, но при его издании не учтены требования отдельных положений налогового законодательства, установленные п.п. 4.4.3 Закона № 2181**, а также общие правила о конфликте интересов, установленные п.п. 4.4.1 этого же Закона.

** Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Безусловно, руководствоваться или нет разъяснениями ГНАУ, налогоплательщик должен решить сам. Но надеяться на то, что ГНАУ сразу же прислушается к критике КВРУ, не стоит. Налоговые инспекторы на местах, скорее всего, будут выполнять требования ГНАУ. Ведь в Методрекомендациях по оформлению материалов документальных проверок*** приведен довольно подробный перечень как бухгалтерских документов, так и финансовых отчетов, которые должны быть предоставлены налогоплательщиком в ходе проведения проверки. Без данных, указанных в таких документах и отчетах, налоговикам заполнить формы актов (справок), которыми оформляются результаты проверок, будет трудно.

*** Методические рекомендации по оформлению материалов документальных проверок субъектов ведения хозяйства — юридических лиц, а также их филиалов, отделений и других обособленных подразделений и документирования выявленных нарушений, утвержденные приказом ГНАУ от 11.09.2008 г. № 584.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше