СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА О ПРОВЕРКАХ:
очередные разъяснения госорганов
Сфера действия
Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон о проверках*) описана в ст. 2 данного Закона. Однако составить точный перечень контролирующих органов, которые должны руководствоваться нормами Закона о проверках, очень сложно**. Свой взгляд на решение данного вопроса государственные органы представляют в виде писем. Так, ранее уже высказались одиннадцать контролирующих органов***. Теперь стала ясна позиция еще одиннадцати.* См. приложение «Документы»// «БН», 2007, № 46.
** Подробнее об этом мы писали в статье «Общие правила проверок» // «БН», 2007, № 46, с. 42.
*** См. ком. «На кого распространяется Закон о проверках — мнение различных органов» // «БН», 2007, № 46, с. 5 и ком. «Закон о проверках — 7 новых разъяснений»// «БН», 2007, № 49, с. 5.
Контролирующий орган | Реквизиты письма | Основной вывод |
1 | 2 | 3 |
Не будут руководствоваться Законом о проверках | ||
1. Фонд социальной защиты инвалидов | От 22.10.2007 г. № 1/6-449 | Фонд считает, что ни он, ни его территориальные подразделения не осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Следовательно, Законом о проверках они руководствоваться не будут |
2. Министерство труда и социальной политики Украины | От 08.11.2007 г. № 8426/0/14-07/020 | В письме, адресованном Фонду социального страхования по временной потере трудоспособности, обращается внимание на то, что сферы хозяйственной деятельности, за которыми осуществляется государственный надзор (контроль), определены частью 3 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины. При этом не предусмотрено осуществление государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в сфере общеобязательного государственного социального страхования |
3. Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности | От 12.12.2007 г. № 01-14-2696 | Фонд «послушался» Минтруда и, ссылаясь на его письмо от 08.11.2007 г. № 8426/0/14-07/020 (см. выше), разъяснил, что действие Закона о проверках на Фонд не распространяется |
4. Государственный комитет финансового мониторинга Украины | От 02.10.2007 г. № 6914/0800-4 | Госфинмониторинг считает, что действие Закона о проверках на его деятельность не распространяется, так как Комитет не наделен правом осуществлять надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга |
5. Антимонопольный комитет Украины | От 05.10.2007 г. № 21-294/08-6479 | Этот орган справедливо указал: в соответствии со ст. 2 Закона о проверках действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. То есть контроль, осуществляемый Антимонопольным комитетом, под сферу действия Закона о проверках не подпадает |
6. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку | От 31.10.2007 г. № 10/03/18599/31 | ГКЦБФР разъяснила, что Закон о проверках не распространяется на контроль (надзор), осуществляемый Комиссией. Так, ст. 2 Закона о проверках определено, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг. А в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о финуслугах* к рынкам финансовых услуг относятся профессиональные услуги на рынках операций с ценными бумагами |
Будут руководствоваться Законом о проверках | ||
7. Министерство охраны окружающей природной среды Украины | От 26.10.2007 г. № 11682/19/10-07 | Этот орган признал, что сфера действия Закона о проверках распространяется на контроль (надзор), осуществляемый специальными подразделениями и руководящими органами Минприроды |
8. Министерство здравоохранения Украины | От 25.10.2007 г. № 14.13/64 | Минздрав разъяснил, что регламентация Закона о проверках распространяется на контроль, осуществляемый Минздравом в сфере хозяйственной деятельности. При этом данный орган прорабатывает свои нормативно-правовые акты с целью приведения их в соответствие с нормами Закона о проверках |
9. Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии | От 13.12.2007 г. № 01/10-2776 | Госэнергонадзор признал для себя обязательность положений Закона о проверках. В своем письме он также обратил внимание на такой важный момент: отказ лица, осуществляющего проверку, от подписи в журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки |
Не дали определенного ответа | ||
10. Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики Украины | От 25.10.2007 г. № 013-1636-32 | Госнадзортруда отметил, что Закон о проверках распространяется на его деятельность только в той части, которая не противоречит Конвенциям Международной организации труда 1947 г. № 81 и 1969 г. № 129. Заметим, что Конвенция МОТ № 81 наделяет инспекторов труда правом беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, а также осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми. Поэтому не совсем ясно, как будут соотноситься нормы Закона о проверках с положениями Конвенций МОТ. Скорее всего, Госнадзортруда будет просто игнорировать требования Закона о проверках, ссылаясь на то, что они противоречат Конвенции |
11. Министерство внутренних дел Украины | От 20.11.2007 г. № 18265/Св | МВД так и не ответило на поставленный вопрос о том, распространяется ли на него Закон о проверках. Мы считаем, что в соответствии со ст. 2 Закона о проверках действие данного Закона не распространяется на МВД лишь при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия. Во всех остальных случаях органы МВД должны соблюдать нормы Закона о проверках |
* Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III. |