Темы статей
Выбрать темы

Как организовать Уголок покупателя при торговле продуктами питания и непродовольственными товарами

Редакция БН
Ответы на вопросы

Консультируют специалисты редакции

 

Как организовать Уголок покупателя при торговле продуктами питания и непродовольственными товарами

 

Предприятие открывает магазин, в котором будет осуществляться торговля продуктами питания и непродовольственными товарами. Подскажите, как оформить уголок покупателя и нужно ли где-то регистрировать Книгу отзывов и предложений?

(г. Луганск)

 

Основным документом, которым регулируются отношения между субъектами торговой деятельности и покупателями, является

Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 01.12.2005 г. № 3161-IV (далее — Закон о правах потребителей).

Требование о размещении для покупателей на видном и доступном месте Уголка покупателя предусмотрено

п. 10 Порядка осуществления торговой деятельности и Правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833 (далее — Порядок № 833). Уголок покупателя должен содержать:

— сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— Книгу отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

Широкая специализация магазина (торговля продуктами питания и непродовольственными товарами) предполагает соблюдение и других нормативных документов, регулирующих такие виды торговой деятельности (см. таблицу):

Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции от 11.07.2003 г. № 185 (далее — Правила № 185);

Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104 (далее — Правила № 104).

 

Специализация

Что еще должен содержать Уголок покупателя

Примечание

Продукты питания

Извлечение из Правил № 185 (п. 19)

Объем извлечений не регламентирован, поэтому предприятие может его регулировать. Если предприятие торгует определенной группой товаров, то как вариант можно поместить раздел, касающийся данной группы товаров

Непродовольственные товары

Дополнительных требований нет*

* До вступления в силу Правил № 104 их предшественники требовали наличия в Уголке покупателя:

— сведений об особенностях продажи отдельных групп непродовольственных товаров;

— перечней сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона; перечней товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату); перечней товаров, из которых создается обменный фонд (соответственно приложение 1, 2, 3 к постановлению КМУ от 19.03.94 г. № 172);

— извлечения из статьи 8 «Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества» Закона Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 01.12.2005 г. № 3161-IV.

 

В законодательстве можно найти нормативные документы, регулирующие и более узкие виды деятельности, например, торговлю нефтепродуктами или антикварными вещами. Поэтому, решив заняться каким-то видом деятельности, нужно промониторить, нет ли для него каких-либо специфических требований.

Что касается органов, защищающих потребителей, то на сегодняшний день их перечень немалый. В частности, в него включены: специально уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, местные госадминистрации, органы и учреждения, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, суды (

ч. 3 ст. 5 Закона о правах потребителей).

Специально уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — Госпотребстандарт (

Указ Президента от 18.03.2003 г. № 225/2003). Поэтому, прежде всего в Уголке покупателя нужно указать адрес и телефоны территориального органа Госпотребстандарта. А далее из приведенного выше списка можно выбрать органы, информацию о которых и указать. Рекомендуем включить информацию о соответствующем подразделении госадминистрации и территориальном отделении санэпидемслужбы.

Что касается

Книги отзывов и предложений (далее — Книга), то ее форма приведена в приложении 1 к Инструкции о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 24.06.96 г. № 349 (далее — Инструкция № 349).

На титульном листе

Книги имеются реквизит «Регистрационный номер» и графа, в которой нужно указать должность ответственного лица органа, зарегистрировавшего Книгу, и в которой предусмотрена подпись такого лица. Таким органом является сам субъект хозяйствования, который должен обеспечить Книгами все свои торговые точки (п. 17 Инструкции № 349). Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, а также заверены подписью руководителя и печатью субъекта хозяйствования. И ни в какие органы для регистрации Книги обращаться не нужно.

Интересно, что

Инструкция № 349 определяет Книгу как документ строгой отчетности, при этом срок хранения оконченной Книги составляет один год.

Отсутствие

Книги или несоблюдение порядка ее ведения считаются нарушением правил торговли. За такое нарушение предусмотрен админштраф по ст. 155 Кодекса об административных правонарушениях в размере от 1 до 10 ннмдг* (от 5 до 27 ннмдг при повторном нарушении в течение года). Штраф налагается на работника торговли (думаем, что имеется в виду заведующий, управляющий торговой точкой или т. п.) или на предпринимателя, если он сам осуществляет торговлю. Такой админштраф применяется и за отсутствие в торговом объекте Уголка покупателя либо за оформление его с нарушениями.

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17 грн.).

 

Олег ЧЕФРАНОВ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше