Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Переплата по налогам: что можно с ней сделать

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Февраль, 2008/№ 7
Печать
Статья

ПЕРЕПЛАТА ПО НАЛОГАМ:

что можно с ней сделать

 

Очень часто бывает, что по тем или иным причинам возникает переплата по налогам, сборам. Что делать с этими суммами? Можно ли их вернуть или зачесть в счет уплаты других платежей? Как это сделать?

Ответам на эти и другие вопросы посвящена сегодняшняя статья.

Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон об акцизном сборе —

Закон Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» от 15.09.95 г. № 329/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Порядок № 58/78/22

— Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы Украины, финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) плательщикам налогов, утвержденный совместным приказом ГНАУ, МФУ и Госказначейства от 03.02.2005 г. № 58/78/22.

Налоговое разъяснение № 197 —

Обобщающее налоговое разъяснение положений пункта 15.3 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в части определения термина «излишне уплаченные налоги, сборы (обязательные платежи)» и предельных сроков их возврата, утвержденное приказом ГНАУ от 25.04.2003 г. № 197.

Порядок № 113 —

Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», утвержденный приказом ГНАУ от 19.03.2001 г. № 113.

Инструкция № 276 —

Инструкция о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденная приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276.

Порядок № 226 —

Порядок возврата плательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Госказначейства от 10.12.2002 г. № 226.

 

Какие переплаты можно вернуть?

В работе каждого бухгалтера может возникнуть ситуация, когда в силу каких-либо причин по налогам, сборам, обязательным платежам (далее — налоговые платежи) возникает переплата. Такие обстоятельства могут быть выявлены при проведении годовой сверки с налоговым органом.

Причины этого могут быть разные: ошибки при заполнении платежных документов на уплату налоговых платежей, при составлении налоговой отчетности, изменение правил взимания налоговых платежей, порядка их распределения между разными бюджетами, планируемая налогоплательщиком переплата и т. п.

Но каковы бы ни были причины этого, любой согласится, что зачастую все же лучше переплата, чем недоплата по налоговым платежам. К тому же действующее законодательство разрешает такую переплату вернуть.

В настоящее время механизм возврата из бюджета излишне или ошибочно уплаченных налоговых платежей регулируется

Порядком № 58/78/22. Обратите внимание, что нормы этого документа не распространяются:

— на возмещение НДС (урегулировано непосредственно

п. 7.7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР);

— на возврат сумм акцизного сбора, уплаченных на основании

п. 20 ст. 7 Закона об акцизном сборе, кроме сумм акцизного сбора, уплаченных за приобретение акцизных марок, при возврате их продавцам в соответствии с Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора с голографическими защитными элементами и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденным постановлением КМУ от 23.04.2003 г. № 567. Ввиду отсутствия отдельного механизма возврата переплат по акцизному сбору, уплаченного на основании п. 20 ст. 7 Закона об акцизном сборе, в других случаях плательщикам акцизного сбора ничего не остается, как засчитывать излишне (ошибочно) уплаченные суммы в счет будущих платежей;

— на выполнение судебных решений по возврату налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов*.

* В рамках данной статьи мы не рассматриваем также возврат излишне уплаченного в течение отчетного года налога с доходов физических лиц тем плательщикам, которые имеют право на получение налогового кредита по данному налогу. Подробнее об этом читайте в «Теме недели» этого номера — «Декларирование доходов за 2007 год» на с. 36.

Разъяснение терминов «

излишне уплаченные» налоги, сборы, обязательные платежи (или «переплата») приведено в Налоговом разъяснении № 197. Для целей применения Порядка № 58/78/22 под термином «излишне уплаченные» (или «переплата») следует понимать суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые на определенную дату зачислены в бюджет сверх согласованных сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций), предельный срок уплаты которых наступил на такую дату**.

** При этом, несмотря на то что в Налоговом разъяснении № 197 приводится толкование этих терминов для совместного приказа ГНАУ и Госказначейства от 18.03.2003 г. № 125/58, это разъяснение актуально и для Порядка № 58/78/22, так как Порядок № 58/78/22 стал его «правопреемником». Это подтверждается, например, письмом ГНА в Киевской обл. от 07.03.2007 г. № 239/10/15-0128.

 

Срок давности для возврата переплат

Основанием для возврата излишне (ошибочно) уплаченных налоговых платежей является

заявление налогоплательщика, которое согласно п.п. 15.3.1 Закона № 2181 и п. 5 Порядка № 58/78/22 он может подать не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты (подробно процедура возврата переплаты рассмотрена далее в разделе «Порядок возврата переплат», см. ниже).

Предельный срок

для подачи заявлений о возврате излишне уплаченных налоговых платежей может быть перенесен с разрешения руководителя налогового органа или его заместителя на основании поданного налогоплательщиком письменного запроса (п.п. 15.4.1 Закона № 2181). Основанием для переноса могут быть обстоятельства, при которых налогоплательщик на протяжении срока для возврата переплаты:

— находился за пределами Украины;

— находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

— находился в местах лишения свободы по приговору суда;

— имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в силу других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

— был признан по решению суда без вести отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.

На первый взгляд может показаться, что продление сроков подачи

заявления касается только физических лиц. Но на самом деле нормой п.п. 15.4.1 Закона № 2181 могут воспользоваться и юридические лица. При этом перечисленные в этом пункте обстоятельства относятся к должностным лицам юридического лица.

Порядок продления предельных сроков прописан в

Порядке № 113. Обратите внимание, что согласно п. 2.1 этого Порядка продление предельных сроков для юридического лица осуществляется в том случае, если никто из должностных лиц такого юридического лица не смог подать соответствующее заявление на возврат средств, а собственник такого юрлица был лишен возможности назначить других должностных лиц.

Учитывая изложенное, если у вас есть переплата — поспешите ее вернуть, иначе, по истечении 1095 дней со дня ее возникновения, она будет списана на основании решения руководителя органа ГНС (

п. 7.3 Инструкции № 276, Налоговое разъяснение № 197).

Теперь перейдем к рассмотрению порядка возврата излишне (ошибочно) уплаченных налогов.

 

Порядок возврата переплат

Возврат излишне (ошибочно) уплаченных налогов согласно

Порядку № 58/78/22 выполняется в следующей последовательности:

Этап 1 — действия налогоплательщика

. Налогоплательщик пишет и подает заявление на возврат сумм ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) в налоговую инспекцию по своему месту регистрации.

Напоминаем, что

заявление на возврат этих сумм можно подать не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты (п.п. 15.3.1 Закона № 2181, п. 5 Порядка № 58/78/22, п. 7.1 Инструкции № 276).

Заявление

следует составить в произвольной форме, описав все обстоятельства возникновения переплаты. При этом согласно п. 6 Порядка № 58/78/22 в нем обязательно следует указать направление зачисления средств, возвращаемых как ошибочно и/или излишне уплаченные. Варианты направления средств могут быть следующие:

— на текущий (вкладной) счет плательщика налога в учреждении банка (в

заявлении необходимо указать номер счета, на который следует перечислить сумму переплаты);

— на погашение налогового обязательства (налогового долга) по другим налоговым платежам, поступление которых контролируется органами государственной налоговой службы,

независимо от вида бюджета, по которому учитывается такой долг;

— путем оформления чека на получение наличных при отсутствии у налогоплательщика счета в банке.

К

заявлению целесообразно приложить копию платежного документа (квитанции, платежного поручения и др.), подтверждающего уплату налогового платежа в соответствующий бюджет.

Обратите внимание, что инициатором возврата переплат должен быть непосредственно налогоплательщик. Налоговый орган такую инициативу проявлять не будет (это бюджету не выгодно). Он лишь

при отсутствии заявления на возврат спишет ошибочно и/или излишне уплаченные суммы платежей, которые учитываются в лицевых счетах налогоплательщиков больше 1095 дней без движения — т. е. отсутствуют уменьшения и начисления налоговых обязательств или их уплата (п. 7.3 Инструкции № 276). Такое списание (уменьшение переплаты) осуществляют путем корректировки на соответствующую сумму сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетом (Налоговое разъяснение № 197).

Приведем пример составления

заявления на возврат налоговых платежей:

 

 

ООО «АБВ»

Исходящий № 15 от 11.02.2008 г.

Начальнику ГНИ в Киевском районе г. Харькова

Заявление

на возврат сумм ошибочно уплаченного налога на прибыль

 

Наше предприятие ООО «АБВ» (код ЕГРПОУ 12345678) является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

10.12.2007 г. согласно платежному поручению № 210 от 10.12.2007 г. (копия прилагается — приложение 1) предприятие ООО «АБВ» уплатило налог на прибыль в сумме 12000 грн. на текущий счет УДК в Киевском районе № 33215800700004, открытый в банке УДК в Харьковской обл., МФО 851011 (код бюджетной классификации 11021000).

Сообщаем, что из уплаченной суммы 1000 грн. является ошибочно уплаченными средствами.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь

ст. 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, Порядком взаимодействия органов государственной налоговой службы Украины, финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) плательщикам налогов, утвержденным совместным приказом ГНАУ, Минфина и Госказначейства от 03.02.2005 г. № 58/78/22,

просим Вас вернуть сумму ошибочно уплаченных средств:

— в сумме 200 грн. — на текущий счет ООО «АБВ» № 2600... в АКБ «Базис» г. Харькова, МФО 351760, код ЕГРПОУ 12345678;

— в сумме 800 грн. — на погашение налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость из произведенных в Украине товаров (работ, услуг) за январь 2008 года (код бюджетной классификации 14010100).

 

Директор Костенко Костенко Н. Г.
Главный бухгалтер Гриб Гриб П. П.

Рис. 1

 

Этап 2 — действия налогового органа

. Сотрудники налогового органа сверяют заявленные к возврату суммы переплат, указанные налогоплательщиками в поданном заявлении, с данными лицевых счетов. Если в лицевом счете налогоплательщика не числится сумма ошибочно и/или излишне уплаченного налогового платежа или ее недостаточно в сравнении с заявленной налогоплательщиком к возврату, то соответствующее структурное подразделение налогового органа письменно с изложением причин уведомляет налогоплательщика о необходимости проведения сверки в связи с невозможностью полного или частичного возврата средств в заявленной сумме (п. 7.2 Инструкции № 276).

Чтобы не допустить подобных ситуаций, целесообразно до подачи

заявления на возврат переплаты (этап 1) пройти сверку, воспользовавшись своим правом, предусмотренным п. 9.3 Инструкции № 276 (подробнее о том, как свериться по налоговым платежам, см. «Как провести сверку с налоговой инспекцией»// «БН», 2008, № 5, с. 45).

Далее

налоговый орган на основании поданного налогоплательщиком заявления на возврат переплат и данных лицевых счетов налогоплательщиков в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления готовит Заключение (приложение 1 к Порядку № 58/78/22), дополнительно к которому, в зависимости от принадлежности возвращаемого налогового платежа в бюджет, составляет:

— если возвращается налоговый платеж

из государственного бюджета2 экземпляра Реестра заключений по платежам, надлежащих государственному бюджету (приложение 2 к Порядку № 58/78/22). Данный Реестр и Заключения передаются в территориальный орган Госказначейства. На основании этих документов Госказначейство возвращает платежи налогоплательщикам (см. этап 3);

— если возвращается налоговый платеж

из местного бюджета 3 экземпляра Реестра заключений по платежам, надлежащих местным бюджетам (приложение 3 к Порядку № 58/78/22). Данный Реестр и Заключения передаются для согласования в соответствующий районный (городской) финансовый орган. Согласованные Заключения вместе с Реестром (приложение 3 к Порядку № 58/78/22) в течение 2 рабочих дней возвращаются в налоговый орган, который, в свою очередь, не позднее следующего рабочего дня передает согласованные Заключения в территориальный орган Госказначейства для возврата платежей (см. этап 3).

Как видим, возврат налоговых платежей из местного бюджета несколько более продолжителен, чем возврат платежей из госбюджета, так как требует дополнительного согласования в районных (городских) финансовых органах.

Этап 3

— действия Госказначейства. Орган Госказначейства на основании полученных Заключений в течение пяти рабочих дней возвращает суммы переплат по налоговым платежам налогоплательщикам.

Орган Госказначейства возвращает платеж тем способом, который указан в

Заключении, полученном от налоговиков. Последние же при указании способа возмещения должны руководствоваться желанием налогоплательщика, сформулированным в заявлении на возврат налоговых платежей.

Если налогоплательщик в

заявлении на возврат налоговых платежей выразил желание вернуть переплату по налоговым платежам денежными средствами, но при этом у него нет счетов в учреждениях банков, то Госказначейство выплачивает средства:

— с соответствующих счетов, открытых органами Госказначейства в учреждениях банков, уполномоченных согласно заключенным договорам осуществлять выплату наличности на основании чека, выписанного на имя физического лица;

— со счетов учреждений банков, уполномоченных согласно заключенным договорам осуществлять выплату наличности согласно

Реестру получателей средств, подготовленному налоговым органом;

— почтовым переводом в адрес, указанный в

заявлении налогоплательщика, через предприятия почтовой связи согласно Реестру получателей средств, подготовленному налоговым органом.

Орган Госказначейства

в течение 5 рабочих дней уведомляет налоговый орган о перечислении сумм ошибочно и/или излишне уплаченных налоговых платежей на счета банков и предприятиям почтовой связи, уполномоченным осуществлять наличные расчеты с налогоплательщиками. После чего налоговый орган в течение 5 рабочих дней обязан уведомить налогоплательщика о возможности получения принадлежащих ему наличных средств.

Таким образом,

возврат средств по заявлению налогоплательщика осуществляется из государственного бюджета в течение 10 рабочих дней, а из местных бюджетов — в течение 13 рабочих дней со дня получения от налогоплательщика заявления на возврат переплат, на что также указывает п. 6.5 Регламента администрирования налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 09.02.2006 г. № 62.

Этап 4

— подтверждение проведения зачета. Как ни странно, но, предусмотрев возможность проведения зачета сумм переплат по одним налоговым платежам в счет погашения налоговых обязательств (налогового долга) по другим, ГНАУ в Порядке № 58/78/22 не прописала процедуру уведомления плательщика о факте осуществления такого зачета.

Поэтому, чтобы подстраховать себя и не допустить недоимки, рекомендуем налогоплательщикам самостоятельно осуществлять контроль за фактом осуществления такого зачета. Для этого по истечении законодательно предусмотренных сроков для проведения возврата ошибочно (излишне) уплаченных платежей (10 и 13 рабочих дней) целесообразно инициировать сверку по налоговым платежам, руководствуясь

п. 9.3 Инструкции № 276.

 

Отражение возврата налоговых платежей в учете

Бухгалтерский учет.

В бухучете возврат излишне (ошибочно) уплаченных платежей отражают корреспонденцией:

Дт 311 — Кт 641, 642

(соответствующий аналитический счет учета налога, по которому числится переплата) — при возврате денежными средствами на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка;

Дт 641, 642

(соответствующий аналитический счет учета налога, в счет уплаты которого засчитывается переплата) — Кт 641, 642 (соответствующий аналитический счет учета налога, по которому числится переплата) — при погашении налогового обязательства (налогового долга) по другим налоговым платежам, поступление которых контролируется налоговыми органами.

Налоговый учет.

В налоговом учете суммы налоговых платежей, которые возвращаются или должны быть возвращены налогоплательщику из бюджета, согласно п.п. 4.2.4 Закона о налоге на прибыль не включаются в валовой доход, при условии, что такие суммы не включались в валовые расходы.

Если же предприятие изначально суммы внесенных (начисленных) налоговых платежей относило в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, то при возврате ранее уплаченных и теперь возвращенных сумм следует отразить валовые доходы (п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль). Причем это правило следует распространять не только на ситуацию возврата деньгами, но при направлении переплаты по одному налоговому платежу в счет уплаты другого.

Как видим, для налогоплательщика вернуть ошибочно или излишне уплаченные налоги в бюджет не так уж сложно. Надеемся, что приведенный материал поможет вам это сделать быстро и без лишнихлопот.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц