Темы статей
Выбрать темы

Украина входит в ВТО — что несет интеграция

Редакция БН
Статья

УКРАИНА ВХОДИТ В ВТО —

что несет интеграция

 

На сегодняшний день членство Украины во Всемирной торговой организации (ВТО) фактически вопрос решенный. Эксперты единогласно говорят, что в конечном итоге украинские потребители выиграют от интеграции. А вот производителям придется выдержать натиск конкуренции иностранных товаропроизводителей, для которых украинский рынок станет «лакомым кусочком». Сегодня расскажем о том, что собой представляет ВТО и какие изменения в правовом и налоговом плане несет предстоящая интеграция.

Олег ЧЕФРАНОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Летом Украина планирует стать членом ВТО

5 февраля Генеральный совет Всемирной торговой организации на своем заседании в Женеве одобрил вступление Украины в ВТО. Протокол о вступлении Украины в ВТО вместе с приложениями к нему должен быть ратифицирован Верховной Радой Украины

до 4 июля , о чем украинская сторона должна информировать Секретариат ВТО. Через 30 дней после официального сообщения о ратификации Генеральный Совет ВТО объявит об обретении Украиной полноправного членства в организации. Таким образом, уже в конце июля — начале августа 2008 года Украина может стать членом ВТО. С этого момента начнут применяться нормы отдельных нормативно-правовых актов, увязанные со вступлением Украины в ВТО.

 

ВТО и ее роль в мировой торговле

Всемирная торговая организация

(ВТО, англ. World Trade Organization — WTO) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. На сегодняшний день участниками ВТО являются 153 государства.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей.

ВТО осуществляет контроль за соглашениями по тарифам и торговле, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, и имеет полномочия по совершенствованию процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Главная цель ВТО состоит в

дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

— взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

— взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

— отказ от использования количественных и иных ограничений.

Как видим, это отличается от привычного для Украины экономического курса, направленного на защиту отечественного производителя, посредством таможенных тарифов и ограничений, квотирования экспорта и импорта определенных видов товаров.

Украина, став членом ВТО, обязана принять обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами.

ВТОшный пакет соглашений объединяет более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. Ниже назовем области, регулируемые самыми существенными для субъектов хозяйствования приложениями — приложениями 1 и 2.

Приложение 1А

: Многосторонние соглашения по торговле товарами:

 

Наименование соглашения

Краткое описание

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе

Соглашение по текстилю и одежде

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей

Содержит ограничения в применении мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров)

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам происхождения

Определяет принципы происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг)

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Соглашение по защитным мерам

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

 

Приложение 1В

: Генеральное соглашение по торговле услугами. Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С

: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2

: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров. Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО.

На этом, безусловно, ВТО-шные соглашения не заканчиваются. Есть и другие базовые МТС, а также дополнительные условия и правила, которые принимают страны — члены ВТО с учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.

 

Что изменится со вступлением Украины в ВТО

Несмотря на долгий переговорный период, украинское законодательство еще не полностью адаптировано под нормы ВТО. А с учетом быстрого реформирования законодательства с целью исполнения предписаний ВТО, отдельные изменения носили несогласованный и несистемный характер. Но знакомиться с ними нужно уже сейчас.

Наиболее значимыми изменениями будет упразднение торговых барьеров (как при импорте, так и при экспорте), а также уравнивание правил обращения импортных и отечественных товаров на рынке Украины (в частности, упразднение льгот для отечественных товаропроизводителей).

В таблице на с. 15 собраны отдельные законодательные изменения, которые вступят в силу после присоединения Украины к ВТО с момента вступления.

 

Сфера регулирования

Суть регулирования

Вывозная (экспортная) таможенная пошлина

Живой скот. Ставки пошлины устанавливаются на уровне 50 % таможенной стоимости с постепенным уменьшением каждый год на 5 процентных пункта до значения 10 %

Кожа и кожсырье. Ставки пошлины устанавливаются на уровне 30 % таможенной стоимости с постепенным уменьшением каждый год на 1 процентный пункт до значения 20 %

Отходы и лом черных металлов. Ставки пошлины уменьшатся с 30 евро до 10 евро за 1 тонну в шестилетний период, начиная с момента вступления Украины в ВТО

Лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием. Ставки пошлины будут уменьшаться с момента вступления в ВТО

Акцизный сбор

Увеличатся ставки для коньяка (код УКТ ВЭД 2208 20 12 00) и бренди (код УКТ ВЭД 2208 20 29 00) до 21,5 грн. за 1 литр 100 % спирта с 1 января года, следующего за годом, в котором ВРУ ратифицирует протокол о присоединении к ВТО

Таможенное регулирование

Вступит в силу часть тринадцатая

ст. 71 ТКУ*, регулирующая вопрос взимания платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленных для таможенных органов

Упразднится большая часть таможенных сборов, в том числе сборов за таможенное оформление и нахождение под таможенным контролем

Импорт

Старые авто. Снимется запрет на ввоз автомобилей старше 8 лет со дня их изготовления

Страхование

Снимется ограничение в посреднической деятельности на территории Украины по заключению договоров страхования с иностранными страховщиками в течение переходного периода в 5 лет

Разрешат перестрахование по страхованию рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), отмена ограничения страховой суммы в 75 % стоимости каждого объекта страхования и предоставление права страховщикам-нерезидентам осуществлять услуги по договорам перестрахования при поставке таких услуг через границу (трансграничная поставка)

Рынок банковских услуг

К филиалам иностранных банков будут применяться положения

Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III с учетом предусмотренных законодательно особенностей. Филиалы иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с положениями Закона Украины «О банках и банковской деятельности», станут частью банковской системы Украины (смогут функционировать)

Сельское хозяйство

Начнет применяться

ст. 81 Закона об НДС** о специальном режиме налогообложения сельского, лесного и рыболовного хозяйства

Молоко и молочные продукты. Отменяется нулевая ставка НДС и практика выплаты дотаций производителям. Отменяются поддержка экспорта молочных продуктов и квотирование производства. Упраздняются минимальные цены на продукцию и ограничение по максимальной торговой марже

Мясо. Отменяется нулевая ставка НДС и практика выплаты дотаций производителям

Сахар. Отменяются понятия квот «В», «С» в механизме регулирования отечественного производства и требования обязательного вывоза сахара, произведенного из импортированного сырья. Устанавливается*** ежегодная тарифная квота на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника в объеме 260000 тонн

Семена масличных культур. Отменяются индикативные цены

Распространение печатной продукции

Отменяются**** ограничения иностранного капитала по таким услугам в течение переходного периода 5 лет

* Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

** Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

*** Вводится в действие с 1 января года, следующего за годом вступления Украины в ВТО.

**** Вводится в действие через пять лет после вступления Украины в ВТО.

 

Изменения в области таможенного оформления

В последнее время в области таможенного оформления товаров постоянно что-то меняется. Так, введены новые формы таможенных деклараций и инструкции по их составлению.

С одной стороны, после вступления в ВТО субъекты ВЭД будут меньше средств тратить на таможенные платежи. С другой стороны, сократится срок доставки груза до таможни назначения. После вступления в ВТО такой срок составит 10 дней до предоставления ГТД. При этом дополнительных оснований для увеличения срока декларирования нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Если же нарушить сроки таможенного оформления документов, то таможенный орган может составить протокол о нарушении таможенных правил (НТП) по

ст. 330 ТКУ. Штраф за это предусмотрен небольшой (10 ннмдг), но репутация субъекта ВЭД сильно пострадает. В частности, он не попадет в список предприятий, по которым действует режим благоприятствования. В данный список попадают только те предприятия, которые не имели никаких нарушений таможенных правил в течение двух последних лет (Критерии оценки предприятий — резидентов Украины, при осуществлении которыми внешнеэкономической деятельности применяется режим благоприятствования, утвержденные совместным приказом ГТСУ, Минэкономики и ГНАУ от 07.07.99 г. № 411/488/3576). Если же в течение последних шести месяцев на субъекта ВЭД оформлялся протокол о нарушении таможенных правил, то такой субъект лишается возможности применять временную или неполную таможенную декларацию. А такого развития событий желательно избегать.

Из рассмотренной ситуации у субъекта ВЭД есть несколько вариантов выхода:

— воспользоваться режимом таможенного оформления «таможенный склад». При этом к товару не применяются тарифные или нетарифные меры регулирования. Товар может находиться в таком режиме три года (для подакцизных товаров — три месяца). После истечения этих сроков товары передаются на склад таможни, за пользование которым плата не установлена;

— поместить товар на склад временного хранения;

— подать неполную таможенную декларацию;

— подать временную таможенную декларацию.

Последние два режима таможенного оформления применяются, если товар нужно быстро вывести из-под таможенного контроля.

Неполная таможенная декларация подается, если у декларанта нет одного или нескольких документов, необходимых для таможенного оформления. Временная таможенная декларация подается при возникновении спорных вопросов, для урегулирования которых необходимы консультации. Обе декларации предусматривают предоставление ГТД не позднее 30 дней после их оформления. При этом налоги и сборы по таким декларациям уплачиваются в общем порядке, а в случае оформления временной декларации их сумма может корректироваться при окончательном оформлении ГТД.

Если опасность просрочки уже возникла, можно в письменной форме предупредить таможню о возможности задержки сроков декларирования по причинам, которые объективно не зависят от воли субъекта. Это позволит хотя бы как-то снять обвинение с субъекта ВЭД. И на наш взгляд, в таком случае протокол о нарушении таможенных правил составляться не должен.

На этом тема подготовки законодательной базы для интеграции Украины в ВТО не заканчивается. Сейчас в парламенте находится несколько ВТОшных законопроектов. Среди них законопроект о стимулировании развития агропромышленного комплекса в рамках требований ВТО, законопроект о рыночном надзоре и др. В дальнейшем мы продолжим знакомить вас, уважаемые читатели, с процессом интеграции Украины в ВТО.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше