Темы статей
Выбрать темы

Создание подразделения: определяем статус и регистрируем

Редакция БН
Статья

СОЗДАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:

определяем статус и регистрируем

 

Создание подразделения предприятия позволяет расширить бизнес и привлечь новых клиентов. Однако при этом возникает множество вопросов. В первую очередь — определение статуса подразделения: структурное или обособленное, филиал или представительство? Что необходимо сделать для его создания? Как зарегистрировать обособленное подразделение? Именно этим вопросам и посвящена предлагаемая вашему вниманию статья.

Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о госрегистрации —

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Приказ № 65

— приказ Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Об утверждении Требований о написании наименования юридического лица или его обособленного подразделения» от 09.06.2004 г. № 65.

Порядок № 80

— Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

 

Обособленное или структурное?

Решив создать подразделение, необходимо

определиться с его статусом, т. е. будет оно обособленным или нет. От этого зависит порядок создания, а также порядок оформления операций такого подразделения и правила уплаты налогов.

Возможность создания структурных и обособленных подразделений предприятия предусмотрена

ХКУ. Виды подразделений предприятия, описанные в ст. 64 ХКУ, представлены на рисунке (с. 28). Однако следует заметить, что название подразделения не имеет никакого значения для правильного определения статуса такого подразделения, так как главное не название, а содержание деятельности и компетенция такого подразделения.

Отличительные черты структурного и обособленного подразделения приведены в табл. 1. При этом

любое подразделение предприятия не является юридическим лицом и действует на основании утвержденного предприятием положения (ст. 95 ГКУ, ст. 64 ХКУ). Также любое подразделение, в том числе и обособленное, не может заключать гражданско-правовые договоры от своего имени и принимать на себя какие-либо обязательства. Связано это с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 2 ГКУ участниками гражданских отношений могут являться юридические и физические лица, каковыми подразделения не являются. По этой же причине нельзя заключить гражданско-правовой договор между подразделением и предприятием.

 

img 1 

 

Таблица 1

Отличительные черты структурных и обособленных подразделений

Признак

Структурное подразделение

Обособленное подразделение

Местонахождение

Может располагаться как по местонахождению юридического лица, так и по другому адресу

Может располагаться только вне местонахождения создавшего его юридического лица, т. е. по адресу, отличному от адреса исполнительного органа предприятия

Госрегистрация

Сведения о структурном подразделении не подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей

Сведения об обособленном подразделении включаются государственным регистратором в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и ему присваивается код ЕГРПОУ*

Статус налогоплательщика

Не может быть самостоятельным налогоплательщиком

Подлежит взятию на учет как самостоятельный налогоплательщик

Выделение на отдельный баланс

Не может иметь отдельного баланса

Может иметь отдельный баланс с последующим включением показателей в финансовую отчетность предприятия

Компетенция руководителя

Руководители действуют исключительно в рамках внутренних административно-производственных полномочий, которые были делегированы им компетентными органами юридического лица в его внутренних документах (приказах, положениях, уставе). Они не имеют права выступать от имени предприятия в отношениях с другими лицами, в частности, не имеют права самостоятельно заключать соглашения в интересах своего подразделения или в интересах юридического лица

Руководители назначаются юридическим лицом и

действуют на основании выданной доверенности. Однако все операции, которые осуществляет такое подразделение, порождают права и обязанности юрлица, создавшего его. Поэтому ответственность за них несет именно юридическое лицо

* Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.

 

Как видим, обособленные подразделения обладают некоторыми признаками, которыми не может обладать структурное подразделение. Однако

только юридическое лицо определяет, является обособленным его подразделение или нет. Выбор статуса подразделения должен основываться на том, какими полномочиями должен обладать руководитель подразделения, как удобнее уплачивать налоги (чтобы обособленное подразделение было плательщиком налогов или чтобы по местонахождению структурного подразделения юридическое лицо было зарегистрировано плательщиком отдельных налогов), необходимо ли выделение подразделения на отдельный баланс. Определившись со статусом подразделения, можно приступать к его созданию.

Поскольку создание обособленного подразделения вызывает больше вопросов, чем создание структурного, то далее речь пойдет именно об обособленном подразделении. Чаще всего это филиал или представительство. Отличается представительство от филиала объемом полномочий. Так, согласно

ст. 95 ГКУ представительство может только лишь представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту, в то время как филиал имеет право осуществлять все функции юридического лица или их часть.

 

Порядок создания

Решение о создании.

Первым шагом для создания обособленного подразделения является принятие решения о его создании, которое оформляется приказом руководителя (протоколом собрания уполномоченного органа). Нотариального удостоверения принимаемого решения не требуется.

В приказе руководителя (протоколе собрания) рекомендуем отразить следующее:

1) принять решение о создании филиала (представительства) предприятия;

2) утвердить положение о филиале (представительстве);

3) назначить директора филиала (представительства);

4) поручить директору предприятия выдать доверенность директору филиала (представительства);

5) наделить филиал (представительство) имуществом с указанием его перечня и стоимости.

Что же касается названия обособленного подразделения, то оно должно соответствовать требованиям

приказа № 65 . В частности, наименование должно содержать слова «обособленное подразделение» («филиал», «представительство» и т. п.) и указывать на принадлежность к юридическому лицу, которое создало данное обособленное подразделение. Например, «Луганский филиал ООО «Гефест».

Положение о филиале (представительстве).

При принятии решения о создании филиала (представительства) утверждается положение о филиале (представительстве) предприятия. Оно имеет для филиала такое же значение, как устав для предприятия.

Положение о филиале (представительстве) должно содержать следующие данные:

— полное наименование филиала (представительства) и его точное месторасположение;

— данные о предприятии, его создавшем;

— срок, в течение которого будет действовать филиал (представительство);

— информацию о правах филиала (представительства) в его деятельности и об органах его управления, полномочиях руководителя;

— права обособленного подразделения на имущество, его состав и источники формирования;

— информацию о правах и обязанностях его трудового коллектива;

— условия, при которых прекращается деятельность филиала (представительства).

Также в положении о филиале (представительстве) можно предусмотреть:

— обязанности по ведению обособленного учета результатов его хозяйственной деятельности, представлению отчетности;

— обязанности обособленного подразделения по исполнению приказов (распоряжений) и других локальных нормативных документов предприятия;

— порядок контроля предприятия за деятельностью филиала (представительства);

— другие вопросы, регулирующие какие-либо стороны организационной, хозяйственной либо представительской деятельности обособленного подразделения, его директора и работников.

Следующим этапом в создании обособленного подразделения является его государственная регистрация.

Госрегистрация

. Еще раз напомним, что структурное подразделение не подлежит регистрации и сведения о нем не включаются ни в один из существующих государственных реестров юридических лиц.

Что касается обособленных подразделений предприятия, то в соответствии со

ст. 28 Закона о госрегистрации сведения о них должны быть внесены в регистрационное дело юридического лица и в ЕГРПОУ. Для этого юрлицу необходимо предоставить госрегистратору в исполком по своему местонахождению решение о создании обособленного подразделения (о нем мы говорили выше) и регистрационную карточку о создании обособленного подразделения по форме, утвержденной приказом Госпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54.

Если документы для включения в ЕГРПОУ сведений об обособленном подразделении юридического лица подает лицо, уполномоченное исполнительным органом юридического лица, то оно должно предъявить государственному регистратору паспорт и документ, который удостоверяет его полномочия (

п. 5 ст. 28 Закона о госрегистрации).

Если необходимые документы заполнены правильно и в полном объеме, то госрегистратор на протяжении 2 рабочих дней (

п. 9 ст. 28 Закона о госрегистрации):

1) заносит данные об обособленном подразделении в регистрационную карточку юрлица и в ЕГРПОУ;

2) направляет сведения о филиале в органы статистики и налоговой службы, а также в социальные фонды (в том числе в Пенсионный фонд) по местонахождению юрлица и его обособленного подразделения.

Регистрация в налоговых органах.

Порядок постановки на учет обособленных подразделений в налоговых органах описан в Порядке № 80. В соответствии с п.п. 4.4 данного Порядка основанием для взятия обособленного подразделения на учет в налоговых органах является поступление уведомления о его создании от государственного регистратора в орган государственной налоговой службы по местонахождению обособленного подразделения.

Если по какой-либо причине сведения от госрегистратора в ГНИ по местонахождению обособленного подразделения не поступили, то по желанию юридического лица оно может самостоятельно подать в данную ГНИ документы, указанные в

п.п. 4.10 Порядка № 80.

После взятия налогоплательщика на учет орган государственной налоговой службы формирует справку о взятии на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП. Такая справка посылается обособленному подразделению на следующий рабочий день со дня взятия на учет. С согласия налогоплательщика не позже следующего рабочего дня после взятия его на учет такая справка может быть выдана налогоплательщику или уполномоченному лицу налогоплательщика в органе государственной налоговой службы.

Регистрация в фондах.

Информацию о создании обособленного подразделения фонды социального страхования (в том числе и Пенсионный фонд) по местонахождению обособленного подразделения получают в автоматическом режиме от госрегистратора. Однако фонды берут на учет и присваивают статус страхователя обособленным подразделениям лишь при наличии отдельного баланса и факта самостоятельного осуществления расчетов с застрахованными лицами. А выясняют эти факты фонды по-разному (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Порядок информирования фондов о наличии отдельного баланса и самостоятельном осуществлении расчетов с застрахованными лицами

Фонд

Порядок предоставления информации

Основание

1

2

3

Пенсионный фонд

Устанавливает факт

наличия баланса и проведения расчетов должностное лицо Фонда после получения сведений от госрегистратора, путем уточнения этих данных непосредственно с юридическим лицом. При этом в случае выделения впоследствии отдельного баланса у обособленного подразделения и самостоятельного ведения им расчетов с застрахованными лицами юридическое лицо должно уведомить Фонд по местонахождению такого обособленного подразделения в 10-дневный срок со дня принятия такого решения

П.п. 4.2 Порядка взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей как плательщиков страховых взносов, утвержденного постановлением Пенсионного фонда от 10.10.2006 г. № 14-4

ФСС от несчастных случаев

Наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами

устанавливается должностным лицом Фонда путем уточнения этих данных непосредственно с обособленным подразделением. Подтверждением того, что обособленное подразделение проводит (или не проводит) самостоятельно расчеты с застрахованными лицами, является соответствующий документ юридического лица — головного предприятия (приказ, распоряжение и т. п.)

П.п. 3.7 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.07.2007 г. № 36

ФСС на случай безработицы

Порядок получения Фондом информации о наличии у филиала самостоятельного баланса и расчетов с работниками в нормативно-правовых актах не прописан.

На практике обособленные подразделения самостоятельно уведомляют об этом Фонд

П.п. 3.6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339

ФСС по временной потере трудоспособности

Обособленное подразделение или головное предприятие

в течение 10 дней со дня внесения записи в Единый государственный реестр обязано предоставить в Фонд справку в произвольной форме о наличии отдельного баланса и ведении расчетов по оплате труда

П.п. 2.5 Инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда, утвержденной постановлением Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16

 

Печати и штампы.

Получение печатей и штампов для обособленного подразделения не является обязательным, однако без них вести полноценную деятельность очень сложно. Изготовление каучуковых и металлических печатей для обособленных подразделений разрешается только в том случае, если это предусмотрено уставом, положением или приказом об этих обособленных подразделениях (п.п. 3.2.7 Инструкции № 17*).

* Инструкция о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядка выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденная приказом МВД от 11.01.99 г. № 17.

Для получения разрешения на оформление заказа на изготовление печатей и штампов для обособленных подразделений необходимо в правоохранительные органы по месту регистрации юридического лица подать следующие документы:

— копию свидетельства о государственной регистрации головного предприятия, заверенную нотариально;

— копию решения о создании, открытии обособленного подразделения;

— справку о внесении дополнительной информации о создании обособленного подразделения в регистрационную карточку головного предприятия;

— справку о взятии на учет в органах статистики по местонахождению филиала;

— образцы (эскизы) печати и штампа в двух экземплярах, утвержденные руководителем головного предприятия.

Текст печати согласно п.п. 3.2.7 Инструкции № 17 должен обязательно содержать слово «филиал».

Разрешение на изготовление печатей и штампов орган внутренних дел обязан выдать на протяжении трех рабочих дней со дня получения документов или предоставить письменный мотивированный отказ.

Открытие счета.

Обособленное подразделение может (но не обязано) использовать в своей деятельности отдельный банковский счет. Такой счет открывается юридическим лицом через свое обособленное подразделение (ст. 64 ХКУ). Порядок открытия счетов в банке регулирует Инструкция № 492*. Однако обособленное подразделение не может само открывать счета в банке. Для него и за него это может сделать только юридическое лицо, создавшее такое обособленное подразделение.

* Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

На этом, пожалуй, закончим рассмотрение вопросов, связанных с созданием подразделения предприятия. Вопросы уплаты различных налогов, патентования и лицензирования обособленного подразделения мы рассмотрим в следующих номерах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше