Темы статей
Выбрать темы

Электронная отчетность: итоги и перспективы

Редакция БН
Статья

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ:


итоги и перспективы

 

Удобство и преимущества предоставления контролирующим органам отчетности в электронном виде оценили уже многие. Такой способ общения по сравнению с поездками и стоянием в очередях экономит время и нервы. Надо отдать должное тому объему работы, который проделали сотрудники ГНА, агитируя налогоплательщиков использовать возможности Интернет.

И если в начале 2007 года, когда проект только набирал обороты, налогоплательщики относились с большой опаской к такому предложению, то уже к ноябрю количество отчитавшихся в ГНИ таким способом исчислялось сотнями тысяч.

О перспективах электронной отчетности в Украине в 2008 году мы расскажем в этой статье.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об электронных документах

— Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон об ЭЦП

— Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852.

Временный порядок № 672 —

Временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органах ГНС Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.

Порядок предоставления отчетов в ПФУ —

Порядок предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7.

Приказ № 587

— приказ Государственной налоговой администрации Украины «О представлении электронной налоговой отчетности» от 17.10.2007 г. № 587 (отменен приказом ГНАУ от 11.12.2007 г. № 698).

Приказ № 242

— приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 03.05.2006 г. № 242.

 

Налоговая отчетность

История развития электронного документооборота в Украине берет свое начало с принятия

Закона об электронных документах и Закона об ЭЦП. Именно эти документы регламентируют отношения между пользователями Интернет и государственными структурами, заинтересованными в создании и развитии электронных коммуникаций. Перспективы такого документооборота очевидны как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для работников госструктур.

Первыми проявили инициативу налоговые органы, разработав и утвердив

Временный порядок № 672, который определял основные термины и регламентировал технологию подачи электронной отчетности в налоговые органы. Для подключения к системе предоставления налоговой отчетности согласно этому порядку плательщик должен был сгенерировать и подать в ГНИ ключевые элементы и заявки на сертификат открытого ключа на базе открытых ключей ГНС при помощи отдельного модуля генерации личных ключевых элементов, а спустя некоторое время — получить в ГНИ сертификат открытого ключа и подписать договор. Все вроде бы просто и понятно, оставалось только регламентировать формат отчетности. Для этого ГНАУ в своем приказе №242 описала единый формат (стандарт) электронного документа отчетности налогоплательщиков на основании спецификации eXtensible Markup Language (XML). В стандарте были утверждены схемы их контроля и разработаны для каждого налогового документа их электронные формы.

Для удобства налогоплательщиков ГНАУ разработала и активно распространяет программу «Налоговая отчетность». Она позволяет подготавливать отчеты в формате xml без использования каких-либо других дорогостоящих программных комплексов. Разработчики популярных бухгалтерских программ также внедрили функцию формирования xml-отчетов в свои продукты. Можно сказать, что проблема формирования xml-отчета вполне разрешима для любого налогоплательщика.

Следующим этапом было введение в эксплуатацию системы приема налоговой отчетности и налоговых накладных в электронном виде, которая позволила начать прием отчетности средствами Интернет. Как указано в

письме ГНАУ от 14.06.2006 г. № 11253/7/28-6017, во всех налоговых инспекциях введена в эксплуатацию система приема налоговой отчетности и налоговых накладных в электронном виде, которая позволила начать прием отчетности средствами Интернет. В системе используется программное обеспечение «Нотарь», предназначенное для генерации личных ключевых элементов и заявки на сертификат открытого ключевого элемента. В этой программе также есть модуль для шифрования и наложения электронной подписи на электронный документ надлежащего формата. Эта процедура позволяет защитить электронный документ от подделки и искажения, а также идентифицировать его владельца, обеспечить криптографическую защиту отчетной информации. Использование программы «Нотарь» избавляло плательщиков от необходимости приобретения сертификатов электронной цифровой подписи у аккредитованных сертификационных центров. В своем письме от 24.11.2006 г. № 360/4/15-0110 ГНАУ ссылается на ст. 6 Закона об электронных документах, где объясняет возможность использования цифровой подписи, сформированной и наложенной с помощью ПО «Нотарь». Поскольку в органы ГНС плательщики налогов должны представлять оригиналы налоговой отчетности, обязательным реквизитом которых в бумажном виде является подпись должностных лиц, то для представления налоговой отчетности в электронном виде налоговая отчетность имеет правовой статус только при условиях использования электронной цифровой подписи автора. В остальных случаях использование других видов электронных подписей в электронном документообороте осуществляется субъектами электронного документооборота на договорных началах. Текст типового договора, а также временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органы ГНС был утвержден приказом ГНАУ еще в ноябре 2004 года.

И только во втором полугодии 2007 года количество налогоплательщиков, освоивших подачу отчетности в ГНИ с помощью Интернет, существенно увеличилось. Многие поняли, что это действительно экономит время и практически не требует денежных затрат. Если кто и мог остаться недоволен таким положением вещей, так это специализированные предприятия, предоставляющие услуги электронной цифровой подписи на платной основе. Ведь

при использовании бесплатной программы «Нотарь» у налогоплательщика не было стимула к покупке надежных средств цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации. И нужно отдать должное: приобретение и использование ЭЦП «производства» аккредитованных центров являются легитимным, а значит, и более надежным способом защиты информации налогоплательщика. В ст. 3 Закона об ЭЦП указывается, что ЭЦП по правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случае, когда ЭЦП подтверждена усиленным сертификатом ключа с помощью надежных способов цифровой подписи. Там же, в ст. 1 этого Закона, дано определение термина «надежный способ ЭЦП» — подтверждающее наличие у такого способа ЭЦП сертификата соответствия или положительного экспертного заключения по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации.

Вследствие такого положения вещей появление

приказа № 587 было вполне ожидаемо. Основная цель этого приказа: обязать всех налогоплательщиков использовать для отправки отчетности в электронном виде только ЭЦП. Для этого надо обратиться в любой аккредитованный центр сертификации ключей за сертификатом открытых ключей должностных лиц и печати предприятия. Без таких усиленных ключей налогоплательщик не может сдать отчетность в электронном виде. Иными словами, старые ключи, полученные до этого в налоговой для наложения электронной подписи и печати на электронный документ, не действуют. Надо получить новые усиленные ключи в аккредитованном центре сертификации, использовать только их.

Но, к большой радости,

приказ № 587 на местах налоговиками не был принят к исполнению, а в скором времени был и вовсе отменен: своим новым приказом от 11.12.2007 г. № 698 ГНАУ отменила приказ № 587. Правда, причина отмены прозаичная: приказ № 587 отменен в связи с изменением распределения обязанностей по руководству работой структурных подразделений, утвержденным приказом ГНАУ от 28.11.2007 г. № 659.

Таким образом

, на сегодняшний день осталось все так, как и было раньше. Не появится ли в скором времени какой-нибудь подобный приказ, мы гарантировать не можем. Возможно, в будущем и «Нотарь» получит необходимые подтверждающие сертификаты соответствия, и все вопросы будут сняты. Да и ситуация с открытием аккредитованных центров ЭЦП также постепенно выравнивается. На данный момент существует уже 6 аккредитованных центров по Украине*, и мы уверены, количество их будет расти, что обязательно скажется и на качестве предоставления услуг и ценовой политике. В настоящее время цена на комплект ЭЦП уже вполне доступна пользователям. А в ближайшем будущем эту стоимость можно будет сравнивать со стоимостью хорошей оснастки для ее физического эквивалента — «мокрой» печати.

* С перечнем организаций, которые прошли аккредитацию, можно ознакомиться на официальном сайте Центрального удостоверяющего органа http://czo.gov.ua в разделе «Сертификаты».

 

Отчетность в Пенсионный фонд Украины

Масштабное внедрение системы электронной отчетности в ПФУ было начато с принятия

Порядка предоставления отчетов в ПФУ.

Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена во время предоставления страхователями отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи и участие страхователей в системе предоставления отчетов в электронной форме в Пенсионный фонд Украины.

После принятия

Порядка предоставления отчетов в ПФУ страхователи начали получать от сотрудников ПФУ «ненавязчивые» предложения о переходе на электронную форму предоставления отчетности. Подкрепляя и мотивируя их различными доводами от привычного и банального — «После нового года с бумажными можете уже не приходить, мы принимать не будем...», до доверительного — «С нового года вы должны будете предоставлять ежемесячную персонификацию и сами понимаете, сколько времени у вас это займет...».

В своем

письме от 24.05.2007 г. № 85558/05-01 ПФУ разъясняет, что предоставление страхователями отчетов в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи осуществляется по инициативе страхователя в соответствии с требованиями Порядка и действующего законодательства Украины. Иными словами, дело совершенно добровольное. Процедура, предшествующая непосредственно сдаче отчетности, также описана в данном письме. Страхователь, который выразил желание предоставлять отчеты в электронной форме, должен письмом в произвольной форме сообщить о своем решении в управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где он зарегистрирован как плательщик страховых взносов. Затем с вышеуказанным письмом обязательно знакомятся работники структурных подразделений, ответственные за обработку отчетов.

На следующем этапе страхователь предоставляет центру обработки электронных отчетов заверенные собственной печатью копию этого письма и копию предписывающего документа относительно определения должностных лиц, которым предоставлено право наложения ЭЦП на электронный отчет.

Государственное предприятие «Информационный центр Персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины» заключает со страхователем договор об обслуживании в системе предоставления электронных отчетов. Типичный договор размещен на сайте центра обработки электронных отчетов www.spov.com.ua (к моменту подготовки номера данный сайт все еще находился в стадии разработки). Этот договор определяет права и обязанности сторон, порядок решения споров, а также устанавливает особенности информационного обмена во время предоставления электронных отчетов.

Более детальную информацию о предоставлении электронных отчетов ПФУ можно получить непосредственно у специалистов государственного предприятия «Информационный центр Персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины» по тел.: 8 (044) 278-42-50, 8 (044) 235-95-49.

Следует заметить, что ПФУ с самого начала пошел по пути применения страхователем ЭЦП,

аккредитованных центром сертификации ключей. Еще один важный вопрос заключается в программном обеспечении для формирования электронной отчетности для предоставления в ПФУ.

Для предоставления отчетности через Интернет страхователь должен иметь специализированное программное обеспечение для формирования отчета, наложения ЭЦП и криптографической защиты информации, действительные усиленные сертификаты открытых ключей ЭЦП, сформированные аккредитованным центром сертификации для должностных лиц страхователя, имеющих право подписи соответствующего отчета в бумажной форме. Для этих целей ПФУ совместно с фирмой ООО «БЭСТ ЗВИТ» разработали на базе программы «БЭСТ ЗВИТ» специализированное программное обеспечение «Автоматизированное рабочее место — Отчет страхователя». Программа распространяется бесплатно через районные отделения ПФУ и дилеров фирмы ООО «БЭСТ ЗВИТ».

Программа «АРМ-ОС» также входит в лицензионный комплекс программ «Бэст-Звит-Плюс» 8.49, упомянутый нами выше, рабочая демо-версия которого также распространяется бесплатно.

Следует отметить, что страхователям в любом случае придется осваивать методы работы с «АРМ-ОС», так как необходимость сдавать ежегодный отчет по персонификации на электронных носителях никто не отменял. А программа «АРМ-Р», использовавшаяся в прошлых периодах для подготовки файлов отчетов в ПФУ, больше не поддерживается и не обновляется, что может вызвать определенные трудности с заполнением отчета.

Подводя итоги этого года, можно утверждать, что возможность сдачи отчетов посредством Интернет становится доступна практически каждому субъекту. Проблема только в освоении новых технологий сотрудниками бухгалтерии. Но стоит попробовать однажды, и уже мало кто отказывается от преимуществ, которые дает нам использование современных технологий. В следующем году мы постараемся держать вас в курсе всех изменений и актуальных вопросов использования программного обеспечения электронной отчетности в контролирующих органах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше