Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет и выплаты физлицам в 2008 году: если все будет так, как в проекте...

Редакция БН
Статья

ГОСБЮДЖЕТ И ВЫПЛАТЫ ФИЗЛИЦАМ В 2008 ГОДУ:


если все будет так, как в проекте...

 

На дворе уже конец декабря (подготовка этого номера, который вы сейчас читаете, шла именно в декабре), а Закон о Госбюджете на 2008 год так и не принят. Сегодня мы хотим рассказать вам, что заложено в проекте Закона о Госбюджете на 2008 год, чтобы вы могли заранее подготовиться к предстоящим изменениям. Не исключено, что со сменой правительства в разработанный законопроект будут вноситься изменения, и насколько существенными они будут, пока сложно сказать. В то же время есть надежда, что базовые показатели, исходя из которых просчитывался бюджет страны на год, не подвергнутся серьезным изменениям, а потому есть смысл заглянуть в законопроект...

Анна ВИНОГРАДОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Законопроект

— проект закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год» от 28.11.2007 г. № 1000.

Закон о Госбюджете-2007

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 2213

— Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III.

Закон № 2272

— Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III.

Постановление № 225

— постановление КМУ «О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы в социальные фонды» от 07.03.2001 г. № 225.

 

Какая минзарплата заложена в проекте

С показателем минимальной заработной платы (МЗП) связано очень много моментов в налогообложении доходов физических лиц. Посмотрим, какой показатель МЗП наши законодатели заложили на 2008 год (

ст. 57 законопроекта).

 

Период 2008 года

С 1 января

с 1 апреля

С 1 октября

С 1 декабря

ПЛАНИРУЕМЫЙ размер МЗП, грн.

515

525

545

605

 

Итак, вот такое повышение МЗП нас ожидает (если, конечно, эти цифры останутся неизменными после утверждения госбюджета на 2008 год). На что надо обратить внимание?

Во-первых, заработная плата работников не может быть ниже размера МЗП (

ст. 95 КЗоТ). Следовательно, тем работодателям, которые начисляют зарплату своим работникам исходя из МЗП, с января ее, скорее всего, придется поднять до 515 грн.

Во-вторых, показатель МЗП, установленный на 1 января 2008 года, берется при расчете размера налоговых социальных льгот (НСЛ), которые будут действовать в 2008 году (

п. 6.1 Закона о налоге с доходов).

 

Вид НСЛ (норма Закона о налоге с доходов)

Расчет

ПЛАНИРУЕМЫЙ размер НСЛ, грн.

Обычная

«01» (п.п. 6.1.1)

515 х 50 %

257,50

Повышенная

«02» (п.п. 6.1.2)

515 х 50 % х 150 %

386,25

Повышенная

«03» (п.п. 6.1.3)

515 х 50 % х 200 %

515,00

 

В-третьих, исходя из показателя МЗП исчисляется минимальный страховой взнос в Пенсионный фонд (МЗП х Ставка взноса ПФ для соответствующей категории застрахованных лиц). Напомним, что при уплате взноса в Пенсионный фонд в сумме меньше минимального страхового взноса отчетный месяц не полностью засчитывается в страховой стаж, а учитывается лишь пропорционально уплаченной сумме. Если по каким-либо причинам с дохода наемного работника взносы в Пенсионный фонд уплачиваются меньше минимального размера, то такой работник может добровольно доплачивать взносы, чтобы отчетные месяцы полностью засчитывались ему в страховой стаж. Кроме того, размер минимального страхового взноса имеет значение и для частных предпринимателей («единоналожников» и «фикспатентщиков»), осуществляющих добровольную доплату взносов в Пенсионный фонд.

На данный момент невозможно сказать точно, какая ставка взноса в ПФ будет установлена на 2008 год, поэтому пока определить размер минимального страхового взноса не представляется возможным.

 

Каким предположительно будет размер прожиточного минимума

Согласно

законопроекту прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо (ПМ) в 2008 году установлен в таком размере:

 

Период 2008 года

С 1 января

с 1 апреля

С 1 июля

С 1 октября

ПЛАНИРУЕМЫЙ размер ПМ, грн.

633

647

649

669

 

Итак, если брать размер ПМ, заложенный в проекте госбюджета на 2008 год, то можно определить размер предельной зарплаты, которая в 2008 году будет давать право на НСЛ:

633 х 1,4 = 886,2

» до ближайших 10 грн. = 890 грн.

Соответственно, если работник имеет право на льготу «на детей», то НСЛ ему будет предоставлена, если его доход не превысит результат произведения 890 грн. на количество детей. Безусловно, увеличение показателя ПМ увеличивает круг лиц, которые получают право на НСЛ, что не может не радовать.

Кроме того, в 2008 году (если окончательно ПМ на 1 января 2008 года будет установлен в размере 633 грн.):

— размер не облагаемой налогом с доходов нецелевой благотворительной помощи составит

890 грн. в год;

— необлагаемая помощь на погребение умершего работника за счет средств работодателя составит

1780 грн.;

— не облагаемый налогом доход от продажи инвестиционных активов —

890 грн.;

— и другие показатели, которые рассчитываются на основе ПМ и, соответственно, размере зарплаты, которая дает право на применение НСЛ.

Кроме того, бухгалтеру необходимо следить за изменением в течение года размера ПМ для таких целей:

— начисления индексации на заработную плату;

— удержания взносов «снизу» в Пенсионный фонд (ПФ);

— удержания взносов «снизу» в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности (ФВПТ).

В

ст. 57 законопроекта заложены также размеры прожиточного минимума и для других категорий групп населения, но на них мы сегодня не будем останавливаться.

 

Социальные выплаты

В 2008 году планируется значительно повысить размер пособия при рождении ребенка, которое по-прежнему будет выплачиваться за счет бюджетных средств органами труда и социальной защиты населения. Сумма пособия

может составить (ст. 50 законопроекта):

 

Случай

Общая сумма пособия, грн.

Единоразовая выплата, грн.

Ежемесячная выплата в течение следующих 12 календарных месяцев, грн.

Рождение первого ребенка

12240

4800

620

Рождение второго ребенка

25000

4840

1680

Рождение третьего и более ребенка

50000

5000

3750

 

Надеемся, что эти цифры найдут свое отражение в окончательно утвержденном госбюджете на 2008 год.

Несколько слов скажем по поводу оплаты больничных в наступившем году. Все вы прекрасно знаете о введенном в ушедшем году

ст. 112 Закона о Госбюджете-2007 новшестве об оплате обычных больничных и пособия по беременности и родам лицам, которые за последние 12 календарных месяцев уплачивали (или за них уплачивались) страховые взносы менее 6 месяцев. Таким работникам листки нетрудоспособности оплачивались исходя из фактического заработка, но не выше минимальной зарплаты, установленной на момент наступления страхового случая*. Также ст. 112 Закона о Госбюджете-2007 было предусмотрено, что добровольно застрахованные лица и предприниматели-единоналожники имеют право на оплату листков нетрудоспособности только при условии уплаты страховых взносов не менее 6 месяцев в течение года перед наступлением страхового случая.

* Подробно об этом мы писали в статье «Выплата больничных — особенности-2007» // «БН», 2007, № 13.

Отсутствие аналогичных норм в

законопроекте, конечно, радует, однако сильно обольщаться на этот счет пока не стоит: не исключено, что подобные ограничения будут прямо прописаны в Законе № 2240, только теперь уже не временно, а постоянно. При появлении каких-либо изменений мы сразу вам об этом сообщим.

Также стоит обратить внимание на оплату листков нетрудоспособности работодателями — бюджетными организациями. В

законопроекте нет для них особой нормы о том, что они могут оплачивать больничные с первого дня за счет средств соцстраха. Следовательно, скорее всего, такие работодатели, равно как и все другие, в 2008 году первые пять дней болезни работников будут оплачивать за свой счет (так же, как это было в 2006 и 2007 годах).

 

Взносы на соцстрахование

В ушедшем 2007 году многие ставки взносов на социальное страхование, в том числе в ПФ, были изменены

Законом о Госбюджете-2007. Это все ставки взносов «сверху» (33,2 % — в ПФ, 1,5 % — в ФВПТ, 1,3 % — в ФБ**, тарифы в ФНС**), а также взносы «снизу» в Пенсионный фонд (0,5 % и 2 %).

** Сокращения: ФБ — Фонд соцстраха на случай безработицы, ФНС — Фонд соцстраха от несчастных случаев на производстве.

В

законопроекте о ставках взносов на 2008 год не сказано ни слова. Это говорит о том, что:

— либо в 2008 году будут действовать ставки и тарифы, установленные ранее (до 2007 года)

Законом № 400 , Законом № 2213, Законом № 2272;

— либо законодатели изменят ставки взносов и тарифов путем внесения соответствующих изменений непосредственно в профильные соцстраховские законы (

Закон № 400, Закон № 2213, Закон № 2272).

Как только ситуация со ставками взносов прояснится, мы вам сразу об этом сообщим.

Отметим, что в части обложения взносами в Пенсионный фонд есть изменения, которые

точно вступают в силу с 1 января 2008 года. Эти изменения предписаны не действием закона о государственном бюджете на соответствующий год, а другими законами, регулирующими пенсионное законодательство Украины.

Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога

в 2008 году будут уплачивать взнос «сверху» в Пенсионный фонд за наемных работников в размере 60 % от установленной ставки (абзац седьмой п. 1 ст. 4 Закона № 400).

Также в 2008 году увеличится размер страхового взноса в Пенсионный фонд

для воинских частей и органов, которые выплачивают денежное обеспечение, пособие (ч. 3 п. 8 Заключительных положений Закона № 1058):

— лицам, которые согласно законам получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Страхователем являются органы труда и социальной защиты населения;

— одному из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, которые осуществляют уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского заведения требует постоянного постороннего ухода или достиг 80-летнего возраста. Страхователем являются органы, выплачивающие данные пособия;

— лицам, которые проходят срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других созданных согласно законам Украины военных формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины. Страхователем являются воинские части, выплачивающие денежное обеспечение.

С 1 января 2008 года страхователи относительно указанных категорий застрахованных лиц должны начислять взнос в Пенсионный фонд

в размере 40 % минимального страхового взноса. В свою очередь, размер минимального страхового взноса определяется путем умножения МЗП, установленной законом на то время, за которое осуществляется расчет сумм страховых взносов, на ставку взноса в Пенсионный фонд. Как мы уже сказали выше, до прояснения ситуации со ставками взносов в Пенсионный фонд определить размер минимального страхового взноса нет возможности.

Увеличится в 2008 году размер возмещения расходов Пенсионного фонда на выплату и доставку пенсий работникам

, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, кроме работников, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыванию угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному КМУ. Работодатели указанных работников должны будут возмещать Пенсионному фонду 60 % фактических расходов на выплату и доставку таких пенсий, назначенных и/или выплаченных в 2008 году. Напомним, что ежегодное увеличение суммы возмещения на 10 % предусмотрено абзацем четвертым п.п. 1. п. 2 Заключительных положений Закона № 1058.

Для предприятий горной промышленности в 2007 го

ду был установлен продленный срок для уплаты взносов в Пенсионный фонд — не позже 28 календарных дней по окончании отчетного месяца (в то время как все остальные страхователи уплачивают взнос не позднее 20 календарных дней по окончании отчетного месяца). Это особое правило было установлено Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно уплаты страховых взносов горными предприятиями» от 16.11.2006 г. № 364-V и действовало только в 2007 году. Если действие этой нормы не продлят на 2008 год, то горные предприятия в следующем году будут уплачивать взносы в общеустановленные сроки.

Интересная ситуация складывается с

максимальной величиной зарплаты (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы. Последние годы (2005 — 2007) этот показатель устанавливался законом о госбюджете на соответствующий год. В законопроекте об этом показателе не сказано ни слова. Следовательно, если в окончательно утвержденном варианте госбюджета на 2008 год так ничего о максимальной величине и не появится, то будет действовать максимальная величина, установленная постановлением № 225 в размере 2660 грн., которое является действующим на данный момент.

 

НДФЛ

Равно как и в предыдущих годах, в 2008 году планируется продлить действие правила (по крайней мере, так сказано в

ст. 32 законопроекта) относительно предоставления равноценной и полной компенсации потерь доходов военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, связанных с налогообложением денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с выполнением обязанностей несения службы, согласно требованиям п. 22.7 Закона о налоге с доходов.

Об изменениях предельного размера зарплаты, который дает право на применение НСЛ, и других, увязанных на этом показателе моментов, а также об изменении размеров НСЛ мы уже сказали выше.

Другие изменения в обложении налогом с доходов в 2008 году пока не просматриваются.

 

Прочие изменения

Статьей 88 законопроекта

предусмотрено внедрение с 1 ноября 2008 года III этапа Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы. Напомним, что такая Единая тарифная сетка утверждена постановлением КМУ от 30.08.2002 г. № 1298.

С 1 января 2008 года размер минимальной ординарной (обычной) академической стипендии

(так планируется согласно ст. 59 законопроекта) для ученика профессионально-технического учебного заведения будет составлять 150 грн. в месяц, для студента высшего учебного заведения I — II уровня аккредитации — 200 грн. в месяц, III — IV уровня аккредитации — 300 грн. в месяц, а с 1 сентября 2008 года стипендия для ученика профессионально-технического учебного заведения — 200 грн. в месяц, для студента высшего учебного заведения I — II уровня аккредитации — 400 грн. в месяц, III — IV уровня аккредитации — 530 грн. в месяц.

Для учеников профессионально-технических учебных заведений и студентов высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с 1 числа 2008 года стипендия устанавливается в размерах соответственно 500 и 1060 грн. в месяц.

Вот такие основные моменты содержатся в

законопроекте, на которые мы хотели обратить ваше внимание. Что нас ждет в окончательном варианте, пока сказать сложно. Время покажет, а пока нам ничего не остается, как ждать и постепенно готовиться к новому году, основываясь на имеющихся в законопроекте данных.  
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше