Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2008: обзор изменений

Редакция БН
Статья

ГОСБЮДЖЕТ-2008:

обзор изменений

 

Предлагаем вашему вниманию аналитический обзор Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Несмотря на то что госбюджет-2008 не принес с собой революционных изменений, предлагаемый материал будет интересен и полезен многим субъектам предпринимательства. В приложении «Документы» можно ознакомиться с извлечениями из Закона.

К Новому году новая Верховная Рада сделала всем подарок — чуть ли не под бой курантов приняла Закон о госбюджете-2008. Реальную возможность ознакомиться с ним все получили уже в новом году. Сегодня предлагаем рассмотреть самые важные и интересные госбюджетные новости.

Оксана КОНОНЕНКО,
 главный редактор Наталья ГОЛОСКУБОВА, Жанна СЕМЕНЧЕНКО, Олег ЧЕФРАНОВ,
 экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI (извлечение см. в приложении «Документы»).

Закон о госбюджете-2007

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V.

ЗКУ —

Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о плате за землю —

Закон Украины «О плате за землю» в редакции от 19.09.96 г. № 378/96-ВР.

Закон об аренде земли

— Закон Украины «Об аренде земли» в редакции от 02.10.2003 г. № 1211-IV.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 2811

— Закон Украины «О помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1582 —

Закон Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки» в редакции от 23.03.2000 г. № 1582-III.

Закон № 1246 —

Закон Украины «О ставках акцизного сбора на табачные изделия» в редакции от 19.11.99 г. № 1246-XIV.

Закон № 329 —

Закон Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» от 15.09.95 г. № 329/95-ВР.

 

Общие моменты

Итак, депутаты в прошлом году с госбюджетом «успели»:

Закон № 107 принят 29 декабря, опубликован — 31 декабря (газета «Урядовий кур'єр» // 2007, № 247). А это значит, что никаких проблем со вступлением его в силу быть не должно.

Несколько слов о структуре документа.

Закон № 107 состоит из трех разделов:

раздел I — собственно закон о госбюджете-2008. Этим разделом утверждены минимальные соцгарантии на 2008 год, а также приостановлены на 2008 год нормы некоторых, в том числе и налоговых, законов. Этот раздел действует в течение 2008 года;

раздел II вносит изменения в 100 законов, среди которых и налоговые. Примечательно то, что многие изменения по своему содержанию носят «долгоиграющий» характер. Вместе с тем, согласно разделу III Закона № 107 они тоже действуют только с 1 января по 31 декабря 2008 года (за некоторыми исключениями). По правде говоря, не совсем понятно, зачем нормы, период действия которых составляет лишь один год, прописывать в специальных законах. Возможно, это объясняется стремлением к тому, чтобы налоговые нормы были прописаны в налоговых законах. Вместе с тем не исключено, что в перспективе законодатель собирается продлить действие всего раздела II Закона № 107;

раздел III «Заключительные положения».

Ниже представлена сводная таблица госбюджетных изменений, а за ней — более подробный анализ отдельных норм.

 

Госбюджет-2008 — сводная таблица изменений

Содержание нововведения

Норма Закона № 107

1

2

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, МИНЗАРПЛАТА

Увеличены размеры

прожиточного минимума для различных демографических групп (прожиточный минимум на трудоспособное лицо в январе составит 633 грн.). Причем до конца года его размер будет повышаться еще несколько раз

ст. 58 р. I

Увеличен размер

минзарплаты (в январе она составит 515 грн.). До конца года будет повышаться еще несколько раз

ст. 59 р. I

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Как и в прошлом году, в 2008 году госпредприятия, в том числе хозобщества, в уставном фонде которых государству принадлежит больше 50 % акций, осуществляют внутренние долгосрочные и внешние

заимствования, предоставляют гарантии или являются поручителями по согласованию с МФУ, внутренние краткосрочные заимствования — по согласованию с соответствующими органами центральной исполнительной власти, в сфере деятельности которых они находятся

ст. 12 р. I

Государственные унитарные предприятия

и их объединения платят в госбюджет часть чистой прибыли в размере 15 %, уменьшенную на сумму начисленных и уплаченных дивидендов. Коммунальные унитарные предприятия и их объединения платят в общий фонд местных бюджетов часть чистой прибыли в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими советами. Хозобщества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых находится в уставных фондах хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, платят непосредственно в госбюджет дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год

ст. 61 р. I

РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ, ОТНОШЕНИЯ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Как и в предыдущие годы, в 2008 году при

смене в течение года местонахождения налоги уплачиваются по старому адресу до конца года

ст. 39 р. I

В 2008 году остался

запрет на: — реструктуризацию и списание задолженности перед государством по кредитам, бюджетным займам и возвратной финпомощи; — предоставление отсрочек по уплате налогов

ст. 63 р. I

Как и в предыдущие годы, в 2008 году: — не разрешается погашать налоговое обязательство или налоговый долг путем проведения взаимозачетов с бюджетом; — не подлежит списанию налоговый долг плательщиков налогов, возникший в результате форс-мажорных обстоятельств

ч. 19 ст. 67 р. I

Налоговики добились своего:

Закон о проверках теперь не распространяется на контроль за соблюдением налогового законодательства

п. 17 р. II

ОПЕРАЦИИ С ЗЕМЛЕЙ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Значительно

увеличены ставки земельного налога по землям населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена

п.п. 1 п. 7 р. II (новая редакция ст. 7 Закона о плате за землю)

Как и раньше, к ставкам земельного налога по землям населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена, применяется

коэффициент 3,1

ст. 64 р. I

В этом году

получение права аренды и продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности осуществляются исключительно на аукционах (кроме выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью покупателей, в которых отсутствуют акции (доли, паи), принадлежащие государству)

ч. 18 ст. 67 р. I; ст. 82 р. I; абз. «б» п.п. 6 п. 2 и абз. «б» п.п. 10 п. 2 р. II (новая редакция ч. 2 ст. 127 ЗКУ и изм. в ст. 135 ЗКУ)

Установлены

предельные размеры годовой арендной платы за земли , находящиеся в государственной или коммунальной собственности. Годовая арендная плата не может быть меньше: — для сельскохозяйственных земель — размера земельного налога; — для других земель — трехкратного размера земельного налога. Годовая арендная плата не может быть больше 12 % нормативной денежной оценки земли (кроме случаев определения арендатора на конкурсных началах)

п.п. 4 п. 8 р. II (новая редакция ч. 4 ст. 21 Закона об аренде земли)

Приватизация

объектов незавершенного строительства вместе с земельным участком, на котором они расположены, осуществляется на открытых аукционах

ст. 77 р. I

АЛКОГОЛЬ, ТАБАК

Для маркирования алкогольных напитков вводятся

марки акцизного сбора нового образца, которые начнут применяться после вступления в силу порядка введения марок акцизного сбора нового образца, утверждаемого КМУ

п. 9 р. II (новая редакция абзаца 3 ст. 7 Закона № 329)

Увеличены ставки акцизного сбора для сигарет

: — в твердых суммах с единицы реализованного товара для сигарет с фильтром (код УКТ ВЭД 2402209020) с 13 грн. до 14 грн. за 1000 шт.; — в процентах к обороту от реализации товара для сигарет без фильтра (код УКТ ВЭД 2402209010) и для сигарет с фильтром (код УКТ ВЭД 2402209020) с 10 % до 12,5 %. Если акцизный сбор одновременно определяется в твердых суммах с единицы реализованного товара и в процентах к обороту от реализации товара, то размер сбора не может быть меньше, чем за 1000 штук: — сигарет без фильтра (код по УКТ ВЭД 2402209010) — 8 грн.; — сигарет с фильтром (код по УКТ ВЭД 2402209020) — 18 грн.

п. 11 р. II (изм. в ст. 1 и ст. 2 Закона № 1246)

Увеличены ставки акцизного сбора для спирта и спиртосодержащих алкогольных напитков:

— для спирта этилового высокой концентрации (80 % и более) и других спиртов (код УКТ ВЭД 2207) с 19 грн. до 21,5 грн. за 1 литр 100 % спирта; — для спирта этилового концентрацией менее 80 %, спиртовых настоек, ликеров и т. д. (код УКТ ВЭД 2208, кроме 220820) с 19 грн. до 21,5 грн. за 1 литр 100 % спирта; — для коньяка (код УКТ ВЭД 2208201200) и бренди (код УКТ ВЭД 2208202900) с 7 грн. до 10* грн. за 1 литр 100 % спирта

п. 12 р. II (изм. в ст. 1 Закона № 1582)

Снижены ставки акцизного сбора

для: — спиртовых напитков, полученных перегонкой вина (код УКТ ВЭД 220820, кроме коньяка, бренди и спирта коньячного) с 19 грн. до 10* грн. за 1 литр 100 % спирта; — спирта коньячного (код УКТ ВЭД 2208208900) с 16 грн. до 10* грн. за 1 литр 100 % спирта

п. 12 р. II (изм. в ст. 2 Закона № 1582)

* Будет действовать до 1 января года, следующего за годом присоединения Украины к Всемирной торговой организации (ВТО). После этого ставка акцизного сбора составит 21,5 грн. за 1 литр 100 % спирта.

АРЕНДА ГОСИМУЩЕСТВА

В 2008 году

не требуется проведение конкурса при передаче государственного и коммунального имущества в аренду бюджетным учреждениям, музеям, предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские), Пенсионному фонду Украины и его органам, государственному издательству и предприятиям книгораспространения. В остальных случаях конкурс обязателен

ст. 76 р. I

НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Уточнено, что от налогообложения освобождается сумма доходов в виде процентов от размещения налогоплательщиком средств в ценные бумаги, эмитированные МФУ

п. 16 р. II

Как и в предыдущих годах, в 2008 году

военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава будут компенсировать в полном размере потери от уплаты налога с доходов с сумм денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с выполнением обязанностей несения службы

ст. 32 р. I

НДС И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Продлены льготы по

сельхоз-НДС

п.п. 1 и п.п. 3 п. 13 р. II

Поставка отходов и

лома черных металлов и в этом году освобождается от обложения НДС

п.п. 3 п. 13 р. II

Появились дополнительные ограничения по

бюджетному возмещению

п.п. 2 п. 13 р. II

Появилось ограничение по выдаче

налогового векселя при импорте нефти и сырых нефтепродуктов (товарная подпозиция 270900 УКТ ВЭД); продуктов нефти, кроме сырых (товарная позиция 2710 УКТ ВЭД) и газов нефтяных (товарная позиция 2711 УКТ ВЭД)

п.п. 3 п. 13 р. II

При ввозе на территорию СЭЗ и ТПР подакцизных товаров и товаров 1 — 24 группы УКТ ВЭД льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС не применяются (независимо от цели их ввоза)

п.п. 7 п. 19 р. II

Как и последние несколько лет, в 2008 году плательщики налога на прибыль должны будут подать

декларацию за 11 месяцев

п. 14 р. II

ПОСОБИЯ НА ДЕТЕЙ

Увеличен размер пособия

при рождении ребенка: 12240 грн. — на первого ребенка, 25000 грн. — на второго ребенка, 50000 грн. — на третьего и последующего ребенка

п.п. 4 п. 23 р. II

Как и в прошлом году, размер

пособия по уходу за ребенком до трех лет определяют как разницу между 50 % прожиточного минимума на трудоспособное лицо и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев. Минимальный размер пособия составляет 130 грн.

п.п. 7 и п.п. 8 п. 23 р. II

СОЦВЗНОСЫ И СОЦПОСОБИЯ

Как и в 2007 году,

предельный размер дохода, с которого взимаются соцвзносы, в 2008 году равен 15 размерам прожиточного минимума на трудоспособное лицо

п.п. 8 п. 25 р. II; п.п. 4 п. 26 р. II; п.п. 4 п. 35 р. II

Материальное обеспечение по соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности выплачивается в случае,

если обращение за его назначением поступило не позже 12 календарных месяцев со дня возобновления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, смерти застрахованного лица или члена семьи, который находился на его иждивении

п.п. 14 п. 25 р. II

Как и в 2007 году, в этом году застрахованным лицам, которые

уплачивали страховые взносы в Фонд временной нетрудоспособности менее 6 полных календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам выплачивается исходя из фактической зарплаты, но не выше размера минзарплаты, установленной на время наступления страхового случая

п.п. 5 п. 25 р. II

Добровольно застрахованные лица

и предприниматели-единоналожники имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги по соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности при условии уплаты страховых взносов (единого налога) не меньше полных 6 календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая

п.п. 5 п. 25 р. II

В 2008 году ставка удержаний в

Пенсионный фонд не зависит от размера дохода — взнос удерживается по ставке 2 %

п.п. 4 п. 30 р. II

Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания не компенсирует

моральный ущерб пострадавшим

п.п. 2 п. 44 р. II

ПРОЧЕЕ

Запрещается реализация на таможенной территории Украины готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья, которое относится к 1 — 24 группам УКТ ВЭД

п. 100 р. II

В 2008 году к нормативам

сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115, применяется коэффициент 2,27

п.п. 3 п. 19 р. II

По-прежнему взимаются

сборы в Пенсионный фонд с отдельных видов хозяйственных операций (сбор с операций купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривни; сбор с торговли ювелирными изделиями из золота, платины и драгоценных камней; сбор при отчуждении легковых автомобилей; сбор с операций купли-продажи недвижимого имущества; сбор с предоставления услуг сотовой мобильной связи). Плательщики единого, фиксированного и фиксированного сельскохозяйственного налогов уплачивают эти сборы на общих основаниях. Размер сбора с купли-продажи безналичной иностранной валюты существенно снижен по сравнению с прошлым годом: в 2008 году он составляет 0,5 %

п. 30 р. II

В 2008 году гражданам Украины, которые увольняются с работы для прохождения альтернативной службы, в связи с призывом или принятием на военную службу вернули право на

выходное пособие в размере 2 минзарплат

п.п. 1 п. 75 р. II; п. 96 р. II; п. 97 р. II

 

Детские пособия

Несмотря на то что работодатели уже не выплачивают своим работникам пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до трех лет, уверены, что эта тема всегда интересна нашим подписчикам.

Так как эти два вида пособий теперь финансируются за счет средств бюджета, а не Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, то статьи

Закона № 2240, регулирующие порядок их выплаты, исключены Законом № 107. Это значит, что теперь порядок выплаты данных пособий и застрахованным и незастрахованным лицам регулируется Законом № 2811 , который ранее распространялся только на незастрахованных в Фонде временной нетрудоспособности лиц. Этим вызваны многочисленные, но по своей сути корректировочные изменения, внесенные в Закон № 2811 и в Закон № 2240.

Пособие при рождении (п.п. 4 п. 23 р. II)

. Надо сказать, что обещания относительно увеличения размеров этого пособия, предусмотренные предыдущим законопроектом*, выполнены, что, безусловно, радует. При этом сумма единоразовой выплаты пособия осталась прежней. А вот что касается оставшейся части, то она будет выплачиваться равными частями:

— при рождении

первого ребенка — в течение следующих 12 календарных месяцев;

— при рождении

второго ребенка — в течение следующих 24 календарных месяцев;

— при рождении

третьего и следующего ребенка — в течение следующих 36 календарных месяцев.

* См. статью «Госбюджет и выплаты физлицам в 2008 году: если все будет так, как в проекте...» // «БН», 2008, № 1, с. 30

Соответственно пособие при рождении ребенка в 2008 году будет выплачиваться в таких размерах:

 

Рождение:

Общая сумма пособия, грн.

Единоразовая выплата, грн.

Ежемесячная выплата (грн.) в течение следующих

12 кален. мес.

24 кален. мес.

36 кален. мес.

1-го ребенка

12240

4800

620

Х

Х

2-го ребенка

25000

4840

Х

840

Х

3-го и следующего ребенка

50000

5000

Х

Х

1250

 

Обратите внимание, что несколько изменили срок давности для обращения за пособием при рождении ребенка: теперь оно

назначается, если за ним обратились в срок не позднее 12 месяцев со дня рождения ребенка. Причем эта норма распространяется как на застрахованных, так и незастрахованных лиц. Ранее для незастрахованных лиц срок для обращения за пособием составлял 6 календарных месяцев со дня рождения ребенка, а для застрахованных лиц вообще не было какого-либо ограничения по сроку.

Для лиц, усыновивших ребенка или взявших его под опеку, пособие при рождении назначается, только если обращение за ним поступило не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. Эта норма продолжает действовать и в 2008 году и распространяется она как на застрахованных, так и незастрахованных лиц.

Пособие по уходу за ребенком до трех лет (п.п. 7 и п.п. 8 п. 23 р. II)

. Здесь следует отметить, что в текущем году размер этого пособия равен разнице между 50 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не меньше 130 грн. Итак, минимальный размер пособия составляет 130 грн. (для его получения не нужно предоставлять справки о доходах за последние шесть месяцев). Если лицо, обращающееся за пособием, желает получать больший размер пособия, то расчет его производится на основании предоставленных справок о доходах семьи за последние шесть месяцев*.

* Верхняя и нижняя планки пособия по уходу за ребенком до трех лет действуют уже давно, поэтому подробнее с механизмом расчета и документальным подтверждением своих доходов вы можете ознакомиться в статье «Пособие по уходу за ребенком до трех лет: нюансы 2006 года» // «БН», 2006, № 19.

 

Соцвзносы и соцпособия

Оплата больничных, в том числе и «декретных»

(п. 25 р. II). Как мы и предполагали, на 2008 год законодатели продлили норму, согласно которой застрахованным лицам, которые уплачивали страховые взносы в Фонд временной нетрудоспособности менее 6 полных календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам выплачивается исходя из фактической зарплаты, но не выше размера минзарплаты, установленной на время наступления страхового случая.

Это правило уже действовало в 2007 году, и мы детально его разбирали на страницах нашего издания**, поэтому сейчас не будем вдаваться в нюансы. Обратим внимание, что в

Законе № 107 говорится об уплате страховых взносов не менее 6 полных календарных месяцев. В ушедшем 2007 году, как вы помните, было много споров о том, как считать эти шесть месяцев. Тогда пришли к выводу, что нужно считать дни нахождения в трудовых отношениях по дням за последний год и если в итоге набиралось 180 календарных дней, то считалось, что работник уплачивал страховые взносы не менее 6 месяцев. В этом году, скорее всего, придется ориентироваться на 6 полных календарных месяцев, за которые были уплачены страховые взносы. И если 6 полых месяцев не будет набираться, то больничные нужно будет оплачивать исходя из минимальной зарплаты, а не фактического заработка работника.

** См. статью «Выплата больничных — особенности 2007 года» // «БН», 2007, № 13.

Добровольно застрахованные лица и предприниматели-единоналожники в 2008 году имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги по соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности, при условии уплаты страховых взносов (единого налога)

не меньше полных 6 календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая. Это правило также было и в 2007 году, но с одной оговоркой: теперь нужно ориентироваться на уплату страховых взносов (единого налога) не меньше 6 полных месяцев.

По сумме оплаты обычных больничных за счет Фонда и больничных по беременности и родам введено максимальное ограничение:

размер этих пособий из расчета в месяц не может превышать размера максимальной величины (предельной суммы) дохода, с которой взимаются взносы на социальное страхование. Любят наши законодатели вводить различные ограничения. Мало того, что уже действует ограничение по максимальному размеру среднедневной (среднечасовой) зарплаты для расчета соцпособий, так еще ввели и ограничение по общей сумме больничных из расчета на месяц. Мы еще обратимся к детальному анализу этой нормы, пока же отметим, что на период январь-март сумма больничных, в том числе и в связи с беременностью и родами, из расчета на месяц (расчет производится пропорционально оплачиваемым рабочим дням) не может превышать 9495 грн.

И еще один момент в части особенностей оплаты больничных в 2008 году: материальное обеспечение по соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности выплачивается в случае,

если обращение за его назначением поступило не позже 12 календарных месяцев со дня возобновления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, смерти застрахованного лица или члена семьи, который находился на его иждивении. Итак, законодатели ввели ограничение по сроку подачи документов для выплаты пособий за счет средств Фонда.

Максимальная величина, с которой взимаются соцвзносы

(п.п. 8 п. 25 р. II; п.п. 4 п. 26 р. II; п.п. 4 п. 35 р. II). Комментируя законопроект, мы обращали внимание, что в нем отсутствует норма, устанавливающая максимальный размер зарплаты (дохода), с которого взимаются взносы на социальное страхование. В Законе № 107 это упущение устранено: в 2008 году максимальный размер дохода, с которого взимаются соцвзносы, равен 15 размерам прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо*. Отметим, что соответствующая норма прописана непосредственно в Законе № 2240, Законе № 1533 и в Законе № 1058. Что касается взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве, то законодатели, на наш взгляд, просто забыли прописать и в Законе № 1105 размер максимального дохода, с которого взимаются взносы на этот вид страхования. Уверены, что законодатели не преследовали цель таким образом выделить порядок взимания взносов в Фонд соцстрахования от несчастных случаев от порядка взимания взносов в другие соцфонды. Здесь, на наш взгляд, налицо техническая ошибка, которая в скором времени будет устранена законодателями. Надеемся, что Фонд не заставит себя долго ждать и предоставить официальные разъяснения по этому вопросу.

* См. вкладыш «Важные цифры 2008 года» в сегодняшнем номере «БН».

Ставки взносов на социальное страхование, в том числе в Пенсионный фонд

. Как вы помните, в прошлом году ставки взносов на социальное страхование были изменены Законом о госбюджете-2007. В этом году ситуация практически один к одному. Закон № 107 вносит изменения в соответствующие «соцстраховские» законы и устанавливает ставки взносов на текущий 2008 год. Причем в 2008 году действуют те же ставки взносов, что и в 2007 году (см. вкладыш «Важные цифры 2008 года» сегодняшнего номера «БН») с небольшим исключением. С одной стороны, уже привычные ставки взносов должны утешить бухгалтеров, но, с другой стороны, сохранившаяся огромная налоговая нагрузка, которая ложится на работодателей, вряд ли может быть поводом для радости.

Теперь по поводу изменений размера ставок.

В 2008 году ставка взноса «снизу» в Пенсионный фонд установлена в размере 2 % независимо от суммы зарплаты (налогооблагаемого дохода) застрахованного лица. Эта норма действует в отношении дохода физических лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта), физических лиц, которые выполняют работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе членов творческих союзов, творческих работников, которые не являются членами творческих союзов, военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц рядового и начальствующего состава. Для наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах, а также для госслужащих продолжают действовать свои специальные ставки взноса в Пенсионный фонд «снизу» от 1 до 5 %.

Пенсионное страхование

. Число застрахованных лиц с этого года пополнилось родителями — воспитателями детских домов семейного типа, приемными родителями, если они получают денежное обеспечение. Страхователями по таким лицам являются органы, выплачивающие соответствующее денежное обеспечение.

 

Налог на добавленную стоимость (п. 13 р. II)

СельхозНДС — льготы продлены.

Закон № 107 продлил уже привычные для сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий льготы по НДС. В частности, действие п.п. 6.2.6, п. 11.21 и п. 11.29 Закона об НДС продлено до 1 января года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО. Иными словами, как минимум в 2008 году такие предприятия будут еще пользоваться льготами по НДС.

Напомним, что до дня вступления Украины в ВТО отложено и вступление в силу

ст. 81 Закона об НДС.

Поставка отходов и лома черных металлов освобождается от обложения НДС и в 2008 году.

Операции по поставке отходов и лома черных металлов, в том числе по их импорту, освобождены от обложения НДС еще на один год (внесены изменения в п.п. 11.44 Закона об НДС). Напомним, что перечень таких товаров с указанием кодов согласно УКТ ВЭД утверждает Кабмин. На сегодняшний день это перечень утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 104 (вступил в силу 06.02.2007 г.).

При этом

сумма «входного» НДС, уплаченная в связи с приобретением (изготовлением) товаров (услуг) и основных фондов, предназначенных для их использования в операциях, освобожденных по п.п. 11.44 Закона об НДС, не включается в состав налогового кредита. Теперь на это четко указано в п.п. 7.4.2 Закона об НДС.

Отметим, что и ранее (до внесения изменений в

п.п. 7.4.2) претендовать на налоговый кредит по таким льготным операциям было проблематично. Ведь действовал еще и п.п. 7.4.1 Закона об НДС, который давал право на налоговый кредит, только если товары (услуги) приобретались плательщиком НДС с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. А это не наш случай.

Бюджетное возмещение.

Во-первых

, внесены долгожданные изменения в п.п. «а» п.п. 7.7.2 Закона об НДС. В частности, слова «в предыдущем налоговом периоде» заменены словами «в предыдущих налоговых периодах. Этим законодатель на 2008 год (надеемся, что действие этих изменений продлят) снял спорный вопрос о том, можно ли возмещать всю сумму отрицательного значения предыдущего периода*, оплаченную в предыдущем периоде или только ее часть в размере налогового кредита прошлого периода, фактически уплаченного поставщикам товаров (услуг) в том же прошлом периоде?

* Как известно, отрицательное значение предыдущего периода может состоять из налоговых кредитов более ранних периодов.

Раньше налоговики, опираясь на фразу «

в предыдущем налоговом периоде», возмещали не все отрицательное значение предыдущих периодов, а только налоговый кредит прошлого периода, да еще и при условии оплаты его в том же прошлом периоде. Теперь оснований для таких суждений не осталось. При бюджетном возмещении можно учитывать фактически уплаченный налоговый кредит при погашении и «старой» кредиторской задолженности за предыдущие периоды. Надеемся, что в скором времени будут внесены изменения и в строку 3 Расчета суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к декларации по НДС).

Отметим, что и до внесения изменений в

п.п. 7.7.2 Закона об НДС смелые налогоплательщики и так отстаивали свое право на возмещение независимо от того, в каком из периодов (предыдущем или предыдущих) налог фактически был включен в налоговый кредит и уплачен поставщику.

Во-вторых,

Закон № 107 внес изменения и в п.п. 7.7.11 Закона об НДС, который определяет категории лиц, не имеющих права на бюджетное возмещение. Как и ранее, не сможет получить бюджетное возмещение лицо, которое было зарегистрировано в качестве плательщика НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого предоставляется заявление на бюджетное возмещение. Правда, теперь есть из этого правила исключение — случаи начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов по решению Кабмина.

Налоговый вексель.

В 2008 году не выдается налоговый вексель на операции по ввозу на таможенную территорию Украины:

— подакцизных товаров

— товаров, относящихся к товарным группам 1 — 24 УКТ ВЭД.

товаров по товарной подпозиции 2709 00 и товарным позициям 2710, 2711 согласно УКТ ВЭД;

— каких-либо товаров, что осуществляется лицом, зарегистрированным в качестве плательщика этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, в котором осуществляется такой ввоз, кроме товаров, ввозимых с целью включения в состав основных фондов такого плательщика налога по решению Кабинета Министров Украины;

— каких-либо товаров, что осуществляется субъектами налогообложения по правилам, установленным законодательством по вопросам упрощенных систем налогообложения, предусматривающим уплату этого налога способом, отличным от установленного

Законом об НДС.

Ничего революционного. Единственное новое существенное дополнение: ограничение по выдаче налогового векселя при импорте нефти и сырых нефтепродуктов (товарная подпозиция 270900 УКТ ВЭД); продуктов нефти, кроме сырых (товарная позиция 2710 УКТ ВЭД) и газов нефтяных (товарная позиция 2711 УКТ ВЭД. Напомним, что на 2007 году был запрет на выдачу налогового векселя при импорте товаров по коду 2711 по УКТ ВЭД

(ч. 51 ст. 71 Закона о госбюджете-2007).

ВЭД-бартер.

Примечательно, что вопреки многолетней традиции Законом № 107 не продлен запрет на включение в налоговый кредит суммы НДС, уплаченной при приобретении товаров (услуг), в случае вывоза (экспорта) товаров за пределы таможенной территории Украины путем бартерных (товарообменных) операций. Напомним, что в 2007 году такая сумма налога не включалась в состав налогового кредита, а относилась в состав валовых расходов в силу п. 11.45 Закона об НДС, а в предыдущие годы — на основании норм законов о госбюджете на соответствующие годы. Таким образом, в этом году при экспорте товаров в рамках бартерных операций право на налоговый кредит есть.

 

Налог на прибыль

Декларация за 11 месяцев (п. 14 р. II).

По итогам деятельности за 11 месяцев 2008 года налогоплательщикам опять придется предоставить декларацию по налогу на прибыль. Напомним, что сроки подачи декларации и уплаты налога на прибыль за 11 месяцев установлены такие же, как и для месячного налогового периода.

Госдивиденды-2008 (ст. 61 р. I).

По результатам деятельности в 2008 году госдивиденды будут уплачивать лишь государственные унитарные предприятия и их объединения. Для них установлен норматив 15 % части чистой прибыли, уменьшенной на сумму начисленных и уплаченных «обычных» дивидендов.

Причем такие предприятия должны подавать расчет части чистой прибыли (дохода) в органы Государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для предоставления декларации по налогу на прибыль,

вместе с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Коммунальные унитарные предприятия

уплачивают в общий фонд местных бюджетов часть чистой прибыли (дохода) в соответствии с порядками и нормативами, которые устанавливаются соответствующими советами.

Госдивиденды уплачиваются в Госбюджет Украины или местные бюджеты нарастающим итогом ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2008 году в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль предприятий.

Что касается

хозобществ с большой госдолей, то они непосредственно в Госбюджет должны уплатить обычные дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год пропорционально размеру госдоли.

 

Земельный налог (п. 7 р. II)

В 2008 году законодатели существенно увеличили ставки налога за

земельные участки, денежная оценка которых не проведена (см. таблицу ниже). Как видим, ставки земельного налога фактически увеличились в пять раз!

Законодатели не оставили без внимания и

земельные участки, денежная оценка которых проведена. Так, введено новое правило при определении размера земельного налога для земельных участков, приобретенных по гражданско-правовому договору. По общему правилу земельный налог должен рассчитываться исходя из денежной оценки земли. Но если стоимость такого участка по договору выше денежной оценки земли, то земельный налог должен рассчитываться из договорной стоимости земельного участка.

Обращаем внимание, что законодатели, как минимум на 2008 год упразднили возможность получать (в собственность или аренду) земельные участки путем проведения конкурса. Земельные торги сейчас могут проводиться исключительно в форме аукциона.

 

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. чел.)

Ставка налога в 2008 году (грн. за 1 кв. метр)

Ставка налога в 2007 году (грн. за 1 кв. метр)

Увеличение ставки налога (грн. за 1 кв. метр)

до 0,2

0,075

0,015

0,060

от 0,2 до 1

0,105

0,021

0,084

от 1 до 3

0,135

0,027

0,108

от 3 до 10

0,150

0,030

0,120

от 10 до 20

0,240

0,048

0,192

от 20 до 50

0,375

0,075

0,300

от 50 до 100

0,450

0,090

0,360

от 100 до 250

0,525

0,105

0,420

от 250 до 500

0,600

0,120

0,480

от 500 до 1000

0,750

0,150

0,600

от 1000 и больше

1,050

0,210

0,840

 

Алкоголь

Ставки (п. 12 р. II)

. Законом о госбюджете 2008 предусмотрено повышение ставок акцизного сбора на спирты и спиртосодержащие алкогольные напитки. Так, для товарных позиций УКТ ВЭД 2207 и 2208 ставка установлена на уровне 21,5 грн. за 1 литр 100 % спирта.

Однако с целью поддержать отечественного производителя законодатели (как временную меру — до окончания года, в котором Украина вступит в ВТО) для спиртовых напитков, полученных перегонкой виноградного вина или выжимок винограда (код УКТ ВЭД 220820) установили пониженную ставку акцизного сбора — 10 грн. за 1 литр 100 % спирта.

Акцизные марки (п. 9 раздела II)

. Законодатели предусмотрели ввести акцизные марки нового образца и поручили Кабмину разработать и утвердить порядок введения новых марок. Новые марки появятся только после утверждения такого порядка.

Отметим, что с учетом изменений

ст. 7 Закона об № 329 стала лаконичней и не содержит подробных требований к наличию марок акцизного сбора на каждый отдельно взятый вид алкогольной продукции и определенную емкость. Оставит ли Кабмин в своем порядке ранее существовавшие правила к виду и содержанию акцизной марки или нет, покажет время. А производителям и импортерам алкогольной продукции остается ждать, насколько оперативно Кабмин выполнит поручение законодателей и разработает соответствующий порядок.

 

Государственный контроль (п. 17 р. II)

Изменениями, внесенными в

ст. 2 Закона о проверках, ограничена сфера действия этого Закона. Налоговики добились своего, и теперь любые проверки налоговых органов осуществляются без учета норм Закона о проверках. Так, действие Закона о проверках теперь не распространяется на отношения, которые возникают во время осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, порядком проведения расчетов, производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Не распространяется

Закон о проверках и на отношения, которые возникают во время проведения процедур, предусмотренных КоАП. Но это было понятно и до внесения соответствующей оговорки в Закон о проверках, ведь государственный надзор (контроль) — это деятельность по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования, а КоАП касается лишь нарушителей — физических лиц.

На этом оканчиваем наш обзор госбюджетных изменений. В заключение обратим внимание на такой момент.

Законом № 107 эпопея с госбюджетными изменениями не закончится. Все дело в том, что в разделе III этого Закона дано поручение Кабмину разработать до 1 марта этого года проект закона о внесении изменений в Закон № 107. Так что 2008 год обещает быть нескучным.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше