Темы статей
Выбрать темы

О применении нормативно-правовых актов действующего законодательства

Редакция БН
Письмо от 07.09.2007 г. № 06-10856/31

ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР —

МЧС разъясняет некоторые вопросы

 

Письмо Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 07.09.2007 г. № 06-10856/31

«О применении нормативно-правовых актов действующего законодательства»

 

В комментируемом

письме Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее — МЧС) ответило на вопросы, касающиеся государственного пожарного надзора.

1. Предоставлено ли действующим законодательством органам пожарного надзора право прекращать работу предприятия при недопуске к проведению проверки?

На данный вопрос четкого ответа МЧС не дало (см. «В каких случаях пожарные имеют право останавливать работу предприятия»).

 

В каких случаях пожарные имеют право останавливать работу предприятия

Извлечение из комментируемого письма

«В соответствии со

статьей 7 Закона Украины «О пожарной безопасности» органы государственного пожарного надзора имеют право применять предупредительные меры реагирования после осуществления проверки противопожарного состояния предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, и в случае нарушения правил пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или препятствующего его тушению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий либо в случае их отсутствия» .

 

Можно сделать вывод, что

недопуск к проведению проверки сам по себе не может быть основанием для прекращения работы предприятия, и применить такие меры пресечения органы пожарного надзора могут лишь после осуществления проверки. Однако заметим, что за создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора предусмотрена административная ответственность по ст. 188 8 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа от 0,5 до 7 ннмдг (на граждан) и от 2 до 10 ннмдг (на должностных лиц).

 

2. Применяется ли органами пожарного надзора норма п. 2 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98 (далее — Указ), в соответствии с которой право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется лишь в том случае, если ему не позже чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки послано письменное уведомление с датой ее проведения?

В комментируемом

письме отмечено, что Указ не распространяется на органы государственного пожарного надзора, так как этот орган не имеет права осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Однако следует заметить, что обязательность уведомления о плановых мероприятиях государственного надзора не позже чем

за десять дней до их проведения предусмотрена п. 4 ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон о проверках)*. А то, что Закон о проверках распространяется на органы пожарного надзора, МЧС не отрицает (см. письмо МЧС от 04.10.2007 г. № 06-12091/31). Более того, во исполнение ст. 5 и ст. 22 Закона о проверках Кабмин утвердил критерии, по которым определяется степень риска и частота проведения плановых мероприятий в сфере пожарного надзора**.

* См. приложение «Документы» // «БН», 2007, № 46.

** См. ком. к постановлению КМУ «Об утверждении Порядка распределения субъектов хозяйствования по степени риска ихозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности»// «БН», 2007, № 48, с. 5.

Таким образом, субъект хозяйствования имеет право

не допускать должностное лицо органа пожарного надзора к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.

 

3. Действительно ли проверки органами пожарного надзора проводятся лишь на основании распоряжения начальника соответствующего органа? Имеет ли право проверяемый субъект требовать предъявить такое распоряжение?

При ответе на данный вопрос МЧС ссылается на действовавшую в момент написания

письма редакцию Инструкции по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденной приказом МЧС от 06.02.2006 г. № 59 (далее — Инструкция). Однако в этом году в Инструкцию были внесены изменения. Теперь руководитель соответствующего территориального органа госпожарнадзора ежемесячно своим приказом утверждает план-график плановых проверок. На основании приказа оформляется удостоверение на проведение плановой или внеплановой проверки, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа госпожарнадзора (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью. Перед началом осуществления проверки удостоверение на проведение проверки вместе со служебным удостоверением предъявляется руководителю объекта или уполномоченному им лицу. Копия удостоверения на проведение проверки предоставляется субъекту хозяйствования. Без таких удостоверений должностное лицо органа госпожарнадзора не имеет права осуществлять проверки.

 

4. Можно ли вновь созданным предприятиям, которые не относятся к потенциально опасным объектам, приобрести право на осуществление деятельности по декларативному принципу*** без заключения договора добровольного страхования ответственности перед третьими лицами?

На данный вопрос МЧС дало положительный ответ, сославшись на п. 111 Порядка выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденного постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150. Заключение договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда необходимо только в отношении объектов, которые относятся к категории пожароопасных.

*** Декларативный принцип — принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства.

 

5. Равняется ли срок действия разрешения сроку действия договора аренды?

В комментируемом письме МЧС сообщило, что срок действия разрешения не ограничивается сроком действия договора аренды.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше