РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:
на обжалование есть один год
Письмо Министерства юстиции Украины от 06.06.2008 г. № 239-0-2-08-20
«О сроках давности»
Вопрос о том,
в какие сроки можно обжаловать решения налоговых органов, особо остро встал после вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ), а именно после 01.09.2005 г. Причиной тому стала ч. 2 ст. 99 КАСУ, которой для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица был установлен срок в один год.С появлением данной нормы возникла необходимость четко определить, о каком из сроков — предусмотренном
ч. 2 ст. 99 КАСУ или ст. 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) — идет речь в п.п. 5.2.5 Закона № 2181, закрепляющем за налогоплательщиками право обжаловать в суд решение контролирующего органа о начислении соответствующего налогового обязательства с учетом сроков давности.Именно использование словосочетания «сроки давности» давало основания утверждать, что речь идет о сроках, предусмотренных в
ст. 15 Закона № 2181, которая, как указано в п. 15.1, определяет сроки давности и их применение. А в ней предусмотрен лишь один срок — 1095 дней.Пока не было
КАСУ, спор о сроках обжалования решений налоговых органов тоже велся, но сводился к вопросу о сроке в 1095 дней или в три года (как общий срок исковой давности, применяемый за неимением других законодательных положений), а потому ответ на него особого практического значения не имел.Нужно сказать, что наличие в
КАСУ нормы, устанавливающей срок для обжалования решений государственных органов в административном суде, не исключает возможности применения других сроков на обжалование: ч. 3 ст. 99 КАСУ прямо указывает, что другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в админсуд. В число таких других законов вполне мог войти и Закон № 2181. Поэтому вопрос свелся к тому, а устанавливает ли вообще Закон № 2181 срок для судебного обжалования решений налоговых органов.Дело в том, что в
ст. 15 Закона № 2181 названы случаи, для которых применяется срок в 1095 дней. Это случаи:— самостоятельного определения налоговым органом суммы налоговых обязательств налогоплательщика;
— взыскания налогового долга;
— подачи заявлений на возврат излишне уплаченных либо невозмещенных налогов и сборов (обязательных платежей).
Случаи применения 1095-днев- ного срока Минюст перечислил в комментируемом
письме. Перечень можно также дополнить применением данного срока для подачи уточняющего расчета при самостоятельном выявлении ошибок в показателях ранее поданной налоговой декларации.Отсутствие прямого указания на то, что сроки давности, установленные
ст. 15 Закона № 2181, применяются для судебного обжалования решений налоговых органов, и дало основания для вывода Минюста о необходимости применения сроков, предусмотренных процессуальным законодательством. Из комментируемого письма следует: подать административный иск с требованием отменить полностью или частично решение налогового органа нужно в течение 1 года с момента, когда налогоплательщик получил возможность ознакомиться с данным решением (см. «Чем установлен срок на обжалование решений налоговых органов?»).
| Чем установлен срок на обжалование решений налоговых органов? Извлечение из комментируемого письма «Таким образом, нормы Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», по нашему мнению, не устанавливают сроков давности для обращения в суд налогоплательщиков для обжалования решения контролирующего органа о начислении налогового обязательства.В связи с этим, в случае обращения в суд для обжалования указанных решений, следует руководствоваться процессуальным законодательством Украины, в том числе в части сроков давности обращения в суд». |
