Темы статей
Выбрать темы

Частный пансионат: организация деятельности и налоговый учет

Редакция БН
Статья

ЧАСТНЫЙ ПАНСИОНАТ:

организация деятельности и налоговый учет

 

Несмотря на то что лето в самом разгаре, в редакцию продолжают поступать вопросы, касающиеся организации летних баз отдыха, турбаз, частных пансионатов и т. п. Это и понятно, ведь такой вид деятельности является одним из наиболее прибыльных в это время года (а в отдельных регионах и не только в это). Отдыхающие в отпускную пору не скупятся.

Субъекту хозяйствования, решившему заняться таким видом деятельности, необходимо ознакомиться с требованиями, выдвигаемыми законодательством. Также следует знать, какие налоговые последствия его ожидают.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Декрет —

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Закон о туризме

— Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

КВЭД —

Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденная приказом Госкомстата от 26.12.2005 г. № 375.

Порядок № 297

— Порядок предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 297.

Порядок № 210 —

Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденный приказом Минэкономики от 25.09.2000 г. № 210 .

Правила пользования гостиницами

— Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Гостурадминистрации от 16.03.2004 г. № 19.

Правила работы заведений ресторанного хозяйства

— Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219.

Правила сертификации услуг по проживанию —

Правила обязательной сертификации услуг по временному размещению (проживанию), утвержденные приказом Госстандарта от 27.01.99 г. № 37, в редакции приказа от 03.09.2007 г. № 207.

Правила сертификации услуг питания —

Правила обязательной сертификации услуг питания, утвержденные приказом Госстандарта от 27.01.99 г. № 37.

Инструкция № 2

— Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСТорга от 04.01.97 г. № 2.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

 

Общие моменты

Организация деятельности частного пансионата попадает под туристическую деятельность.

Судите сами. В соответствии со ст. 5 Закона о туризме участниками отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временного размещения, питания, экскурсионного, курортного, спортивного, развлекательного и другого обслуживания) или осуществляют посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг. Деятельность частных пансионатов, как минимум, предполагает предоставление услуг по временному размещению, а зачастую и питанию.

В

КВЭД деятельность по временному размещению (проживанию) и питанию (коды КВЭД 55.21.0, 55.22.0, 55.23.0, 55.30.1 и 55.30.2) названы в разделе 55 «Деятельность отелей и ресторанов».

Субъектами туристической деятельности (

помимо туроператоров, турагентов, гидов-переводчиков, экскурсоводов, спортивных инструкторов, проводников и других специалистов туристического сопровождения) являются:

другие субъекты предпринимательской деятельности (СПД), которые как раз и предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питанию, а также экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги;

физические лица, не являющиеся СПД, но предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию и т. п.

Подытожим.

Деятельность частных пансионатов — это туристическая деятельность. В рамках своей туристической деятельности пансионат предоставляет услуги по временному размещению (проживанию) и питанию. Субъектами деятельности частного пансионата могут быть как СПД, так и обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве СПД.

 

Требования к временному размещению

Услуги по временному размещению (проживанию) — это деятельность юридического и физического лица по предоставлению места для ночлега в средстве размещения за плату, а также другая деятельность, связанная с временным размещением (проживанием), предусмотренная законом (

п. 3. Порядка № 297). Объекты, предназначенные для проживания, разделяются на коллективные и индивидуальные.

Коллективные объекты

— средства размещения с общим количеством мест 10 или более, в которых предоставляют место для ночевки в комнате или другом помещении и за которые взимается плата по установленным ценам.

Индивидуальные объекты

— жилье, в котором за плату или бесплатно предоставляется ограниченное количество мест (менее 10). В таком объекте единицы размещения (комнаты, жилье) должны быть отделены одна от другой.

Порядок № 297

к организации услуг по временному размещению (проживанию) выдвигает ряд требований. Причем эти требования для коллективных и индивидуальных объектов разные.

Так, юридическое и физические лица — СПД, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию)

в коллективных средствах размещения, обязаны:

— вести книгу отзывов и предложений, которая хранится в доступном для потребителей месте;

— своевременно предоставлять полную и достоверную информацию о документах, которыми они руководствуются при предоставлении услуг, перечне услуг, их стоимости и условиях получения, правилах эффективного и безопасного пользования средством размещения, наименовании и адресе исполнителя услуг, адресах и номерах телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей;

— подавать отчеты в органы государственной статистики.

При этом физические лица — собственники или арендаторы

коллективных средств размещения предоставляют услуги по временному размещению (проживанию) только при условии государственной регистрации их в качестве СПД. Это требование не касается физических лиц — собственников или арендаторов индивидуальных средств размещения. Они могут предоставлять услуги по временному размещению (проживанию) без государственной регистрации их в качестве СПД. При этом физические лица индивидуальных средств размещения обязаны:

— подавать в определенный законодательством срок в орган налоговой службы декларацию о доходе, полученном от предоставления таких услуг;

— вести книгу регистрации, в которой указываются фамилия, имя и отчество проживающего, год рождения, место жительства (пребывания) и документ, удостоверяющий личность, дату прибытия и выбытия, стоимость предоставленных услуг;

— подавать статистические сведения в местные органы исполнительной власти по установленной ими форме.

Также отметим, что

при организации услуг по временному размещению (проживанию) не помешает ознакомиться с Правилами пользования гостиницами. Эти Правила регламентируют:

— основные требования пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения всех форм собственности, которые осуществляют деятельность на территории Украины в сфере предоставления услуг размещения (гостиничных услуг) потребителям;

— отношения между потребителями (физическими лицами, которые проживают в гостиницах или намереваются воспользоваться гостиничными услугами), и исполнителями этих услуг (в нашем случае — частными пансионатами).

 

Требования к организации питания

Общие требования.

Если в частном пансионате предусмотрено питание, то без Правил работы заведений ресторанного хозяйства не обойтись. Правила содержат основные требования к работе субъектов хозяйствования в сфере ресторанного хозяйства. И здесь не должно смущать название «ресторанное хозяйство». Дело в том, что под заведением ресторанного хозяйства следует понимать бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты и т. п.

Заведения ресторанного хозяйства разделяют на типы и классы. Типы заведений ресторанного хозяйства

следующие: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, фабрики-кухни, магазины кулинарных изделий, кафетерии. А класс (первый, высший и люкс) имеют только рестораны и бары. Выбор типа заведения ресторанного хозяйства и класса ресторана или бара осуществляется субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно с учетом требований законодательства Украины. В дальнейшем тип и класс заведения будет определять, какие производственные, торговые и бытовые помещения, а также оборудование для приготовления и продажи продукции должны иметь субъекты хозяйственной деятельности.

На фасаде помещения заведения ресторанного хозяйства должна размещаться вывеска с указанием его типа (класса), названия, наименования субъекта хозяйственной деятельности и режима роботы. При этом проживающие должны быть ознакомлены с режимом работы точки питания.

Требования к работникам

. Работники, которые занимаются производством, хранением, а также продажей пищевых продуктов и продовольственного сырья, обязаны иметь профессиональное специальное образование (подготовку). При этом все работники, занятые в ресторанном хозяйстве, проходят медицинское обследование, результаты которого отражаются в их личных медицинских книжках. Личная медицинская книжка предъявляется для контроля по требованию представителей учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

В общем случае медицинская книжка должна храниться у работодателя и выдаваться на руки работнику только для прохождения очередного медосмотра. В то же время согласно

п. 10 Порядка № 559 разрешается хранение медицинских книжек у работников в случае, если ее хранение у работодателя является нецелесообразным или невозможным.

Требования к документации.

Здесь нужно соблюдать требования целого ряда документов, но, прежде всего, Правил № 219. Субъект хозяйствования осуществляет деятельность в сфере общественного питания согласно самостоятельно утвержденному им ассортиментному перечню блюд, изделий, напитков. На каждое изготовляемое блюдо или изделие составляется технологическая карта, которая должна находиться на рабочих местах поваров и кондитеров. Технологические карты содержат состав и вес компонентов, входящих в то или иное блюдо или изделие.

При формировании продажной цены на готовые изделия (если в частном пансионате плата за питание взимается отдельно) субъекту хозяйствования следует применять калькуляционные карточки, в которых рассчитывается цена единицы изделия (порции) исходя из норм сырьевой закладки и цен на сырье. В калькуляционной карточке указывается норма закладки сырья на 100 порций (10 кг) в килограммах согласно рецептуре из сборника, а также цена на сырье (по продажным ценам с учетом заложенной наценки). Требование о составлении калькуляционных карт, обосновывающих установленную розничную цену на блюдо, содержится в

п. 5 Инструкции № 2.

При разработке технологической документации на фирменные блюда*, кулинарные и мучные кондитерские изделия следует руководствоваться

Порядком № 210, согласно которому субъект хозяйствования при разработке документации на такие блюда и изделия должен провести лабораторные исследования продукции в учреждениях государственной эпидемиологической санитарной службы или других лабораториях, аттестовавших МОЗ на право проведения таких исследований. Результаты проверки фирменного блюда или изделия оформляются актом.

* К фирменному блюду относится блюдо (кулинарное, мучное кондитерское изделие), которое готовят в конкретном заведении (предприятии) ресторанного хозяйства по оригинальной авторской рецептуре с присвоением ему фирменного названия, на которое распространяется право защиты интеллектуальной собственности.

Выше мы приводили определение услуг по временному размещению, куда входит и другая деятельность, связанная с временным размещением (проживанием) граждан, предусмотренная законом. Однако услуги по питанию, на наш взгляд, не могут рассматриваться как услуги, связанные с временным проживанием граждан.

В связи с этим для организации частного пансионата, в котором предполагается кормить проживающих (независимо от количества мест — до 10 или 10 и более), необходимо регистрироваться субъектом предпринимательской деятельности. При этом приведенные документы, регулирующие деятельность заведений ресторанного хозяйства (Правила № 219, Инструкция № 2, Порядок № 210), распространяются на субъектов предпринимательской деятельности, т. е. соблюдение их требований при организации частного пансионата обязательно.

 

Лицензирование и сертификация

Лицензирование.

Лицензированию подлежит туроператорская и турагентская деятельность (п. 50 ст. 9 Закона о лицензировании). В нашем случае субъект хозяйствования предоставляет услуги только по размещению и питанию. Он не создает туристический продукт, а также не осуществляет посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности. И это вполне логично: субъект хозяйствования, занимающийся деятельностью частного пансионата, не является ни туроператором, ни турагентом. Следовательно, лицензию на осуществление туроператорской и турагентской деятельности ему получать не надо. Аналогичного мнения придерживается Госслужба туризма и курортов (см. «Деятельность частного пансионата не лицензируется»).

 

Деятельность частного пансионата не лицензируется

Извлечение из письма Госслужбы туризма и курортов от 10.10.2007 г. № 3-Д

«

2. В соответствии со статьей 5 Закона Украины «О туризме» гостиницы, пансионаты, базы отдыха, оздоровительные лагеря отнесены к другим субъектам предпринимательской деятельности, предоставляющим услуги по временному размещению (или проживанию), питанию, экскурсионным, развлекательным и другим туристическим услугам. Поскольку такие заведения не обеспечивают предварительную разработку и комплексное предоставление туристических услуг (туроператорская деятельность) и не осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и других субъектов туристической деятельности (турагентская деятельность) — их деятельность лицензированию не подлежит».

 

Сертификация.

Повторим: деятельность частного пансионата подпадает под туристическую деятельность, услуги в рамках которой подлежат обязательной сертификации. Перечень туристических услуг, подлежащих обязательной сертификации, порядок проведения сертификации услуг в сфере туристической деятельности должны определяться Кабмином (ст. 18 Закона о туризме). На сегодняшний день Кабмин перечень не утвердил, порядок не определил. Поэтому приходится руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок проведения обязательной сертификации гостиничных услуг и услуг питания.

Так, в соответствии с

Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденным приказом Госкомтехрегулирования от 01.02.2005 г. № 28, обязательной сертификации подлежат гостиничные услуги (услуги отелей без ресторанов и с ресторанами), услуги кемпингов и мест для краткосрочного проживания и услуги питания (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), предоставляемые субъектами туристической деятельности.

Об обязательной сертификации услуг по временному проживанию (если срок проживания не превышает одного месяца) идет речь и в

п. 8 Порядка № 297. Объектами обязательной сертификации услуг по временному проживанию (размещению) являются услуги по размещению, которые предоставляют субъекты туристической деятельности в коллективных и индивидуальных средствах размещения (в гостиницах, молодежных туристических базах и горных пристанищах, кемпингах и площадках для автофургонов, детских и студенческих летних лагерях, центрах и домах отдыха, санаторных и курортных заведениях оздоровительно-профилактического характера, меблирующих помещениях, морских и речных судах). При этом помещение (коллективное и индивидуальное средства размещения) должно обязательно принадлежать субъекту туристической деятельности (п. 4.2 Правил сертификации услуг по проживанию). Это означает, что по арендованному помещению при сертификации могут возникнуть проблемы.

Все это говорит о том, что

субъекту хозяйствования при организации деятельности частного пансионата без сертификации, скорее всего, не обойтись. Аналогичного мнения придерживаются Госкомтехрегулирования (письмо от 25.09.2006 г. № 8501-4-7/18), Госпотребстандарт (письмо от 24.03.2006 г. № 2703-5-11/19) и Госслужба туризма и курортов (письмо от 10.10.2007 г. № 3-Д).

Сертификат на временное проживание (размещение) услуг и на услуги питания оформляют отдельно

. Процедура проведения обязательной сертификации услуг по временному проживанию (размещению) регламентируется специальными Правилами сертификации услуг по проживанию, процедура услуг питания — Правилами сертификации услуг питания (см. «Процедура проведения обязательной сертификации услуг по временному проживанию и питанию»).

 

Процедура проведения обязательной сертификации услуг по временному проживанию и питанию

Извлечение из Правил сертификации услуг по проживанию

«

7. Процедура проведения обязательной сертификации услуг по размещению предусматривает:

— подачу и рассмотрение заявки на сертификацию услуг по размещению;

— принятие решения по заявке с указанием схемы сертификации;

— проведение комплекса работ, определенных выбранной схемой сертификации;

— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

— принятие решения о возможности присвоения определенной категории (при необходимости);

— выдачу сертификата соответствия, присвоение определенной категории, занесение сертифицированной услуги по размещению в Реестр государственной системы сертификации (далее — Реестр Системы);

— технический надзор за предоставлением сертифицированных услуг, соответствием гостиницы или аналогичного ей средства размещения присвоенной категории, сертифицированной системой управления качеством по предоставлению услуг по размещению;

— информирование центрального органа исполнительной власти в области туризма о результатах работ по сертификации услуг по размещению».

Извлечение из Правил сертификации услуг питания

«5.1. Порядок проведения сертификации услуг питания предусматривает:

— подачу заявки на сертификацию услуг питания;

— рассмотрение и принятие решения по заявке с указанием схемы сертификации;

— отбор, идентификацию и испытание образцов кулинарной продукции (выборочная проверка услуги);

— обследование процесса предоставления услуги согласно указанной схеме сертификации;

— аттестацию производства согласно указанной схеме сертификации;

— сертификацию системы качества согласно указанной схеме сертификации;

— анализ полученных результатов с целью принятия решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

— оформление сертификата соответствия и регистрацию сертификата соответствия в Реестре Системы и выдачу его заявителю по положительным результатам обязательной сертификации услуг питания;

— технический надзор за стабильностью предоставления сертифицированной услуги питания;

— информирование о результатах обязательной сертификации услуг питания».

 

Как оформить договорные отношения

Согласно

ст. 22 Закона о туризме положения договора гостиничного обслуживания в общем виде применяются и к договору на проживание в мотелях, санаториях, пансионатах, домах отдыха и иных предназначенных для этого местах. Поэтому взаимоотношения между исполнителями и потребителями услуг частного пансионата можно оформить, используя эту форму договора.

По договору на гостиничное обслуживание одна сторона (гостиница или другой субъект, предоставляющий услуги по размещению) обязуется по поручению другой стороны (проживающего) предоставить услуги по временному проживанию (ночевке) в специально оборудованном жилом помещении (номере), выполнить или организовать выполнение других определенных договором на гостиничное обслуживание услуг, связанных с временным проживанием, а проживающий обязуется уплатить за эти услуги установленную плату.

Договор может быть заключен:

— в письменной форме или путем приема заявки на бронирование номера при помощи почтовой, телефонной и другой связи, позволяющей достоверно установить лицо, от которого поступила заявка

(ст. 22 Закона о туризме);

— на определенный или неопределенный срок. При заключении договора на неопределенный срок согласованным считается наиболее короткий срок, как правило, это одни сутки. Действие договора в таком случае завершается в 12 часов дня, следующего за днем прибытия потребителя (

п. 3.7 Правил пользования гостиницами).

Существенными условиями договора являются ответственность пансионата за имущество и здоровье проживающего. Соответственно пансионат обязан возместить в установленном порядке ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу проживающего. Порядок возмещения ущерба и размеры суммы возмещения определяются в соответствии с действующим законодательством, при условии, что самим договором на гостиничное обслуживание не предусмотрена большая сумма возмещения.

Подтверждением того, что договор заключен, является расчетная квитанция или другой расчетный документ, подтверждающий заключение договора

(п. 3.6 Правил пользования гостиницами). Об этом подробнее — чуть ниже.

 

Первичные документы

Согласно

п. 12 Порядка № 297, который регламентирует процедуру временного размещения (проживания), образцы форм документов первичного учета разрабатывает и утверждает Министерство культуры и туризма. На сегодняшний день такие формы документов не разработаны. Поэтому частные пансионаты могут самостоятельно определить перечень и формы первичных документов для учета граждан, которые проживают в частном пансионате и пользуются его услугами. В то же время можно воспользоваться типовыми формами документов первичного учета, утвержденными приказом Госстроя от 13.10.2000 г. № 230. Данным приказом утверждено 10 форм (формы № 1-г — 10-г) документов первичного учета операций по предоставлению гостиничных услуг, которые рекомендованы к использованию гостиничными предприятиями Украины независимо от подчинения и формы собственности. Схема документооборота с применением этих типовых форм представлена на рис.1. По нашему мнению, эту схему могут использовать в своей деятельности и частные пансионаты, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию).

 

img 1

 

Порядок расчетов

Порядок проведения расчетов за предоставленные услуги по временному размещению (проживанию) и питанию аналогичен порядку оплаты услуг, предоставляемых гостиницами. Оплата услуг может производиться как в день поселения гражданина, так и в последний день его пребывания в пансионате. Причем плата за предоставленные услуги по временному размещению (проживанию) должна взиматься на 12 часов дня текущих суток по местному времени

(п. 9 Порядка № 297).

На основании счетов по форме № 4-г «Счет/Invoice» постоялец оплачивает услуги пансионату. Счет выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается проживающему (постояльцу), второй — передается в бухгалтерию. Далее, как предложено в

п. 2.8 Порядка № 230, на основании выписанных и оплаченных счетов кассир (портье, выполняющий расчеты) составляет кассовый отчет по форме № 8-г. Кассовый отчет, вторые экземпляры счетов, контрольная лента РРО и в случае механизированного расчета — контрольная лента терминала кредитных карточек ежедневно* передаются в бухгалтерию пансионата**. Обратите внимание, среди прочих документов присутствует контрольная лента РРО. В связи с этим возникает резонный вопрос: обязательно ли частому пансионату при взимании платы за свои услуги применять РРО?

* Также отметим, что несохранение контрольной ленты в течение трех дней на месте проведения расчетов является нарушением (п. 5 ст. 17 и п. 10 ст 3 Закона об РРО).

** Еще раз напоминаем, что это формы, рекомендованные для применения, а не обязательные, поэтому частные пансионаты вправе сами разработать свой документооборот.

Напомним, что

согласно п. 1 ст. 9 Закона об РРО регистраторы расчетных операций (РРО) и расчетные квитанции (РК) не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности (кроме предприятий торговли, общественного питания). При этом такие операции должны быть обязательно оформлены приходными и расходными кассовыми ордерами или квитанциями, подписанными и заверенными в установленном порядке. Получается, что в нашем случае услуги по временному проживанию и питанию являются услугами собственного производства, поэтому применять РРО и РК частными пансионатами, являющимися юридическими лицами, не надо. На частных предпринимателей данная норма не распространяется. Частные предприниматели — единоналожники освобождены от применения (п. 5 и п. 6 Закона об РРО). А вот частные предприниматели на общей системе при осуществлении наличных расчетов обязаны использовать РРО. В то же время в некоторых случаях предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, могут воспользоваться п. 24 Перечня № 1336 и проводить расчеты с проживающими у них гражданами не через РРО, а с помощью зарегистрированной соответствующим образом расчетной книжки (РК) (путем выдачи расчетных квитанций по форме № РК-1). Согласно данной норме с помощью РК проводятся расчеты по организации приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые проводятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также по предоставлению туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности. Подробнее о применении РРО при оказании услуг читайте в статье «РРО и услуги: применять или не применять» // «БН», 2008, № 13, с.10.

 

Налогообложение

НДС.

Услуги частного пансионата (услуги по временному проживанию (размещению) и питанию) являются объектом обложения НДС. Ставка налога составляет 20 % от базы налогообложения, определенной ст. 4 Закона об НДС. Согласно п. 4.1 Закона об НДС база налогообложения операции определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных цен. Определить обычную цену будет несложно, поскольку обычной ценой в данном случае будет считаться стоимость услуг, указанная в прейскуранте и/или в договоре гостиничного обслуживания.

Также отметим: если потребителем услуг является конечный потребитель (неплательщик НДС), то налоговая накладная выписывается по итогам проведенных операций за день

(п. 8.4 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165). Причем такая налоговая накладная составляется в двух экземплярах и оба они остаются у лица, которое их выписало. На оригинале налоговой накладной необходимо сделать соответствующую пометку «Поставка неплательщику налога». В строках «Индивидуальный номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика НДС (покупателя)» делается пометка «Х». А вот в строке «Покупатель» рекомендуем написать «Конечный покупатель» или «Конечный потребитель», по вашему усмотрению (какая конкретно там должна стоять запись, в Порядке № 165 не указано).

Напомним также, что регистрироваться плательщиком НДС в обязательном порядке нужно, только если общая сумма операций по поставке товаров (работ, услуг) за последние 12 календарных месяцев превысила 300 тыс. грн. До достижения указанного объема операций субъект хозяйствования может зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке. Что касается частных пансионатов, зарегистрированных на предпринимателях — плательщиках единого налога, то независимо от объема операций (в пределах 500 тысяч, конечно) они не обязаны регистрироваться плательщиками НДС.

Налог на прибыль.

Валовые доходы частного пансионата формируются по правилу первого события: либо на дату получения оплаты, либо на дату предоставления услуг. Как правило, в пансионате при размещении постояльца (отдыхающего) берут с него предоплату за весь период его пребывания. Это означает, что валовые доходы у такого пансионата будут возникать по получению денежных средств.

Расходы, связанные с получением сертификата, в полной сумме включаются в валовые расходы согласно

п.п. 5.2.15 Закона о налоге на прибыль. Прочие расходы отражаются частным пансионатом в составе валовых расходов в общеустановленном порядке.

Курортный сбор.

Если частный пансионат расположен в курортной местности, то без взимания курортного сбора не обойтись. Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным, утвержден постановлением КМУ от 28.12.96 г. № 1576. Курортный сбор взимается администрацией пансионата с постояльцев (отдыхающих) и перечисляется в местный бюджет в порядке, установленном органами местного самоуправления. Размер курортного сбора небольшой. Согласно ст. 7 Декрета его размер не может превышать 1,7 грн. (10 нмдг).

От уплаты курортного сбора освобождаются:

— дети в возрасте до 16 лет;

— инвалиды и лица, которые их сопровождают;

— участники ВОВ;

— воины-интернационалисты;

— участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

— лица, которые прибыли по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

— лица, прибывшие в курортную местность в служебную командировку, на учебу, постоянное место проживания, к родителям и близким родственникам;

— лица, прибывшие по плановым туристическим маршрутам туристическо-экскурсионных учреждений и организаций, а также осуществляющие путешествие по маршрутным книжкам;

— мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше.

Курортный сбор взимается с плательщиков по месту их временного проживания. При изменении плательщиком места проживания в пределах курортной местности курортный сбор повторно не взимается.

С лиц, которые прибыли в курортную местность, сбор взимается не позднее трехдневного срока со дня прибытия.

Курортный сбор взимается:

— администрацией гостиницы и другими учреждениями гостиничного типа во время регистрации прибывших;

— квартирно-посредническими организациями при направлении лиц (кроме прибывших по путевкам туристско-экскурсионных учреждений и организаций) на поселение в дома (квартиры), принадлежащие гражданам на праве собственности.

С лиц, которые останавливаются в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также с лиц (кроме тех, которые осуществляют путешествие по маршрутным книжкам), проживающих в палатках, автомашинах и т. п., курортный сбор взимается в порядке, определенном местными советами. Итак, тонкости взимания сбора в таких случаях необходимо искать в местных положениях по курортному сбору.

По итогам отчетного периода субъект хозяйствования подает в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения Налоговый расчет курортного сбора, форма которого утверждена

приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 628. Периодичность подачи данного отчета (месяц, квартал, год) устанавливается в положении местного органа исполнительной власти.

В налоговом учете сумма курортного сбора (по крайней мере, такое требование выдвигают представители налоговых органов по сходной ситуации с рыночным сбором) включается в валовые доходы в составе выручки от реализации услуг частного пансионата, а также в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, как сумма налогов и сборов (обязательных платежей). На наш взгляд, курортный сбор логичнее было бы не отражать ни в составе валовых доходов, ни в составе валовых расходов предприятия. Курортный сбор в базу обложения НДС не включается, поскольку является местным сбором.

Что касается базы обложения единым налогом, то единоналожники, как физические, так и юридические лица, не освобождены от уплаты данного сбора. Поэтому сумма курортного сбора не включается в базу обложения единым налогом, так как она проходит транзитом у частного пансионата и не остается у него в распоряжении. Аналогичная позиция высказана и представителями ГНАУ (см.

консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 40, с. 48).

На этом заканчиваем статью. Надеемся, что деятельность вашего частного пансионата принесет вам хорошие доходы, а вашим постояльцам будет в нем уютно и комфортно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше