Темы статей
Выбрать темы

Проверки налоговых органов: кого проверяют в первую очередь

Редакция БН
Статья

ПРОВЕРКИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

кого проверяют в первую очередь

 

Недавно ГНАУ утвердила новые Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования. В сегодняшней статье представлены основные критерии, по которым налоговые органы теперь отбирают налогоплательщиков (юридических и физических лиц) для осуществления плановых выездных проверок.

Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о ГНС —

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Методрекомендации

— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201.

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

 

Общие положения

Как известно, выездные проверки, осуществляемые органами государственной налоговой службы, подразделяются на плановые и внеплановые. Согласно

ст. 111 Закона о ГНС плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности и полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по месту нахождения такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка.

После утверждения новых

Методрекомендаций план-график проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования будет разрабатываться в соответствии с их требованиями.

Как сказано в

приказе ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201, Методрекомендации утверждены с целью усовершенствования работы по формированию плана-графика проведения проверок субъектов хозяйствования. Появление Методрекомендаций также может быть связано с Законом о проверках. Напомним, что в соответствии с этим Законом контролирующие органы должны определить в отнесенной к их ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. На сегодняшний день благодаря изменениям, внесенным в Закон о проверках Законом № 107, на налоговые органы Закон о проверках не распространяется. Однако такие изменения действуют только до 31 декабря 2008 года, и что будет в 2009 году — еще никому не известно.

Итак, перейдем к порядку формирования плана-графика проверок. Согласно

Методрекомендациям основы планов-графиков составляются на уровне ГНАУ в соответствии с распределением плательщиков по основным группам, а окончательное их формирование должно происходить на районном уровне в автоматизированном режиме. Однако пока автоматизированная система не введена в эксплуатацию, отбор налогоплательщиков для включения в план-график будет осуществляться по результатам анализа основных показателей, характеризующих деятельность субъектов хозяйствования и с учетом стратегических направлений, определенных ГНАУ.

 

Критерии отбора для проверок юридических лиц

Как сказано в п. 3

Методрекомендаций, в план-график проверок включаются основные группы налогоплательщиков, которые приведены на рис. 1.

 

img 1

Рис. 1. Группы юридических лиц, которые включаются в план-график проверок

 

В каждой из указанных групп распределение субъектов хозяйствования — юридических лиц проводится по таким классам:

— крупные предприятия (для ГНА в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях и г. Киеве — предприятия с объемами валовых доходов за год свыше 50 млн грн., для ГНА в АР Крым, Киевской, Запорожской, Луганской, Львовской, Одесской, Полтавской областях — свыше 30 млн грн., для других ГНА — свыше 20 млн грн.);

— средние (предприятия, которые не вошли в класс крупных и малых);

— малые (предприятия с объемами валовых доходов за год до 5 млн грн.).

Очередность включения субъектов хозяйствования в подраздел Д плана-графика зависит от количества критериев риска, которые они имеют (от большего количества к меньшему).

Критерии отбора налогоплательщиков в подраздел Д плана-графика такие:

1) уровень роста налогов неадекватен уровню роста валовых доходов, или уровень уплаты налогов неадекватен уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли, или значение налоговой отдачи меньше 1 %, если средний уровень налоговой отдачи по отрасли превышает 1 %.

Налоговая отдача

(теперь так называется налоговая нагрузка) по налогу на прибыль определяется по формуле:

Н.о.(НПП) =

сумма начисленного налога на прибыль

(стр. 12 декларации по налогу на прибыль)

____________________________________________

сумма скорректированного валового дохода

(стр. 3 декларации по налогу на прибыль)

х 100 %.

При составлении плана-графика проверок на I квартал данные берутся из декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев года, который предшествует году, на который проводится планирование, а для II, III, IV кварталов — по данным Декларации по налогу на прибыль за год, который предшествует году, на который проводится планирование.

Заметим, что средние уровни отдачи по отраслям в

Методрекомендациях отсутствуют. Для ориентира приведем среднеотраслевые уровни налоговой отдачи по итогам декларирования налога на прибыль за I квартал 2008 года, которые были доведены до местных ГНИ приказом ГНАУ от 03.04.2008 г. № 210 (см. таблицу). Однако обращаем внимание, что для II квартала 2008 года эти значения могут поменяться

 

Задания по среднеотраслевому уровню налоговой отдачи по итогам декларирования налога на прибыль за I квартал 2008 года

Kод KВЭД

Название KВЭД

Налоговая отдача, %

А01

Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги

0,52

А02

Лесное хозяйство, охота и связанные с ними услуги

1,36

СА10

Добыча и агломерация каменного угля

1,62

СА11.10.1

Добыча нефти

4,74

СА11.10.2

Добыча природного газа

2,11

СВ13

Добыча металлических руд

4,41

DA

Пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов

1,45

DB + DC

Легкая промышленность

1,21

DD

Производство древесины и товаров из древесины

1,46

DE21

Производство бумаги и картона

1,68

DF23.1

Производство коксопродуктов

1,92

DF23.2

Нефтепереработка

0,42

DG

Химическое производство

1,66

DH

Производство резиновых и пластмассовых изделий

1,08

DJ27

Металлургия

2,30

DK + DL + DM

Машиностроение

1,67

E40.1

Производство и распределение электроэнергии

2,53

E40.3

Производство и распределение тепла

1,46

E41

Сбор, очистка и распределение воды

1,60

F

Строительство

1,34

G51

Оптовая торговля

0,78

G52

Розничная торговля

0,75

H

Гостиницы и рестораны

1,90

I (без I64)

Транспорт

2,69

I64

Почта и связь

6,72

 

Налоговая отдача по налогу на добавленную стоимость определяется по формуле:

Н.о. (НДС) =

сумма начисленного НДС

(стр. 20 декларации по НДС)

___________________________________

общий объем поставки

(стр. 5 декларации по НДС)

 х 100 %.

При составлении плана-графика сумма начисленного НДС и общий объем поставки берутся из декларации по НДС за предыдущие шесть отчетных месяцев (или два квартала для плательщиков, которые подают отчетность поквартально), предшествующих кварталу, на протяжении которого осуществляется составление плана-графика;

2) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;

3

) заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн грн.;

4) одноразовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (больше чем 100 тыс. грн.);

5) декларирование отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль;

6) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

7) сумма других расходов превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

8) объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

9) сумма возмещенного из бюджета НДС превышает уплату налога на прибыль;

10) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн грн.;

11) осуществление экспортных операций товаров, не типичных для основного вида деятельности предприятия (нетипичный экспорт);

12) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах;

13) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения и (или) от своевременного погашения налогового долга;

14) наличие информации подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины;

15) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы относительно взаимоотношений с субъектами хозяйствования:

— регистрация которых отменена в судебном порядке;

— относительно которых возбуждено уголовное дело;

— относительно которых заведено оперативно-розыскное дело;

16) адрес субъекта хозяйствования совпадает с адресом, который занесен в информационную базу как «адрес массовой регистрации» налогоплательщиков (до создания такой базы отбор осуществляется по результатам анализа регистрационных данных плательщиков);

17) другие показатели, которые характеризуют деятельность субъекта хозяйствования или свидетельствуют о возможности занижения налоговых обязательств.

В план-график включаются также субъекты хозяйствования, которые

осуществляют операции в сфере ВЭД и имеют такие критерии:

1) предоставление и получение резидентами финансовых кредитов и ссуд;

2) операции, связанные с выполнением обязательств по гарантиям, поручительству, залогу, лизингу, факторингу;

3) осуществление прямых и (или) потфельных инвестиций в Украину;

4) осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределы Украины;

5) выплата прибылей, доходов и других средств нерезидентам, в том числе от осуществления инвестиционной деятельности;

6) размещение средств на депозитных счетах за пределами Украины;

7) наличие информации в стр. 13 раздела II и/или в стр. 5, 6, 7 раздела III Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.

Кроме того, основанием для включения тех или иных налогоплательщиков в план-график могут быть представления других структурных подразделений районной ГНИ, в которых в обязательном порядке четко отмечаются основания относительно необходимости проведения такой проверки с указанием имеющихся фактов нарушения налогового законодательства, схем минимизации и уклонения, которые использовались таким налогоплательщиком, и возможных потерь бюджета в результате неуплаты налогов. Также может использоваться информация из внешних источников (Минфина, ГлавКРУ, Государственной таможенной службы, НБУ, правоохранительных органов и других органов исполнительной власти, обращения налогоплательщиков и граждан).

При отборе предприятий для включения в подразделы А, Б, В и Г плана-графика налоговые инспекции должны проводить анализ наличия структурных подразделений, дочерних предприятий, которые входят в инфраструктуры налогоплательщиков — головных предприятий, и направлять их перечень в ГНИ, на учете которых находятся указанные подразделения, для включения их в план-график в периоды, на которые запланированы проверки головных предприятий.

Заметим, что включению в план-график проверок не подлежат субъекты хозяйствования, которые в текущем году уже проверялись.

 

Критерии отбора для проверки физических лиц

При организации работы по планированию проверок физических лиц налоговые органы делят всех налогоплательщиков на определенные группы и подгруппы, как показано на рис 2. Такое деление происходит на основании данных декларации о полученных доходах (от предпринимательской деятельности, других доходов граждан), Отчета субъекта малого предпринимательства — физического лица и данных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за прошлый год.

 

img 2

Рис. 2. Группы и подгруппы физических лиц

 

При формировании плана-графика в

первую очередь в него включаются граждане-предприниматели, которые:

1) получили валовой доход за предыдущий год и/или в отчетном году на момент составления плана-графика более чем 10 млн грн.;

2) имеют уровень налоговой отдачи меньше 0,48 процента.

При этом налоговая отдача определяется по формуле:

Н.о.(НДФЛ) =
срНДФЛ

срВД
х 100 %,

где

срНДФЛ — среднемесячная сумма налога с доходов физических лиц, которая подлежит уплате по результатам осуществления хозяйственной деятельности за период с начала года до последнего отчетного периода или за предыдущий календарный год, который предшествует составлению плана-графика (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора);

срВД

— среднемесячный валовой доход, полученный от осуществления хозяйственной деятельности за период с начала года до последнего отчетного периода, который предшествует составлению плана-графика (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора);

3) используют наемный труд (количество работающих более 5 чел.);

4) имеют несколько стационарных объектов торговли или пунктов предоставления услуг, однако декларируют доходы с нулевым значением и платят незначительные суммы налогов;

5) осуществляют сомнительные или значительные финансово-хозяйственные операции;

6) имеют финансовые взаимоотношения с предприятием, руководителем или учредителем которого является такой предприниматель;

7) предоставили декларации о полученных доходах с нулевым значением;

8) занимаются ВЭД;

9) имеют суммы к возмещению НДС за предыдущий год более чем 5 тыс. грн.;

10) постоянно декларируют отрицательное значение суммы налоговых обязательств по НДС;

11) имеют отрицательное значение отклонения (в два и более раз) между суммой уплаченных налогов путем приобретения торгового патента и налогом, исчисленным из фактически задекларированного дохода;

12) проводят деятельность на рынке горюче-смазочных материалов (код КВЭД 50.5);

13) проводят операции с зерновой продукцией (код КВЭД 51.21);

14) предоставляют юридические (код КВЭД 74.11.1), транспортные (коды КВЭД 50, 50.2, 60.22) услуги;

15) проводят артистическую и спортивную деятельность, занимаются организацией массовых концертных зрелищ (код КВЭД 92);

16) проводят операции с ценными бумагами (код КВЭД 67);

17) проводят операции с движимым и недвижимым имуществом (код КВЭД 70);

18) проводят производственную деятельность (соответственно коды КВЭД 05, 15, 15.1, 15.11, 15.12, 15.13, 15.2 — 15.6, 15.8, 15.9, 17, 18 — 20, 22, 22.3, 26, 26.1, 28, 36, 36.1, 37, 37.1, 45);

19) имели отношения с сомнительными фирмами;

20) утратили право на налоговые льготы.

Особое внимание уделяется тем субъектам, у которых количество указанных рисков наибольшее и существует возможность скрывать доходы.

Кроме этого, основаниями для первоочередного включения предпринимателей в план-график является получение относительно них информации от подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины, а также информации от подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования — физического лица от налогообложения.

В заключение хочется пожелать, чтобы налоговые органы с проверками приходили к вам как можно реже.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше