ПРОВЕРКИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:
кого проверяют в первую очередь
Недавно ГНАУ утвердила новые Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования. В сегодняшней статье представлены основные критерии, по которым налоговые органы теперь отбирают налогоплательщиков (юридических и физических лиц) для осуществления плановых выездных проверок.
Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о ГНС —
Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.Закон о проверках
— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.Методрекомендации
— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201.Закон № 107
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.
Общие положения
Как известно, выездные проверки, осуществляемые органами государственной налоговой службы, подразделяются на плановые и внеплановые. Согласно
ст. 111 Закона о ГНС плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности и полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по месту нахождения такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка.После утверждения новых
Методрекомендаций план-график проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования будет разрабатываться в соответствии с их требованиями.Как сказано в
приказе ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201, Методрекомендации утверждены с целью усовершенствования работы по формированию плана-графика проведения проверок субъектов хозяйствования. Появление Методрекомендаций также может быть связано с Законом о проверках. Напомним, что в соответствии с этим Законом контролирующие органы должны определить в отнесенной к их ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. На сегодняшний день благодаря изменениям, внесенным в Закон о проверках Законом № 107, на налоговые органы Закон о проверках не распространяется. Однако такие изменения действуют только до 31 декабря 2008 года, и что будет в 2009 году — еще никому не известно.Итак, перейдем к порядку формирования плана-графика проверок. Согласно
Методрекомендациям основы планов-графиков составляются на уровне ГНАУ в соответствии с распределением плательщиков по основным группам, а окончательное их формирование должно происходить на районном уровне в автоматизированном режиме. Однако пока автоматизированная система не введена в эксплуатацию, отбор налогоплательщиков для включения в план-график будет осуществляться по результатам анализа основных показателей, характеризующих деятельность субъектов хозяйствования и с учетом стратегических направлений, определенных ГНАУ.
Критерии отбора для проверок юридических лиц
Как сказано в п. 3
Методрекомендаций, в план-график проверок включаются основные группы налогоплательщиков, которые приведены на рис. 1.
Рис. 1. Группы юридических лиц, которые включаются в план-график проверок
В каждой из указанных групп распределение субъектов хозяйствования — юридических лиц проводится по таким классам:
— крупные предприятия (для ГНА в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях и г. Киеве — предприятия с объемами валовых доходов за год свыше 50 млн грн., для ГНА в АР Крым, Киевской, Запорожской, Луганской, Львовской, Одесской, Полтавской областях — свыше 30 млн грн., для других ГНА — свыше 20 млн грн.);
— средние (предприятия, которые не вошли в класс крупных и малых);
— малые (предприятия с объемами валовых доходов за год до 5 млн грн.).
Очередность включения субъектов хозяйствования в подраздел Д плана-графика зависит от количества критериев риска, которые они имеют (от большего количества к меньшему).
Критерии отбора налогоплательщиков в подраздел Д плана-графика такие:1) уровень роста налогов неадекватен уровню роста валовых доходов, или уровень уплаты налогов неадекватен уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли, или значение налоговой отдачи меньше 1 %, если средний уровень налоговой отдачи по отрасли превышает 1 %.
Налоговая отдача
(теперь так называется налоговая нагрузка) по налогу на прибыль определяется по формуле: Н.о.(НПП) = |
| х 100 %. |
При составлении плана-графика проверок на I квартал данные берутся из декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев года, который предшествует году, на который проводится планирование, а для II, III, IV кварталов — по данным Декларации по налогу на прибыль за год, который предшествует году, на который проводится планирование.
Заметим, что средние уровни отдачи по отраслям в
Методрекомендациях отсутствуют. Для ориентира приведем среднеотраслевые уровни налоговой отдачи по итогам декларирования налога на прибыль за I квартал 2008 года, которые были доведены до местных ГНИ приказом ГНАУ от 03.04.2008 г. № 210 (см. таблицу). Однако обращаем внимание, что для II квартала 2008 года эти значения могут поменяться
Задания по среднеотраслевому уровню налоговой отдачи по итогам декларирования налога на прибыль за I квартал 2008 года
Kод KВЭД | Название KВЭД | Налоговая отдача, % |
А01 | Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги | 0,52 |
А02 | Лесное хозяйство, охота и связанные с ними услуги | 1,36 |
СА10 | Добыча и агломерация каменного угля | 1,62 |
СА11.10.1 | Добыча нефти | 4,74 |
СА11.10.2 | Добыча природного газа | 2,11 |
СВ13 | Добыча металлических руд | 4,41 |
DA | Пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов | 1,45 |
DB + DC | Легкая промышленность | 1,21 |
DD | Производство древесины и товаров из древесины | 1,46 |
DE21 | Производство бумаги и картона | 1,68 |
DF23.1 | Производство коксопродуктов | 1,92 |
DF23.2 | Нефтепереработка | 0,42 |
DG | Химическое производство | 1,66 |
DH | Производство резиновых и пластмассовых изделий | 1,08 |
DJ27 | Металлургия | 2,30 |
DK + DL + DM | Машиностроение | 1,67 |
E40.1 | Производство и распределение электроэнергии | 2,53 |
E40.3 | Производство и распределение тепла | 1,46 |
E41 | Сбор, очистка и распределение воды | 1,60 |
F | Строительство | 1,34 |
G51 | Оптовая торговля | 0,78 |
G52 | Розничная торговля | 0,75 |
H | Гостиницы и рестораны | 1,90 |
I (без I64) | Транспорт | 2,69 |
I64 | Почта и связь | 6,72 |
Налоговая отдача по налогу на добавленную стоимость определяется по формуле:
Н.о. (НДС) = |
| х 100 %. |
При составлении плана-графика сумма начисленного НДС и общий объем поставки берутся из декларации по НДС за предыдущие шесть отчетных месяцев (или два квартала для плательщиков, которые подают отчетность поквартально), предшествующих кварталу, на протяжении которого осуществляется составление плана-графика;
2) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;
3
) заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн грн.;4) одноразовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (больше чем 100 тыс. грн.);
5) декларирование отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль;
6) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
7) сумма других расходов превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
8) объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
9) сумма возмещенного из бюджета НДС превышает уплату налога на прибыль;
10) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн грн.;
11) осуществление экспортных операций товаров, не типичных для основного вида деятельности предприятия (нетипичный экспорт);
12) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах;
13) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения и (или) от своевременного погашения налогового долга;
14) наличие информации подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины;
15) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы относительно взаимоотношений с субъектами хозяйствования:
— регистрация которых отменена в судебном порядке;
— относительно которых возбуждено уголовное дело;
— относительно которых заведено оперативно-розыскное дело;
16) адрес субъекта хозяйствования совпадает с адресом, который занесен в информационную базу как «адрес массовой регистрации» налогоплательщиков (до создания такой базы отбор осуществляется по результатам анализа регистрационных данных плательщиков);
17) другие показатели, которые характеризуют деятельность субъекта хозяйствования или свидетельствуют о возможности занижения налоговых обязательств.
В план-график включаются также субъекты хозяйствования, которые
осуществляют операции в сфере ВЭД и имеют такие критерии:1) предоставление и получение резидентами финансовых кредитов и ссуд;
2) операции, связанные с выполнением обязательств по гарантиям, поручительству, залогу, лизингу, факторингу;
3) осуществление прямых и (или) потфельных инвестиций в Украину;
4) осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределы Украины;
5) выплата прибылей, доходов и других средств нерезидентам, в том числе от осуществления инвестиционной деятельности;
6) размещение средств на депозитных счетах за пределами Украины;
7) наличие информации в стр. 13 раздела II и/или в стр. 5, 6, 7 раздела III Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.
Кроме того, основанием для включения тех или иных налогоплательщиков в план-график могут быть представления других структурных подразделений районной ГНИ, в которых в обязательном порядке четко отмечаются основания относительно необходимости проведения такой проверки с указанием имеющихся фактов нарушения налогового законодательства, схем минимизации и уклонения, которые использовались таким налогоплательщиком, и возможных потерь бюджета в результате неуплаты налогов. Также может использоваться информация из внешних источников (Минфина, ГлавКРУ, Государственной таможенной службы, НБУ, правоохранительных органов и других органов исполнительной власти, обращения налогоплательщиков и граждан).
При отборе предприятий для включения в подразделы А, Б, В и Г плана-графика налоговые инспекции должны проводить анализ наличия структурных подразделений, дочерних предприятий, которые входят в инфраструктуры налогоплательщиков — головных предприятий, и направлять их перечень в ГНИ, на учете которых находятся указанные подразделения, для включения их в план-график в периоды, на которые запланированы проверки головных предприятий.
Заметим, что включению в план-график проверок не подлежат субъекты хозяйствования, которые в текущем году уже проверялись.
Критерии отбора для проверки физических лиц
При организации работы по планированию проверок физических лиц налоговые органы делят всех налогоплательщиков на определенные группы и подгруппы, как показано на рис 2. Такое деление происходит на основании данных декларации о полученных доходах (от предпринимательской деятельности, других доходов граждан), Отчета субъекта малого предпринимательства — физического лица и данных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за прошлый год.
Рис. 2. Группы и подгруппы физических лиц
При формировании плана-графика в
первую очередь в него включаются граждане-предприниматели, которые:1) получили валовой доход за предыдущий год и/или в отчетном году на момент составления плана-графика более чем 10 млн грн.;
2) имеют уровень налоговой отдачи меньше 0,48 процента.
При этом налоговая отдача определяется по формуле:
Н.о.(НДФЛ) = |
| х 100 %, |
где
срНДФЛ — среднемесячная сумма налога с доходов физических лиц, которая подлежит уплате по результатам осуществления хозяйственной деятельности за период с начала года до последнего отчетного периода или за предыдущий календарный год, который предшествует составлению плана-графика (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора);срВД
— среднемесячный валовой доход, полученный от осуществления хозяйственной деятельности за период с начала года до последнего отчетного периода, который предшествует составлению плана-графика (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора);3) используют наемный труд (количество работающих более 5 чел.);
4) имеют несколько стационарных объектов торговли или пунктов предоставления услуг, однако декларируют доходы с нулевым значением и платят незначительные суммы налогов;
5) осуществляют сомнительные или значительные финансово-хозяйственные операции;
6) имеют финансовые взаимоотношения с предприятием, руководителем или учредителем которого является такой предприниматель;
7) предоставили декларации о полученных доходах с нулевым значением;
8) занимаются ВЭД;
9) имеют суммы к возмещению НДС за предыдущий год более чем 5 тыс. грн.;
10) постоянно декларируют отрицательное значение суммы налоговых обязательств по НДС;
11) имеют отрицательное значение отклонения (в два и более раз) между суммой уплаченных налогов путем приобретения торгового патента и налогом, исчисленным из фактически задекларированного дохода;
12) проводят деятельность на рынке горюче-смазочных материалов (код КВЭД 50.5);
13) проводят операции с зерновой продукцией (код КВЭД 51.21);
14) предоставляют юридические (код КВЭД 74.11.1), транспортные (коды КВЭД 50, 50.2, 60.22) услуги;
15) проводят артистическую и спортивную деятельность, занимаются организацией массовых концертных зрелищ (код КВЭД 92);
16) проводят операции с ценными бумагами (код КВЭД 67);
17) проводят операции с движимым и недвижимым имуществом (код КВЭД 70);
18) проводят производственную деятельность (соответственно коды КВЭД 05, 15, 15.1, 15.11, 15.12, 15.13, 15.2 — 15.6, 15.8, 15.9, 17, 18 — 20, 22, 22.3, 26, 26.1, 28, 36, 36.1, 37, 37.1, 45);
19) имели отношения с сомнительными фирмами;
20) утратили право на налоговые льготы.
Особое внимание уделяется тем субъектам, у которых количество указанных рисков наибольшее и существует возможность скрывать доходы.
Кроме этого, основаниями для первоочередного включения предпринимателей в план-график является получение относительно них информации от подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины, а также информации от подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования — физического лица от налогообложения.
В заключение хочется пожелать, чтобы налоговые органы с проверками приходили к вам как можно реже.