СХЕМЫ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ:
как их видят контролирующие органы
Письмо Министерства финансов Украины от 25.04.2008 г. № 31-20010-3-8/3337
«О схемах минимизации уплаты налогов»
В комментируемом
письме Минфин сообщил о том, что он совместно с ГНАУ, Минэкономики, Гостаможслужбой, Минюстом привел анализ наиболее распространенных схем минимизации налогов. Условно схемы минимизации налоговых обязательств разделили на две категории.Первая категория
схем связана с пробелами законодательства. Ликвидация такой схемы, по словам Минфина, возможна на уровне внесения соответствующих изменений в законодательстве. О некоторых законопроектах Минфин поведал во второй части комментируемого письма.Вторая категория
связана с прямым нарушением норм законодательства. Это уклонение от налогообложения за счет подделки документов, неотражение в налоговых декларациях налоговых обязательств, использование в схемах «фиктивных» юридических и физических лиц. Бороться с такой схемой минимизации Минфин предлагает путем усовершенствования механизма административного контроля. Возможные пути оптимизации налоговой нагрузки перечислены здесь же (см. «Пути оптимизации налоговой нагрузки глазами Минфина» на с. 9).
| Пути оптимизации налоговой нагрузки глазами Минфина Извлечение из комментируемого письма «Механизмами введения оптимизации налоговой нагрузки могут выступать: 1) занижение цены реализации;2) использование «транзитных» предприятий в целях увеличения цены покупки;3) приобретение сомнительных с точки зрения фактического предоставления и использования в хозяйственной деятельности услуг (маркетинг, мерчандайзинг, информационные, консультативные, юридические, права использования товарных знаков и др.);4) привлечение заимствования ресурсов под завышенный процент;5) проведение предварительной оплаты;6) осуществление нетипичного экспорта;7) прирост запасов;8) продажа товаров через плательщиков единого налога;9) операции с нематериальными активами;10) перечисление денежных средств на «фиктивное» предприятие с последующим банкротством последнего и отнесением задолженности в состав валовых расходов;11) проведение сознательно убыточных операций, являющихся нетипичными для основной деятельности (в том числе с использованием товарного кредита)». |
Скорее всего, проверяющие в ходе проверки будут обращать особое внимание на вышеуказанные операции. Кроме этого, привлекают контролирующие органы операции с ценными бумагами, в том числе с так называемыми «техническими» акциями, не обеспеченными реальными активами. По мнению Минфина, регистрация и выпуск таких акций являются инструментом для противоправной деятельности участников фондового рынка, которые не освещают реально полученные доходы, а только искусственно формируют свои расходы.
