Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснений

Редакция БН
Письмо от 22.05.2008 г. № 013-0721-05

РАЗЪЯСНЯЕТ ГОСНАДЗОРТРУДА:

о применении норм международных договоров и порядка установления работнику испытательного срока

 

Письмо Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики Украины от 22.05.2008 г. № 013-0721-05

«О предоставлении разъяснений»

 

В комментируемом

письме Госнадзортруда ответил на некоторые вопросы, связанные с порядком соблюдения законодательства о труде.

1. Применение международных договоров и Закона о проверках*

. В комментируемом письме Госнадзортруда еще раз подтвердил свою, уже озвученную ранее, позицию (письмо от 25.10.2007 г. № 013-1636-32**) о применении в своей деятельности Закона о проверках.

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

** См. «Сфера действия Закона о проверках: очередные разъяснения госорганов»// «БН», 2008, № 5, с. 10.

Госнадзортруда отметил, что

положения Закона о проверках применяются инспекторами труда только в части, не урегулированной нормами конвенций Международной организации труда (Конвенция 1947 года № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, Конвенция 1969 года № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве).

Преимущество международных договоров (соглашений) в отношении применения законодательства о труде предусмотрено в

ст. 81 КЗоТ***. Да и в самом Законе о проверках (ст. 3) сказано, что государственный контроль осуществляется по принципу в том числе «...соблюдения условий международных договоров Украины».

*** Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Как отметили сотрудники Госнадзортруда, для обеспечения обязательного применения актов международного права каждая страна, являющаяся стороной международного договора, обязана свои национальные законы привести в соответствие с актами международного права. А поэтому, по их мнению, нельзя говорить, что нормы

конвенций Международной организации труда противоречат требованиям Закона о проверках, — скорее наоборот, ведь нормы международного права являются актами высшей юридической силы.

Кроме того, авторы

письма указали, что в своей деятельности Госнадзортруда при проведении проверок будет соблюдать требования КЗоТ, КоАП****, Закона Украины «Об отпусках», Закона Украины «Об оплате труда».

**** Кодекс Украины об административных правонарушениях 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Установление работникам испытательного срока.

Максимальная продолжительность испытательного срока предусмотрена ст. 27 КЗоТ. В части третьей ст. 26 КЗоТ перечислены категории лиц, которым запрещено при приеме на работу устанавливать испытательный срок*****.

***** Подробнее об установлении испытательного срока работникам читайте в статье «Принимаем на работу с испытательным сроком — что нужно знать работодателю»// «БН», 2007, № 25, с. 27.

Специалисты Госнадзортруда указывают, что

превышение продолжительности испытательного срока или установление его лицам, которым его нельзя устанавливать согласно ст. 26 КЗоТ, является нарушением законодательства о труде.

Что касается оплаты труда работников, которым установлен испытательный срок, то их зарплата

может быть меньше размера заработной платы других соответствующих работников (на аналогичной должности). Главное — чтобы соблюдались минимальные гарантии в оплате труда. То есть специалисты Госнадзортруда не против того, что работнику на испытании устанавливают заработок ниже предусмотренного в штатном расписании для аналогичной должности.

Такие нарушения законодательства о труде могут стать причиной:

— привлечения должностных лиц предприятия (частного предпринимателя — работодателя) к админответственности по

ст. 41 КоАП (штраф в размере от 255 до 850 грн.)*;

— привлечение виновных лиц к

ответственности по ст. 172 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III за грубое нарушение законодательства о труде, которое затрагивает личные трудовые права и интересы работников (штраф до 850 грн., или лишение права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работы на срок до 2-х лет);

— привлечение собственником руководителя предприятия к дисциплинарной ответственности**.

* Подробнее о том, что проверяют инспекции по труду, и то, как происходит проверка, читайте в статьях «Что проверяют инспекции по труду» («БН», 2005, № 41, с. 17) и «Если у вас на пороге инспекция по труду» («БН», 2005, № 42, с. 30).

** Порядок наложения дисциплинарных взысканий рассмотрен в статье «Поощрения и взыскания: боремся за дисциплину и ответственное отношение к работе»// «БН», 2008, № 23, с. 14.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше