Электронный билет:
как возместить расходы на его приобретение работнику, направленному в командировку
Письмо Министерства финансов Украины от 10.01.2008 г. № 31-18030-07-21/147
«Об электронных билетах на самолеты»
В комментируемом
письме Минфин попытался дать ответ на вопрос о том, каким образом направленному в командировку работнику подтвердить расходы на приобретение электронного билета и как предприятию такие расходы возместить.Напомним*, в настоящее время есть возможность оплачивать перелет, приобретая
электронные билеты (Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.03.2006 г. № 187).* Этот вопрос мы уже рассматривали на страницах нашей газеты (см. статью в рубрике «Тема недели» «Хиты загранкомандировок» // «БН», 2007, № 43, с. 45).
Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ от 13.03.98 г. № 59
(далее — Инструкция), разрешает возмещать расходы на проезд до места командировки и обратно только при наличии документов в оригинале, подтверждающих стоимость этих расходов, а именно: транспортных билетов или транспортных счетов, багажных квитанций (п. 1.12 р. I, п. 1.4 р. II Инструкции). Сразу же обратим внимание, что Инструкция не требует подтверждать расходы на проезд какими-либо другими расчетными документами, если есть оригинал транспортного билета, подтверждающий стоимость понесенных расходов.И вот именно здесь и возникает вопрос:
что считать оригиналом электронного билета? Обратимся к терминам из Правил.Билет
— документ, который имеет название «Пассажирский билет и багажная квитанция», в том числе электронный билет, выданный перевозчиком (его агентом), который включает условия договора перевозки и сообщения, вместе с полетными и пассажирскими купонами.Электронный билет
— электронный документ, который включает распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки.Электронный купон используется для перевозки по соответствующему рейсу и хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика (электронный купон для электронного билета то же, что и полетный купон для обычного билета).
Распечатка маршрута
— документ (документы), который перевозчик выдает пассажиру, путешествующему по электронному билету, и в котором содержатся фамилия пассажира, информация относительно рейса и уведомление. Именно этот документ, полученный пассажиром от перевозчика, при использовании электронного билета и является транспортным билетом в оригинале. Мы считаем, что он — основание для возмещения работнику расходов на перелет и основание для отражения валовых расходов.Однако в комментируемом
письме Минфин высказал иную позицию. По мнению авторов письма, распечатка маршрута не является документом, подтверждающим стоимость понесенных работником расходов на проезд, и потому не может быть основанием для возмещения таких расходов. При этом в качестве подтверждающих документов Минфин желает видеть «проездные билеты, зарегистрированные регистратором расчетных операций, или приходные и расходные кассовые ордера и соответствующие квитанции, подписанные и заверенные печатью в установленном порядке».Исходя из этого, осторожным налогоплательщикам стоит позаботиться о том, чтобы расходы на проезд по электронному билету были подтверждены не только распечаткой маршрута, но еще и документом, подтверждающим оплату. Хотя еще раз подчеркнем, что
Инструкция и п.п. 5.4.8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР требуют наличия только транспортного билета в оригинале (которым в случае с электронным билетом является распечатка маршрута).