Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Подразделения предприятия: организационные вопросы

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Март, 2008/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Статья

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:

организационные вопросы

 

Порядок создания подразделений предприятия, определения их статуса (обособленное или структурное) и регистрации мы уже рассматривали («БН», 2008, № 8, с. 27). Однако после создания возникает немало организационных вопросов, связанных с кассовой дисциплиной, трудоустройством инвалидов, лицензированием и патентованием. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 70

— Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Инструкция № 59

— Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденная приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59.

Инструкция № 42 —

Инструкции по заполнению формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

 

Касса

Вопросы, связанные с осуществлением кассовых операций, — одни из наиболее проблемных вопросов, с которыми сталкиваются предприятия, имеющие обособленные или структурные подразделения.

Правила ведения кассовых операций изложены в

Положении № 637. Сразу же заметим, что для целей применения норм Положения № 637 к обособленным подразделениям предприятия относятся филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества. Иными словами, Положение № 637 приравнивает структурные подразделения к обособленным и устанавливает для них одинаковые правила ведения кассовых операций.

Обратите внимание, что по мнению НБУ

в обособленном подразделении предприятия, в котором установлен РРО (например, в торговой точке), но нет отдельно отведенного помещения под кассу, кассой будет место проведения расчетов через РРО (письмо НБУ от 04.10.2007 г. № 11-115/3693-10119).

 

Нужно ли обособленному подразделению вести кассовую книгу?

 

Согласно

п. 4.2 Положения № 637 все поступления и выдача наличности отражаются в кассовой книге предприятия. Обособленное (в том числе и структурное) подразделение должно вести отдельную кассовую книгу, если:

— принимает наличные за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением их приходным кассовым ордером;

— осуществляет выплаты, связанные с оплатой труда или производственными (хозяйственными) нуждами, с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями.

Кассовая книга обособленного подразделения выдается и оформляется предприятием — юридическим лицом, в состав которого оно входит.

Если же обособленные подразделения осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операции по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, то

кассовую книгу им вести не нужно.

При этом обособленные подразделения предприятий — юридических лиц могут сдавать наличность непосредственно в кассу таких юридических лиц или в любой банк для перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц. При отсутствии банков наличность для перевода на банковские счета предприятия может сдаваться операторам почтовой связи и небанковским финансовым учреждениям (

п. 2.8 Положения № 637).

Вот тут и возникает вопрос: следует ли обособленному подразделению, работающему с РРО и сдающему выручку не в кассу юридического лица, а в банк, вести свою кассовую книгу? Ведь в

п. 3.7 Положения № 637 сказано, что прием полученных из банка наличных средств и выдача наличных средств из кассы для сдачи ее в банк оформляются соответствующими кассовыми ордерами (приходными и расходными) с отражением такой кассовой операции в кассовой книге.

Заметим, что по этому поводу существует довольно либеральное разъяснение Нацбанка (

письмо НБУ от 06.02.2008 г. № 11-113/423-1352). По мнению Нацбанка, сдачу выручки обособленным подразделением в банк любым из способов (самостоятельно в банк, через службу инкассации, самостоятельно в кассу головного предприятия) достаточно провести через РРО с использованием операции «служебная выдача» и отразить в КУРО. Иными словами, кассовую книгу в таком случае вести не обязательно.

Здесь важно отметить, что ранее Нацбанк в

письме от 25.05.2007 г. № 11-110/2058-5398 разъяснял понятие «оприходование наличных в кассе предприятия» для предприятий, применяющих РРО и КУРО не только как отражение выручки в КУРО, но и как отражение в кассовой книге. Если обособленное подразделение, применяющее РРО, сдает выручку в кассу предприятия, то выполняются все условия ее оприходования, названные в письме № 11-110/2058-5398. ПКО в таком случае выписывает касса предприятия. Но если подразделение сдает выручку непосредственно в банк или через службу инкассации банка, то это условие (отражение поступления наличности в кассовой книге) без выписки ПКО и РКО (при сдаче выручки в банк) самим обособленным подразделением выполнено не будет. Причем налоговые органы, которые вправе штрафовать за кассовые нарушения, взяли это письмо Нацбанка на вооружение, о чем сообщили в своем письме от 08.08.2007 г. № 15658/7/23-7017.

Поэтому, учитывая, что за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) наличных предусмотрен штраф в размере 500 % неоприходованной суммы*, мы бы порекомендовали обособленным подразделениям, сдающим выручку непосредственно в банк, все-таки вести свою отдельную кассовую книгу. Если же не хочется связываться с кассовой книгой и «строгими» кассовыми ордерами, то сдавайте выручку не непосредственно в банк, а в кассу предприятия — юридического лица.

* Подробнее о штрафных санкциях см. в статье «Наличные штрафы» // «БН», 2007, № 47, с. 40.

И еще один момент. Если бухгалтерия и кассир предприятия не работают в выходные и праздничные дни, а его подразделение, использующее РРО (РК), в эти дни работает, но кассовую книгу не ведет, то записи в кассовой книге юридического лица осуществляются на следующий рабочий день предприятия — юридического лица.

 

Можно ли для обособленного подразделения установить лимит кассы?

 

Согласно

п. 5.2 Положения № 637 на каждое обособленное подразделение (магазин, киоск, палатку) составляется отдельный расчет установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 2 к Положению № 637). При этом лимит кассы можно установить также и обособленному подразделению, которое имеет РРО, но не ведет кассовую книгу (письмо НБУ от 04.10.2007 г. № 11-115/3693-10119).

Для обособленных подразделений (к которым также относятся структурные) лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующими внутренними приказами (распоряжениями) предприятия — юридического лица.

По каждому подразделению для расчета лимита учитывается только его выручка, и трехмесячный период, участвующий в расчете лимита, для каждого подразделения может быть свой (письмо НБУ от 19.05.2006 г. № 11-113/1875-5345).

 

Трудоустройство инвалидов

Нужно ли филиалу регистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов?

 

Предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, у которых по основному месту работы работает восемь и более человек, регистрируются в отделении Фонда социальной защиты инвалидов по месту их государственной регистрации как юридических лиц (

п. 2 Порядка № 70). Следовательно, филиалам и другим подразделениям предприятия регистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов не нужно. В Фонде социальной защиты инвалидов должно регистрироваться только головное предприятие. При этом юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, вместе с заявлением на регистрацию, копиями свидетельства о регистрации и справки подают (посылают) сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

 

У нашего предприятия есть несколько филиалов. Обязательно ли на каждом из них выполнять норматив по трудоустройству инвалидов?

 

Нет,

не обязательно. Как разъясняет Фонд социальной защиты инвалидов в письме от 14.08.2007 г. № 1/6-367, головное предприятие может самостоятельно принять решение о выполнении 4 % норматива или за счет головного предприятия, или за счет только обособленных подразделений, или за счет и головного предприятия, и обособленных подразделений. Иными словами, важно, чтобы в целом по предприятию (с учетом работников головного предприятия и филиалов) норматив был выполнен. При этом не имеет значения, где фактически работает инвалид.

 

Нужно ли обособленному подразделению предприятия подавать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, если в таком подразделении работает 15 человек?

 

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПІ; далее — Отчет) подается предприятиями, учреждениями, организациями отделению Фонда социальной защиты инвалидов

по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (п. 2.1 Инструкции № 42). Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения Отчет подавать не нужно.

Предприятия, учреждения и организации,

которые имеют обособленные подразделения, подают сводный Отчет, подготовленный с учетом данных этих подразделений. То есть такой Отчет должен содержать количество работников и количество инвалидов в целом по предприятию. При этом вместе с отчетом необходимо подать также Перечень предприятий, которые вошли в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя, форма которого приведена в приложении к Инструкции № 42.

Таким образом,

обособленным подразделениям отдельный отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов подавать не нужно. Численность работников подразделения предприятия должна быть включена в сводный Отчет, который подает головное предприятие.

Заметим также, что санкции за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов уплачивают лишь юридические лица по месту их государственной регистрации. Иными словами, только юридические лица могут регистрироваться в Фонде, подавать Отчет

и уплачивать административно-хозяйственные санкции в Фонд. Что касается филиала, то законодательно не определены обязательность и порядок регистрации, подачи Отчета и уплаты штрафов такими филиалами в Фонд. Это подтверждает и Фонд соцзащиты инвалидов в своем письме от 03.05.2007 г. № 1/5-393.

 

Лицензии

Мы занимаемся лицензируемым видом деятельности (являемся турагентом) и собираемся открыть филиал в другом городе. Нужно ли нам приобретать еще одну лицензию?

 

Если обособленное подразделение предприятия осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию, то

новую лицензию приобретать не нужно. Достаточно будет получить копию лицензии самого юридического лица, заверенную органом лицензирования. Такая возможность предусмотрена ст. 14 Закона о лицензировании. Поэтому в случае создания нового филиала, другого нового обособленного подразделения юридическое лицо должно подать в орган лицензирования заявление о выдаче копии лицензии. Заплатить за выдачу копии лицензии нужно будет лишь 1 ннмдг (17 грн.).

Однако это касается не всех лицензий. Исключением, в частности, являются алко-табачные лицензии. Так, например, если осуществляется розничная

торговля алкогольными напитками и табачными изделиями, то лицензия должна оформляться по месту торговли либо на каждый РРО (при реализации алкогольных напитков), либо на каждое торговое место (при реализации табачных изделий).

Обратить внимание также нужно на такой момент: согласно

ст. 14 Закона о лицензировании на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, деятельность можно осуществлять на всей территории Украины. Если же лицензия выдана органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный орган советов, то деятельность можно осуществлять лишь на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Патенты

Наша фирма занимается техобслуживанием и ремонтом автомобилей. В связи с расширением собираемся открыть филиал. Нужно ли нам приобретать еще одни патент?

 

В отличие от лицензий,

патенты необходимо приобретать для каждого структурного (обособленного) подразделения отдельно (ст. 3 Закона о патентовании). Более того, количество необходимых патентов зависит также от количества осуществляемых в одном помещении или пункте продажи видов деятельности, подлежащих патентованию.

Если в одном помещении осуществляется

несколько видов деятельности, которые подлежат патентованию (например, розничная торговля и несколько видов бытовых услуг), то необходимо приобрести два торговых патента — на торговую деятельность и на деятельность по предоставлению услуг.

При этом если в одном пункте продажи товаров осуществляется

два или три вида торговой деятельности, то приобретается один торговый патент по максимальной стоимости. Один торговый патент по максимальной стоимости приобретается также при предоставлении двух или более видов бытовых услуг, подлежащих патентованию, если они предоставляются в одном отдельном помещении, здании или в их частях.

Что же касается

места получения патента, то в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о патентовании торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность или предоставляют бытовые услуги, государственными налоговыми органами по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.

 

Штатное расписание

Должно ли быть у подразделения отдельное штатное расписание?

 

Как отмечает Минтруда в

письме от 27.06.2007 г. № 162/06/187-07, принятие (утверждение) руководителем предприятия штатного расписания производится путем издания специального локального нормативного акта (приказа), который будет определять количество работников каждой профессии с распределением штатных единиц по структурным подразделениям предприятия. Утверждение штатного расписания на предприятии является обязательным, и его отсутствие следует считать нарушением требований законодательства о труде, за которое работодатель может нести административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 41 КоАП.

Таким образом,

структурному подразделению отдельное штатное расписание утверждать не нужно. А у обособленных подразделений, на наш взгляд, есть право выбора — утверждать отдельное штатное расписание или включать его в штатное расписание головного предприятия.

 

Командировки

Как заверить отметку в командировочном удостоверении филиалу, не имеющему собственной печати, в частности, в ситуации, когда в филиал направляется в командировку работник головного предприятия?

 

Согласно

п. 1.3 Инструкции № 59 отметки в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии работника заверяются той печатью, которую использует в своей хозяйственной деятельности предприятие для удостоверения подписи соответствующего должностного лица, на которое приказом (распоряжением) руководителя возложены обязанности осуществлять регистрацию лиц, выбывающих в командировку и прибывающих из нее.

Поскольку филиалы и другие подразделения не являются юридическими лицами, то при отсутствии у них печати все документы по осуществлению такими подразделениями хозяйственной деятельности заверяются

печатью предприятия.

И если в филиал командируется работник головного предприятия, то получится, что отметки о прибытии командированных работников в это обособленное подразделение и выбытии из него будут заверены той же печатью, которой заверены отметки о прибытии и выбытии с головного предприятия. Если же в филиал командируются работники других предприятий, то с оформлением командировочных удостоверений могут возникнуть трудности. Поэтому для полноценной деятельности филиала целесообразно изготовить отдельную печать*.

* Об изготовлении печатей и штампов для обособленных подразделений мы писали в статье «Создание подразделения: определяем статус и регистрируем» // «БН», 2008, № 8, с. 27.

На этом рассмотрение организационных вопросов деятельности структурных и обособленных подразделений предприятия закончим. Надеемся, что мы охватили все основные моменты, и вы смогли найти ответ на интересующий вас вопрос. В ближайших номерах газеты рассмотрим особенности уплаты обособленными подразделениями различных налогов и сборов.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц