Темы статей
Выбрать темы

Медпункт на предприятии: как организовать и учесть расходы деятельности

Редакция БН
Статья

МЕДПУНКТ НА ПРЕДПРИЯТИИ:

как организовать и учесть расходы деятельности

 

Некоторые работодатели для предоставления первой медицинской помощи своим работникам организуют пункты бесплатной медицинской помощи. Их оснащают минимальным набором медикаментов и медоборудования, а в самом медпункте работает фельдшер или медицинская сестра.

Наличие медпункта для отдельных производств обязательно согласно действующему законодательству.

В сегодняшней статье мы рассмотрим особенности создания медпункта на предприятии, порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с его деятельностью.

Виктория МЯКОТА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон о лицензировании —

Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 1957 —

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»» от 01.07.2004 г. № 1957-IV.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Порядок № 1112 —

Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112.

Приказ № 385

— приказ Минздрава «Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения» от 28.10.2002 г. № 385.

Лицензионные условия медпрактики —

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденные совместным приказом Госпредпринимательства и Минздрава от 16.02.2001 г. № 38/63.

 

Необходимость создания медпункта

Необходимость создания пункта охраны здоровья или здравпункта (пункта медицинского осмотра, профилактики и помощи работникам; далее — медпункт) для некоторых производств предусмотрено действующим законодательством Украины. Например, в

п. 8.4 Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 16.11.2004 г. № 257, содержит требование о том, что на шахтах согласно санитарным нормам должны быть оборудованы подземные и надземные медпункты. Требование о наличии на предприятиях медпунктов содержится во многих санитарных нормах ведения отдельных видов деятельности, отраслевых правилах безопасности.

Кроме того, для некоторых категорий работников законодательством предусмотрена необходимость в проведении ежесменных медицинских осмотров, что также может осуществляться на территории субъекта хозяйствования в помещении медпункта (хотя и не обязательно). Например, для водителей проведение ежесменных медицинских осмотров предусмотрено

п. 1.4 Положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденного совместным приказом Минздрава и МВД от 05.06.2000 г. № 124/345.

Многих работодателей на создание медпунктов подталкивает

Закон об охране труда. Так, согласно ст. 13 Закона об охране труда в числе прочих обязанностей, возложенных на работодателя для обеспечения функционирования системы охраны труда, предусмотрено применение срочных мер для помощи пострадавшим, привлечение при необходимости профессиональных аварийно-спасательных формирований в случае возникновения на предприятии аварий или несчастных случаев. Кроме того, при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) обязан срочно организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему, обеспечить в случае необходимости его доставку в лечебно-профилактическое заведение (п. 8 Порядка № 1112).

На основании вышеприведенных аргументов, например, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (ФСН) в

письме от 16.08.2005 г. № 261-05-3 приходит к выводу, что для обеспечения возможности оказания первой медицинской помощи пострадавшим законодательство требует наличия у работодателя аптечки. Считаем, что данные аргументы также могут применяться в пользу медпункта, ведь именно в нем может быть оказана первая медицинская помощь пострадавшим от несчастного случая на производстве.

Вот и получается, что в некоторых случаях необходимость создания медпунктов прямо предусмотрена законодательством, а в некоторых — медпункт создается с целью заботы о здоровье сотрудников и оказания им первой медицинской помощи, как того требует

Закон об охране труда.

В рамках данной статьи мы рассмотрим создание медпункта, который действует на территории предприятия, состоит на его балансе и в котором оказывают

первую медицинскую помощь работникам предприятия бесплатно.

Перечень действующих в Украине учреждений здравоохранения утвержден

приказом № 385. Согласно данному документу к учреждениям здравоохранения отнесены пункты охраны здоровья (здравпункты), которые создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории. Обычные медпункты, которые создаются на предприятиях, в учреждениях и организациях и направлены исключительно на оказание первой медицинской помощи, не указаны в приказе № 385, т. е. к учреждениям здравоохранения они не относятся.

 

Как организовать медпункт

Обычно медпункт создают как отдельное небольшое помещение, в котором работает фельдшер или медсестра. Его оснащают самыми необходимыми лекарственными препаратами (аптечкой*) и некоторым медицинским оборудованием. Здесь при необходимости работникам могут измерить давление, температуру тела, оказать первую медицинскую помощь, сделать некоторые процедуры, выдать болеутоляющие или жаропонижающие медпрепараты, сделать инъекцию (согласно предписанию врача) и т. п.

* Содержимое аптечки законодательно не урегулировано. Поэтому, по мнению ФСН, изложенному в письме от 16.08.2005 г. № 261-05-3, предприятие само должно определять состав содержимого аптечки исходя из характера вредных и опасных производственных факторов. При составлении перечня медпрепаратов можно ориентироваться на Минимальный обязательный ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения для фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденный приказом Минздрава от 27.09.2005 г. № 495.

При организации медпункта на предприятии необходимо учитывать такие нюансы:

1.

Разработка регламентирующих документов. Собственник (уполномоченное им лицо) должен разработать документы, регламентирующие деятельность медпункта. Для этого целесообразно издать приказ (распоряжение) собственника или уполномоченного им органа (руководителя), а также по возможности разработать положение о медпункте, в котором подробно изложить порядок работы такого подразделения, обязательно указать основание для его организации (требования законодательства и/или коллективного договора). Помните, что не последнюю роль правильное документальное оформление создания медпункта сыграет для обеспечения валовозатратности понесенных расходов (подробнее см. в разделе «Налоговый учет» на с. 31).

2.

Проведение государственной аккредитации медпункта. Считаем, что обязательно проходить государственную аккредитацию медпункту, который числится на балансе предприятия и предоставляет бесплатную первую медицинскую помощь только своим работникам, не надо. По нашему мнению, это актуально для медзаведений, которые осуществляют хозяйственную деятельность по оказанию медицинских услуг. Мы же в рамках данной статьи деятельность таких заведений не рассматриваем.

3.

Получение лицензии. Деятельность медпункта предприятия согласно п. 1.2 Лицензионных условий медпрактики вполне соответствует определению медицинской практики. В свою очередь, медицинская практика согласно п. 26 ст. 9 Закона о лицензировании подлежит лицензированию. Поэтому, по мнению Минздрава (письмо от 22.03.2004 г. № 13/05.03.02-17), предприятие, на котором открыт медпункт, должно получить лицензию на осуществление медицинской практики.

В то же время

п. 1.1 Лицензионных условий медпрактики распространяет действие этих Лицензионных условий на всех субъектов хозяйствования, которые проводят хозяйственную деятельность по медицинской практике. Учитывая то, что медпункт оказывает первую медпомощь бесплатно, считаем, что в таком случае нельзя говорить о хозяйственной деятельности по медицинской практике. Цель создания такого медпункта не получение прибыли, а оказание первой медицинской помощи работникам. Причем в конечном итоге выгоду получает даже не сам работник, а предприятие: работник, который своевременно получит необходимую медицинскую помощь, сможет в наиболее короткий срок приступить к выполнению своих трудовых обязанностей, чем если бы ему пришлось обращаться в общие заведения здравоохранения.

Поэтому считаем, что

деятельность медпункта, созданного на предприятии, который оказывает бесплатную первую медпомощь, лицензированию не подлежит. Такого же мнения в отношении лицензирования деятельности медпунктов предприятия придерживаются представители ГНАУ (см. «Нужна ли лицензия медпункту — мнение ГНАУ»).

 

Нужна ли лицензия медпункту — мнение ГНАУ

Извлечение из консультации в «Вестнике налоговой службы Украины», 2007, № 12

«Требуется ли лицензия на осуществление деятельности медпункта, созданного на базе завода, для обслуживания работников

<...>?

<...>

Действие

Лицензионных условий [медпрактики. — Примеч. ред.] распространяется на всех субъектов хозяйствования, зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и осуществляющих хозяйственную деятельность по медицинской практике, а также на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в указанной отрасли.

Таким образом, если медпункт осуществляет деятельность, в результате которой получает прибыль, то он должен зарегистрироваться как субъект хозяйственной деятельности и приобрести лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике»

.

 

4. Патенты

. Если медпункт оказывает своим работникам бесплатные медицинские услуги и предоставляет необходимые им медикаменты бесплатно, то получать патент такому медпункту не надо.

5.

Требования к персоналу медпункта. Должностные обязанности работников медпункта устанавливают в должностных инструкциях. Работник медпункта должен иметь соответствующее образование, что подтверждает соответствующий документ об образовании. Кроме того, медперсонал относится к категории работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр и иметь санитарные книжки (Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам и Порядок проведения обязательных медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденные постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559).

Теперь рассмотрим особенности отражения расходов, связанных с деятельностью медпунктов в налоговом и бухгалтерском учете.

 

Налоговый учет

Налог на прибыль.

В Законе о налоге на прибыль о расходах, связанных с функционированием медпункта, сказано в двух подпунктах — 5.4.9 и 5.4.10.

Подпункт 5.4.9 Закона о налоге на прибыль

разрешает включать в валовые расходы затраты на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности пунктов бесплатного медицинского осмотра, профилактики и помощи работникам, а также заведений здоровоохранения, которые относятся к объектам социальной инфраструктуры и которые числились на балансе предприятия на дату вступления в силу Закона о налоге на прибыль (т. е. на 01.07.97 г.).

Если же медпункт был создан после 01.07.97 г., то отнесение расходов на его функционирование регулирует

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль. Обратите внимание, что в валовые расходы на основании п.п. 5.4.10 можно отнести расходы на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности пунктов медицинского осмотра наемных работников. Важным условием включения расходов в валовые — наличие медпункта должно быть обусловлено законодательством или коллективным договором.

Если на предприятии коллективного договора нет (и нет прямой нормы в законодательстве), то в качестве аргументов для создания медпункта можно привести требования

Закона об охране труда (см. раздел «Необходимость создания медпункта» на с. 29) и разработанный на предприятии внутренний документ (положение, распоряжение) о создании и функционировании медпункта, который будет согласован с трудовым коллективом и профсоюзом (при его наличии*). Однако так как прямой нормы о необходимости создания медпункта Закон об охране труда не содержит, а п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль как раз наоборот говорит, что создание медпункта должно быть обусловлено либо требованием закона, либо колдоговором, будьте готовы, что сотрудники налоговой инспекции при таком оформлении могут быть против отнесения понесенных расходов, связанных с деятельностью медпункта, в состав валовых.

* О том, что при отсутствии колдоговора взаимоотношения с работниками могут регулироваться отдельными локальными документами, утвержденными приказом руководителя, говорится, к примеру, в письме Минтруда от 01.10.2007 г. № 700/13/84-07 // «БН», 2007, № 47, с. 8.

При включении расходов, связанных с деятельностью медпунктов, в состав валовых расходов необходимо учитывать также

ограничения, установленные п. 5 Переходных положений Закона № 1957. Согласно данному пункту расходы, связанные с обеспечением основной деятельности объектов социальной инфраструктуры, определенных в п.п. 5.4.9, и пунктов медицинского осмотра, предусмотренных п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, включают в состав валовых расходов в размере 50 % от суммы понесенных расходов до момента передачи таких объектов и пунктов на баланс соответствующего бюджета или их приватизации в соответствии с законодательством.

Как видим, в отношении расходов, связанных с деятельностью медпункта, совместно работают две нормы налогового законодательства:

— в состав валовых расходов в размере

100 % относят расходы на содержание, эксплуатацию медпунктов (пп. 5.4.9 и 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). К таким расходам можно отнести расходы на отопление, электро-, газо-, водоснабжение, уборку, охрану помещений и т. п.;

— в состав валовых расходов в размере

50 % относят расходы на обеспечение основной деятельности медпункта (п. 5 Переходных положений Закона № 1957). К таким расходам можно отнести расходы на приобретение медикаментов, перевязочных материалов, аптечек, инвентаря (сроком службы менее года).

На наш взгляд, к расходам на обеспечение основной деятельности медпункта следует также относить

расходы на оплату труда работников медпункта и начисленных на них сумму взносов в соцфонды. Соответственно согласно п. 5 Переходных положений Закона № 1957 такие расходы подпадают под 50 % ограничение.

Однако у сотрудников ГНАУ на этот счет иное, весьма либеральное мнение: они считают, что расходы на оплату труда работников медпункта включаются в валовые в полном объеме на основании

п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль (см. «Зарплата работников медпункта и валовые расходы — мнение ГНАУ»).

 

Зарплата работников медпункта и валовые расходы — мнение ГНАУ

Извлечение из консультации в «Вестнике налоговой службы Украины», 2007, № 43

«Относятся ли в состав валовых расходов предприятия расходы на заработную плату работников медпункта, наличие которого обусловлено законодательством?

<...>

Что касается расходов на оплату труда, то особенности их определения установлены

п. 5.6 <...> Закона <...> [о налоге на прибыль. — Примеч. ред.]. Так, п.п. 5.6.1 определено, что с учетом норм п. 5.3 этой статьи в состав валовых расходов плательщика налога включаются расходы на оплату труда физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с таким плательщиком налога (по тексту — работники), включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение работ (услуг) согласно договорам гражданско-правового характера, любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, освобождаемых от налогообложения согласно нормам закона, регулирующего вопросы налогообложения доходов физических лиц (законодательства, устанавливающего правила обложения подоходным налогом с граждан)).

Следовательно, предприятие имеет право включать расходы на выплату заработной платы работников медпункта, находящихся с ним в трудовых отношениях и осуществляющих обязательный медицинский осмотр работников предприятия, в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.6.1 <...> Закона <...> в полном объеме».

 

Аналогичное мнение сотрудники ГНАУ высказывали и ранее (например, консультация в

«Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 40).

Учитывая наличие довольно либеральных консультаций сотрудников ГНАУ, дабы избежать недоразумений при проверках* мы рекомендуем вооружиться индивидуальным налоговым разъяснением по данному вопросу в вашей местной ГНИ. Составляя запрос в свою налоговую, обязательно сошлитесь на вышеуказанные консультации в

«Вестнике налоговой службы Украины»**.

* Например, в отношении оплаты труда работников, занятых ремонтом основных фондов, ГНАУ неоднократно изменяла свою позицию: долгое время ГНАУ считала, что зарплату ремонтных работников можно было относить по общему подпункту 5.6.1 Закона о налоге на прибыль, в последнее время — только через 10 % ремонтный лимит (письмо ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317// см. комментарий в «БН», 2008, № 11, с. 9).

** Порядок написания запроса в налоговую см. в статье «Пишем запрос в налоговую и другие контролирующие органы»// «БН», 2007, № 7, с. 33.

Как видим, в ответе сказано лишь о расходах на оплату труда и ничего о начисленных на них взносах в соцфонды. Считаем, что если руководствоваться вышеприведенной консультацией сотрудников ГНАУ, то начисленные взносы в соцфонды, как и расходы на оплату труда медработников, можно включать в состав валовых в полном объеме на основании

п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль.

С учетом изложенного покажем в табл. 1 отражение в налоговом учете расходов, связанных с деятельностью медпунктов (табл. 1 см. на с. 34).

Обращаем внимание, что в

пп. 5.4.9 и 5.4.10 Закона о налоге на прибыль прямо сказано, что их требования не распространяются на затраты, которые подлежат амортизации. На наш взгляд, это означает, что расходы на приобретение основных фондов не включаются в состав валовых на основании пп. 5.4.9 и 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, а амортизируются по общим правилам Закона о налоге на прибыль.

Напомним, что в налоговом учете амортизируют расходы на приобретение основных фондов для собственных производственных потребностей (

п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль). А вот расходы на приобретение непроизводственных основных фондов не амортизируют (п.п. 8.1.4 Закона о налоге на прибыль). При этом под таковыми понимаются основные фонды, используемые не в хозяйственной деятельности.

По нашему мнению,

в случае когда необходимость создания медпункта прямо предусмотрена законодательными (или нормативными) актами или вытекает из требований Закона об охране труда, основные фонды, приобретенные для медпункта, необходимо считать используемыми в хозяйственной деятельности. И так как прямых ограничений на их амортизацию Закон о налоге на прибыль не содержит (как, например, по расходам на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности медпункта), то такие расходы в полном объеме подлежат амортизации.

 

Таблица 1

Отнесение в состав валовых расходов, связанных с деятельностью медпункта (кроме тех, которые подлежат амортизации)

Условия создания и функционирования медпункта

Расходы на:

содержание и эксплуатацию

обеспечение основной деятельности

оплату труда работников медпункта и начисленные на них соцвзносы

Медпункт, который числился на балансе предприятия на 01.01.97 г.

ВР на полную сумму (

п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль)

ВР 50 % до момента передачи объектов на баланс бюджета или приватизации (

п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль, п. 5 Переходных положений Закона № 1957)

ВР на полную сумму на основании (

пп. 5.6.1 и 5.7.1 Закона о налоге на прибыль)*

Медпункт, который создан

после 01.01.97 г. в соответствии с требованиями законодательства или коллективного договора

ВР на полную сумму (

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль)

ВР 50 % до момента передачи объектов на баланс бюджета или приватизации (

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 Переходных положений Закона № 1957)

Медпункт, создание которого

не предусмотрено законодательством или коллективным договором (создан после 01.01.97 г.)

ВР нет

* Для того чтобы включать расходы на оплату труда работников медпункта и начисленные на них соцвзносы в состав валовых в полном объеме на основании пп. 5.6.1 и 5.7.1 Закона о налоге на прибыль, рекомендуем получить письменное разъяснение из своей ГНИ.

 

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с деятельностью медпункта, покажем на примере.

Пример

. Предприятие согласно условиям коллективного договора организовало медпункт. Цель его создания — оказание первой медицинской помощи работникам предприятия. Для этих целей арендуется помещение, стоимость аренды составляет 500 грн. в месяц (без НДС). Расходы на отопление, электроснабжение, уборку помещения составили 450 грн., в том числе НДС — 75 грн. Закуплены медикаменты, перевязочный материал на сумму 250 грн. (без НДС), а также медицинское оборудование, срок эксплуатации которого более года, стоимостью 11000 грн. (без НДС).

В течение месяца согласно акту списано медикаментов на сумму 120 грн. Фельдшеру, работающему в медпункте, начислена заработная плата в сумме 1000 грн.

В бухгалтерском и налоговом учете эти операции отразятся как показано в табл. 2.

 

Таблица 2

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

ВР

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1. Оприходованы медикаменты, перевязочный материал от поставщика

209

631

250

125*

2. Оприходовано медицинское оборудование

152

631

11000

— **

3. Перечислена оплата за медикаменты и медоборудование (250 + 11000)

631

311

11250

4. Отражены услуги по:

— аренде помещения медпункта

84

631

500

500

949***

84

500

— отоплению, электроснабжению, уборке медпункта

84

631

375

375

949

84

375

5. Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости услуг по отоплению, электроснабжению, уборке медпункта

641/НДС

631

75

6. Перечислена оплата за:

— аренду помещения медпункта

631

311

500

— отопление, электроснабжение, уборку медпункта

631

311

450

7. Начислена заработная плата фельдшеру, работающему в медпункте****

811

661

1000

1000

949

811

1000

8. Удержаны из зарплаты фельдшера:

— взнос в ПФ (2 %)

661

651

20

— взнос в ФВПТ (1 %)

661

652

10

— взнос в ФБ (0,5 %)

661

653

5

— НДФЛ ((1000 - 20 - 10 - 5) х 15 %)

661

641/НДФЛ

144,75

9. Начислены на зарплату фельдшера****:

— взнос в ПФ (33,2 %)

821

651

332

332

949

821

332

— взнос в ФВПТ(1,5 %)

822

652

15

15

949

822

15

— взнос в ФБ (1,3 %)

823

653

13

13

949

823

13

— взнос в ФНС (1,56 % — процент условный)

825

656

15,6

15,6

949

825

15,6

10. Списана стоимость использованных медикаментов

84

209

120

— *****

949

84

120

* ВР 50 %. 50 % балансовой стоимости медикаментов и перевязочного материала пересчитываются по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

** В налоговом учете понесенные расходы увеличат балансовую стоимость основных фондов группы 3 на начало квартала, следующего за кварталом оприходования медоборудования, и будут амортизироваться по ставке 6 % в квартал. Предприятие вправе начислять амортизацию на стоимость такого объекта, если докажет, что он относится к производственным основным фондам.

***Не исключен вариант, когда на предприятии создается медпункт исключительно для оказания первой медицинской помощи работникам, занятым на производстве. Считаем, что в этом случае расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией и обеспечением основной деятельности медпункта, должны отражаться в составе общепроизводственных расходов (на сч. 91).

**** ВР 100 % на основании пп. 5.6.1 и 5.7.1 Закона о налоге на прибыль (подробнее см. раздел «Налоговый учет» на с. 31).

***** Для списания использованных в медпункте медикаментов необходимо составить акт на их списание. Целесообразность использования лекарственных средств и препаратов определяется работником медпункта, что фиксируется им в журнале оказания первой медицинской помощи (форма произвольная). Списание медикаментов привело к реальному увеличению валовых расходов на сумму 60 грн. (120 х 50 %) через перерасчет по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше