Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Гарантийные ремонты

Редакция БН
Статья

ГАРАНТИЙНЫЕ РЕМОНТЫ

 

Любой покупатель знает, что в течение гарантийного срока он вправе обратиться к продавцу или производителю товара с требованием устранить выявленные в товаре дефекты. Производитель, обеспечивая гарантийный ремонт и обслуживание своего товара как собственными силами, так и через сервисные центры, несет определенные расходы, на порядке налогового и бухгалтерского учета которых мы сегодня и остановимся. Для сервисных центров сегодняшняя тема также представляет интерес, так как в ней затронуты вопросы организации и учета деятельности по гарантийному ремонту товара в рамках заключенного с производителем товара договора на предоставление таких услуг покупателям.

В сегодняшней статье мы постарались подробно раскрыть документооборот, налоговый и бухгалтерский учет операций, связанных с устранением брака, обнаруженного в товаре еще до момента начала его эксплуатации покупателем, а также с устранением дефектов, обнаруженных уже в ходе эксплуатации товара, но в пределах гарантийного срока.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ДОКУМЕНТЫ «ТЕМЫ»

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О за- щите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV.

Порядок № 506

— Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Постановление № 172

— постановление КМУ «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» от 19.03.94 г. № 172.

Порядок № 203

— Порядок учета бракованных товаров, возвращенных покупателями при осуществлении гарантийных замен товаров, а также учета покупателей, получивших такие замену или услуги по ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом ГНАУ от 27.06.97 г. № 203.

 

ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Обязанности производителя

Производитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия такого срока — в течение десяти лет (

ч. 5 ст. 6 Закона о защите прав потребителей). Производитель (исполнитель) обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт продукции, а также ее выпуск и поставку для предприятий, которые осуществляют техническое обслуживание и ремонт, в необходимом объеме и ассортименте запасных частей на протяжении всего срока ее производства, а после снятия с производства — в течение срока службы, в случае отсутствия такого срока — в течение десяти лет.

ГКУ

также предъявляет к продавцу требования о поставке покупателю качественного товара, чтобы он мог его использовать в пределах гарантийного срока. В случае обнаружения дефектов в товаре в течение гарантийного срока продавец или производитель товара обязаны выполнить требования покупателя по их устранению (ст. 678 ГКУ).

Производители в силу специфики производства, сложности выпускаемой продукции, своего месторасположения, развитости сети сбыта, а также учитывая другие факторы, прибегают к разным схемам организации гарантийного ремонта и обслуживания своего товара. Выделим наиболее распространенные варианты:

1) производитель самостоятельно занимается гарантийным ремонтом товара. Этот вариант, к примеру, применяется в том случае, если речь идет о специфической продукции, для ремонта которой требуется специальное оборудование, имеющееся только у производителя;

2) производитель заключает договор на предоставление услуг по гарантийному ремонту выпущенной им продукции с третьими лицами (сервисными центрами). Это наиболее распространенный вариант организации гарантийного обслуживания (ремонта) товаров, особенно в части бытовых товаров широкого потребления;

3) производитель, предоставляя значительную скидку оптовому продавцу (дистрибьютору и т. п.), впоследствии не несет расходы на гарантийный ремонт проданных товаров. Все расходы на постпродажное обслуживание товаров (включая гарантийный ремонт), возлагаются в таком случае на такого оптового продавца (дистрибьютора), который уже от своего имени заключает договоры на сервисное обслуживание с субъектами хозяйствования, предоставляющими такие услуги.

С позиции производителя нас интересуют первые два варианта. Что касается третьего варианта, то здесь никаких дополнительных расходов на гарантийный ремонт производитель не несет, поэтому единственная его задача — доказать, что низкая цена продажи соответствует уровню обычных цен.

Прежде чем говорить о расходах на гарантийный ремонт товара, сначала рассмотрим ситуацию, когда брак выявлен до момента начала его эксплуатации покупателем.

 

Возврат производителю бракованного товара

Стандартная ситуация: покупатель приходит в магазин, выбирает товар, но при проверке эксплуатационных качеств товара в нем обнаруживают какой-то дефект или неисправность. Такой товар изначально признается бракованным и, как правило, договором предусматривается его возврат производителю.

Для производителя стоимость такого возвращенного товара является

внешним браком. Напомним, что браком в производстве считается продукция, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не отвечают по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы только после дополнительных расходов на исправление. Брак в производстве может быть внутренним (выявлен в процессе производства) и внешним (выявлен покупателем). Об организации документооборота и нюансах бухгалтерского и налогового учета внутреннего брака мы недавно писали в теме недели «Брак в производстве» // «БН», 2007, № 33, с. 28. Надо сказать, что с позиции учета и документального оформления отражение затрат по внешнему браку мало чем отличается от таковых по внутреннему браку, поэтому материал, представленный в названной статье, актуален и в данном случае.

Как и внутренний брак,

внешний брак может быть исправимым или окончательным (неисправимым).

Кроме того, внешний брак может быть как

допустимым (ожидаемым, планируемым), так и непредвиденным. Безусловно, предприятие включает в состав готовой продукции лишь качественную продукцию, прошедшую все стадии проверки (анализа, тестирования и т. п.), что должно свести к минимуму возможность появления брака у покупателя в процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия, и тем не менее обеспечить стопроцентное выявление брака готовой продукции на стадии ее выпуска из производства производитель вряд ли сможет. Помимо погрешностей в контроле за качеством выпускаемой продукции, на возникновение внешнего брака влияют также и такие факторы, как правильность транспортировки, соблюдение необходимых режимов хранения, монтажа и т. п. Все это говорит о том, что внешний брак для производителя в допустимых пределах является обычным явлением (ожидаемый брак), и производитель обязан планировать такие расходы и создавать обеспечение (резерв) на их покрытие.

Затраты производителя в виде внешнего брака сверх установленных допустимых норм будут считаться

непредвиденными. Нормы допустимого внешнего брака определяются производителем самостоятельно на основании проведенного анализа его технико-экономических показателей, уровня контроля за качеством выпускаемой продукции, объема поступающих рекламаций от покупателей и т. п. Целесообразно нормы допустимого внешнего брака устанавливать в процентах к объему проданной продукции.

Производитель для организации порядка действий при получении бракованных товаров от покупателей, а также для правильной организации учета этих расходов должен разработать внутреннее положение (стандарт, правила, инструкцию) по предприятию. Это положение должно быть утверждено руководителем предприятия и с ним должны быть ознакомлены руководители задействованных служб (отделов) предприятия. Единые рекомендации в данном случае сложно дать, так как подход в каждом случае индивидуальный в зависимости от специфики производства, структуры предприятия и т. п. И все же в общих чертах попробуем предложить следующую схему действий.

При получении бракованного товара техническая служба производителя оценивает степень неисправности и составляет соответствующее заключение (акт) о браке, в котором следует указать: является ли брак окончательным или исправимым, какой объем работ необходим для устранения дефекта (ремонта, наладки, регулировки и т. п.), кто является виновным в браке лицом, другие необходимые сведения. Данные заключений (актов) о браке заносятся в

Журнал учета поступивших рекламаций, который может иметь примерно следующий вид:

 

Журнал учета поступивших рекламаций

№ п/п

Дата поступления рекламации

От кого поступила

Номер и дата рекламационного акта

Наименование (код) изделия

Кол-во изделий

Краткое содержание рекламации

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование (код) причина рекламации

Виновник (код) возникновения дефекта

Убытки от рекламации, грн.

Штрафные санкции, грн.

Дата и меры по удовлетворению рекламации, ее отклонению или переадресовке

Претензия

Отметка о принятых мерах по претензии (дата и номер документа)

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдача задания на выполнение работ по исправлению забракакованной продукции может быть оформлена в форме заказ-наряда, в котором впоследствии будут отражены: проделанный объем работ, стоимость израсходованных ТМЦ, понесенные трудозатраты, оприходованные материалы, запчасти, комплектующие (пригодные для использования) по оценочной стоимости, а также непригодные для дальнейшего использования ТМЦ.

Если для исправления дефекта необходимы материалы, запасные части и т. п., то они отпускаются со склада по накладной (акту-требованию на замену (дополнительный отпуск) материалов по ф. № М-10, другой специально разработанной форме).

По окончании отчетного месяца на основании актов о браке бухгалтерия составляет отчет о себестоимости брака, где определяется сумма потерь от забракованной продукции с перечислением изделий и указанием виновных.

В бухгалтерском учете

, на наш взгляд, предприятию целесообразно создавать обеспечение (резерв) для покрытия расходов по устранению внешнего брака (по кредиту субсчета 473 «Обеспечение гарантийных обязательств» в корреспонденции с дебетом счета 23 «Производство»). Размер отчислений в такой резерв определяется предприятием самостоятельно.

Затраты на внешний брак слагаются из стоимости окончательно забракованной продукции, не подлежащей восстановлению; расходов на устранение дефектов забракованной продукции, подлежащей восстановлению; расходов по демонтажу забракованных изделий; транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции.

В бухгалтерском учете затраты на внешний брак списываются в дебет:

— субсчета 473 в пределах созданного резерва;

— счета 24 в сумме, превышающей созданный резерв.

По окончании отчетного периода потери от внешнего брака, собранные на счете 24, подлежат списанию (по счету 24 не может быть сальдо на конец месяца ни дебетового, ни кредитового) в дебет:

— счета 23 на себестоимость аналогичных товаров, произведенных в текущем отчетном периоде, если брак является планируемым (в пределах допустимых норм);

— счета 91 «Общепроизводственные расходы», если в отчетном периоде, когда поступила и принята рекламация от покупателей, аналогичный товар не выпускался (опять же в пределах допустимых норм). В этом случае потери от внешнего брака списываются на себестоимость всей выпущенной продукции в порядке, установленном на предприятии для распределения общепроизводственных расходов;

— субсчета 947 — в состав прочих операционных расходов, если стоимость внешнего брака превышает нормы (непредвиденный брак).

В налоговом учете стоимость внешнего брака

в пределах допустимых норм не исключается из валовых расходов. Такие расходы являются хозяйственными для предприятия и отражаются в валовых расходах на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Соответственно сумма входящего НДС, приходящаяся на стоимость окончательно забракованной продукции и затрат на восстановление исправимого внешнего брака, не исключается из налогового кредита.

Что касается стоимости

непредвиденного внешнего брака, то расходы на изготовление продукции, оказавшейся окончательным браком (как не связанные с хозяйственной деятельностью), подлежат исключению из состава валовых. Это происходит путем отражения стоимости таких ТМЦ в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль. Соответственно сумма НДС, приходящаяся на стоимость такого внешнего брака (его материальной составляющей), исключается из налогового кредита, что в документальном плане оформляется бухгалтерской справкой. При наличии непредвиденного брака, подлежащего исправлению, в валовые расходы не включаются затраты на восстановление такой забракованной продукции. Что касается стоимости самого забракованного изделия, то она не исключается из состава валовых расходов, так как после исправления будет использована в хозяйственной деятельности плательщика.

Зачастую устранение брака заключается в замене вышедшей из строя запчасти (детали, узла, комплектующего изделия и т. п.) на исправную запчасть (деталь, узел комплектующее изделие и т. п.). Это приводит к тому, что производитель получает изъятые ТМЦ, которые могут подлежать восстановлению, а могут и относиться к окончательно забракованным. Если производитель принимает решение и считает экономически целесообразным осуществить восстановление неработоспособных ТМЦ для дальнейшего их использования в хоздеятельности, то такие расходы на восстановление включаются в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Что касается самой неисправной детали (комплектующей части и т. п.), оприходованной на баланс по справедливой стоимости, то в налоговом учете ее стоимость участвует в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

В аналогичном порядке учитываются в налоговом учете и забракованные запчасти, детали и т. п., которые не подлежат восстановлению, но могут быть проданы как сырье другим субъектам хозяйствования. При оприходовании таких запасов на баланс производитель включает их стоимость в перерасчет по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (остаток запасов на конец периода увеличивается). При продаже таких ТМЦ производитель отражает валовые доходы, а валовые расходы возникают при списании этих ТМЦ с баланса путем перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

В бухгалтерском учете полученные в результате таких операций неисправные детали, узлы, комплектующие и т. п. отражаются:

— по дебету субсчета 207, если ТМЦ подлежат восстановлению. При этом к субсчету 207 целесообразно открыть субсчет второго порядка «Запчасти, требующие ремонта» для аккумулирования сведений о стоимости таких ТМЦ. По кредиту корреспондировать он будет либо с субсчетом 716 «Возмещение ранее списанных активов» (если расходы на исправление брака были списаны за счет созданного на субсчете 473 резерва), либо со счетом 24 (если расходы на исправление внешнего брака были списаны в дебет счета 24);

— по дебету субсчета 209, если ТМЦ не подлежат восстановлению, но могут быть либо использованы в качестве прочих материалов, либо проданы как сырье другим субъектам хозяйствования. Корреспондирует этот субсчет также с Кт 716 или Кт 24 (в зависимости от того, как были отражены расходы на исправление внешнего брака).

Если полученные в результате исправления брака материальные ценности подлежат утилизации без какой-либо компенсации, то их стоимость не соответствует определению актива, так как не представляет собой никакой ценности. Такие ТМЦ не приходуются на баланс, а учитываются только в аналитическом учете (в разрезе местонахождения и материально ответственных лиц).

 

Таблица

Шпаргалка по отражению в учете потерь от внешнего брака

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Налоговый учет

дебет

кредит

налог на прибыль (ВД и ВР)

НДС (НО и НК)

1

2

3

4

5

6

7

1. ВНЕШНИЙ БРАК В ПРЕДЕЛАХ ДОПУСТИМЫХ НОРМ

1.1 Окончательный внешний брак

1

Возвращен покупателем неисправный товар

Возвратная накладная, рекламация

704

361

Сторнируются ВД

2

Отсторнирована сумма ранее начисленных налоговых обязательств по НДС

Корректировка к налоговой накладной

704

641

Сторнируются НО по НДС

3

Восстановлена списанная ранее себестоимость забракованной продукции (по фактической производственной себестоимости)

Возвратная накладная, приходная накладная на склад

901 26

26 23

При оприходовани на баланс стоимость таких ТМЦ участвует в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль

4

Возвращена покупателю оплата за товар

Платежное поручение

361

311

5

Производственная себестоимость возвращенной продукции признается окончательным браком

Извещение (акт) о браке

473 (24)

23

В ВР включается стоимость окончательного внешнего брака, если она вписывается в установленные предприятием нормы (попадает в ВР при проведении перерасчета по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль)

НК не корректируется

6

Оприходованы материальные ценности (окончательно забракованная продукция), которые могут быть использованы в качестве материалов (по справедливой стоимости)

Накладная на внутреннее перемещение

209

716 (24)

При оприходовани на баланс стоимость таких ТМЦ участвует в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль

Одновременно методом «красное сторно»

801

801

7

Списаны потери от внешнего брака в состав себестоимости производимой продукции

Отчет о себестоимости брака

23 (91)

24

1.2 Исправимый внешний брак

8

Операции № 1 — 4

Примечание.

Если право собственности на данное изделие остается у покупателя (после ремонта возвращается ему), то получение и возврат изделия отражаются производителем на забалансовом субсчете 023.

9

Отнесены на увеличение потерь от брака расходы, связанные с исправлением брака:

— стоимость переданных материалов, использованных для исправления брака

Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов

80

20, 22

В ВР включаются затраты на исправление внешнего брака в пределах норм

Есть право на НК

473 (24)

80

— сумма начисленной зарплаты рабочим, занятым исправлением брака

Наряд на сдельную работу (с отличительной полосой)

81

661

473 (24)

81

— сумма взносов в соцфонды с такой зарплаты

Акт (извещение) о браке

82

65

473 (24)

82

— соответствующая доля общепроизводственных расходов

Акт (извещение) о браке

24

91

10

Расходы на исправление внешнего брака в пределах норм списаны в состав себестоимости производимой продукции

Отчет о себестоимости брака

23 (91)

24

11

После устранения брака изделие оприходовано в составе готовой продукции

Ведомость выпуска готовой продукции

26

23

Стоимость запасов в составе готовой продукции учитывается в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль

2. НЕПРЕДВИДЕННЫЙ ВНЕШНИЙ БРАК

2.1. Окончательный брак

12

Операции № 1 — 6

— // —

— // —

— // —

Не включаются в состав ВР потери от непредвиденного брака (при списании с баланса забракованной продукции (операция № 5) ее стоимость нужно отразить в гр. 4 табл. 1 приложения К1/1 к декларации). Стоимость ТМЦ, которые могут быть использованы в дальнейшей деятельности (операция № 6), при оприходовании на баланс учитываются в пересчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль

— // —

13

Отнесены потери от окончательного брака в состав расходов операционной деятельности (как потери от порчи)

Отчет о себестоимости брака

947

24

14

Отражена в забалансовом учете стоимость бракованных изделий до установления виновных лиц

Акт (извещение) о браке

072

2.2. Исправимый брак

15

Операции № 1 — 4

— // —

— // —

— // —

Стоимость изделия, оказавшегося исправимым внешним браком, не исключается из состава ВР, так как после исправления оно будет продано

Сумма НК, приходящаяся на стоимость самого изделия, оказавшегося исправимым браком, не корректируется

Примечание

. Если право собственности на данное изделие остается у покупателя (после ремонта возвращается ему), то получение и возврат изделия отражаются производителем на забалансовом субсчете 023.

16

Операции № 9, № 14

— // —

— // —

— // —

В ВР не включаются затраты на исправление внешнего брака сверх норм

Права на НК нет

17

Отражены в забалансовом учете расходы на исправление непредвиденного брака до установления виновных лиц

Акт (извещение) о браке

072

18

Сумма НДС, приходящаяся на матсоставляющую расходов, связанных с исправлением внешнего брака, исключена из налогового кредита по НДС

Бухгалтерская справка

641

644

 

473 (24)

644

19

Отнесены расходы на исправление внешнего брака в состав расходов операционной деятельности

Отчет о себестоимости брака

947

24

20

После устранения брака изделие оприходовано в составе готовой продукции

Ведомость выпуска готовой продукции

26

23

Стоимость запасов в составе готовой продукции учитывается в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль

 

Если производитель самостоятельно осуществляет гарантийный ремонт товаров

Рассмотрим учет и документальное оформление этих операций у производителя, разбив их на несколько этапов.

І этап — Обеспечение продавца обменным фондом по реализуемым товарам

. Действующее законодательство устанавливает перечень товаров, при продаже которых необходимо создавать обменный фонд*. Так, при предъявлении покупателем требования о бесплатном устранении дефектов товара ему на время ремонта предоставляется (по требованию) аналогичный товар независимо от модели (п. 1.9 Порядка № 203). Для этого производитель вместе с продавцом обязаны на договорной основе предусмотреть обменный фонд товаров. Варианты создания производителем и продавцом обменного фонда могут быть разными: из отдельно поставленного товара специально для этих целей или исходя из имеющегося у продавца в наличии товара для продажи; с оплатой продавцом залоговой стоимости товара, выделенного под обменный фонд, или без такой оплаты; с последующим возвратом «обменного» товара производителю или переводом его в товар для продажи с соответствующей уценкой и т. п. Безусловно, каждый вариант имеет свои особенности налогообложения.

* Такой перечень утвержден в приложении 2 к постановлению № 172.

Если товары передаются изготовителем продавцу специально для создания обменного фонда на основании отдельной накладной, и товары можно четко идентифицировать (например, по заводскому номеру, номерам гарантийных документов), то такая поставка не влечет за собой переход права собственности к продавцу, а значит, не соответствует продаже. Следовательно, эта операция не отражается в налоговом учете производителя и продавца. Такие товары продолжают числиться в учете на балансе производителя (выделяются на отдельный субсчет «Товары, переданные продавцу в качестве обменного фонда» к счету 26 «Готовая продукция»), а продавец учитывает эти товары у себя на забалансовом счете (например, на субсчете 026 «Обменный фонд», по которому аналитику надо вести по видам товара и по производителям).

После истечения оговоренного сторонами срока товар, используемый продавцом в качестве обменного фонда, как правило, возвращается производителю. Если такой товар из обменного фонда переводится в товар для продажи (с предварительной уценкой), то на момент оформления соответствующих документов такая операция является продажей с отражением соответствующих налоговых последствий у сторон.

ІІ этап — Получение производителем от продавца (покупателя) товаров на гарантийный ремонт.

Передача таких товаров от торгового субъекта хозяйствования, покупателя или же сервисного центра, если только производитель может устранить неполадку, осуществляется на основании накладной (акта приема-передачи), к которому могут быть приложены копии заявлений покупателей на устранение дефектов товара, акты экспертизы о том, что дефект произошел не по вине покупателя (если проведение экспертизы предусмотрено договором**), оригиналы отрывных талонов на гарантийный ремонт (если на товар оформляются гарантийные документы) и др. При этом состав документов и порядок их передачи согласовываются между участниками правоотношений.

** Кроме того, если речь идет о товарах, указанных в приложении 1 к Порядку № 506, то согласно п. 13 данного Порядка в случае возникновения необходимости в определении причины потери качества товара, гарантийный срок которого не истек, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя отправить такой товар на экспертизу. Потребителю выдается акт приема товара на экспертизу по форме № 6-гарант (по форме приложения 7 к Порядку № 506).

В бухгалтерском учете производитель списывает расходы на проведение гарантийных ремонтов за счет ранее созданного резерва (обеспечения) (дебет счета 93 «Расходы на сбыт» в корреспонденции с кредитом субсчета 473 «Обеспечение гарантийных обязательств»). Порядок создания данного резерва определяется производителем самостоятельно исходя из оценки возможных затрат в будущем на гарантийное обслуживание проданных товаров. Расходы на гарантийный ремонт сверх созданного резерва списываются на счет 24 «Брак в производстве». Это следует из

Инструкции № 291, в описании счета 24 которой сказано, что здесь отражаются расходы на гарантийный ремонт в объеме, превышающем норму, расходы на содержание гарантийных мастерских. На наш взгляд, нормой следует считать сумму предполагаемых расходов в размере созданного резерва на гарантийный ремонт проданных товаров.

Расходы на исправление внешнего брака сверх созданного резерва, но в пределах утвержденных предприятием норм, ежемесячно списываются с кредита счета 24 на себестоимость произведенных аналогичных товаров (в дебет счета 23 «Производство»). В случае если подобная продукция в текущем отчетном периоде не выпускалась, потери от внешнего брака распределяются на себестоимость других видов товарной продукции в порядке, установленном для общепроизводственных расходов.

На отдел (службу, цех, мастерскую и т. п.), занимающийся гарантийным ремонтом товаров, целесообразно возложить обязанность по составлению ежемесячного отчета о выполнении гарантийных работ, на основании которого в учете бухгалтер сделает соответствующие записи. Данные для отчета будут черпаться из заказ-нарядов (актов о ремонте, другого документа, в котором фиксируется объем выполненных работ и понесенные расходы).

Если ремонтируется технически сложный товар, входящий в

Перечень согласно приложению 1 к Порядку № 506 (далее — Перечень), то на исполнителя ремонтных работ (а им в данном случае является производитель) возлагается обязанность по ведению Журнала учета гарантийного ремонта (обслуживания) технически сложных бытовых товаров (по форме приложения 10 к Порядку № 506). Обязанность по ведению этого журнала целесообразно возложить на технический отдел предприятия, занимающийся ремонтными работами. Следует обратить внимание, что в последней графе Журнала ставится дата и подпись потребителя о получении товара после ремонта. В силу того, что производитель не всегда соприкасается напрямую с конечным потребителем (отгрузка производителю вышедшего из строя товара на ремонт осуществляется продавцом или сервисной службой), в этой графе следует ставить либо подпись материально ответственного лица производителя, который отвечает за доставку отремонтированного товара продавцу (сервисной службе), либо подпись представителя продавца (сервисной службы), который получает товар для передачи конечному покупателю. Не лишним будет здесь же указать номер и дату отгрузочных документов на отправку отремонтированного товара. В свою очередь, продавец (сервисная служба), возвращая отремонтированный товар покупателю, потребует от него проставления даты и подписи в соответствующем акте приема-передачи (накладной, журнале регистрации выдачи товаров покупателям и т. п.).

Еще раз хотим сказать, что порядок организации учета и документооборота зависит от многих факторов и из различных вариантов выбирается наиболее приемлемый.

В налоговом учете

для отражения производителем расходов на гарантийный ремонт в составе валовых нужно выполнить требования п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль (см. «В налоговом учете по расходам на гарантийный ремонт действует 10 % ограничение»).

 

В налоговом учете по расходам на гарантийный ремонт действует 10 % ограничение

Извлечение из Закона о налоге на прибыль

«5.4. Особенности отнесения расходов двойного назначения в состав валовых расходов плательщика налога

В валовые расходы включаются:

<...>

5.4.3.

Какие-либо расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, но не более суммы, соответствующей уровню гарантийных замен, принятых (обнародованных) плательщиком налога, но не более 10 процентов от совокупной стоимости таких товаров, которые были проданы и по которым не истек срок гарантийного обслуживания.

В случае осуществления гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести отдельный учет бракованных товаров, возвращенных покупателями, а также учет покупателей, получивших такую замену

или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным налоговым органом [таким документом является Порядок № 203.Примеч. ред.].

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение валовых расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания)

или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей [таким документом является Порядок № 506.Примеч. ред.].

Под термином «обнародование» следует понимать распространенное в содержании рекламы, технической документации, договора или другого документа обязательство продавца относительно условий и сроков гарантийного обслуживания».

 

Итак, в

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль речь идет о любых расходах на гарантийный ремонт, обслуживание или замену товаров со ссылкой на два нормативных документа — на Порядок № 203 и на Порядок № 506.

Сразу приведем мнение ГНАУ (

письмо от 31.03.2006 г. № 1931/Х/15-03145): право на валовые расходы в пределах 10 % лимита по п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль распространяется только в отношении товаров, приведенных в Перечне, и только, если они проданы покупателям — физическим лицам. Аргументируют свою позицию налоговые органы тем, что для целей применения этой нормы нужно ориентироваться только на Порядок № 506, которым установлен перечень товаров и который в качестве покупателя определил потребителя, приобретающего товары для собственных бытовых нужд. Далее ГНАУ, опираясь на определение термина «потребитель»* из Закона о защите прав потребителей, приходит к выводу, что п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль действует только, если товары проданы физическим лицам.

* Согласно п. 22 ст. 1 Закона о защите прав потребителей потребитель — физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Мы с таким мнением не согласны и считаем, что на основании

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль в валовые расходы могут быть включены расходы на проведение гарантийного ремонта (замены) любых товаров (как включенных, так и не включенных в Перечень, но на которые установлены гарантийные сроки, а также проданных как юридическим, так и физическим лицам).

Теперь объясним, почему, на наш взгляд,

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль распространяется не только на товары, вошедшие в Перечень. Если внимательно посмотреть на п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, то в нем КМУ уполномочен разработать порядок гарантийного ремонта (обслуживания) и гарантийных замен товаров и перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание. В п. 1.10 Порядка № 203 (а он также разработан во исполнение п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль) сказано, что он распространяется на все товары, на которые установлены гарантийные сроки и по которым такой гарантийный срок не истек. При этом перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, а также товаров, на которые (на время ремонта) предусматривается обменный фонд, устанавливается КМУ (п. 1.11 Порядка № 203).

Гарантийное обслуживание

, в свою очередь, заключается в том, что производитель (продавец, исполнитель) в течение гарантийного срока обязуется организовать, если это предусмотрено эксплуатационными документами, работы по специальной установке (подключению) товара или его сборке и техническому обслуживанию (п. 3 Порядка № 506). Как видим, гарантийное обслуживание направлено на обеспечение нормальной работы исправных товаров, когда в силу специфики их подключения или эксплуатации необходима квалифицированная поддержка.

А Кабмин, возможно, несколько широко поняв свою задачу, утвердил

Перечень технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (обслуживанию) и гарантийной замене. Вот теперь ГНАУ и ограничивается только этим Перечнем, говоря о «гарантийных» валовых расходах. Мы считаем, что на данный Перечень нужно ориентироваться только в плане валовых расходов по гарантийному обслуживанию товаров. Что касается затрат на гарантийный ремонт и замену товаров, если такие расходы несет производитель (продавец) товаров, то на Перечень не нужно обращать внимание и отражать такие расходы в составе валовых в пределах 10 % лимита на основании п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль.

В отношении применения

Перечня существует и альтернативная позиция, которая является даже более выгодной для налогоплательщика: раз п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль распространяется только на товары, вошедшие в Перечень, то расходы на гарантийный ремонт (замену) всех прочих товаров включаются в валовые расходы без каких-либо ограничений на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Обоснование этого подхода сводится к тому, что обязанность производителя (продавца) отремонтировать (заменить) товары в течение гарантийного срока установлена действующим законодательством, следовательно, понесенные на эти цели затраты являются хозяйственными. Что же касается расходов двойного назначения по гарантийным ремонтам, то установленное п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль 10 % ограничение распространяется только на товары, вошедшие в Перечень.

На наш взгляд, оба представленных подхода (отличных от подхода ГНАУ) имеют право на жизнь. В любом случае мнение ГНАУ по поводу того, что расходы на гарантийный ремонт по товарам, не вошедшим в

Перечень, не включаются в состав валовых расходов, является незаконным.

Что касается субъектного состава покупателей, то тут, по нашему мнению, все гораздо проще. Во-первых,

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль оперирует понятием «покупатель», коим может быть как физическое, так и юридическое лицо. Во-вторых, Порядок № 506 (где употребляется термин «потребитель») разработан во исполнение п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, а не во исполнение норм Закона о защите прав потребителей, поэтому опираться только на определение, приведенное в Законе о защите прав потребителей, не совсем корректно. Кстати, во многих статьях ГКУ используется термин «потребитель», которым обозначают как физических, так и юридических лиц. В-третьих, в п. 1.1 Порядка № 203, на который ссылается п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, сказано, что он распространяется на субъектов хозяйствования, продающих товар, предоставляющих услуги по ремонту, обслуживанию (далее — продавцы), и на юридических и физических лиц, которые покупают товары или получают услуги по ремонту, обслуживанию (далее — покупатели). Кроме того, сама форма Книги по учету бракованных товаров и учета покупателей, получивших гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию), которую необходимо вести, чтобы получить право на валовые расходы, предусматривает отражение в ней паспортных данных или юридических реквизитов покупателя. Это еще раз подтверждает, что право на включение в валовые расходы гарантийных расходов не должно зависеть от того, является покупатель физическим или юридическим лицом. Ведь для производителя или продавца, который несет расходы на гарантийный ремонт, совершенно не важно, куплен бракованный компьютер обычным гражданином или фирмой для использования в офисе, а потому ограничивать его расходы на этом основании как минимум нелогично.

Теперь поговорим об определении самого суммового ограничения (

не более 10 % от совокупной стоимости товаров, которые были проданы и по которым не закончился срок гарантийного обслуживания). Четких рекомендаций, как считать данный лимит, ни на нормативном уровне, ни на уровне официальных разъяснений нет, поэтому предлагаем свой вариант, основанный на сложившейся практике. В виде формулы порядок определения совокупной стоимости проданных товаров (ССТ) можно представить так:

ССТ = ТГнач + ТГотч - ТГоконч

,

где

ТГнач — стоимость проданных товаров, которые находятся на гарантии по состоянию на начало отчетного периода (так как отчетный период для целей Закона о налоге на прибыль всегда начинается 1 января отчетного года, то показатель ТГнач будет в течение года неизменным);

ТГотч

— стоимость проданных в течение отчетного периода товаров, на которые установлен гарантийный срок;

ТГоконч

— стоимость проданных товаров, по которым в отчетном периоде истек гарантийный срок.

При этом соответствующие показатели стоимости товаров, на наш взгляд, должны браться по продажной стоимости без вычета из нее суммы НДС. В то же время следует обратить внимание, что у налоговых органов иное мнение. Они считают, что стоимость проданных товаров необходимо брать без учета НДС (

консультация в «Вестнике налоговой службы Украины», 2002, № 40, с. 15).

В декларации по налогу на прибыль расходы на гарантийный ремонт (замену) отражаются в строке 04.13 (прочие расходы), так как отдельная строка для этих затрат не предусмотрена. В связи с этим, если на гарантийный ремонт были использованы товарно-материальные ценности (материалы, запчасти и т. п.), которые ранее были включены в валовые расходы и учитывались в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, то их нужно исключить из перерасчета путем отражения в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации, а затем (в пределах 10 % лимита) отразить по строке 04.13 декларации. Следует отметить, что при определении фактической суммы расходов на гарантийный ремонт, которая отражается в строке 04.13 декларации, понесенные расходы (стоимость использованных для замены запчастей, затраты на оплату труда, взносы на социальное страхование, общепроизводственные расходы и т. п.) необходимо уменьшить на стоимость оприходованных в ходе ремонта ТМЦ.

Суммы входящего НДС, приходящиеся на стоимость ТМЦ, использованных в ходе выполнения гарантийного ремонта, не исключаются из налогового кредита, так как такие ТМЦ использованы в хозяйственной деятельности плательщика. Причем налоговый кредит не корректируется, даже если 10 % лимит по валовым расходам на гарантийный ремонт (замены) превышен.

Еще раз подчеркнем, что в документальном плане для получения плательщиком (в данном случае производителем) права на валовые расходы, помимо прочих подтверждающих документов о понесенных «гарантийных» расходах, нужно вести

Книгу по учету бракованных товаров и учета покупателей, которые получили гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию), а если товары входят в Перечень, то и оригиналы отрывных талонов на гарантийный ремонт.

ІІІ этап — Передача продавцу отремонтированных товаров

. Возврат продавцу отремонтированных товаров осуществляется на основании накладной (акта-приема передачи). Продавец при выдаче товара покупателю требует проставления последним подписи в отрывном талоне на гарантийный ремонт в подтверждение получения таких услуг. Впоследствии оригиналы отрывных талонов необходимо передать производителю, фактически выполнившему гарантийный ремонт.

Пример 1

. Согласно условиям договора купли-продажи между производителем и продавцом товара в случае поступления рекламаций от конечных покупателей все расходы по устранению дефектов товара (в пределах гарантийного срока) берет на себя производитель. Покупатель вернул продавцу товар со скрытыми дефектами, которые выявились в ходе эксплуатации товара в пределах гарантийного срока, покупная стоимость которого 1200 грн., в том числе НДС — 200 грн. Расходы производителя по ремонту составили:

— стоимость замененной детали 300,00 грн. (без НДС);

— расходы на оплату труда (исходя из количества потраченных чел./часов) — 100,00 грн.

В ходе ремонта оприходована деталь, подлежащая восстановлению, по справедливой стоимости 80,00 грн.

На предприятии ежемесячно пополняется резерв для обеспечения гарантийных обязательств в размере 1 % от объема реализованной продукции с учетом НДС. Сумма созданного резерва составляет 25000 грн.

Расходы на проведение гарантийного ремонта (300 + 100 + 37,60 - 80) не превысили 10 % лимит для валовых расходов.

 

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налого-вый учет (ВР)

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

Учет у производителя

1. Создан резерв для обеспечения гарантийных обязательств

бухгалтерская справка (расчет)

93

473

25000,00

2. Получен забракованный товар от продавца для ремонта

накладная (акт приема-передачи) от продавца

023

1200,00

3. Понесены расходы на ремонт товара:

отчет техслужбы, а также:

— на стоимость замененной детали

накладная на отпуск ТМЦ со склада (на внутреннее перемещение) и др.

473

207

300,00

300,00*

— на оплату труда работников

наряд-задание на выполнение работ

473

661

100,00

100,00**

— на сумму соцвзносов «сверху» с суммы оплаты труда (100 х (33,2 % + 1,5 % + 1,3 % + 1,6 % тариф условный))

бухгалтерская справка

473

65

37,60

37,60**

4. Оприходована изъятая в ходе ремонта деталь, подлежащая восстановлению

отчет (акт оценки) техслужбы, накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов

207

716

80,00

— ***

5. Отремонтированный товар передан продавцу для выдачи покупателю

накладная (акт приема-передачи)

023

1200,00

Учет у продавца

1. Получен бракованный товар от покупателя для ремонта

заявление, акт приема-передачи, отрывной гарантийный талон

023

1200,00

2. Передан товар производителю для ремонта

накладная (акт приема-передачи)

06

1200,00

3. Получен отремонтированный товар от производителя

накладная (акт приема-передачи)

06

1200,00

4. Выдан товар покупателю

акт приема-передачи, подпись в отрывном листе к гарантийному талону

023

1200,00

* Так как расходы на гарантийный ремонт вписываются в 10 % лимит, то предприятие отражает их по строке 04.13 декларации. При этом, чтобы затраты на ремонт дважды не были учтены в составе валовых расходов, стоимость детали нужно исключить из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, показав в графе 4 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

** Порядок отражения в налоговом учете затрат на оплату труда и начислений в соцфонды с зарплаты работников, занятых гарантийным ремонтом товаров (в полной сумме на основании п.п. 5.6.1 и п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль или с учетом 10 % ограничения согласно п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль), на наш взгляд, аналогичен порядку учета затрат на оплату труда работников, занятых ремонтом основных фондов. Учитывая, что «зарплатные» расходы на ремонт основных фондов ГНАУ требует отражать в валовых расходах с учетом 10 % лимита (письмо ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317 наш ком. к нему см. в «БН», 2008, № 11, с. 9), здесь также стоит соблюдать этот подход. В декларации по налогу на прибыль расходы на оплату труда таких работников и начисления в соцфонды на их зарплату (в пределах 10 % лимита) следует отразить в строке 04.13 декларации по налогу на прибыль, а не в строках 04.3 и 04.4 декларации.

*** Стоимость оприходованной детали участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Если производитель обеспечивает гарантийный ремонт товара через сервисный центр

Выше мы уже отметили, что наиболее распространенным вариантом организации гарантийного ремонта проданных товаров широкого потребления является заключение договора на оказание услуг по ремонту между производителем (продавцом) и специализированным предприятием, предоставляющим такие услуги (сервисным центром).

Как правило, взаимоотношения между сторонами строятся следующим образом. Согласно договору сервисный центр обязуется оказывать услуги потребителям по ремонту вышедших из строя товаров в течение гарантийного срока (при предъявлении гарантийного талона, эксплуатационных документов и документов, подтверждающих оплату покупки)

за счет производителя. По факту выполненных ремонтных услуг (с установленной между сторонами периодичностью) сервисный центр составляет акт предоставленных услуг, который и подлежит оплате производителем.

Так как расходы на гарантийный ремонт несет производитель, то именно он отражает эти расходы в составе валовых в пределах 10 % лимита на основании

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, а также ведет учет таких расходов согласно Порядку № 203 (т. е. ведет Книгу по учету бракованных товаров и учету покупателей, которые получили гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию)). При этом расходы производителя на гарантийный ремонт состоят из стоимости услуг, оплаченных сервисному центру, а также стоимости запасных частей, деталей, комплектующих, переданных сервисному центру для ремонта и использованных последним.

Несколько подробнее остановимся на операции по передаче сервисному центру ТМЦ (деталей, комплектующих, запасных частей и т. п.) для проведения ремонтных работ. На момент передачи таких ТМЦ право собственности на них не переходит от производителя к сервисному центру, в связи с чем эта операция не сопровождается ни возникновением валовых доходов и налоговых обязательств по НДС у производителя, ни увеличением валовых расходов и налогового кредита по НДС у сервисного центра. Такие ТМЦ до момента их установки (замены) в забракованных товарах остаются собственностью производителя и числятся у него на балансе. По факту предоставления сервисным центром отчета об использованных во время ремонта ТМЦ, полученных от производителя, последний списывает их стоимость с баланса. При этом в бухгалтерском и налоговом учете производитель отражает эти операции так же, как и при самостоятельном выполнении гарантийных ремонтных работ, т. е.:

— в бухучете стоимость таких ТМЦ списывается в дебет субсчета 473 (в пределах созданного резерва на гарантийный ремонт товаров) или 24 (сверх созданного резерва);

— в налоговом учете стоимость таких ТМЦ в пределах 10 % лимита включается в состав валовых расходов.

Что касается стоимости неисправных ТМЦ, полученных сервисными центрами в ходе осуществления гарантийного ремонта, то они, как правило, передаются производителю для восстановления, изъятия деталей и узлов, пригодных для использования или для утилизации. При получении таких ТМЦ производитель отражает их в учете в том же порядке, как если бы он самостоятельно осуществлял гарантийный ремонт, в ходе которого и были получены эти ценности.

Подтверждающими документами о понесенных затратах у производителя будут:

— акты приема-передачи (накладные) на ТМЦ, переданные сервисному центру для использования в ремонте;

— акты предоставленных услуг по ремонту, составной частью которого или в виде отдельного документа (отчета) будет приведен перечень и стоимость использованных во время ремонта ТМЦ, полученных от производителя;

— оригиналы отрывных листков к гарантийным талонам на отремонтированные товары;

— запись в Книге по учету бракованных товаров и учету покупателей, которые получили гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию);

— акты приема-передачи (накладные) на возврат производителю неисправных запчастей, деталей, комплектующих.

Пример 2

. Между производителем и сервисным центром заключен договор на гарантийное обслуживание товаров производителя. Для проведения ремонтных ремонт производитель передал сервисному центру комплектующие общей стоимостью 8000,00 грн.

Согласно договору сервисный центр ежемесячно составляет и подписывает с производителем акт выполненных ремонтных работ, а также предоставляет отчет об использованных в ходе ремонта ТМЦ. За отчетный месяц стоимость услуг по ремонту согласно акту составила 12000,00 грн. (в том числе НДС — 2000,00 грн.), стоимость использованных комплектующих производителя — 5000,00 грн.

Неисправные комплектующие были переданы производителю, из них:

— часть комплектующих, подлежащих ремонту и дальнейшей эксплуатации, оценена по справедливой стоимости 1500,00 грн. Расходы на их восстановление составили 300,00 грн.;

— часть комплектующих признана окончательным браком и оприходована в качестве возвратных отходов. Такие комплектующие были оценены по справедливой стоимости их возможной продажи как отходы на общую сумму 500,00 грн.

При этом допустим, что 10 % лимит производителем не исчерпан, т. е. вся сумма понесенных расходов на гарантийный ремонт включается в состав валовых расходов.

 

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Переданы комплектующие сервисной службе

накладная (акт приема-передачи)

207/2*

207/1

8000,00

2. Подписан акт выполненных работ сервисным центром по гарантийному ремонту товаров

акт выполненных работ, оригиналы отрывных листов к гарантийным талонам

473 (24)

631

10000,00

10000,00

3. Сумма НДС включена в состав налогового кредита

Налоговая накладная

641

631

2000,00

4. Списана стоимость использованных сервисным центром во время ремонта комплектующих

Отчет сервисного центра

473 (24)

207/2

5000,00

— **

5. Оприходованы неисправные комплектующие от сервисного центра:

— на стоимость комплектующих, подлежащих ремонту

Накладная от сервисного центра, акт оценки ТМЦ

207/3

716 (24)

1500,00

— ***

— на стоимость неисправных комплектующих

Накладная от сервисного центра, акт оценки ТМЦ

209

716 (24)

500,00

— ***

6. Отражены расходы на восстановление комплектующих

Заказ-наряд, акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов

473 (24)

13, 20, 22, 661, 65, 91

300,00

— ****

7. Восстановленные комплектующие возвращены на склад

Накладная на внутренне перемещение

207/1

207/3

1500,00

* К субсчету 207 «Запасные части» целесообразно открыть субсчета второго порядка:

1 — «Запчасти на складе»;

2 — «Запчасти, переданные сервисной службе для ремонта»;

3 — «Комплектующие, требующие ремонта».

** Стоимость этих ТМЦ исключается из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (отражается в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации) и включается в валовые расходы по строке 04.13 декларации о налоге на прибыль. Фактические расходы на гарантийный ремонт (строка 04.13 декларации) состоят из расходов на такой ремонт за минусом стоимости оприходованных в ходе ремонта запасов, которые могут быть использованы в хоздеятельности. *** Стоимость оприходованных ценностей пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

**** Стоимость использованных во время ремонта материалов, запчастей включается в валовые расходы посредством перерасчета по п. 5.9

Закона о налоге на прибыль.

 

Учет ГАРАНТИЙНого РЕМОНТА СЕРВИСНЫМ ЦЕНТРОМ

Сервисный центр, заключивший с производителем товара договор на предоставление ремонтных услуг, понесенные расходы собирает на счете 23 «Производство» с последующим списанием в дебет субсчета 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг». Соответственно выручку от предоставленных услуг по ремонту сервисный центр отражает по кредиту субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг».

Полученные от производителя ТМЦ (запчасти, детали), если, конечно, такие ТМЦ не приобретены по договору купли-продажи, не приходуются на баланс сервисным центром и соответственно не включаются в себестоимость предоставленных услуг. Такие ТМЦ учитываются на забалансовом субсчете 022 «Материалы, принятые для переработки», субсчет более низкого уровня к которому, к примеру, можно назвать «Обменный фонд, полученный от производителя». По мере использования таких ТМЦ в ремонте и предоставления отчета производителю их стоимость списывается с забалансового учета.

В налоговом учете на сервисный центр не распространяется действие

п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, так как он является только исполнителем гарантийных услуг и все понесенные им расходы ему компенсируются либо производителем либо продавцом товаров. Следовательно, он свои текущие расходы на оказание ремонтных услуг отражает в общеустановленном порядке без оглядки на 10 % лимит.

Документальное оформление: если ремонтируются товары, вошедшие в

Перечень, исполнитель обязан вести Журнал учета гарантийного ремонта (обслуживания) технически сложных бытовых товаров по форме Приложения 10 к Порядку № 506, а также у него остаются корешки отрывных листков к гарантийному талону, которые подтверждают факт проведенных им ремонтных работ. Основную часть отрывного листка к гарантийному талону вместе с другими документами (актом выполненных работ, отчетом об использованных в ходе ремонта ТМЦ, полученных от производителя) сервисный центр передает производителю (продавцу), возмещающему такие расходы.

 

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Получены комплектующие от производителя

Накладная (акт приема-передачи)

022

8000,00

2. Принят товар на гарантийный ремонт (товар приходуется по стоимости, указанной в документах на приобретение этого товар)

Акт приема-передачи

023

150000,00 (условно)

3. Понесены собственные расходы на выполнение ремонтных работ (условно)

Накладные, требования, наряд-задания, ведомость начисления зарплаты, счета на оплату услуг сторонних организаций и т. п.

23

20, 22, 13, 661, 65, 631,...

7000,00 (условно)

7000,00

4. Списаны общепроизводственные расходы

Расчет распределения общепроизводственных расходов

23

91

400,00

5. Списана стоимость использованных в ходе ремонта комплектующих, полученных от производителя

Накладная (акт-требование) на отпуск ТМЦ со склада

022

5000,00

6. Возвращен отремонтированный товар покупателям

Акт приема-передачи, квитанция о выдаче товара

023

150000,00

7. Предоставлены ремонтные работы и отражен доход от реализации услуги производителю

Акт выполненных работ

361

703

12000,00

10000,00

8. Начислены налоговые обязательства по НДС

Налоговая накладная

703

641

2000,00

9. Получена оплата за услуги от производителя товаров

Выписка банка

311

361

12000,00

 

На этом завершаем рассмотрение операций, связанных с гарантийным ремонтом товаров. Надеемся, что представленный материал поможет вам в работе, ведь знание всех нюансов налогообложения и учета — это гарантия качества работы бухгалтера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше