Темы статей
Выбрать темы

О дополнительном отпуске работникам, имеющим детей

Редакция БН
Письмо от 14.04.2008 г. № 235/0/15-08/13

ОТПУСК «НА ДЕТЕЙ»

Минтруда окончательно определилось, как считать количество оснований для его предоставления

 

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 14.04.2008 г. №235/0/15-08/13

«О дополнительном отпуске работникам, имеющим детей»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

В прошлом номере нашей газеты (см. шпаргалку бухгалтера

«Ежегодный отпуск» // «БН», 2008, № 20, с. 21) мы вспоминали основные правила предоставления отпуска «на детей», предусмотренные ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96 (далее — Закон об отпусках). В том материале мы отмечали, что ввиду отсутствия четких требований по практическому применению данной нормы нам ничего не остается, как ориентироваться на мнение Минтруда — официальный орган, в компетенцию которого входит разъяснение таких вопросов. В комментируемом сегодня письме Минтруда опять обращается к этой теме и по некоторым особо спорным моментам, надо сказать, меняет свою позицию. Остановимся на наиболее значимых моментах.

Во-первых

, в письме приведена хронология изменений в законодательстве по предоставлению отпуска «на детей». Подробно об этом вы можете прочитать в статье «Дополнительный отпуск «на детей»» // «БН», 2007, № 34, с. 14. Минтруда напоминает, что законодательством не предусмотрен срок давности, после истечения которого утрачивается право на отпуск «на детей». Поэтому, если работник в силу каких-либо причин не использовал дополнительный отпуск «на детей» за прошлые годы, он имеет право использовать его в любое время, а в случае увольнения — получить компенсацию за все неиспользованные дни такого отпуска.

Кроме того, данное ведомство еще раз обращает внимание на то, что отпуск «на детей» относится к категории социальных отпусков и не зависит от фактически отработанного в году времени. Такой отпуск предоставляется раз в год установленной продолжительности (7 или 14 календарных дней в зависимости от количества оснований), включая и тот год, в котором ребенок достигает установленного возраста (независимо от даты рождения ребенка — до или после).

Во-вторых

, Минтруда разрешает предоставлять попечителю, воспитывающему ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, дополнительный отпуск, ссылаясь на ст. 1861 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ). В ней говорится, что гарантии, установленные ст. 1821 КЗоТ (право на отпуск «на детей»), распространяются также на родителей, которые воспитывают детей без матери (в том числе и в случае длительного нахождения матери в лечебном учреждении), а также на опекунов (попечителей). Проблема заключается в том, что согласно ст. 19 Закона об отпусках и ст. 1821 КЗоТ право на дополнительный отпуск «на детей» имеет лицо, взявшее ребенка под опеку. В свою очередь, опека устанавливается над ребенком до достижения им 14-летнего возраста, а уже с 14 до 18 лет над ребенком устанавливается попечительство. Так вот в комментируемом письме Минтруда признает право попечителей, воспитывающих детей в возрасте от 14 до 18 лет, на дополнительный отпуск «на детей». Вывод, безусловно, положительный для работников, но, на наш взгляд, небесспорный: в виде отдельного основания действующее законодательство предоставляет право на отпуск только опекунам . Что касается ст. 1861 КЗоТ, то, по нашему мнению, она может быть применена в тех случаях, когда опекун (попечитель) имеет право на отпуск «на детей» по другим основаниям (например, при наличии двоих детей в возрасте до 15 лет или при наличии ребенка-инвалида). Однако еще раз отметим, Минтруда не против предоставления таким лицам дополнительного отпуска.

В-третьих

, Минтруда опять обращается к определению одинокой матери для целей применения ст. 19 Закона об отпусках. Напомним, что одинокой матерью, в частности, является женщина, которая воспитывает ребенка без отца (в том числе и разведенная женщина, которая сама воспитывает ребенка, если отец не проживает вместе с ребенком и отсутствуют другие доказательства его участия в воспитании ребенка, и при этих же условиях женщина, которая вышла замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен).

Открытым остается вопрос, какие документы нужно предоставить разведенной женщине, имеющей ребенка до 18 лет, чтобы ее признали одинокой. Законодательство об этом молчит, поэтому в сегодняшнем

письме, как и ранее, Минтруда приводит примерный перечень документов, которые могут подтверждать этот факт: справка из ЖЭКа о регистрации лица по месту проживания, решение суда или постановление следователя о розыске ответчика по делу по иску о взыскании алиментов, решение суда о лишении ответчика родительских прав, решение органов опеки и попечительства или суда об отсутствии участия отца в воспитании ребенка и т. п.

Закономерно возникает вопрос, достаточно ли разведенной женщине предоставить справку из ЖЭКа, что отец проживает отдельно от ребенка для того, чтобы считать, что он не принимает участия в его воспитании. Ведь указанные выше документы приведены в качестве примера, и нигде не указано, что все перечисленные документы должны быть предоставлены одновременно. В комментируемом

письме Минтруда указало: предъявление только лишь справки из ЖЭКа о том, что ребенок проживает вместе с матерью, не дает достаточных оснований утверждать, что отец не принимает участия в его воспитании. Надо сказать, что этот вывод идет несколько вразрез с ранее данными разъяснениями. К примеру, в письмах Минтруда от 06.07.2006 г. № 247/13/116-06 и от 06.07.2006 г. № 247/13/116-06 было указано, что для того чтобы разведенная женщина могла воспользоваться правом на дополнительный отпуск «на детей», она должна воспитывать ребенка самостоятельно, т. е. без участия отца. При этом отец только тогда может быть признан принимающим участие в воспитании ребенка, когда он или проживает вместе с ребенком, или имеются другие доказательства ежедневного участия отца в воспитании ребенка. В сегодняшнем письме Минтруда о ежедневном участии отца в воспитании ребенка уже ничего не говорит, что наводит на мысль, что если будет установлен факт хоть какого-то участия отца в воспитании (независимо от степени такого участия), то женщина уже не будет иметь права на отпуск «на детей» как одинокая мать. Хотелось бы с позиции законодательства больше конкретики по этому вопросу, а пока одиноким матерям следует позаботиться о доказательствах (кроме справки из ЖЭКа), что родной отец ребенка не принимает участия в его воспитании.

В-четвертых

, Минтруда, похоже, полностью определилось с вопросом, как считать количество оснований для отпуска «на детей». Ранее данное ведомство рекомендовало считать количество оснований, исходя из того, что один ребенок может быть учтен по какому-либо основанию только один раз (см., например, письмо Минтруда 04.06.2007 г. № 132/13/133-07). Позже (письмо от 02.10.2007 г. № 316/13/116-07) Минтруда изменило свое мнение, которое продублировано и в комментируемом сегодня письме: каждое основание, приведенное в ст. 19 Закона об отпусках, является отдельным основанием, дающим право на дополнительный отпуск. Напомним, о каких основаниях идет речь:

— наличие двоих и более детей в возрасте до 15 лет;

— наличие ребенка-инвалида;

— наличие усыновленного ребенка;

— наличие ребенка под опекой;

— наличие ребенка у одинокой матери;

— наличие у отца ребенка, которого он воспитывает без матери.

Возьмем такой пример: одинокая мать имеет одного ребенка — инвалида. Согласно прежним разъяснениям Минтруда такой женщине можно было предоставить только 7 дней отпуска «на детей», поскольку один ребенок мог быть учтен только один раз (наличие у женщины ребенка-инвалида и по отношению к этому же ребенку женщина является одинокой матерью). Согласно нынешней позиции Минтруда в данном случае у женщины есть право на дополнительный отпуск «на детей» по двум основаниям (как одинокая мать и как мать, имеющая ребенка-инвалида). Иными словами, если женщина одновременно попадает под несколько из приведенных выше оснований, то каждое такое основание считается отдельно и отпуск предоставляется продолжительностью 14 календарных дней. По всей видимости, это уже окончательная позиция Минтруда, так как (об этом прямо сказано в

письме) она основана на проведенной Минтруда совместно с Минюстом и Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины по правовой экспертизе. Да, надо сказать, что времени на это потребовалось немало. Получается, что работодателям нужно пересмотреть право работников на отпуск «на детей» с учетом этой позиции Минтруда за все прошлые годы начиная с 1 марта 2003 года, когда было введено обязательное предоставление такого отпуска (а одиноким матерям — с 18.11.2004 г.), и в дальнейшем предоставить дни такого оплачиваемого отпуска или при увольнении выплатить компенсацию за их неиспользование.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше