ИНСТРУКТАЖ И СТАЖИРОВКА
водителей автомобилей — порядок действий
Предприятия, использующие автомобили в своей хозяйственной деятельности, должны проводить инструктажи и стажировки водителей. Такое требование уже давно содержится в законодательстве Украины. Но только недавно был принят порядок, регламентирующий процедуру проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств.
Поэтому в сегодняшней статье мы расскажем о том, кто и как должен осуществлять стажировку и инструктаж водителей.
Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон об автотранспорте
— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.Закон о лицензировании
— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2001 г. № 1775-III.Порядок № 975
— Порядок проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса от 05.08.2008 г. № 975.Лицензионные условия —
Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Госпредпринимательства, Минтранса от 01.02.2008 г. № 9/119.
Кто осуществляет инструктаж и стажировку водителей
В соответствии со
ст. 34 Закона об автотранспорте автомобильный перевозчик должен обеспечить проведение стажировки и инструктажа водителей. Осуществление такого инструктажа и стажировка происходит согласно Порядку № 975.Этот
Порядок распространяется на автомобильных перевозчиков независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые имеют колесные транспортные средства (далее — КТС), принимающие участие в дорожном движении.Автомобильный перевозчик — это физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или (и) грузов транспортными средствами (
ст. 1 Закона об автотранспорте).Инструктаж и стажировку водителей КТС в соответствии с этим
Порядком может осуществлять предприятие самостоятельно. В таком случае организация, проведение и учет инструктажей и стажировка возлагаются на службу безопасности дорожного движения предприятия. Если такой службы на предприятии не предусмотрено, то эти обязанности исполняет лицо, на которое возложено выполнение функций этой службы.Если же предприятие не в состоянии самостоятельно проводить инструктаж и стажировку водителей КТС, оно должно заключить договор относительно проведения таких мероприятий с другим субъектом хозяйственной деятельности. В инструкции прямо не указано, кто может выступать таким субъектом хозяйственной деятельности, потому можно допустить, что ими могут быть дорожные предприятия, принадлежащие к сфере управления Укравтодора*.
* В соответствии с Мероприятиями по обеспечению безопасности дорожного движения на ведомственном транспорте, утвержденными приказом Госслужбавтодорог от 16.08.2007 г. № 428 эти предприятия имеют право проводить инструктажи в ведомственных предприятиях.
Контроль же за организацией проведения таких мероприятий осуществляет руководитель предприятия. Кроме этого он утверждает программы проведения инструктажей и стажировки, сроки проведения инструктажей и перечень лиц, которые должны проходить инструктаж.
Виды инструктажей
На предприятии, использующем КТС, должны проводиться разные виды инструктажей, их перечень и характеристика приведены в таблице на с. 11.
Инструктажи проводятся, как правило, или в кабинете безопасности дорожного движения, или в помещении, специально для этого оборудованном, с использованием технических средств обучения, учебных и наглядных пособий, или в диспетчерских на предприятиях. Исключением из правила является первичный инструктаж, проводящийся на рабочем месте, и внеплановый инструктаж, который может осуществляться не только в перечисленных выше помещениях, но и при помощи громкоговорителя во время выезда водителей за пределы предприятия и через мобильные телефоны.
| Вид инструктажа | Когда, и с кем проводят инструктаж | Во время инструктажа разъясняют |
| Вступительный | При приеме на постоянную или временную работу водителя, независимо от его стажа и квалификации, вида и особенностей перевозок, а также модели КТС, на котором будут работать | 1) требования по организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия; 2) правила внутреннего трудового распорядка; 3) режим труда и отдыха; 4) особенности условий работы КТС предприятия и мероприятия по обеспечению безопасности движения; 5) основные причины дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и методы по их предупреждению; 6) действия водителя в случае ДТП; 7) порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотров |
| Первичный | Перед началом работы на рабочем месте с принятым по трудовому договору на предприятие водителем | 1) особенности КТС, на котором будет работать водитель; 2) особенности перевозок пассажиров или грузов; 3) порядок обслуживания, ремонта и место хранения КТС |
| Предрейсовый (целевой) | С водителями КТС перед выездом на линию (маршрут), которые осуществляют перевозку групп детей, направляющимися впервые на междугородные перевозки пассажиров или грузов или привлекающиеся к работе по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий | 1) особенности маршрута; погодные условия; 2) особенности груза, влияющие на безопасность движения; 3) особенности перевозок групп детей; 4) особенности управления КТС при условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
| Периодический (повторный) | При переходе к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды с целью систематического и обязательного ознакомления водителей предприятия с информацией относительно безопасной работы на линии (маршруте). | 1) причины и следствия ДТП, обстоятельства их совершения; 2) особенности эксплуатации и управления автотранспорта в осенне-зимний и весенне-летний периоды; 3) условия проезда через железнодорожные переезды, расположенные на маршрутах работы водителей, с нанесенными на их схемы зонами видимости пути |
| Внеплановый (специальный) | В случае зафиксированного нарушения Правил дорожного движения, что могло стать причиной ДТП | 1) появление опасных мест и участков на линии (маршруте); 2) возможности наступления особо сложных метеорологических или дорожных условий; 3) приказы, поступившие от органов государственной власти |
Документальное оформление инструктажей
Факт проведения инструктажей фиксируется в специальных журналах, форма которых приведена в порядке №
975. Так, вступительный инструктаж проводится в соответствии с приказом о принятии на работу водителя, а факт осуществления такого инструктажа фиксируется в Журнале регистрации вступительного инструктажа по безопасности движения. Такой Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в службе безопасности дорожного движения или у лица, на которое возложено выполнение функций этой службы.При проведении других видов инструктажей запись делается в Журнал регистрации инструктажей по безопасности движения
, который должен быть также пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и храниться у непосредственного руководителя водителя, с которым проводится инструктаж. Кроме того, стоит помнить, что при проведении предрейсового (целевого) инструктажа факт его осуществления фиксируется и в путевом листе, путем проставления на нем штампа «Инструктаж проведен» с указанием времени, даты и подписи лиц, которые проводили инструктаж.Формы журналов регистрации инструктажей приведены на с. 12.
| ЖУРНАЛ регистрации вступительного инструктажа по безопасности движения
ЖУРНАЛ регистрации инструктажей по безопасности движения
Лист стажировки Приказом по предприятию от 24.10.2008 р № 155 водитель Иванов Василий Васильевич, принятый на работу на транспортное средство (модель) ВАЗ 2110 (удостоверение водителя серии КР № 1234567 категории А, В, С, D, стаж работы с 2000 года), направляется для прохождения стажировки с 24.10.2008 г. до 24.10.2008 г. в объеме 8 часов.
I. Работа на внутренней территории предприятия 1 . Не проводилась2. … II. Работа на линии (маршруте) 1 . № 52. … III. Контрольная поездка 1. Не проводилась2. … Замечания относительно работы стажера: 1. Замечания отсутствуют2. …
Вывод Допустить (не допустить) к работе на (марка КТС) ВАЗ 2110.
Дата 24.10.2008 г.
Дата 24.10.2008 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение стажировки
Кроме инструктажей по безопасности движения, на предприятиях, имеющих КТС, проводится и стажировка водителей. Ее проводят только с теми водителями, которые принимаются на работу впервые, или не работали водителями до приема на соответствующую работу в течение 12 и более месяцев, а также в случае перевода водителей на работу на новые для них марки или модели КТС. В первых двух случаях стажировка проводится путем практического управления соответствующим транспортным средством сроком не менее 30 часов, в других случаях — сроком не менее 8 часов.
Оформление стажировки происходит
Листом стажировки (форма приведена на с. 12), который выдается при направлении на стажировку. Этот Лист заполняет водитель-инструктор, проводящий инструктаж. По окончании стажировки он предоставляет Лист стажировки в отдел кадров предприятия, где его проверяют на правильность и полноту заполнения и хранят вместе с личным делом водителя. Отметим также и то, что о прохождении стажировки делается отметка и в путевых листах, выдаваемых стажерам.
Ответственность за непроведение инструктажа и стажировку
Законодательно не предусмотрено применение к предприятию или его должностным лицам штрафных санкций. В то же время предприятия, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, могут пострадать. Дело в том, что в
Лицензионных условиях предусмотрено, что при предоставлении услуг по перевозке пассажиров и грузов необходимо проводить стажировку и инструктаж водителей по безопасности автомобильных перевозок.Невыполнение такого условия может стать причиной для аннулирования лицензии предприятия, так как согласно
ст. 21 Закона о лицензировании основанием для этого является невозможность обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.Напомним, что проверку соблюдения лицензионных условий осуществляют территориальные органы Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте.
Надеемся, что приведенный материал даст возможность вам правильно и без проблем организовать проведение инструктажей и стажировку водителей.
