Темы статей
Выбрать темы

Налоговый кредит по НДС без налоговых накладных — вопросы и ответы

Редакция БН
Статья

НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ПО НДС

без налоговых накладных — вопросы и ответы

 

Несмотря на то что прошло уже более трех лет с момента внесения в Закон об НДС глобальных изменений, вопросы о нюансах формирования налогового кредита продолжают поступать к нам в редакцию. Среди них немалой популярностью пользуется вопрос о том, в каких случаях можно отразить налоговый кредит по НДС без налоговой накладной? В сегодняшней статье дадим развернутый ответ на него.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоговой службе

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Положение о кассе —

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 165

Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Порядок о регистрации КУРО —

Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение о расчетных документах

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

Общие требования

Можно ли отразить налоговый кредит по НДС без налоговой накладной? Если да, то приведите полный перечень таких случаев.

 

Основным документом, подтверждающим право на налоговый кредит по НДС, является налоговая накладная. Но есть и исключение из этого правила: согласно

п.п. 7.2.6 Закона об НДС основанием для начисления налогового кредита без получения налоговой накладной могут служить такие документы:

— товарный чек, платежный или расчетный документ;

— кассовые чеки;

— транспортные билеты, гостиничные счета, счета за услуги связи, за другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

— заявление с жалобой на поставщика товаров (услуг), отказавшегося выдать налоговую накладную или нарушившего порядок ее заполнения, к которому прилагаются копии документов, подтверждающих факт уплаты налога.

А вот в случае импорта товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на получение налогового кредита, считается грузовая таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату НДС, или погашенный налоговый вексель*

(п.п. 7.2.7 Закона об НДС).

* Отметим, что погашение НДС путем предъявления налогового векселя в 2008 году невозможно.

Обратите внимание!

Закон об НДС предъявляет особые требования к форме и содержанию перечисленных выше документов. При этом в отдельных случаях выдвигает ограничение и по сумме НДС, которую можно включить в состав налогового кредита. Для наглядности основные требования, которые предъявляются к указанным выше документам, представим в таблице.

 

Документы, которые дают право на налоговый кредит без налоговой накладной

Документы

Обязательные реквизиты в документе/особенности оформления

Примечания/ограничения

Норма Закона об НДС

1

2

3

4

Документы, которыми оформляется поставка товаров (услуг) за наличные или с расчетами карточками платежной системы, банковскими чеками, персональными чеками: — товарный чек; — платежный или расчетный документ (кассовый чек, чек терминала и т. п.)

1) общая сумма платежа; 2) сумма налога; 3) налоговый номер поставщика (ИНН)

В рамках предельной суммы, установленной НБУ для наличных расчетов (на данный момент — 10 тыс. грн. с учетом НДС) в течение одного дня с одним поставщиком

Абз. первый п.п. 7.2.6

Кассовый чек**

1) общая сумма платежа; 2) сумма налога; 3) фискальный номер РРО (без определения налогового номера поставщика (ИНН))

Общая сумма поставленных товаров (услуг) не может превышать 200 грн. в день (без НДС)

Абз. шестой п.п. 7.2.6

— Транспортный билет; — гостиничный счет; — счет за услуги связи; — счет за другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета (по данным водосчетчиков, электросчетчиков и т. п.)

1) общая сумма платежа; 2) сумма налога; 3) налоговый номер поставщика (ИНН) (за исключением документов, у которых форма установлена международными стандартами)

1) ограничений по сумме нет; 2) на наш взгляд, если в гостиничном счете отсутствуют обязательные реквизиты для налогового кредита, то их можно позаимствовать из кассового чека (который очень часто прилагается к гостиничному счету). Если же кассовый чек по каким-то причинам не был приложен, но в счете указаны все перечисленные реквизиты, то, по нашему мнению, право на налоговый кредит все равно будет

Абз. пятый п.п. 7.2.6

Заявление с жалобой

Составляется в соответствии с общепринятыми нормами делопроизводства, если поставщик отказался предоставить налоговую накладную или заполнил ее с нарушениями

Подается вместе с декларацией за отчетный налоговый период, в котором должна быть предоставлена налоговая накладная. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих факт уплаты налога (товарный чек и т. п.)

Абзацы второй и третий п.п. 7.2.6

** Кассовый чек может не содержать ИНН, если он печатается РРО, включенным в Государственный реестр ЭККА и компьютерную систему до момента вступления в силу Порядка о регистрации КУРО (до 01.07.2001 г.).

 

НК по кассовому чеку

Подотчетное лицо предоставило вместе с авансовым отчетом кассовый чек. Чек на общую сумму 3600 грн. (с учетом НДС). Можно ли сумму НДС по чеку в размере 600 грн. включить в состав налогового кредита без налоговой накладной?

 

Из приведенной выше таблицы видно, что сумму НДС по кассовому чеку без налоговой накладной можно включить в состав налогового кредита, при условии что общая сумма поставленных товаров (услуг) по чекам не превышает 200 грн. в день

без НДС (соответственно сумма НДС составляет 40 грн.). То есть в налоговый кредит в течение одного дня попадает только 40 грн., независимо от того, сколько чеков было получено и от какого количества поставщиков. Аналогичного мнения придерживаются налоговые органы в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 44 и № 16, с. 40.

При этом остаток суммы НДС, не включенной в налоговый кредит, отнести в состав валовых расходов тоже не получится. Ведь согласно

п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль сумма НДС, включенная в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых плательщиком налога на прибыль для производственного или непроизводственного использования, не включается в состав валовых расходов.

Неужели в данной ситуации предприятие просто потеряет сумму «входного» НДС 560 грн. (600 грн. - 40 грн.)? Ведь такая сумма не может претендовать на налоговый кредит из-за ограничения, установленного

абзацем шестым п.п. 7.2.6 Закона об НДС, и попасть в состав валовых расходов она тоже не может. Не все так плохо.

Если в кассовом чеке

не выделен налоговый номер поставщика, но определен его фискальный номер, тогда в налоговый кредит действительно попадет только 40 грн. А вот если в кассовом чеке помимо общей суммы платежа и суммы налога указан налоговый номер поставщика (в чеке обозначен буквами «ПН»), то можно включить в состав налогового кредита сумму «входного» НДС в полном размере — 600 грн. Объясним почему. Дело в том, что в соответствии с п. 1.2 Положения о кассе под расчетным документом понимают, в частности, документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию, проездной документ и др.), который подтверждает факт продажи товаров, предоставления услуг, получения (возврат) средств. Как видим, кассовый чек является расчетным документом. Это означает, что предприятие, у которого есть кассовый чек с налоговым номером поставщика, может воспользоваться абзацем первым п.п. 7.2.6 Закона об НДС, а именно может включить в состав налогового кредита всю сумму НДС по кассовому чеку на общую сумму платежа до 10 тыс. грн. (включительно) в течение одного дня с одним поставщиком по одному или нескольким платежным документам. При этом такой кассовый чек должен быть оформлен в соответствии с требованиями Положения о расчетных документах. Кстати, о том, что кассовый чек может быть основанием для включения в налоговый кредит (в пределах 10 тыс. грн. с учетом НДС) только при условии соответствия его установленной форме с обязательным определением индивидуального налогового номера плательщика НДС, было отмечено ГНАУ в письме от 02.08.2006 г. № 14610/7/16-1517-05 (см. «Какие обязательные реквизиты должен содержать кассовый чек»).

 

Какие обязательные реквизиты должен содержать кассовый чек

Извлечение из письма ГНАУ от 02.08.2006 г. № 14610/7/16-1517-05

«Форма и содержание фискального чека, расчетной квитанции и других расчетных документов, предоставление покупателю которых является обязательным, определены

п.п. 3.2 п. 3 приказа ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 «Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» [п.п. 3.2 Положения о расчетных документах. — Примеч. ред.].

В соответствии с указанным приказом фискальный кассовый чек на товары (услуги) — это расчетный документ, напечатанный РРО при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), который должен содержать такие обязательные реквизиты:

название хозяйственной единицы;

адрес хозяйственной единицы;

для СПД, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС

, который предоставляется согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»; перед номером печатаются большие буквы «ПН»;

для СПД, не являющихся плательщиками НДС, — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед которым печатаются большие буквы «ІД»;

если количество приобретенного товара (полученной услуги) не равно единице измерения, — то количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги);

стоимость единицы измерения товара (услуги);

наименование товара (услуги);

буквенное обозначение ставки НДС справа от напечатанной стоимости товара (услуги);

обозначение формы оплаты (наличностью, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумму средств по данной форме оплаты;

общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в границах чека, перед которой печатается слово «СУМА» или «УСЬОГО»;

для СПД, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, отдельной строкой — буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общую сумму НДС

по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки — большие буквы «ПДВ»;

порядковый номер кассового чека, дату (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции;

фискальный номер регистратора расчетных операций, перед которым печатаются большие буквы «ФН»;

надпись «ФІСКАЛЬНИЙ ЧЕК» и логотип производителя.

Учитывая указанное,

кассовый чек может быть основанием для включения в налоговый кредит сумм НДС (в границах установленной Законом суммы) лишь при условии соответствия его установленной форме с обязательным определением индивидуального налогового номера плательщика НДС».

 

И еще один момент, на который хотим обратить ваше внимание. По идее если поставщик — плательщик НДС соблюдает действующее законодательство, то

в чеке РРО должен быть указан его налоговый номер. Ведь налоговый номер продавца — обязательный реквизит чека, а также отрывной части расчетной квитанции (пп. 3.2 и 5.3 Положения о расчетных документах). Правда, в свое время на вполне законных основаниях налоговый номер мог отсутствовать в кассовом чеке. Согласно п. 8 Порядка о регистрации КУРО требования к наличию обязательных реквизитов в кассовом чеке не распространяются на расчетные документы, печатаемые РРО, включенными в Государственный реестр РРО и компьютерную систему до момента вступления в силу этого же порядка (до 01.07.2001 г). Только вот в действующем Государственном реестре РРО, утвержденном приказом ГНАУ от 10.09.2008 г. № 581, уже таких кассовых аппаратов нет.

 

НК по кассовому чеку без налогового номера

К авансовому отчету от 1 октября 2008 года менеджер по закупкам приложил кассовые чеки от поставщиков товара на общую сумму 11040 грн. (во всех чеках указан налоговый номер поставщика):

— поставщик «А» — чек от 30.09.2008 г. на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.);

— поставщик «Б» — чек от 30.09.2008 г. на сумму 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.);

— поставщик «А» — чек от 01.10.2008 г. на сумму 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.).

Есть ли право на налоговый кредит?

Как предусмотрено

абзацем первым п.п. 7.2.6 Закона об НДС, основанием для начисления налогового кредита без НДС при поставке товаров (услуг) за наличные в пределах 10 тыс. грн. является, в частности, надлежащим образом оформленный расчетный документ, который подтверждает прием платежа поставщиком от получателя таких товаров (услуг). При этом такой документ должен содержать:

— общую сумму платежа;

— сумму налога;

— налоговый номер поставщика

.

Это наш случай. Все предоставленные чеки имеют перечисленные выше реквизиты. Только вот общая сумма по всем чекам составляет 11040 грн. Не означает ли это, что десятитысячный лимит в данной ситуации превышен и в налоговый кредит попадет лишь часть суммы НДС, указанной в кассовых чеках?

Нет. Дело в том, что в налоговый кредит можно включить всю сумму НДС по кассовому чеку в пределах общей суммы платежа 10 тыс. грн.

в течение одного дня с одним поставщиком по одному или нескольким платежным документам. А вот какую же дату считать правильной: дату кассового чека или дату утверждения авансового отчета? Прямого ответа на этот вопрос в Законе об НДС нет.

На наш взгляд, расчет предельной суммы налогового кредита следует производить

на дату, указанную в кассовом чеке, а не на дату составления авансового отчета (хотя в Реестре полученных и выданных налоговых накладных налоговый кредит по таким чекам отразится на дату предоставления авансового отчета). Таким образом, в состав налогового кредита можно включить сумму НДС по всем чекам и в полном объеме, так как суммы оплаты в течение одного дня с одним поставщиком не превышают законодательно установленный предел — 10 тыс. грн.

 

НК по приходному кассовому ордеру

Предприятие за маркетинговые услуги рассчиталось наличными средствами. В подтверждение оплаты от поставщика услуг получена квитанция к приходному кассовому ордеру. В ней указана общая сумма платежа и сумма НДС. В верхней части квитанции от руки вписан налоговый номер поставщика маркетинговых услуг. Может ли такой документ служить основанием для отражения налогового кредита?

 

Начнем с того, что согласно

п. 1.2 Положения о кассе под расчетным документом понимают, в частности, документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и др.), который подтверждает факт продажи товаров, предоставления услуг, получения (возврат) средств. В этом же пункте указано, что кассовый ордер — первичный документ (приходный или расходный кассовый ордер), применяемый для оформления получения (выдачи) наличности из кассы. Как видим, приходный кассовый ордер является расчетным документом.

На основании этого можно сделать вывод, что

предприятие, у которого есть квитанция к приходному кассовому ордеру с указанными в ней налоговым номером поставщика, общей суммой платежа и суммой налога, может воспользоваться абзацем первым п.п. 7.2.6 Закона об НДС, а именно: может включить в состав налогового кредита всю сумму НДС по кассовому чеку на общую сумму платежа до 10 тыс. грн. (включительно) в течение одного дня с одним поставщиком по одному или нескольким платежным документам.

Однако здесь есть одна проблема: обратите внимание, в определении расчетного документа речь идет о документе

«установленной формы». На сегодняшний день форма приходного кассового ордера (типовая форма № КО-1), которая была утверждена приказом Минстата от 15.02.96 г. № 51, утратила силу в соответствии с приказом Госкомстата от 09.06.2008 г. № 186. При этом новая типовая форма до сих пор не утверждена*. Это, в свою очередь, для налоговиков может служить формальным основанием в отказе налогоплательщику сформировать свой налоговый кредит по такой квитанции без налоговой накладной.

* Нацбанк в своем письме от 09.07.2008 г. № 11-111/2779-9370

рекомендует предприятиям до утверждения новой формы пользоваться бланками, утвержденными приказом № 51.

Что можно порекомендовать в сложившейся ситуации? Рекомендуем подстраховаться и потребовать от поставщика налоговую накладную.

 

НК по заявлению

В октябре была получена налоговая накладная с ошибкой (неверно указана номенклатура товара). Поставщик отказался переписывать налоговую накладную. Знаем, что если ошибка затрагивает обязательные реквизиты, то налоговики рассматривают это как нарушение установленных законом правил налогового учета и сразу же исключают из налогового кредита сумму НДС по такой неправильно заполненной налоговой накладной. Как в этом случае отстоять свое право на налоговый кредит, когда у вас на руках налоговая накладная с ошибкой?

 

В этом случае можно претендовать на налоговый кредит и без налоговой накладной. Для этого к налоговой декларации по НДС за отчетный период (в котором должна быть предоставлена налоговая накладная) следует приложить следующие документы:

— заявление с жалобой;

— копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в результате приобретения товаров (услуг).

К заявлению прилагаются

копии товарных чеков или других расчетных документов, подтверждающих факт уплаты налога в результате приобретения таких товаров (услуг) (п.п. 7.2.6 Закона об НДС). В декларации по НДС (с обратной ее стороны) нужно сделать соответствующую пометку о приложенном заявлении. Поданное таким образом заявление является основанием для включения сумм НДС в налоговый кредит.

Как видим, ничего сложного нет. Главное, при подаче заявления придерживаться требований, установленных

Законом об НДС, и налоговый кредит у вас в руках. И все же некоторые моменты при подаче заявления следует учесть.

Во-первых, подать заявление с жалобой на поставщика можно только с декларацией за тот период, в котором должна быть выдана налоговая накладная

. Такое уточнение содержится в п. 7 Порядка № 165. В нашем случае имеем дело с октябрьской «ущербной» налоговой накладной. Для того чтобы не потерять по ней право на налоговый кредит, предприятие должно подать в налоговую инспекцию заявление с жалобой вместе с декларацией за октябрь 2008 года (не позднее 20 ноября 2008 года). Подав декларацию с заявлением-жалобой в установленный срок, предприятие имеет полное право включить сумму налога по такой налоговой накладной в состав налогового кредита за октябрь.

Во-вторых, к заявлению должны быть приложены копии товарных чеков или других расчетных документов, подтверждающих факт уплаты налога.

Под другими расчетными документами, подтверждающими факт уплаты налога в результате приобретения товаров (услуг), принято понимать платежные поручения, выписки банка и т. п. Не помешает приложить к заявлению и копию налоговой накладной, которая послужила поводом к написанию жалобы.

Правда, из нормы

Закона не совсем понятно, что делать, если первое событие — получение товаров (услуг)? Стоимость товара (услуг) еще не оплачена, а значит, нет и документов, подтверждающих уплату налога. Считаем, что в этом случае к заявлению могут быть приложены расходные накладные поставщика, акты выполненных работ (оказанных услуг). Похоже, с этим согласны и налоговики (см. «Какие документы могут быть приложены к заявлению»).

В-третьих,

заявление с жалобой составляется в произвольной форме (никаких ограничений по форме нет). Образец заявления приведен на с. 35.

 

Какие документы могут быть приложены к заявлению

Извлечение из

«Вестника налоговой службы Украины», 2005, № 40

«В случае отказа со стороны поставщика товаров (услуг) предоставить налоговую накладную или при нарушении им порядка ее заполнения получатель таких товаров (услуг) имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм этого налога в состав налогового кредита.

К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога вследствие приобретения таких товаров (услуг) (в данном случае договор и акт передачи)».

 

Обратите внимание!

Для налоговиков заявление с жалобой является основанием для проведения внеплановой выездной проверки поставщика для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции (п. 5 ст. 111 Закона о налоговой службе, абзац третий п.п. 7.2.6 Закона об НДС).

И еще один момент. Если вы все же не подали заявление с жалобой и добровольно отказываетесь от права на налоговый кредит, то сумма налога не попадет ни в налоговый кредит, ни в валовые расходы. Связано это с тем, что в соответствии с

п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль не относятся к валовым расходам затраты на уплату НДС, включенного в цену товара (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного или непроизводственного использования*. В бухгалтерском учете такая сумма НДС согласно п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы» включается в первоначальную стоимость приобретаемых запасов как сумма непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию.

* Напомним, что этот пункт разрешает включать в валовые расходы только суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным неплательщиками НДС, а также плательщиками НДС, осуществляющими операции, освобожденные от налогообложения и не являющиеся объектом обложения НДС.

На этом заканчиваем статью. Надеемся, что теперь вы без особых проблем сможете включить в налоговый кредит суммы НДС без налоговой накладной и обосновать налоговым инспекторам правильность своих действий.

 

 

Начальнику ГНИ Nского района г. N

Петрову А. П.

главного бухгалтера ООО «Закупка»

(код ЕГРПОУ 32356849)

Ивановой И. О.

заявление.

Доводим до Вашего сведения, что 24.10.2008 г. нами была произведена предоплата ООО «Мираж» за муку в сумме 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.) по счету-фактуре № 23/6 от 22.10.2008 г. Оплата подтверждается платежным поручением № 658 от 24.10.2008 г. и выпиской с текущего счета.

Налоговая накладная № 43 от ООО «Мираж» была получена своевременно на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.), однако заполнена с нарушением порядка. В частности, в номенклатуре товара указан другой товар (вместо муки 1 сорта указана мука в/с). Нашу просьбу заменить неправильно оформленную налоговую накладную поставщик выполнить отказался.

Считаем, что на основании

п.п. 7.2.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР поданное заявление является основанием для включения сумм НДС в размере 2000 грн. по налоговой накладной № 43 в налоговый кредит за октябрь.

К заявлению прилагаем

следующие документы:

— копию счета-фактуры № 23/6 от 22.10.2008 г.;

— копию платежного поручения № 685 от 24.10.2008 г.;

— копию налоговой накладной № 43, в которой была допущена ошибка.

 

03.11.2008 г.

Подпись  /Иванова/
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше