ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
и осуществление проверок без направлений
— в разъяснениях Госпредпринимательства
Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 22.05.2008 г. № 4356
«О некоторых вопросах разрешительной системы и осуществления контроля хозяйственной деятельности»
В комментируемом
письме рассмотрены два вопроса о необходимости получения в органах местного самоуправления документов разрешительного характера на право предоставления компьютерных услуг и о правомерности осуществления органами местного самоуправления и сотрудниками милиции проверок субъектов хозяйственной деятельности без направлений.1. Документы разрешительного характера на право предоставления компьютерных услуг.
Как отмечает Госпредпринимательства, на сегодняшний день для местных органов власти и органов местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрены полномочия по выдаче документов разрешительного характера на право осуществления хозяйственной деятельности по оказанию компьютерных услуг.Отметим, что это не первое разъяснения по данному поводу. О том, что требование местных органов власти получить разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг не имеют правовых оснований, Госпредпринимательства неоднократно отмечал в своих
письмах от 31.05.2006 г. № 4006, от 17.10.2006 г. № 7507, от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104, от 28.12.2006 г № 9476*, от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048, от 17.08.2007 г. № 6019 и от 04.03.2008 г. № 1815. В то же время Госпредпринимательства в своих письмах обращает внимание на то, что органы местного самоуправления имеют полномочия по выдаче разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения на территории объектов благоустройства. Такие полномочия предоставлены местным советам п. 10 ст. 10 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV. Однако указанным Законом платность получения такого разрешения не установлена и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг в данном случае взиматься не должен.* См. ком. «Сбор за размещение объекта торговли сегодня взиматься не может — разъяснение Госпредпринимательства» // «БН», 2007, № 30, с. 7.
Но несмотря на это, на местах органы местного самоуправления требуют от субъектов хозяйствования получать разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг. Зная это, Госпредпринимательства обратился в Генеральную прокуратуру признать незаконность выдачи органами местного самоуправления и их исполнительными органами упомянутых выше разрешительных документов. В свою очередь, Генеральная прокуратура поручила прокурорам областей провести соответствующие проверки совместно с территориальными представительствами Госпредпринимательства.
Кроме этого, субъекты хозяйствования должны знать, что в соответствии с
частью четвертой ст. 10 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV в случае применения разрешительным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением требований этого Закона, они имеют право обратиться в суд с иском о защите своих прав и возмещении причиненного ущерба. Об этом Госпредпринимательства, в частности, напоминает в своем письме от 19.04.2007 г. № 2891.2. Проверки органами местного самоуправления и сотрудниками милиции.
Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР могут осуществлять проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, не находящихся в коммунальной собственности. При проведении проверок этот орган должен соблюдать требование Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877), так как орган местного самоуправления является органом государственного надзора (контроля) В соответствии со ст. 7 Закона № 877 для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ о проведении проверки субъекта хозяйствования. На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) и удостоверяется печатью. Перед началом проверки должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, а также предоставить копию удостоверения (направления). Без предъявления удостоверения (направления) на осуществление мероприятий и служебного удостоверения должностное лицо органа госнадзора не имеет права осуществлять проверки.Что касается проверок сотрудниками милиции, то здесь
Закон № 877 не работает. Напомним, что в соответствии со ст. 2 Закона № 877 действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия. Тем не менее, сотрудники милиции наделены правом проводить проверки при наличии оснований, предусмотренных ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII . В частности, должно быть открыто оперативно-розыскное дело. Также сотрудники милиции могут прийти на проверку, если по предприятию возбуждено уголовное дело*.* Подробнее о проверках с участием сотрудников милиции можно узнать из статьи «Незваный гость хуже...», или Как проверяет налоговая милиция» // «БН», 2007, № 10, с. 38.
Согласно
п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII перед началом проверки сотрудники милиции обязаны предоставить направление на проверку. Направление действительно при наличии подписи руководителя органа милиции и оттиска печати этого органа.