ЛИЦЕНЗИИ
в налоговом учете нужно амортизировать?!
— Очередная выдумка ГНАУ
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217
«О рассмотрении письма»
Комментируемое
письмо посвящено налоговому учету расходов на приобретение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.Сразу же отметим, что этот вопрос никогда не стоял остро. И все благодаря определению нематериальных активов, приведенному в
п. 1.2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль), и п.п. 5.4.7. Так, нематериальный актив — объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога. Под это определение лицензии на право осуществления того или иного вида деятельности, выдаваемые госорганами, подвести, прямо скажем, невозможно. А в п. 5.47 Закона о налоге на прибыль четко сказано: в состав валовых расходов включаются, в частности, любые расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности.На основании этих норм расходы на приобретение лицензий независимо от срока их действия налогоплательщики всегда беспрепятственно включали в валовые расходы.
В комментируемом
письме налоговики разъяснили, что п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль применим только в отношении лицензий, срок действия которых не превышает одного года. При этом в качестве аргумента они использовали бухгалтерское определение нематериальных активов, приведенное в П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»*.* Строго говоря, по нашему мнению, лицензии на осуществление деятельности нельзя считать нематериальными активами и для целей бухгалтерского учета. Подробнее об этом см. статью «Бухгалтерский учет лицензий» // «БН», 2006, № 11, с. 33.
Категорически не согласны с таким подходом.
По всей видимости, причина ошибки авторов разъяснениия кроется в том, что они не дочитали (а может, сознательно проигнорировали?) ст. 1 Закона о налоге на прибыль, в п. 1.43 которой сказано, что другие термины употребляются в значениях, определенных законами по вопросам налогообложения, а также национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в случаях, определенных этим Законом, которые не противоречат Закону о налоге на прибыль и другим законам по вопросам налогообложения в части определения терминов.Все это абсолютно однозначно дает основания утверждать, что в налоговом учете долгосрочные лицензии, как и краткосрочные, не могут учитываться как нематериальные активы. Расходы на приобретение лицензий независимо от срока их действия должны включаться в валовые расходы.
Думаем, что приведенных аргументов будет достаточно, чтобы убедить ретивого проверяющего в вашей правоте.