Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении норм права в случае коллизии

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2008/№ 40
Печать
Письмо от 29.07.2008 г. № 337-0-2-08-19

ЕСЛИ ЗАКОНЫ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ,

или Распространяется ли на налоговиков Закон о проверках

 

Письмо Министерства юстиции Украины от 29.07.2008 г. № 337-0-2-08-19

«О применении норм права в случае коллизии»

 

В комментируемом

письме Минюст изложил правила, которыми следует руководствоваться, если один и тот же вопрос урегулирован разными нормативными актами по-разному. Таких вопросов, к сожалению, достаточно много в действующем законодательстве, что и обусловливает особый интерес к данному разъяснению.

Строго говоря, предложить эти правила уже давно должен был законодатель. Но пока все ограничивается несколькими зарегистрированными в Верховной Раде Украины проектами закона «О нормативно-правовых актах», которые предлагают одинаковые способы разрешения противоречий между нормативными документами. Их же называет и Минюст в комментируемом письме. Так что не исключено, что эти способы когда-нибудь приобретут статус законодательных требований. Пока же это только рекомендации.

Итак, если руководствоваться предложенными в письме правилами, то алгоритм действий по определению того,

какой из противоречащих норм следует подчиниться, выглядит так.

В первую очередь надо установить,

приняты ли противоречащие друг другу нормативно-правовые акты одним и тем же органом. Если это так, то руководствоваться следует тем из них, который принят позже.

Если нормативные акты принимались

разными органами, то придется определить, какой из них имеет большую юридическую силу. В  общем виде перечень нормативных актов по иерархии в зависимости от их юридической силы можно представить следующим образом. Наивысшую ступень займет Конституция Украины, за ней последуют ратифицированные Верховной Радой международные договоры, потом законы. Меньшую по сравнению с законами юридическую силу будут иметь указы Президента и постановления Верховной Рады, у которых, в свою очередь, будет приоритет перед постановлениями Кабмина. Еще более низкую ступень займут приказы министерств, ведомств и других органов исполнительной власти. Иначе говоря, если постановление Кабмина противоречит указу Президента по тому же вопросу либо постановлению парламента, руководствоваться им не следует.

При этом стоит иметь в виду еще одно правило:

при расхождении между общим и специальным нормативно-правовыми актами преимущество предоставляется специальному. Но только при условии, что общий акт, если он принимался позже специального, не отменил его. Кроме того, несмотря на то, что Минюст прямо об этом не говорит, но необходимо понимать, что данное правило о приоритете специальной нормы перед более общей может применяться, только если общая норма допускает исключения из нее.

Обратиться к выработанным на уровне научных исследований правилам преодоления коллизий Минюст заставили споры, которые ведутся вокруг

Закона № 877*. Наиболее активным их участником на данный момент остается ГНАУ. Напомним, в письме от 15.08.2008 г. № 322/2/23-4010 она, чтобы обосновать свой отказ подчиняться требованиям Закона № 877, ссылалась именно на то, что «нормы Закону № 509**, определяющие порядок осуществления контроля налоговыми органами за соблюдением требований налогового законодательства, являются специальными по сравнению с нормами Закона № 877».

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V. См. также статью «Закон о проверках: итоги практики применения» // «БН», 2008, № 36, с. 13.

** Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Однако, по мнению Минюста,

противоречие между указанными законами должно быть разрешено по-другому (см. «Минюст о приоритете Закона № 877 при налоговых проверках»). Как видим, Минюст решил, что в регулировании порядка проведения налоговых проверок приоритет имеет Закон № 877.

Думаем, правила преодоления противоречий, изложенные в

письме, пригодятся и для разрешения споров с участием других контролирующих органов.

 

Минюст о приоритете Закона № 877 при налоговых проверках

Извлечение из комментируемого письма

«В отношении

Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» считаем, что он может быть отнесен к специальному закону в сфере осуществления государственного надзора (контроля).

С учетом приведенного, а также того, что указанный Закон принят 5 апреля 2007 года, в случае возникновения коллизии норм данного Закона и норм других законов, принятых до 5 апреля 2007 года, следует руководствоваться нормами Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц