Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Участвуем в ярмарке: организационные и учетные вопросы

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2008/№ 43
Печать
Статья

УЧАСТВУЕМ В ЯРМАРКЕ:

организационные и учетные вопросы

 

Осень славится проведением ярмарок, ведь это пора сбора урожая и подведения промежуточных итогов работы. Данная статья будет полезна тем субъектам хозяйствования, которые впервые собираются принять участие в ярмарке и не знают, какие требования действующее законодательство выдвигает в части получения разрешений на ярмарочную торговлю и проведения наличных расчетов с покупателями.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы темы

Декрет —

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» в редакции от 11.07.2003 г. № 1121-IV.

Указ

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Положение № 1077

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Концепция

— Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности, утвержденная постановлением КМУ от 22.08.2007 г. № 1065.

Порядок регистрации КУРО и РК

— Порядок регистрации и ведения книги учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок регистрации РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

Получение разрешения на размещение объекта торговли

Согласно

Концепции ярмарка — мероприятие, непосредственно связанное с торговлей (розничной или оптовой), которая проводится регулярно в определенном месте и в определенные сроки.

Цель проведения ярмарки — информирование потенциальных потребителей о продаваемой продукции (товарах, услугах), преимуществах такой продукции и предоставление возможности по ее приобретению. Итак, ярмарка — это прежде всего торговое мероприятие, которое носит рекламный характер. А раз осуществляется торговая деятельность, то участнику ярмарки нужно получить разрешение на размещение объекта торговли, за что в общем случае взимается сбор.

Здесь нельзя обойти стороной вопрос о правомерности в настоящее время требовать от субъектов хозяйствования получать разрешение на размещение объектов торговли. В последний раз этот вопрос мы затрагивали, комментируя

письмо Госпредпринимательства от 22.05.2008 г. № 4356 (см. «БН», 2008, № 40, с. 7). Имеющиеся на сегодняшний день противоречия в этой сфере дают шанс доказать в суде незаконность требований о получении таких разрешений. Но учитывая, что к судебным тяжбам готовы далеко не все, если решением местных органов исполнительной власти предусмотрена необходимость получения разрешения, то получить его придется.

Согласно

ст. 17 Декрета сбор взимается за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах. Предельный размер сбора не может превышать 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг) для субъектов, которые постоянно осуществляют торговлю в отведенных для этого местах, и 1 ннмдг в день — за одноразовую торговлю.

Итак,

Декрет предписывает получать разрешение и взимать за это сбор со всех торговых точек. Так как данный сбор является местным сбором, то его размеры (в пределах, определенных Декретом), льготы, порядок уплаты устанавливаются положениями местных органов исполнительной власти. Как правило, когда речь идет о ярмарках, организуемых местными органами исполнительной власти, то ее участников освобождают от уплаты данного сбора. В таком случае разрешения на размещение объектов торговли на ярмарке выдаются бесплатно. А выдаются такие разрешения районной администрацией городского совета, на территории которой проводится ярмарка.

Если организатором ярмарки является субъект хозяйствования, то, как правило, он берет на себя все заботы по получению разрешений на торговлю для участников ярмарки.

Заметим, что

предприниматели — плательщики единого налога освобождены от уплаты сбора за размещение объекта торговли. Однако получить разрешение им все-таки придется. Основанием для неуплаты сбора (даже в том случае, когда другие субъекты должны платить сбор за торговлю на ярмарке) является копия Свидетельства о регистрации плательщиком единого налога, которая подается вместе с остальными документами.

 

Приобретение патента

В соответствии с

п. 3 ст. 3 Закона о патентовании , если субъект осуществляет деятельность в нескольких торговых точках, то патент приобретается на каждую торговую точку. При этом под пунктом продажи (торговой точкой) понимаются, в частности, локти, киоски, палатки, прилавки, другие малые архитектурные формы и торговые точки, кроме лотков, прилавков, которые предоставляются частным предпринимателям и которые находятся в пределах рынков всех форм собственности.

Итак, для торговли на ярмарке субъекту хозяйствования необходимо приобрести патент.

Без торгового патента можно торговать только следующими видами товаров отечественного производства: хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица; яйца; рыба; ягоды и фрукты; мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорма для продажи населению.

В соответствии с

п. 16 Положения № 1077 при проведении ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров, субъекты предпринимательства приобретают краткосрочный торговый патент по месту осуществления указанной деятельности. Итак, предприятию необходимо обратиться с заявкой на приобретение краткосрочного патента в налоговый орган по месту проведения ярмарки (выставки-продажи). Срок действия краткосрочного патента от 1 до 15 дней. Стоимость краткосрочного патента установлена в фиксированном размере — 10 грн. за каждый день торговли.

Согласно

п. 12 Положения № 1077 патент выдается в течение трех дней со дня подачи заявки. Оплата его стоимости производится одноразово не позднее чем за один день до начала осуществления торговой деятельности.

Если предприятие является плательщиком налога на прибыль, то отметим, что приобретение краткосрочного патента не повлияет на налоговый учет предприятия в части разделения по видам патентуемой деятельности. Патентуемая деятельность у предприятия в этом случае одна — торговая деятельность, поэтому никакие разделения в учете делать не нужно.

Согласно

ст. 7 Закона о патентовании при торговле с автомагазинов, развозок и других видов передвижной торговой сети, а также для лотков, прилавков и других видов открытых торговых точек торговый патент размещается на табличке. Патент должен быть открытым и доступным для обозрения*.

* Требования ст. 7 Закона о патентовании по размещению патента не будут нарушаться, если на табличке будет размещена копия патента, но оригинал при этом будет находиться в торговой точке и при необходимости сможет быть предъявлен для осмотра. К такому выводу пришел ВАдСУ в определении от 11.05.2006 г. № 2-263/06.

За осуществление торговой деятельности без приобретения торгового патента

п. 1 ст. 8 Закона о патентовании предусмотрен штраф в двойном размере стоимости краткосрочного торгового патента за весь срок деятельности субъекта с таким нарушением.

 

Без приобретения торгового патента могут торговать на ярмарке:

— плательщики единого налога как юридические лица, так и частные предприниматели (

ст. 6 Указа);

— плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога (

п. 4 ст. 9 Закона № 320);

— частные предприниматели, работающие на фиксированном патенте. Правда, такие субъекты ограничены территориально (они могут торговать только на рынке) и при этом должны уплачивать рыночный сбор.

В налоговом учете, напомним, стоимость патентов не включается в состав валовых расходов, а относится в счет уменьшения обязательств по налогу на прибыль.

В бухгалтерском учете стоимость краткосрочного торгового патента сразу будет отнесена в состав расходов отчетного периода (дебет счетов 92, 93). При этом отметим, что сумма начисленного налога на прибыль (запись Дт 981 — Кт 641 / «Налог на прибыль») в бухгалтерском учете отражается уже за вычетом суммы платы за патент*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Торговые патенты: налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2008, № 3, с. 38.

 

Проведение расчетов наличными

Начнем с тех субъектов, кому не нужно беспокоиться о применении регистратора расчетных операций (РРО) и расчетной книжки (РК) при торговле за наличный расчет на ярмарке.

Торговать за наличные на выставках-продажах и ярмарках

без применения РРО и РК имеют право частные предприниматели — плательщики единого налога, а также приобретшие фиксированный патент, если они не торгуют подакцизными товарами** (кроме пива на разлив). Причем предприниматель вправе торговать без РРО независимо от того, где проводится выставка-продажа — под открытым небом или в помещении (магазине, павильоне и т. п.)***.

** Подакцизными товарами являются пиво, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия, некоторые нефтепродукты (в том числе уайт-спирит), некоторые транспортные средства.

*** В связи с этим рекомендуем для участия в ярмарках оформить (или задействовать имеющегося) частного предпринимателя на едином налоге, которому не нужно будет ни использовать РРО и РК, ни приобретать торговый патент, ни платить сбор за размещение объекта торговли (если местным положением предусмотрена его уплата за участие в ярмарке).

Что касается всех прочих субъектов хозяйствования, то все зависит от того, где расположено торговое место на ярмарке:

— торговля осуществляется в магазине, киоске, палатке, павильоне, помещении контейнерного типа;

— торговля осуществляется вне указанных мест (т. е. под открытым небом).

Торговля на ярмарке осуществляется в магазине, киоске, палатке, павильоне, помещении контейнерного типа

. Согласно п. 3 Перечня № 1336 без применения РРО, но с обязательной выпиской расчетных квитанций и ведением Книги учета расчетных операций можно осуществлять розничную торговлю на рынках, ярмарках (за исключением размещенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Итак, в данном случае необходимо применять РРО.

При этом нужно учитывать, что

в случае использования РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в налоговом органе по месту использования, кроме РРО, которые применяются на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервных РРО. Если у субъекта хозяйствования есть РРО, который применяется для выездной торговли, то его беспрепятственно можно использовать и на ярмарке, так как он регистрируется не по месту проведения торговой деятельности, а по месту регистрации (месту жительства) субъекта хозяйствования.

Что касается резервного РРО, то согласно

п. 2.7 Порядка регистрации РРО в регистрационном удостоверении на резервный РРО делается пометка «Резервный», указываются адрес и названия хозяйственной единицы, где он будет храниться, а также названия и адреса всех хозяйствующих единиц, где он будет использоваться. Именно этим объясняется ненужность дополнительной постановки на учет такого РРО в налоговом органе по месту его использования, ведь пункты продажи, где возможно его использование, уже указаны в регистрационном удостоверении. Следовательно, при использовании резервного РРО на ярмарке, находящейся на территории другой административно-территориальной единицы, субъекту хозяйствования необходимо подать в свою налоговую письменное заявление о внесении дополнительного адреса в регистрационное удостоверение на этот РРО и предоставить договор на участие в ярмарке, где указан точный адрес ее проведения. После внесения этих дополнений предприятие беспрепятственно может использовать резервный РРО на ярмарке.

Взятие РРО на учет осуществляется бесплатно в день подачи необходимых документов. Взятие РРО на учет налоговым органом осуществляется при предоставлении субъектом хозяйствования регистрационного удостоверения на РРО. Должностное лицо органа налоговой службы делает запись в соответствующем разделе Книги регистраторов расчетных операций, а также делает отметку в регистрационном удостоверении.

Торговля на ярмарке осуществляется вне стационарных мест (т. е. под открытым небом)

. В таком случае субъекту хозяйствования разрешается не использовать РРО, но обязательно применять РК (п. 3 Перечня № 1336). При этом для такой торговли установлено суммарное ограничение: предельный размер годового дохода расчетных операций по продаже товаров (предоставления услуг) по торговле на ярмарке, в случае превышения которого применение РРО является обязательным, составляет 200 тысяч гривень на одного субъекта хозяйственной деятельности. Итак, здесь учитывается только объем расчетных операций, т. е. за наличные, а не весь годовой объем торговых операций предпринимателя, и только проведенных в соответствии с п. 3 Перечня № 1336, т. е. на ярмарке. При превышении указанного объема (совокупно на год) субъект хозяйствования не имеет права торговать на ярмарке без РРО.

Обязательное применение РК обязывает субъекта хозяйствования до начала ярмарки зарегистрировать в налоговом органе по своему местонахождению Книгу учета расчетных операций (КУРО) и РК

. Регистрация производится не позднее двух рабочих дней со дня подачи документов. Далее в соответствии с п. 2.10 Порядка регистрации КУРО и РК необходимо поставить на учет КУРО в налоговом органе по месту проведения ярмарки. Для этого в налоговый орган по месту проведения ярмарки подается справка о регистрации КУРО, и должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку в КУРО, а также в справке о регистрации КУРО.

Ели у субъекта хозяйствования уже есть зарегистрированная КУРО и РК (не учитываем те КУРО и РК, которые зарегистрированы на РРО и применяются в случае выхода его из строя), то для ее использования при проведении расчетов на ярмарке нужно поставить их на учет в налоговый орган по месту проведения ярмарки.

Несколько слов о порядке проведения расчетов с использованием расчетной квитанции. Расчетная квитанция выдается покупателю при осуществлении каждой расчетной операции. При этом сначала предприниматель заполняет корешок, а потом отрывную часть расчетной квитанции. По требованию покупателя продавец должен заполнить в отрывной части все или часть предусмотренных формой реквизитов: наименование товара (услуги), стоимость единицы измерения, ставка НДС в процентах (если предприниматель является плательщиком НДС), стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) по каждому наименованию, дата и подпись лица, которое производит расчет. Сумма денежных средств, находящихся на месте проведения расчетов с покупателями, должна соответствовать сумме наличных согласно данным корешков расчетной книжки. При изъятии наличных с места расчетов в корешке делается запись «Служебная выдача». Сумма денежных средств, имеющаяся у подотчетного лица субъекта хозяйствования в начале рабочего дня для выдачи сдачи покупателям (разменная монета), отражается в корешке расчетной квитанции записью «Служебное внесение». Если общая сумма расчетов за товары и услуги (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) не превышает 10 грн., разрешается выдавать упрощенную расчетную квитанцию (форма № РК-2).

Сумма выручки за день по данным расчетной книжки заносится в КУРО, а по итогам месяца субъект хозяйствования должен подать отчет в налоговый орган по ф. № ЗВР-1 «Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)».

На этом завершаем рассмотрение основных вопросов, связанных с участием в ярмарках. И хотя это немного хлопотное мероприятие, участие в ярмарке — это не только прекрасная возможность познакомить покупателей со своим товаром, но и заряд бодрости и отличного настроения!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц