Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговля по почте — новые правила

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2008/№ 35
Печать
Статья

ТОРГОВЛЯ ПО ПОЧТЕ —

новые правила

 

В настоящее время товар можно купить не только в магазинах, но и с помощью дистанционной торговли, в том числе с доставкой по почте. Особенно удобно потребителю покупать товар по почте в районах со слаборазвитой торговой сетью.

Продавцам таких товаров следует помнить, что с 23 августа 2008 года действуют новые правила продажи товаров по почте.

В сегодняшней статье мы подробно проанализируем новый порядок, уделив внимание бухгалтерским и налоговым аспектам.

Виктория Мякота, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о защите прав потребителей —

Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Правила № 206 —

Правила продажи товаров по почте, утвержденные совместным приказом Минэкономики и Минтранса от 11.06.2008 г. № 206/699 (см. приложение «Документы» этого номера).

Правила № 153 —

Правила продажи товаров по почте, утвержденные совместным приказом МВЭСторга и Госкомсвязи от 17.03.99 г. № 153/48 (утратили силу) .

Правила предоставления почтовых услуг

— Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1155.

 

Нормативное регулирование торговли по почте

Продажа товаров по почте

— это вид дистанционной торговли непродовольственными товарами по каталогам, объявлениям, другой рекламной информацией с приемом заказа и доставкой их потребителю по почте.

Особенностью продажи товара по почте является то, что покупатель и продавец товара не встречаются. Между ними есть прослойка — оператор почтовой связи (далее — почта). Но договор купли-продажи товара заключается между покупателем и продавцом товара — почтовое отделение только собирает от покупателей заявки, передает их продавцу, а также доставляет товар покупателю и не является стороной договора купли-продажи. Поэтому именно между продавцом и покупателем заключается

договор купли-продажи на расстоянии , т. е. с помощью средств дистанционной связи (телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет). Совершение сделки оформляют соответствующим расчетным документом.

Взаимоотношения сторон при купле-продаже товаров по почте с

23 августа 2008 года регулируют новые Правила № 206. До этой даты организационные моменты были прописаны в Правилах № 153. Революционных изменений новые Правила № 206 не привнесли, но все же изменения есть — о них по ходу статьи.

Правила № 206

распространяются на:

— субъектов хозяйствования (юрлиц, физлиц-предпринимателей) независимо от форм собственности, осуществляющих торговую деятельность (далее — продавец);

— операторов почтовой связи, предоставляющих услуги по продаже товаров по почте;

— объекты почтовой связи (почтамты, центры обработки и перевозки почты, зональные узлы, узлы почтовой связи, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и др.).

 

Порядок организации торговли по почте

Продавать

по почте можно только непродовольственные товары. Это вполне оправданно, поскольку к условиям хранения и транспортировки продовольственных товаров выдвигается ряд требований, которые при торговле по почте могут не соблюдаться.

При этом перечень непродовольственных товаров, которые предлагаются для продажи по почте, определяет продавец самостоятельно, кроме товаров, продажа которых согласно законодательству запрещена, в том числе товаров, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях. Перечень запрещенных к пересылке товаров приведен в

пп. 40 и 46 Правил предоставления почтовых услуг.

Выделим основные этапы продажи товаров по почте.

Этап. 1. Заключение договора между продавцом и оператором почтовой связи.

Обязательства

продавца по договору:

— продажа по почте товаров надлежащего качества и безопасности;

— осуществление обмена товаров;

— выполнение

заявок-заказов в определенные Правилами № 206 сроки (5 рабочих дней со дня получения заявки-заказа).

Обязательства

оператора почтовой связи по договору:

— прием от потребителей

заявок-заказов;

пересылка полученных заявок-заказов почтовыми отправлениями в адрес продавца;

пересылка почтовых отправлений с заказанными товарами адресату (получателю) в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг.

Этап. 2. Заполнение потребителем заявки-заказа.

Потребитель, ознакомившись с предлагаемым товаром в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п., для подтверждения своего выбора должен заполнить и подать объекту почтовой связи заявку-заказ в 2-х экземплярах. Первый экземпляр остается у потребителя, второй — передается работнику почты для последующего его отправления продавцу товара.

Бланк

заявки-заказа выдается потребителю бесплатно, а саму форму продавец разрабатывает самостоятельно (п. 7 Правил № 206). Обратите внимание, что ранее форма заявки-заказа была приведена в приложении к п. 8 Правил № 153. Поэтому если вас такая форма устраивает, то можете продолжать ее использовать. Если же вы решите кардинально ее изменить, то не забудьте об обязательных реквизитах, предусмотренных для первичных документов в п. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Заявку-заказ

потребитель оформляет в адрес получателя четко, разборчиво чернильными или шариковыми ручками, без сокращений и исправлений. Неправильно оформленные заявки-заказы не принимаются. Не допускается указание в одной заявке-заказе нескольких покупателей (это новое требование).

Если по каким-либо причинам бланка

заявки-заказа нет на почте, то потребитель может составить его в произвольной форме.

Для удобства потребителя образец заполнения

заявки-заказа должен быть приведен в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п. Это требование п. 7 Правил № 206 поможет избежать недоразумений, связанных с неправильным заполнением.

В подтверждение приема от потребителя

заявки-заказа работник почты на обоих экземплярах расписывается с указанием фамилии и должности, проставляет оттиск календарного штемпеля (печати).

Обратите внимание, что покупатель при отправлении почтой

заявки-заказа в адрес продавца уже покупает товар (абзаца шестой п. 7 Правил № 206). Это значит, что именно с момента направления заявки-заказа договор купли-продажи между покупателем и продавцом товара по почте считается заключенным.

Этап. 3. Пересылка в адрес продавца оператором почтовой связи полученных заявок-заказов почтовыми отправлениями.

Этап. 4. Выполнение продавцом заявок-заказов.

После получения от оператора почтовой связи заявок-заказов продавец должен их выполнить. Срок выполнения он определяет самостоятельно, но не более 5 рабочих дней со дня получения заявки-заказа. Этот срок должен быть указан в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т.п.

Выполнение заказа сводится к следующему (

п. 10 Правил № 206): продавец упаковывает заказанный товар как почтовое отправление, опломбирует его и передает для пересылки объекту почтовой связи в порядке, установленном Правилами предоставления почтовых услуг. Упаковку и опломбирование почтового отправления может также осуществлять почта за дополнительную плату.

Продавец кроме товара

в почтовое отправление должен также вложить:

— расчетные документы на полную сумму проведенной операции, подтверждающие факт купли-продажи товаров (подробнее см. раздел «

Проведение расчетов, расчетные документы» на с. 36);

 — технический паспорт или другие заменяющие его документы с отметкой о дате продажи и наименовании продавца, заверенные штампом (печатью) и подписью продавца — при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки.

Если продавец

не может выполнить заказ в установленный срок (5 рабочих дней со дня получения заявки-заказа), то он должен послать потребителю уведомление с указанием причины невыполнения и возможного срока выполнения заказа. При этом, если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позже 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. При отказе потребителя от повторного выполнения заявки-заказа продавец возвращает ему стоимость оплаченного товара и понесенные им расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений.

Если продавец не может выполнить договор по причине

отсутствия заказанного товара, то продавец должен также уведомить об этом потребителя для получения дополнительных указаний по поводу выбора товара. Если в заявлении проставлена отметка о возможности замены ранее заказанного товара на аналогичный, то продавец поставляет заявленный аналог. Пересылка повторной заявки-заказа осуществляется за счет продавца (п. 11 Правил № 206).

Этап. 5. Получение покупателем товара на почте.

Покупатель получает заказанный товар на почте. Порядок его выдачи определен Правилами предоставления почтовых услуг. Не полученные покупателями почтовые отправления по причине выбытия адресатов, неправильно указанного адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия адресата (получателя) или по окончании установленного Правилами предоставления почтовых услуг срока хранения почта возвращает продавцу.

 

Гарантийные обязательства

Продажа товаров по почте в контексте гарантийных обязательств продавца ничем не отличается от других видов торговли. А потому потребитель имеет законное право обратиться к продавцу в течение установленного гарантийного срока при выявлении недостатков товара. При этом стороны руководствуются нормами

Закона о защите прав потребителей с учетом особенностей, предусмотренных для торговли по почте п. 14 Правил № 206.

Так, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества или некомплектный товар у потребителя и удовлетворить его требования на основании письменного заявления. При торговле по почте

покупатель такое заявление вместе с товаром отправляет продавцу по почте. При этом на заявлении работник почты за своей подписью делает отметку и проставляет оттиск календарного штемпеля (печати) на обратной стороне расчетного документа о приеме оплаты услуги по продаже товаров по почте.

Почтовое отправление вместе с заявлением и актом, составленным почтой согласно

Правилам предоставления почтовых услуг, посылаются продавцу для рассмотрения и удовлетворения требований покупателя.

Дальнейшие действия продавец осуществляет согласно требованиям

Закона о защите прав потребителей (при существенных недостатках по требованию покупателя — расторжение договора и возврат уплаченных денег, или замена на такой же или аналогичный товар* ).

*

Учет расходов на гарантийный ремонт рассмотрено статье «Гарантийные ремонты» // «БН», 2008, № 20, с. 34.

Обратите внимание, что при продаже товаров по почте, когда время оформления

заявки-заказа (заключения договора купли-продажи) и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня вручения почтового отправления покупателю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, — со дня их осуществления. Это требование вполне соответствует требованию п. 5 Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденного постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

 

Возврат товара надлежащего качества

Как и при покупке в обычном магазине

**, при покупке товара по почте покупатель имеет право расторгнуть договор в течение 14 дней с момента его заключения (т. е. с момента направления заявления-заказа) или с момента получения товара путем уведомления об этом продавца (п. 15 Правил № 206). Но при этом возможность покупателя расторгнуть договор, по которому он получил товар надлежащего качества, ограничена только случаем, когда покупатель распечатал аудио- или видеокассету либо носитель компьютерного обеспечения, поставляемые запечатанными (п. 16 Правил № 206). В то же время перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену, утвержден постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172, и он значительно шире, чем предусмотрено в п. 16 Правил № 206. Несмотря на это, п. 16 вполне согласуется с Законом о защите прав потребителей, который также не отсылает к названному перечню КМУ при продаже товаров по договорам, заключенным на расстоянии.

**

Речь идет о возможности вернуть товар надлежащего качества согласно п. 6 ст. 11 Закона о защите прав потребите

Покупатель должен уведомить продавца о месте, где товар может быть ему возвращен. В договоре может быть предусмотрен возврат либо непосредственно продавцу, либо отправка почтовым отправлением. При этом расходы, связанные с возвратом товара, несет продавец.

Продавец возвращает

полученные от покупателя деньги в течение 30 дней (п. 17 Правил № 206). Если срок просрочен, то потребитель вправе претендовать на неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день задержки (п. 19 Правил № 206). Напомним: по общему правилу, срок на возврат уплаченных за товар надлежащего качества денег при расторжении договора составляет 7 дней (п. 3 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

 

Проведение расчетов, расчетные документы

Оплата за заказываемый по почте товар покупатель может осуществлять в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек и т. п.) на условиях:

1) предварительной оплаты

— при представлении заявки-заказа в адрес продавца направляется почтовый перевод или оформляется платеж на бланке установленной формы;

2) последующей оплаты

— оплата почтового отправления при получении его на почте. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления.

Обычно продавцы предлагают товар на условиях предоплаты по более низким ценам, чем при последующей оплате. В случае предварительной оплаты почтовое отправление вручается покупателю на почте или с доставкой на дом в соответствии с условиями договора и согласно

заявке-заказу покупателя.

Что касается документального оформления, то согласно

п. 10 Правил № 206 продавец должен вложить в почтовое отправление помимо товара также расчетные документы на полную сумму проведенной операции, подтверждающие факт купли-продажи товаров и техпаспорт или другие заменяющие его документы (если для товара предусмотрен гарантийный срок).

Так, в качестве документа, подтверждающего отгрузку товара покупателю, продавец выписывает расходную накладную или акт, которые он вкладывает в почтовое отправление. Что касается получения оплаты, то независимо от того, на каких условиях оплату совершал покупатель (наличный, безналичный расчет, предварительная оплата, послеоплата), такие

расчеты для продавца являются безналичными (деньги к продавцу поступают на текущий счет). Подтверждающие документы на перечисление средств на счет продавца покупателю выдает то учреждение, в котором он перечислял денежные средства (почта, банковское учреждение и т.п.). Поэтому необходимости во вложении каких-либо кассовых и товарных чеков, как того ранее требовали Правила № 153, нет.

 

Особенности налогообложения продажи по почте

При

предоплате налоговые последствия возникают в общем порядке: по первому событию — получению оплаты, продавец отражает валовые доходы и начисляет налоговые обязательства по НДС. Если товар продает единоналожник, то при получении оплаты эту сумму он включает их в базу обложения единым налогом.

А вот при

последующей оплате не все так просто. Дело в том, что если первое событие не оплата товара, то валовой доход и налоговые обязательства по НДС возникают по дате отгрузки товаров. Вот здесь и возникает главный вопрос — что считать датой отгрузки:

— дату передачи почтового отправления (товара) отделению почты для отправки покупателю;

или

— дату вручения на почте почтового отправления (товара) покупателю.

Сразу скажем, что у предприятия есть основание отражать валовой доход и налоговые обязательства по НДС по второму варианту — по дате фактического получения заказанного товара покупателем. Один из аргументов в пользу этого —

п. 37 Правил предоставления почтовых услуг, согласно которому почтовые отправления до момента вручения их адресатам (получателям) являются собственностью отправителей, если их не изъяли согласно законодательству. Ссылаясь на эту норму, Госпредпринимательства также разделяет подобную точку зрения, указав в своем письме от 25.02.2003 г. № 1-221/1054, что «только в момент получения товара покупателем на почте осуществляется его продажа и продавцом отражаются валовой доход и налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость».

Такой вариант налогообложения продажи товаров по почте также поможет избежать последующих корректировок в случаях, если товар не будет вручен адресату (например, при возврате отправлений почтой в связи с выбытием адресатов, неправильно указанным получателем адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия получателя).

Что касается

налоговиков, то они считают первым событием для продажи на условиях последующей продажи именно дату передачи почтового отправления (товара) почте для отправки его покупателю. Подобные разъяснения сотрудники ГНАУ давали в своих консультациях («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 3, с. 10). А недавно аналогичный подход к определению даты отгрузки сотрудники ГНАУ высказали в своем письме от 07.03.2008 г. № 4501/7/16-1517-18*: «датой возникновения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, а также датой увеличения валового дохода считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика либо непосредственно покупателю, либо организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и т.п.)». Естественно, такой подход более выгоден бюджету.

*

Подробный ком. к этому письму см. в «БН», 2008, № 22, с. 7.

Вывод

: наиболее оптимальной и бесспорной является продажа товаров по почте на условиях предварительной оплаты. Но, правда, не всегда эта форма расчетов по душе покупателям.

Для удобства порядок налогообложения продажи товаров по почте покажем в табл. 1.

 

Таблица 1

Налогообложение операций продажи товаров по почте

(безопасный вариант)

Форма оплаты

Валовые доходы (п.п. 11.3.1 Закона о налоге на прибыль)

Налоговые обязательства по НДС (п.п. 7.3.1 Закона об НДС)

Единый налог

Предварительная оплата

Дата поступления денежных средств в оплату за товар

По факту получения денежных средств в оплату за товар

Последующая оплата

Дата передачи почтового отправления (товара) почте для отправки его покупателю

 

Напомним также, что продавец, отправляющий товар по почте,

несет расходы по пересылке, в том числе в связи с выполнением гарантийных обязательств. Эти расходы непосредственно связаны с продажей товара, то есть с хозяйственной деятельностью. Поэтому предприятие имеет право и на валовые расходы, и на налоговый кредит по почтовым услугам.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете доход от реализации продукции (товаров, других активов) согласно

п. 8 П(С)БУ 15 возникает при следующих условиях:

— покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию (товар, другой актив);

— предприятие не осуществляет в дальнейшем управление и контроль за реализованной продукцией (товарами, другими активами);

— сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;

— есть уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.

Учитывая тот факт, что согласно

п. 37 Правил предоставления почтовых услуг, почтовые отправления до момента вручения их получателям находятся в собственности отправителей, условия признания дохода в момент передачи товара почте не выполняются. Вот и получается, что только с момента передачи почтой товара покупателю (переходит право собственности на товар к покупателю) продавец может признать доход в бухгалтерском учете. Об этом моменте будет свидетельствовать уведомление о вручении заказа, полученного от почты.

Поэтому получается, что в бухгалтерском учете в момент передачи товара почте доход не отражается, а признается только после передачи почтой товара покупателю. Товар также до фактического вручения его покупателю (получения уведомления) продолжает учитываться на балансе продавца. При этом для учета товара, переданного для отправки в качестве почтового отправления, уместно использовать субсчет

283 «Товары на комиссии» либо открыть отдельный субсчет для учета таких товаров к счету 28.

Покажем изложенное на примере.

 

Пример

В отчетном периоде предприятие розничной сети продало по почте товары на сумму 60000 грн. (в том числе НДС — 10000 грн.). Стоимость закупленных товаров составила 42000 грн. (в том числе НДС — 7000 грн.). Услуги почты — 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.).

Покупатель оплачивает товары:

вариант 1 — по предоплате;

вариант 2 — после получения товара.

В бухгалтерском и налоговом учете эти операции отразятся так:

 

Таблица 2

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Закуплен товар у поставщика

281

631

35000

35000

641

631

7000

631

311

42000

2. Передан товар в розницу

282

281

35000

282

285

25000

3. Отражены и оплачены услуги почты

93

631

6000

6000

641

631

1200

631

311

7200

Вариант 1 — товар продан по почте на условиях предварительной оплаты

4. Получена предоплата от покупателей

311

681

60000

50000

5. Отражены налоговые обязательства по НДС

643

641

10000

6. Передан товар как почтовое отправление на почту

283

282

60000

7. Получено уведомление о передаче почтой товара покупателю (отражен доход)

361

702

60000

702

643

10000

681

361

60000

8. Списана сумма торговой наценки

285

283

25000

9. Списана себестоимость реализованных товаров

902

283

35000

—*

Вариант 2 — покупатель оплачивает товар при его получении на почте

4. Передан товар как почтовое отправление на почту

283

282

60000

—**

5. Получено уведомление о передаче почтой товара покупателю (отражен доход)

361

702

60000

50000

702

641**

10000

6. Получена оплата от покупателей

311

361

60000

7. Списана сумма торговой наценки

285

283

25000

8. Списана себестоимость реализованных товаров

902

283

35000

—*

* Выбытие товара привело к реальному увеличению валовых расходов по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

** По мнению ГНАУ, именно в момент передачи товара как почтовое отправление на почту возникает валовой доход (на сумму 50000 грн.) и налоговые обязательства по НДС (в сумме 10000 грн.).

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц