Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Грузопассажирский автомобиль — легковой или грузовой?

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2008/№ 35
Печать
Статья

ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬ —

легковой или грузовой?

 

Поводом для написания данной статьи послужил поступивший в редакцию вопрос. Его суть сводится к следующему.

Предприятие арендует машину директора — грузопассажирский Volkswagen Transporter T4. За месяц его 3 — 4 раза используют как грузовой автомобиль (перевозка металла), а остальные дни автомобиль используется как легковой (поездки в банк, к клиентам и т. д.), т. е. ТТН не выписываются, есть путевые листы. Как считать валовые расходы по ГСМ, аренде (как легкового или грузового авто)? Какие путевые листы выписывать?

Учитывая, что субъекты хозяйственной деятельности часто сталкиваются с подобной проблемой, ответим на поставленные вопросы в рамках этой публикации.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2344

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Правила № 1306

— Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Правила № 363

— Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Приказ № 488/346 —

совместный приказ Минтранса и Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

 

Критерии признания автомобиля легковым или грузовым

В законодательстве* присутствует термин «грузопассажирский автомобиль», под которым понимается автомобиль, предназначенный по своей конструкции и оборудованию для перевозки как пассажиров, так и грузов. Однако для целей налогообложения важна классификация автомобиля либо как легкового, либо как грузового.

* В частности, в Правилах предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176. Грузопассажирские автомобили упоминаются также в ТН ВЭД.

Согласно

Закону № 2344:

грузовой автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;

легковой автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя. Если количество мест для сидения превышает девять, то такой автомобиль классифицируется уже как автобус.

Согласитесь, что данные определения довольно расплывчаты и не дают четких критериев классификации автомобилей на грузовые и легковые. На данный момент существует разъяснение ГНАУ по этому вопросу, которым могут воспользоваться субъекты хозяйствования (см.

«Как можно определить, является грузопассажирский автомобиль легковым или грузовым»).

 

Как можно определить, является грузопассажирский автомобиль легковым или грузовым

Извлечение из письма ГНАУ от 22.06.2006 г. № 3490/П/17-0315

«Согласно разъяснению Гостаможслужбы (

письмо от 05.05.2005 г. № 11/1-37/5038-ЕП) транспортные средства, в зависимости от типов и назначения, подразделяются на: пассажирские, которые в зависимости от количества определенных изготовителем автомобиля мест для пассажиров классифицируются в товарных позициях 8702 или 8703 по УКТВЭД; грузопассажирские и грузовые, классифицируемые в товарных позициях соответственно 8703 и 8704 по УКТВЭД; специального назначения (товарная позиция 8705 по УКТВЭД) — специально сконструированные или приспособленные для размещения различных устройств, предоставляющих им возможности выполнять определенные нетранспортные функции, т. е. основной целью применения транспортного средства этой товарной позиции не является перевозка людей либо грузов.

В то же время

решающим фактором отнесения транспортного средства к соответствующей товарной позиции классификации являются технические условия, область применения и назначения, определенные заводом-изготовителем при производстве конкретной модели транспортного средства или ее модификаций.

При классификации малотоннажных автомобилей, автомобилей с цельнометаллическим кузовом и двойного назначения, транспортных средств, сконструированных на базе легкового автомобиля (в конструкции которых отсутствуют шасси и грузовая платформа), конструктивно рассчитанных как для перевозки пассажиров, так и грузов,

в товарной позиции 8703 должны выполняться следующие критерии: в салоне автомобиля за сиденьем водителя есть сиденья для пассажиров, которые могут быть фиксированными, составными, смонтированными на анкерном креплении или выносными; наличие в салоне и багажном отделении внутренней отделки и устройств, свойственных транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров; обязательно наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова автомобиля, боковых и задних дверях.

Для классификации малотоннажных грузовых автомобилей с цельнометаллическим кузовом в товарной позиции 8704 присущи следующие критерии

: наличие документального подтверждения, что тип этого транспортного средства грузовой (информация из паспорта завода-изготовителя, технического паспорта и т. п.); существование одного ряда сидений (кроме случаев использования сдвоенной кабины на транспортном средстве с рамой или шасси); установленные заводским способом постоянная панель или барьер между местом водителя и пассажиров и багажным отсеком (в случаях, когда для конкретной модели автомобиля это предусмотрено изготовителем); отсутствие расположенных сзади места водителя мест для сиденья (в том числе откидных или раскладных), либо специально назначенных мест для их крепления (установки), а также отсутствие окон либо не более одного, за сиденьем водителя, в боковых панелях задней части кузова автомобиля, кроме задних и боковых дверей (при условии использования данного транспортного средства в качестве грузового, что определено заводом-изготовителем).

Например, если конкретный автомобиль ИЖ-2717-90 соответствует признакам, характерным для легкового автомобиля, то налог необходимо уплачивать по ставкам, определенным для легковых автомобилей (код 8703) в зависимости от объема цилиндров двигателя. Если этот автомобиль не соответствует таким признакам и классифицируется в товарной позиции по коду 8704 «Автомобили грузовые», к которым относятся обычные грузовики и фургоны всех видов, используемые для перевозки грузов, а не перевозки пассажиров, то налог уплачивается по ставкам для грузовых автомобилей (код 8704) также в зависимости от объема цилиндров двигателя».

 

С учетом приведенных отличительных признаков предприятие само должно классифицировать автомобиль либо как грузовой (код 8704), либо как легковой (код 8703). Как следует из вопроса, в автомобиле перевозится металл, поэтому, скорее всего, за местом водителя отсутствуют места для сидения, что позволяет признать его грузовым. Обратите внимание, что для признания автомобиля легковым в нем

обязательно должны быть окна в двух боковых панелях задней части кузова и в боковых и задних дверях. Соответственно, отсутствие окон автоматически делает автомобиль грузовым. Если автомобиль по приведенным критериям соответствует грузовому, то тот факт, что он используется и для поездок по городу в других целях (в банк, для встреч с клиентами и т. п.), не делает его легковым (авто не может быть одновременно и легковым и грузовым), поэтому и для целей документального оформления, и для целей учета такой автомобиль будет грузовым.

Еще одна деталь. Если речь идет об импортном автомобиле, то при ввозе на территорию Украины такой автомобиль подлежит сертификации, по результатам чего оформляется сертификат соответствия. В данном сертификате указывается код данного автомобиля 8703 — легковой, 8704 — грузовой, 8702 — автобус и др. При классификации автомобиля служба сертификации руководствуется теми же критериями, которые приведены в вышеупомянутом письме ГНАУ. В связи с этим предприятие может ориентироваться на сертификат соответствия на данный автомобиль, который должен находиться у собственника авто.

 

Оформление документов на перевозку грузов

Теперь, что касается оформления документов при перевозке грузов. Как следует из приведенного в письме вопроса, автомобиль используется для доставки собственного груза своими силами со склада поставщика. Согласно

ст. 48 Закона № 2344 документами для юридического лица, которое осуществляет грузовые перевозки для собственных нужд, являются:

— для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;

— для водителя — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство,

путевой лист, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Путевые листы, как известно, выписывает

перевозчик, под которым понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или (и) грузов транспортными средствами.

Так как перевозчиком в данном случае выступает само предприятие, то оно в обязательном порядке должно выписывать путевые листы (причем путевые листы грузового автомобиля) на данные поездки. Требование об оформлении путевого листа именно грузового автомобиля исходит из

п. 1.13 Правил № 363: путевой лист грузового автомобиля является документом, без которого перевозка грузов не разрешается.

Что касается товарно-транспортной накладной (ТТН), то ее применение, как известно, не дает покоя налоговым органам как бельмо в глазу. В связи с этим осторожный плательщик в данном случае предпочтет перестраховаться и выписать «сам себе» ТТН (достаточно одного экземпляра), в котором он сам будет и грузоотправителем, и грузополучателем, и перевозчиком. Основной аргумент у налоговых органов в требовании о наличии ТТН — это

п. 11.1 Правил № 363, согласно которому основными документами на перевозку грузов являются товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля.

И все же, на наш взгляд, выписка ТТН в данном случае необязательна.

Во-первых, относительно ТТН в

Правилах № 363 нет жесткой нормы, что без них перевозка грузов не допускается (аналогично той, что установлена по путевым листам грузового автомобиля).

Во-вторых, в

ст. 48 Закона № 2344, определяющей, какие документы должны быть у водителя при перевозке грузов автомобильным транспортом, сказано: «товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз». В п. 2.1 Правил № 1306 говорится о том, что водитель должен иметь при себе документы на груз (требования о том, что это обязательно должна быть ТТН, здесь нет). На эту норму законодательства ссылается и Госдепартамент автомобильной инспекции при ответе на вопрос, какие документы должен иметь при себе водитель в пути (письмо от 23.08.2006 г. № Н-1234). Таким образом, главное, чтобы у водителя были документы на груз, которыми могут быть расходные накладные (акты приема-передачи, накладные на бесплатный отпуск товара и т. п.)*, оформленные в соответствии с установленными требованиями. Требования о том, что документом на груз может быть только ТТН, нет.

* Эти документы согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV являются первичными документами, т. е. документами, которые содержат сведения о хозяйственной операции и подтверждают ее осуществление. Требования к оформлению первичных документов изложены в ст. 9 данного Закона.

В-третьих, приведем определение ТТН, данное в

Правилах № 363. Товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы. В рассматриваемом в вопросе случае участником транспортного процесса является всего лишь один субъект, он же, как мы уже отмечали выше, и грузоотправитель, и грузоперевозчик, и грузополучатель. Выписка ТТН самому себе не имеет никакого смысла и юридической нагрузки:

— получение товара на складе поставщика осуществляется по доверенности на основании расходной накладной (акта приема-передачи или другого документа на груз);

— в пути, как мы уже говорили, обязательного требования о наличии у водителя ТТН в законодательстве нет (достаточно, чтобы был другой законный документ на груз);

— а факт осуществления перевозки будет подтверждать соответствующим образом оформленный путевой лист грузового автомобиля.

Из всего вышеизложенного делаем вывод, что

выписывать ТТН предприятию необязательно.

Кстати, вопрос с оформлением ТТН актуален не только в том случае, если автомобиль будет признан грузовым, но и если он будет классифицирован как легковой, но на нем будут перевозиться грузы. Из

п. 1 приказа № 488/346, которым и были утверждены формы первичного учета работы грузового автомобиля, следует, что форма ТТН должна применяться только при перевозке грузов грузовым транспортом. В то же время действующее законодательство (это упомянутые выше ст. 48 Закона № 2344 и п. 11.1 Правил № 363) требует оформления ТТН при любых перевозках грузов автомобильным транспортом (а не только грузовым). О том, что при использовании любых грузовых перевозок автомобильным транспортом нужно выписывать ТТН, в частности, говорится в письме Госдепартамента автомобильного транспорта от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07.

Кроме того,

приказ № 488/346 не прошел соответствующую процедуру регистрации нормативных актов в Министерстве юстиции Украины, предусмотренную Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 731, поэтому предприятия, не входящие в сферу управления органа, выдавшего указанный нормативно-правовой акт, не обязаны исполнять его положения. Учитывая это, а также то, что Правила № 363 не содержат ссылки на приказ № 488/346, Госкомпредпринимательства дал разъяснение (письмо от 14.09.2007 г. № 6951), что допускаются разработка и использование предприятием своей формы товарно-транспортной накладной (с сохранением общеустановленных реквизитов для документа и с учетом правил заполнения документа) в части установления типовой формы ТТН.

 

Самое главное о налоговом учете автозатрат

В завершение несколько слов скажем о налоговом учете и отражении в отчетности расходов на ГСМ и аренду грузопассажирского автомобиля.

Если такой автомобиль будет признан грузовым, то здесь никаких особенностей в налоговом учете не будет. Расходы на его аренду и ГСМ включаются в состав валовых расходов в размере 100 %.

Если же автомобиль Volkswagen Transporter T4 будет признан легковым, то согласно

п.п. 5.4.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР затраты на оперативную аренду и ГСМ можно включить в валовые расходы лишь в размере 50 %. В связи с этим в декларации по налогу на прибыль:

— сумма фактически полученных арендных услуг будет отражена по строке 04.1 в размере 50 % от установленной суммы арендной платы;

— 50 % стоимости ГСМ, использованной в отчетном периоде на эксплуатацию легкового автомобиля, будет отражено в графе 4 таблицы 1 приложения К1 к декларации и тем самым фактически не увеличит валовые расходы предприятия. Обращаем ваше внимание, что графа 4 указанной таблицы (в отличие от граф 3 и 5) заполняется нарастающим итогом с начала года.

Что касается НДС*, то включение затрат на аренду и ГСМ в состав валовых расходов в размере 50 % никоим образом не ограничивает сумму налогового кредита. Если легковой автомобиль используется в хозяйственной деятельности предприятия, то сумма входящего НДС в стоимости ГСМ и арендной платы (если бы арендодатель был плательщиком НДС) попадает в налоговый кредит в 100 %-м размере, что в реестре полученных налоговых накладных и декларации по НДС отражается в общем порядке.

* Хотя для описанной в письме ситуации этот вопрос не актуален, так как арендодателем является обычное физлицо, для полноты картины считаем необходимым рассмотреть и его.

Вот такие моменты необходимо знать, покупая или арендуя грузопассажирский автотранспорт, а он сейчас получил признание и широкое распространение в Украине. Надеемся, что эта публикация поможет вам правильно классифицировать такое авто.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц