Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О разъяснении применения нормативных актов

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2008/№ 38
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

РАСЧЕТ ОТПУСКНЫХ, ТРУД ИНВАЛИДОВ,

трудоустройство безработных — Минтруда отвечает на вопросы

 

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

«О разъяснении применения нормативных актов»

 

В комментируемом

письме Минтруда рассмотрены несколько разноплановых вопросов, посвященных трудовым отношениям. Сразу же отметим основную черту всех ответов — ярко выраженный формальный подход. А теперь подробнее.

1. Работа инвалидов.

Не так давно Минтруда уже напоминало*, что в настоящее время постановление Совета Министров СССР от 14.09.73 г. № 674 «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» в части установления для инвалидов сокращенного рабочего времени является действующим.

* См. ком. к письму Минтруда от 17.03.2008 г. № 78/06/186-08 «Инвалиды I и II групп имеют право на сокращенное рабочее время» // «БН», 2008, № 18 — 19, с. 6.

Пунктом 6

указанного постановления инвалидам I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего дня 6 часов в день (36 часов в неделю). Сложность применения этой нормы состоит в том, что непонятно, как должна определяться сокращенная продолжительность рабочего времени инвалидов, в случае если на предприятии установлена не 6-дневная, а иная продолжительность рабочей недели. Так, в частности, сколько должен работать инвалид при 5-дневной рабочее неделе: 30 часов (6 ч х 5 дн.) или все же 36 (т. е. 36 ч : 5 дн. = 7,2 ч/день).

Ответ Минтруда, предоставленный в комментируемом

письме, как минимум, оригинален. Так, в нем сказано, что поскольку норма о применении сокращенного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день (36 часов в неделю) для инвалидов I и II групп установлена при 6-дневной рабочей неделе, то на 5-дневную рабочую неделю она не распространяется.

С этим вряд ли можно согласиться. Очень сомневаемся, что разработчики

постановления № 674 закладывали в эту норму именно такой смысл. Надо сказать, что и специалисты в области трудового права понимают эту норму иначе. В частности, в научно-практическом комментарии к Кодексу законов о труде Украины указано, если сокращенное время установлено из расчета на день, недельная продолжительность рабочего времени определяется путем умножения продолжительности сокращенного рабочего дня на 6, даже если на предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя**.

** «Науково-практичний коментар до законодавства України про працю /Б.С. Стичинський, I. В. Зуб, В. Г. Ротань. — 2-ге вид., допов. та переробл. — К.: А.С.К., 2001. — С. 342.

Вместе с тем есть основания полагать, что должностных лиц тех предприятий, где инвалиды I и II групп не пользуются правом сокращенного рабочего времени при 5-дневной рабочей неделе, органы Госнадзортруда привлекать к ответственности за нарушение трудового законодательства не будут.

2. Расчетный период для отпускных.

Минтруда рассмотрел вопрос, касающийся особенностей применения абзаца шестого п. 2 Порядка расчета средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). В соответствии с ним время, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода.

Как известно,

Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) предусмотрено предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы, или в обязательном порядке (ст. 25), или по соглашению сторон (ст. 26).

По мнению Минтруда, норма

абзаца шестого п. 2 Порядка № 100 работает только в отношении обязательных отпусков без сохранения заработной платы, т. е. отпусков, предоставленных на основании ст. 25 Закона об отпусках. Что же касается отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по соглашению сторон (ст. 26), тот период этого отпуска не должен исключаться из расчетного периода. Причина, по мнению авторов письма, в том, что в этом случае уменьшение средней зарплаты зависит от самого работника (как вы понимаете, неисключение такого периода из расчетного невыгодно работнику, так как приведет занижению его средней зарплаты, а значит, и суммы отпускных).

На наш взгляд, аргументы Минтруда не выдерживают критики. Судите сами.

Порядок № 100 предписывает исключать из расчетного периода при расчете отпускных время, в течение которого работник не работал «согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам» . Так как возможность предоставления неоплачиваемого отпуска по ст. 26 предусмотрена Законом об отпусках, то можно говорить, что работник не работает в течение этого периода именно «согласно действующему законодательству». Иное дело — обычный прогул. В этом случае его период из расчетного периода для определения средней зарплаты исключать не нужно. Так что с выводами Минтруда мы согласиться не можем.

3. Расчет средней зарплаты при повышении и понижении окладов.

При расчете отпускных, в случае, если в расчетном периоде повышались оклады, зарплата до их повышения корректируется на коэффициент повышения (п. 10 Порядка № 100). Это требование обязаны выполнять бюджетные учреждения, а хозрасчетные предприятия зарплату корректируют с учетом их финансовых возможностей.

В комментируемом

письме рассмотрена следующая ситуация. Работнику был предоставлен ежегодный отпуск с 24 марта 2008 года. В расчетном периоде март 2007 года — февраль 2008 года работник занимал должность заместителя начальника управления (с 01.03.2007 г. по 29.10.2007 г.) и начальника отдела (с 30.10.2007 г. по 29.02.2008 г.). Его должностной оклад составлял:

с 01.03.2007 г. — 897 грн.;

с 01.05.2007 г. — 987 грн.;

с 30.10. 2007 г. в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность — 831 грн.;

с 01.02.2008 г. — 1204 грн.

Как в этом случае (если в расчетном периоде должностной оклад повышался согласно с актами законодательства и снижался в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность) определить коэффициент корректировки?

По мнению Минтруда, в этой ситуации необходимо учесть два повышения оклада. А вот понижение оклада в связи с переводом не другую должность на расчет отпускных никак не повлияет.

Если в рассмотренной выше ситуации предположить, что зарплата октября составила 973,43 грн., то тогда общая зарплата с учетом корректировки будет равна:

897 х 1,10 х 1,45 + 897 х 1,10 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 973,43 х 1,45 + 831 х 1,45 + 831 х 1,45 + 831 х 1,45 + 1204 = 16247,51 (грн.),

где 1,10 — коэффициент повышения зарплаты с 01.05.2007 г;

1,45 — коэффициент повышения зарплаты с 01.02.2008 г.

С учетом этого среднедневная зарплата составит:

16247,51 : (366 - 10) = 45,64(грн./день),

а сумма отпускных:

45,64 х 24 = 1095,36 (грн.).

4. Дотации для трудоустройства безработных.

Первым делом отметим, что подробно вопросы предоставления таких дотаций мы рассматривали в статье «Дотации на трудоустройство безработных: условия получения и возврата, налогообложение и учет» // «БН», 2007, № 40, с. 13*.

* См. ком. «Дотации для трудоустройства безработных: в Порядок снова внесены изменения» // «БН», 2007, № 7, с. 5; ком. «Дотации для трудоустройства безработных: в Порядок предоставления внесены изменения» // «БН», 2008, № 12, с. 8.

Согласно

Порядку предоставления работодателю дотации для трудоустройства безработных, в том числе молодежи на первое рабочее место, утвержденному приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1, дотацию для трудоустройства безработных могут получить только те работодатели, которые в течение последних 6 месяцев не сокращали численность работников по профессии (специальности), на которую в соответствии с направлением государственной службы занятости трудоустраивается безработный.

Для того чтобы подтвердить этот факт, работодатель предоставляет Центру занятости справку об отсутствии за последние 6 месяцев сокращения работников по определенной профессии.

Интерес представляет ситуация, когда работодатель зарегистрирован плательщиком страховых взносов в Фонд безработицы менее 6 месяцев. В этом случае справку об отсутствии сокращения смогут выдать только за фактический период регистрации в Фонд. И если подходить к этому вопросу формально, то получится, что «молодые» работодатели получить дотацию не смогут. Именно так — формально — и подошли авторы

письма к этой проблеме, отказав «молодым» работодателям в получении дотации.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц