Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проверки КРУ обычных предприятий

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2008/№ 38
В избранном В избранное
Печать
Статья

ПРОВЕРКИ КРУ

обычных предприятий

 

Государственная контрольно-ревизионная служба (ГКРС) является одним из наиболее требовательных контролирующих органов. При этом функции ГКРС распространяются не только на бюджетные учреждения и организации. Сотрудники этой службы могут прийти и на обычное предприятие, о чем и пойдет речь в сегодняшней статье.

Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о ГКРС —

Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Порядок № 550

— Порядок проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Порядок № 346

— Порядок взаимодействия органов государственной контрольно-ревизионной службы, органов прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности Украины, утвержденный приказом ГлавКРУ, МВД, СБУ, Генпрокуратуры Украины от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53.

 

Кого проверяет КРУ

Основными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми органы Государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС) осуществляют государственный контроль, являются

Закон о ГКРС и Порядок № 550. А вот Закон о проверках не распространяется на взаимоотношения, которые возникают во время контроля за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имуществ. На это обращают внимание, в частности, ГлавКРУ в письме от 12.08.2008 г. № 25-11/891 и Госпредпринимательства в письме от 13.08.2008 г. № 6885.

Сотрудники ГКРС проверяют

подконтрольные им учреждения. Перечень таких учреждений приведен в ст. 2 Закона о ГКРС. К ним относятся:

— министерства и другие органы исполнительной власти;

— государственные фонды;

— бюджетные учреждения;

— субъекты хозяйствования государственного сектора экономики;

предприятия и организации, которые получают (получали в периоде, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в периоде, который проверяется) государственное или коммунальное имущество;

— органы местного самоуправления.

Обратите внимание: к подконтрольным объектам относятся предприятия и организации независимо от форм собственности, если они получали бюджетные средства или использовали государственное или коммунальное имущество. Поэтому ГлавКРУ считает, что предприятия, арендующие государственное или коммунальное имущество, являются подконтрольными органам ГКРС объектами (

письмо ГлавКРУ от 02.10.2006 г. № 25-16/593). Также подконтрольными являются, например, предприятия, получившие средства из бюджета как пострадавшие вследствие стихийного бедствия (наводнения) 23 — 27 июля 2008 года* и другие субъекты хозяйствования, которые являются получателями бюджетных займов, займов под гарантии бюджета, дотаций, субсидий и ассигнований за счет бюджета. В то же время предприятия и организации, которые получают денежные средства от бюджетных учреждений как оплату за поставленные товары (работы, услуги), к числу подконтрольных учреждений не относятся (письмо ГлавКРУ от 02.10.2006 г. № 25-16/593).

* В соответствии с Порядком использования в 2008 году субвенций из государственного бюджета областным бюджетам Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой областей, городскому бюджету г. Черновцы для ликвидации последствий стихийного бедствия, произошедшего 23 — 27 июля 2008 года, утвержденным постановлением КМУ от 02.08.2008 г. № 689.

Помимо проверки подконтрольных предприятий и организаций, ГКРС может провести внеплановую выездную ревизию обычных предприятий («неподконтрольных» субъектов хозяйствования), но только в рамках расследования уголовного дела и только по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя (

ст. 11 Закона о ГКРС). Как правило, к таким проверкам привлекают сотрудников ГКРС правоохранительные органы. Также к обычным субъектам хозяйствования сотрудники ГКРС могут прийти со встречной сверкой на основании п. 12 ст. 10 Закона о ГКРС, если такие субъекты взаимодействовали с объектом, подконтрольным органу ГКРС.

Сегодняшнюю статью посвятим вопросам проверки органами ГКРС обычных предприятий. Проверки подконтрольных учреждений рассмотрим в ближайших номерах.

 

Виды контрольных мероприятий

Направления государственного финансового контроля, осуществляемого органами ГКРС, и объекты контроля, на которых он проводится, показаны на рисунке:

 

img 1

 

Поскольку госфинаудит, проверки госзакупок и плановые выездные ревизии проводятся лишь на подконтрольных органам ГКРС объектах, в рамках данной статьи останавливаться на них не будем. А вот внеплановым выездным ревизиям и встречным сверкам уделим внимание.

 

Внеплановые ревизии

Основание.

Как уже было сказано выше, на обычных предприятиях внеплановая выездная ревизия возможна лишь в рамках расследования уголовного дела и только по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя. Иными словами, прийти сотрудники ГКРС на неподконтрольное предприятие с внеплановой ревизией могут лишь после того, как по факту преступления было возбуждено уголовное дело (непосредственно по проверяемому субъекту либо по его контрагенту), и решением суда была признана необходимость проведения ревизии. Основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренные ст. 11 Закона о ГКРС, здесь не работают, так как они касаются только подконтрольных учреждений.

Документы для допуска.

Проверяющие вправе приступить к проведению ревизии обычных предприятий при условии предоставления должностным лицам таких субъектов хозяйственной деятельности под расписку:

1)

направления на ревизию, в котором указываются дата его выдачи, название органа ГКРС, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания ревизии, должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГКРС, которые будут проводить ревизию. Направление на ревизию является действительным при условии наличия подписи руководителя органа ГКРС, скрепленной печатью такого органа. Отметим, что согласно п. 11 Порядка № 550 направление на проведение ревизии оформляется на каждое должностное лицо и привлеченного специалиста*;

* Органы ГКРС имеют право привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов других органов государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций (п. 3 ст. 10 Закона о ГКРС).

2)

копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой выездной ревизии, в котором указываются основания проведения такой ревизии, дата ее начала и дата окончания, а также номер, дата и основания возбуждения уголовного дела, орган, возбудивший уголовное дело.

Если все указанные выше документы были предоставлены в установленном порядке, то проверяющие должны зарегистрироваться в

Журнале посещения субъектов предпринимательской деятельности (далее — Журнал) на основании п. 14 Порядка № 550 и п. 7 Указа № 817**.

** Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

Непредоставление указанных выше документов или их предоставление с нарушением требований, а также отказ от заполнения или подписи в

Журнале является основанием для недопуска проверяющих к проведению ревизии. После недопуска проверяющих к проверке рекомендуем уведомить ГКРС о неправомерных действиях ее работников. Заметим, что в соответствии с п. 23 Порядка № 550 о фактах недопуска должностных лиц службы к проведению ревизии, орган службы должен письменно проинформировать правоохранительные органы.

Частота и продолжительность проведения ревизии.

Продолжительность внеплановой выездной ревизии в соответствии со ст. 11 Закона о ГКРС не должна превышать 15 рабочих дней. Продление срока проведения внеплановой выездной ревизии возможно лишь по решению суда на срок, который не превышает 5 рабочих дней. Что же касается частоты проведения таких ревизий, то Законом о ГКРС установлено ограничение лишь для подконтрольных учреждений (не чаще одного раза в квартал). А вот для обычных предприятий ограничений по частоте проведения внеплановых выездных ревизий нет.

Что будут проверять.

При проведении внеплановой выездной ревизии у субъекта хозяйствования, который не отнесен Законом о ГКРС к подконтрольным учреждениям, должностные лица службы проверяют использование и сохранность финансовых ресурсов, необоротных и других активов, состояние и достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Органы ГКРС не проверяют соблюдение требований законодательства, проверка которых отнесена к компетенции других органов государственной власти (п. 2.2 Порядка № 346).

Оформление результатов ревизии.

Результаты внеплановой ревизии оформляются актом, который составляется в трех экземплярах: первый — для органа ГКРС, второй — для проверяемого субъекта хозяйствования, третий — для передачи правоохранительным органам.

Акт ревизии содержит вступительную и констатирующую части. В последней приводится информация о результатах ревизии в разрезе каждого вопроса программы с указанием, за какой период, каким способом (выборочным, сплошным) и по каким документам проверены эти вопросы, а также вывод о наличии или отсутствии нарушений законодательства.

После составления акта ревизии проверяющие подписывают все его экземпляры. Первый и третий экземпляры акта ревизии должны быть предоставлены на подпись субъекту хозяйствования в течение 5 рабочих дней со дня окончания ревизии одним из таких способов:

— лично под роспись руководителю или главному бухгалтеру;

— через канцелярию (делопроизводственную службу) субъекта хозяйствования;

— заказным почтовым отправлением с уведомлением.

Если есть замечания по содержанию акта ревизии, то отказываться от подписи в акте не нужно. Следует

подписать такой акт с замечаниями. Подписанные экземпляры акта ревизии необходимо вернуть органу службы в течение 3 рабочих дней после их получения. Непоступление в орган службы подписанных экземпляров акта ревизии в течение указанного срока считается отказом от подписи.

Второй экземпляр акта ревизии (экземпляр субъекта хозяйствования) орган ГКРС должен выдать не позже следующего рабочего дня после поступления подписанных руководителем и главным бухгалтером субъекта хозяйствования первого и третьего экземпляров акта ревизии.

Объяснения

. В ходе проведения внеплановой выездной ревизии проверяющие могут потребовать от субъекта хозяйствования письменные объяснения (п. 18 Порядка № 550). Обратите внимание, что лицам, от которых требуются такие объяснения, вручается под личную подпись перечень вопросов. Объяснения оформляются на имя руководителя органа службы, который назначил ревизию, с обязательным указанием даты.

В случае отказа от предоставления письменных объяснений, проверяющие такой отказ зафиксируют в акте ревизии.

Инвентаризация.

Требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о ГКРС сотрудники службы имеют право только от подконтрольных учреждений. Однако в то же время согласно п. 16 Порядка № 550 должностные лица службы имеют право требовать от руководителей субъекта хозяйствования организацию и проведение фактической проверки (которая осуществляется, в частности, путем проведения инвентаризации) в присутствии должностных лиц службы и с участием материально ответственных лиц, а в случае проверки объема выполненных работ — также представителей субъекта хозяйствования — исполнителя работ.

Получается, что согласно

Порядку № 550 ревизоры имеют право требовать проведения инвентаризации на обычном предприятии, но в Законе о ГКРС такое их право не закреплено. Смелые субъекты хозяйствования могут взять такое несоответствие на вооружение и отказать в инвентаризации. Однако в таком случае должностные лица органов ГКРС, скорее всего, обратятся в суд с целью принуждения к проведению инвентаризации.

Изъятие документов

. Во время ревизии должностные лица ГКРС могут изымать документы в таких случаях:

— на объекте контроля не гарантируется их сохранность и не исключена возможность их подделки (

п. 20 Порядка № 550);

— для подтверждения изложенных в акте ревизии нарушений (

п. 21 Порядка № 550).

При этом оригиналы документов изымаются исключительно на основании решения суда. Их изъятие оформляется составлением акта изъятия и описи изымаемых документов. При этом вернуть оригиналы документов ревизоры должны

до окончания проверки. Без соответствующего решения суда ревизоры имеют право изымать лишь копии документов.

Санкции.

Налагать административные санкции органы ГКРС имеют право лишь на руководителей и других служебных лиц подконтрольных учреждений (п. 9 ст. 10 Закона о ГКРС). Это значит, что применить санкции к обычным предприятиям сотрудники ГКРС не вправе.

 

Встречные сверки

Встречная сверка

— метод документального подтверждения у субъектов хозяйствования, которые имели правовые отношения с подконтрольным учреждением, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между подконтрольным учреждением и обычным предприятием, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения. Это значит, что встречные сверки могут производиться как на предприятиях, которые были заказчиками (потребителями) товаров (работ, услуг) подконтрольных учреждений, так и на предприятиях, которые являлись продавцами (исполнителями) товаров (работ, услуг) для подконтрольных учреждений, в том числе и по договорам о государственных закупках.

Встречные сверки проводятся лишь для сопоставления данных, которыми владеют определенные субъекты хозяйствования. Такие сверки не являются контрольными мероприятиями, что подтверждает и

ст. 11 Закона о ГКРС. Исходя из этого, при встречной сверке субъекты хозяйствования могут предоставлять сотрудникам службы лишь те документы, которые имеют отношения к операциям с подконтрольным органам ГКРС учреждением.

Следует заметить, что предвестником встречной сверки может быть запрос, направленный субъекту хозяйствования органом ГКРС с целью получения документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов с подконтрольным учреждением. И лишь не получив ответ, органы ГКРС могут провести встречную сверку. Это подтверждает

письмо ГлавКРУ от 25.06.2007 г. № 25-14/459. Поэтому рекомендуем не игнорировать запросы и своевременно предоставлять на них ответы.

Проводятся встречные сверки по мере необходимости (частота их проведения не установлена)

на основании направления, выписанного руководителем органа (подразделения) ГКРС. Копии решения суда здесь не будет.

Руководители субъекта хозяйствования, в котором проводится встречная сверка в соответствии с

п. 15 Порядка № 550, должны обеспечить должностным лицам службы место для работы, создание условия для хранения документов, возможность пользоваться связью, компьютерной, копировальной и другой техникой, а также предоставление других услуг для выполнения служебных обязанностей.

Результаты встречной сверки

оформляются справкой. Она должна содержать название объекта контроля, на котором проводится ревизия, название субъекта хозяйствования, на котором проводилась встречная сверка, и информацию относительно предмета правовых отношений между ними, которые исследовались в ходе встречной сверки.

Справка

встречной сверки составляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается субъекту хозяйствования, который имел правовые отношения с объектом контроля — подконтрольным учреждением, а второй экземпляр справки приобщается к материалам ревизии (п. 26 Порядка № 550).

Обратите внимание: поскольку встречные сверки не являются контрольными мероприятиями органов ГКРС, то при обнаружении ревизорами нарушений законодательства,

применить штрафные санкции они не вправе. Также они не могут изымать документы и требовать проведения инвентаризации.

Итак, сотрудники ГКРС могут прийти не только на подконтрольные учреждения, но и на обычные предприятия, имевшие отношения с подконтрольными органам ГКРС учреждениями. Однако бояться их прихода не стоит, так как главная их цель — выяснение реальности и полноты отображения операций

в учете подконтрольного учреждения, а не обычного предприятия.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц