Темы статей
Выбрать темы

О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса

Редакция БН
Постановление от 05.03.2009 г. № 236

ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ «ЗАРОБІТЧАН»:

новшества

от Кабмина

 

Постановление Кабинета Министров Украины от 05.03.2009 г. № 236

«О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Очередное разъяснение норм

Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции от 28.06.99 г. № 746/99, далее — Указ № 746) посвящено гражданам, которые отправились зарабатывать на хлеб насущный за пределы Украины.

1. Единый налог.

Для налогообложения доходов, полученных такими гражданами (если при этом они не привлекают наемных работников или членов семьи), Кабмин предлагает воспользоваться преимуществами упрощенной системы.

Чтобы не утруждать единоналожника, работающего за границей, такой формальностью, как подача заявления на применение упрощенной системы в следующем году, Кабмин разрешил

выдавать такому лицу Свидетельство на следующий год при условии, если он продолжает уплачивать единый налог. Судя по всему, для этого достаточно платежного поручения об уплате единого налога хотя бы за один месяц следующего года.

Еще один приятный момент.

Физические лица, осуществляющие деятельность за пределами Украины, освобождаются от подачи отчетности! Интересно, каким образом налоговики смогут проконтролировать объемы полученной выручки (дохода), полученной за границей, чтобы установить превышение 500-тысячного предела?

Безусловно, предприниматели, работающие на территории Украины, особого желания подавать отчетность и заявление о продлении единого налога на следующий год тоже не испытывают, однако на них эти нормы не распространяются. Возникает вопрос: как поступать предпринимателям, которые умудряются работать как на территории Украины, так и за границей?

Ведь не запрещено заниматься несколькими видами деятельности. Если предприниматель, работающий на территории Украины, уплачивает максимальную ставку единого налога (200 грн.), он может выбрать «дополнительный» вид деятельности — предпринимательство за границей. Тогда все нормы комментируемого

постановления должны распространяться и на таких предпринимателей. О возможности такого совмещения хотелось бы увидеть мнение ГНАУ.

В комментируемом

постановлении есть и неприятные новости. Так, в случае неуплаты единого налога в установленный срок (не позднее 20 числа месяца, следующего за периодом, в котором проведена предыдущая оплата) лицо, осуществляющее предпринимательство за пределами Украины, теряет право на применение упрощенной системы. Из этой нормы непонятно, с какого периода: с месяца, за который нет оплаты в установленный срок, или со следующего года предприниматель должен перейти на общую систему налогообложения. На сей счет также необходимы разъяснения ГНАУ. Ведь единоналожники, работающие на территории Украины, теряют право применять упрощенную систему (им может быть отказано в выдаче свидетельства на следующий год), в случае неуплаты на момент подачи заявления установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период (ст. 4 Указа № 746).

Местным советам рекомендовано установить ставку единого налога для предпринимательства за границей в максимальном размере (200 грн.). На наш взгляд, если такого вида деятельности в ныне действующем Перечне пока нет, то можно воспользоваться ставкой единого налога, установленной для «прочих видов деятельности».

2. Если доход больше 500 тыс. грн.

Еще один, очень интересный момент, о котором упоминается в комментируемом постановлении, касается налогообложения сумм, превышающих 500-тысячный предел, на налогообложении которых налогом с доходов физических лиц в последнее время настаивает ГНАУ (см. письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714*).

* См. также ком. «Если выручка предпринимателя-единоналожника превысила 500 тыс. грн., ГНАУ требует платить налог с суммы превышения» // «БН», 2008, № 43, с. 12.

Как видно, Кабмин поддерживает позицию налоговиков и трактует нормы

Указа № 746 таким образом: доход в сумме до 500 тыс. грн. облагается единым налогом (не включается в состав годового облагаемого дохода), а сумма превышения облагается по ставке налога с доходов физических лиц (15 %) в порядке, установленном для обложения подоходным налогом с граждан доходов от предпринимательской деятельности (по общей системе налогообложения).

Теперь у ГНАУ появился еще один весомый аргумент.

3.

Взносы в Пенсионный фонд. Итак, с уплатой единого налога все более-менее понятно, а вот с уплатой взносов в пенсионный фонд для зачисления периода работы за границей в страховой стаж возникает ряд вопросов.

Кабмин говорит о том, что плательщики единого налога

могут осуществлять доплату до размера рекомендованных взносов в Пенсионный фонд, которые устанавливаются ежегодно до 1 января. На 2009 год размер таких рекомендованных взносов за каждый месяц составляет: базовый — 845 грн., повышенный — 1690 грн., максимальный — 3530 грн.

Вроде бы речь идет о добровольной уплате таких платежей, однако вызывает подозрение требование

указать размер выбранного рекомендованного взноса в заявлении об уплате единого налога** . То есть в момент регистрации плательщик должен сделать выбор, какой размер «добровольных» взносов он будет уплачивать. Не будет ли эта норма истолкована так, что добровольность заключается только в выборе размера таких взносов, и представители Пенсионного фонда будут требовать обязательную уплату добровольно выбранной суммы. На этот счет будем ждать разъяснений Пенсионного фонда.

** Следует заметить, что форма такого заявления, утвержденная приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, не предусматривает наличие такой информации.

Непонятно, из каких соображений рассчитаны суммы таких добровольных взносов, ведь максимальный размер 3530 грн., даже без учета суммы, поступающей в Пенсионный фонд из уплаченного единого налога (42 %***), соответствует доходу 10632,53 грн. (3530 грн. : 33,2 %). Следует напомнить, что максимальный размер дохода, на который начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование****, составляет в 2009 году 10035 грн. (15 х 669 грн.). Таким образом,

уплата рекомендованных взносов в максимальном размере 3530 грн. противоречит требованиям пенсионного законодательства.

*** Подробнее см. в статье «Зачет единого налога в счет уплаты взносов в Пенсионный фонд» // «БН», 2008, № 3, с. 18.

**** Установлен ст. 4 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

В то же время упоминается еще одна «рекомендованная сумма платежа с учетом ставки единого налога» в размере

500 грн., которую Кабмин рекомендует уплачивать для обеспечения зачисления периода работы за границей в страховой стаж в полном объеме. Хотя тут же упоминает, что размер минимального взноса в 2009 году составляет не менее 200 грн.

Если точнее рассчитать эту сумму, исходя из минимальной заработной платы, то, к примеру, в апреле 2009 года эта сумма составит 207,5 грн. (625 х 33,2 %). Причем часть этой суммы уплачивается в составе единого налога. При ставке 200 грн. в Пенсионный фонд поступает 84 грн. (200 грн. х 42 %). Таким образом, если говорить о

минимальной сумме, которую нужно доплачивать единоналожнику для зачисления периода работы в страховой стаж, то она составит 123,50 грн. (207,50 - 84). По-видимому, Кабмин рекомендует уплачивать 500 грн. с расчетом перспективы роста минимальной заработной платы, чтобы к этому вопросу в ближайшее время не возвращаться.

Надеемся, что рекомендуемые суммы взносов на общеобязательное пенсионное страхование не станут обязательными в ходе реализации на практике положений комментируемого

постановления.

Позиции ГНАУ и Пенсионного фонда Украины по поводу возникших вопросов мы рассчитываем увидеть в ближайшее время.

Комментируемое постановление вступило в силу с 24.03.2009 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше