Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность для малых предприятий: особенности заполнения

Редакция БН
Статья

ФИНОТЧЕТНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫХ

 

предприятий: особенности заполнения

 

Увеличение границы стоимостного критерия отнесения субъектов хозяйствования к категории малых предприятий, а также финансовый кризис, повлекший за собой снижение оборачиваемости активов и сокращение численности работников, привели к существенному пополнению рядов «малышей». И поскольку заполнение финотчетности этой группой субъектов хозяйствования имеет определенные нюансы, с которыми даже бывалым главбухам подчас бывает сложно разобраться, мы поговорим об этом в сегодняшней статье.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
кканд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о бухучете —

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.06.99 г. № 996-XIV.

Закон об СМП

— Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Упрощенный план счетов

— План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом МФУ от 19.04.2001 г. № 186.

Порядок № 419

— Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 —

Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Методположения № 125

— Методические положения относительно формирования статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Госкомстата от 24.04.2003 г. № 125.

Методрекомендации № 422

— Методические рекомендации о применении регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 25.06.2003 г. № 422.

 

Кто предоставляет «малую» финотчетность?

Порядок предоставления финансового отчета субъекта малого предпринимательства (СМП) регламентируется

Законом о бухучете и П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».

В соответствии с

п. 3 ст. 2 Закона о бухучете СПД, которым законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности. Порядок применения упрощенной системы бухгалтерского учета регулирует Закон об СМП. О том, что финансовый отчет субъекта малого предпринимательства предоставляется СМП, признанными таковыми законодательством, говорится и в пп. 1 и 2 П(С)БУ 25.

Кто же относится к СМП? Критерии, по которым субъект хозяйствования считается СМП, приведены в

ст. 63 ХКУ и Законе об СМП. Они в целом совпадают. Согласно им сейчас к СМП относятся юридические лица — СПД любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за отчетный период (календарный год):

— среднеучетная

численность работающих не превышает 50 человек;

— объем

годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

Подробнее на этих критериях мы остановимся ниже, а сейчас заметим, что в

ст. 2 Закона об СМП содержатся дополнительные ограничения в части субъектного состава СМП, а значит и лиц, не имеющих права применять упрощенную систему финотчетности.

В частности,

нормами П(С)БУ 25 не могут воспользоваться такие юридические лица: СПД, которые являются производителями и импортерами подакцизных товаров; СПД — субъекты игорного бизнеса; СПД, осуществляющие обмен иностранной валюты; доверительные общества; СПД, у которых часть вкладов в уставном фонде, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, не относящимся к СМП, превышает 25 %, а также: страховые компании; банки; ломбарды; прочие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения.

Теперь что касается критериев соответствия СМП. Начнем с того, что для целей ведения бухгалтерского учета критерии анализируются по показателям (

п. 2 П(С)БУ 25) за такие периоды:

— за предыдущий календарный год (для целей применения норм

П(С)БУ 25 с начала года);

— за истекший период текущего календарного года (для целей

соответствия критериям СМП в текущем году).

Если по результатам 1 квартала текущего года или полугодия субъект перестает отвечать критериям СМП, он обязан подавать «большую» отчетность в общем порядке. Если же такое несоответствие обнаруживается по результатам 9 месяцев или года, он по своему выбору может либо перейти на «большую» отчетность, либо оставаться до конца года на «малой».

В законодательных актах не говорится о том, по какой методике следует определять среднеучетную численность работников для целей соответствия критериям СМП. В

п. 3 П(С)БУ 25 лишь указывается, что СМП среднеучетную численность работающих определяют в порядке, установленном Госкомстатом, а в ст. 1 Закона об СМП отмечается, что среднеучетная численность определяется с учетом всех работников, в том числе тех, которые работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и прочих обособленных подразделений.

Эта неурегулированность привела к тому, что мнения официальных органов по поводу избрания конкретной методики определения среднеучетной численности разделились. Так, с точки зрения налоговиков (см.

консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2007, № 1 — 2, с. 87, № 11, с. 49) и статистиков (см. консультацию заместителя директора департамента — начальника отдела статистики оплаты труда Госкомстата И. Сеник на с. 46 этого номера) для данных целей следует использовать показатель среднего количества работников предприятия, приведенный в Инструкции № 286. А Госпредпринимательства считает, что в этом случае применяется показатель среднего количества всех работников в эквиваленте полной занятости из Инструкции № 286 (письма от 19.10.2007 г. № 7938, от 22.03.2006 г. № 2184). Поскольку законодательство допускает разночтения по этому вопросу, СПД вольны решать его по своему усмотрению. Однако мы считаем, что в осторожном подходе лучше использовать показатель среднего количества работников предприятия*.

* Подробнее о расчете этих показателей шла речь в материале «Количество работников» в рубрике «Шпаргалка бухгалтера» // «БН», 2007, № 46, с. 23.

Как определять второй критерий — годовой валовой доход, в

Законе об СМП тоже не говорится. Сложность в том, что определение этого термина содержится лишь в Законе о налоге на прибыль. Это наталкивает на мысль, что использовать необходимо именно его. Кстати, такой же вывод при желании можно сделать и из разъяснения Минфина. А вот Госпредпринимательства и Госкомстат стоят на иных позициях (см. «Что понимать под валовым доходом для целей финотчетности»).

 

Что понимать под валовым доходом для целей финотчетности

Извлечение из письма МФУ от 25.02.2005 г. № 31-04200-30-16/2851

«Содержание статьи «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» для финансовой отчетности определено положениями (стандартами) бухгалтерского учета, а содержание статьи «Валовой доход» определяется актами налогового законодательства».

Извлечение из письма Госпредпринимательства от 23.04.2004 г. № 2720

«Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, рассмотрев письмо Государственного комитета статистики Украины <...> о предоставлении разъяснений по определению экономического содержания и состава показателя «объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг)», или «объем валового дохода», и порядка расчета гривневого эквивалента 500 тыс. евро, сообщает следующее.

<...>

Вместе с тем отметим, что определение содержания и состава показателя «валовой доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» содержится в

Положениях (стандартах) бухгалтерского учета 15 «Доход» <...> и 3 «Отчет о финансовых результатах» <...>».

Извлечение из письма Госкомстата от 28.04.2005 г. № 04/1-1-3/89

«Относительно показателя «объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг)» отмечаем, что по разъяснениям Госпредпринимательства, направленным в адрес Госкомстата от 23.04.2004 г. № 2720, определение содержания и состава этого показателя содержится в Положениях (стандартах) бухгалтерского учета 15 «Доход», 3 «Отчет о финансовых результатах», 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденных соответствующими приказами Министерства финансов, с изменениями и дополнениями.

 

Нам в целом импонирует подход Госпредпринимательства и Госкомстата, из разъяснений которых можно понять, что показатель валового дохода для этих целей необходимо определять по данным бухучета. В то же время должны заметить, что, вопреки утверждению авторов писем, в бухстандартах термин

«валовой доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» не используется! Очень сомнительно, что речь идет о валовой прибыли (разности между чистым доходом и себестоимостью реализации). Учитывая, что в Законе об СМП речь идет о «годовом валовом доходе», считаем, что логично было бы принимать в расчет все доходы предприятия (чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, прочие финансовые доходы и прочие доходы — строки 035, 060, 120 и 130, соответственно, «большой» формы № 2).

В то же время, если подходить к решению этого вопроса

формально, то проще ориентироваться именно на налоговый валовой доход. Это по меньшей мере должно избавить от лишних претензий со стороны контролирующих органов.

 

Предоставление малых форм — право или обязанность?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, но мы считаем, что СМП имеют право самостоятельно выбирать, какие из форм отчетности («малые» или «большие») им следует подавать. Объясним почему.

Формулировки

п. 2 П(С)БУ 25 в принципе не допускают альтернативы. Там безапелляционно говорится о том, что его нормы применяются СМП, а не, скажем, «могут применяться». Вместе с тем следует учесть, что сам П(С)БУ 25 принимался во исполнение норм п. 3 ст. 2 Закона о бухучете, т. е. под «упрощенную» систему учета и отчетности, которая предоставляет право выбора между общей и упрощенной системой (ст. 11 Закона об СМП). Исходя из этого и сдача отчетности по упрощенному варианту, предусмотренная П(С)БУ 25, должна быть делом добровольным. К такому же выводу пришел и Минфин в письме от 08.12.2005 г. № 31-20080-2-6/8885. Да и статистики, похоже, допускают, что малые предприятия могут предоставлять «большую» отчетность (см. п. 3 Методположений № 125).

 

Какие П(С)БУ не распространяются на СМП?

Преимущества «малого» учета заключаются в том, что в нем позволяется не применять нормы некоторых П(С)БУ, доставляющие массу хлопот бухгалтерам.

В частности, отчетность СМП, в том числе и годовая, состоит только из ф. № 1-м и ф. № 2-м. В связи с этим СМП освобождены от составления нелегкой отчетности по ф. № 3 «Отчет о движении денежных средств», ф. № 4 «Отчет о собственном капитале», ф. № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности». Не заполняют СМП и отчетность по сегментам (ф. № 6).

Согласно

п. 43 П(С)БУ 25 в статье «Налог на прибыль» ф. № 2-м отражается текущий налог на прибыль, в связи с чем СМП избавлены от утомительного расчета отсроченных налоговых обязательств и отсроченных налоговых активов по нормам П(С)БУ 17 «Налог на прибыль».

Таким образом, как видим, послаблений для «малышей» сделано немало.

 

Особенности отражения операций на счетах бухгалтерского учета по «упрощенному варианту»

СМП, предоставляющие отчетность в соответствии с требованиями

П(С)БУ 25, могут отражать операции либо по Общему плану счетов (Инструкция № 291), либо по Упрощенному плану счетов. Правда, в силу своей непривычности последний не получил широкого распространения на практике.

СМП имеют право также вести учет по простой и упрощенной форме (

Методрекомендации № 422). В то же время, учитывая, что большинство предприятий сейчас ведут учет с помощью стандартизированных компьютерных программ, Методрекомендации № 422 им могут пригодиться, скорее, для «общего развития».

Независимо от избранного варианта плана счетов, СМП нужно обратить особое внимание на отражение операций по 8 классу счетов, поскольку ф. № 2-м заполняется именно на их основании. При этом, если в большой форме информация о «поэлементных расходах» носит, скорее, справочный характер, то в малой форме от них непосредственно зависит финансовый результат.

Так что тем СПД, которые ранее не использовали счета 8-го класса, их стоит завести. А для упрощения контроля за составлением ф. № 2-м не помешает оставить и счета 9 класса, при этом учет по счетам 8 класса «малышам» следует вести с особой скрупулезностью, с анализом возможных причин, вызвавших несоответствие оборота по дебету сч. 8-го класса и кредиту сч. 9-го.

Очевидно, понимая эти неудобства, Минфин в

п. 44 П(С)БУ 25 фактически разрешил СМП применять периодическую систему учета, согласно которой у производственных предприятий остатки в незавершенном производстве и готовой продукции определяются по данным инвентаризации на конец квартала и года. Суть этого метода ведения учета состоит в том, что в течение отчетного периода счета 8 класса закрываются на сч. 79 «Финансовые результаты», а в конце периода по данным инвентаризации определяются остатки незавершенного производства (по прямым материальным расходам и прямым расходам на оплату труда) и остатки готовой продукции (по справедливой стоимости — цене реализации за вычетом непрямых налогов, расходов на сбыт и суммы прибыли, исходя из прибыли для этого конкретного вида готовой продукции). Незавершенное производство «восстанавливается» в остатках корреспонденцией Дт 23 — Кт 79, готовая продукция — проводкой Дт 26 — Кт 79.

Вместе с тем данный способ ведения учета также не получил широкого распространения по ряду причин. Во-первых, его могут применять только производственные предприятия, а для торговли и сферы услуг он не подходит. Во-вторых, при его использовании в течение отчетного периода нужно вести точный учет движения готовой продукции, в том числе по центрам ответственности, что не всегда получается. В-третьих, необходимо ежеквартально проводить инвентаризацию, что достаточно сложно. В-четвертых, у плательщиков налога на прибыль такой способ учета может вызвать проблемы с контролирующими органами, которые тщательно отслеживают сумму остатков готовой продукции для целей применения

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. К тому же учет остатков готовой продукции по справедливой стоимости не позволяет определить материальную составляющую, по которой необходимо пересчитывать остатки готовой продукции.

Кроме того, сам порядок определения стоимости остатков незавершенного производства и готовой продукции не вполне понятен и достаточно трудоемок. Так, например, неясно, по какому принципу следует рассчитывать стоимость материальных ресурсов, если на разную продукцию списывались одинаковые материалы по разной себестоимости, как между изделиями распределять расходы на сбыт, как определять норматив прибыли для конкретного вида изделия в условиях колеблющейся ценовой политики и т. д.

В связи с этим далее речь пойдет о традиционной (постоянной) схеме ведения учета.

 

Особенности заполнения ф. № 1-м

В отличие от «большого» баланса единицей измерения для ф. № 1-м и № 2-м является тысяча гривень с одним десятичным знаком, что позволяет отражать более точные данные.

Следующей особенностью заполнения в ф. № 1-м является то, что некоторые показатели «большого» баланса в ней объединяются:

 

Таблица 1.

Соответствие показателей ф. № 1-м и ф. № 1

Актив

Пассив

ф. № 1-м

ф. № 1

ф. № 1-м

ф. № 1

1

2

3

4

І. Необоротні активи

І. Власний капітал

Незавершене будівництво (020)

020

Статутний капітал (300)

300

Основні засоби:

Додатковий капітал (320)

310 + 320 + 330

залишкова вартість (030)

010 + 030 + 0551

Резервний капітал (340)

340

первісна вартість (031)

011 + 031 + 056

Нерозподілений прибуток (непокритий збиток) (350)

350

знос (032)

012 + 032 + 057

Неоплачений капітал (360)

360 + 370

Довгострокові біологічні активи:

II. Забезпечення наступних витрат і цільове фінансування (430)

430

справедлива (залишкова) вартість (035)

035

III. Довгострокові зобов'язання (480)

440 + 450 + 470

первісна вартість (036)

036

IV. Поточні зобов'язання

накопичена амортизація (037)

037

Короткострокові кредити банків (500)

500

Довгострокові фінансові інвестиції (040)

040 + 045

Поточна заборгованість за довгостроковими зобов'язаннями (510)

510

Інші необоротні активи (070)

050 + 0652 + 070

Кредиторська заборгованість за товари, роботи, послуги (530)

520 + 530

II. Оборотні активи

Поточні зобов'язання за розрахунками:

Виробничі запаси (100)

100 + 120

з бюджетом (550)

550

Поточні біологічні активи (110)

110

зі страхування (570)

570

Готова продукція (130)

130 + 140

з оплати праці (580)

580

Дебіторська заборгованість за товари, роботи, послуги:

Інші поточні зобов'язання (610)

540 + 560 + 590 + 600 + 610

чиста реалізаційна вартість (160)

150 + 160

Зобов’язання, пов’язані з необоротними активами та групами вибуття, які утримуються для продажу (605)2

605

первісна вартість (161)

161

V. Доходи майбутніх періодів (630)

630

резерв сумнівних боргів (162)

162

 

Дебіторська заборгованість за розрахунками з бюджетом (170)

170

Інша поточна дебіторська заборгованість (210)

180 + 190 + 200 + 210

Поточні фінансові інвестиції (220)

220

Грошові кошти та їх еквіваленти:

в національній валюті (230)

230

в іноземній валюті (240)

240

Інші оборотні активи (250)

250

III. Витрати майбутніх періодів (270)

270

ІV. Необоротні активи та групи вибуття (275)2

275

1

В П(С)БУ 25 не уточняется, в какой строке следует указывать инвестиционную недвижимость. В связи с этим имеются два варианта отражения этих активов в ф. № 1-м: стр. 030 или стр. 070, для каждого из которых есть определенные основания. Поэтому выбор здесь остается за профессиональным суждением бухгалтера. Заметим, что эти строки в ф. № 1 вписываются.

2

Строка вписывается.

 

Особенности заполнения ф. № 2-м

Финансовые результаты в ф. № 2-м определяются по иному принципу, чем в ф. № 2 — это не просто суммирование доходов и расходов, а еще и дополнительные корректировки (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Статья

Код строки

Общий алгоритм заполнения (на основании Общего Плана счетов)

1

2

3

Дохід (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)

010

Об*. Кт 701, 702, 703

Непрямі податки та інші вирахування з доходу

020

Об. Кт. 641, 642, 643, 651 с Дт. 70 + Об. Кт 704 с Дт 791

Чистий дохід (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг) (010 - 020)

030

формула

Інші операційні доходи

040

Об. Дт 71 с Кт 791

Інші звичайні доходи

050

Об. Дт 72, 73 с Кт 792 + Об. Дт 74 с Кт 793

Надзвичайні доходи

060

Об. Дт 75 с Кт

Разом чисті доходи (030 + 040 + 050 + 060)

070

формула

Збільшення (зменшення) залишків незавершеного виробництва і готової продукції

080

Расчет: (сальдо Дт 23 + сальдо Дт 26) на конец периода минус (сальдо Дт сч. 23 + сальдо Дт сч. 26) на начало периода. Отрицательный результат (уменьшение) приводится в скобках

Матеріальні затрати

090

Об. Дт 80 (в скобках)

Витрати на оплату праці

100

Об. Дт 81 (в скобках)

Відрахування на соціальні заходи

110

Об. Дт 82 (в скобках)

Амортизація

120

Об. Дт 83 (в скобках)

Інші операційні витрати

130

Об. Дт 84 (в скобках)

у тому числі:

131

Указывается конкретное название налога** и соответствующая сумма (скобка), она не участвует в расчете финрезультата

Вписываемая строка (себестоимость реализованных товаров)

140

Об. Кт 28*** — в скобках

Інші звичайні витрати

150

Об. Дт 85 (кроме чрезвычайных расходов и расходов по налогу на прибыль) — в скобках

Надзвичайні витрати

160

Об. Дт 85 в части потерь от чрезвычайных событий — в скобках

Податок на прибуток

170

Об. Дт 85 с Кт 641/«Налог на прибыль» — в скобках

Разом витрати (090 + 100 + 110 + 120 + 130 + 140 + 150 ± 080 + 160 + 170)

180

формула

Чистий прибуток (збиток) (070 - 180)

190

формула

*Об. — оборот, Кт — кредит, Дт — дебет, НЗП — незавершенное производство, ГП — готовая продукция.

**Единый налог; плата за специальный торговый патент; единый (фиксированный) налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

***В П(С)БУ 25 не уточняется, по какой строке в ф. № 2-м нужно показывать активы, отражаемые на субсч. 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи». В связи с этим имеются два варианта учета расходов на реализацию таких активов. Первый вариант основывается на том, что они являются оборотными активами, и поскольку ограничений для отражения их на сч. 84 «Прочие операционные расходы» в Инструкции № 296 не предусмотрено, они проводятся через сч. 84, указываются в стр. 130 и тогда в стр. 140 оборот с кредитом субсч. 286 не приводится. Второй вариант — по аналогии с прочими товарами не пропускать такие активы через сч. 84 и показывать их вместе с остальными реализованными товарами в стр. 140. В отсутствие официальных разъяснений каждый из предложенных вариантов можно считать обоснованным.

 

Как видим, основное отличие заполнения данных форм заключается в отражении расходов. Если в ф. № 2 расходы показываются по статьям (в разрезе 9 класса счетов), то в ф. № 2-м они отражаются по элементам (по счетам 8 класса).

Как известно, на финансовые результаты оказывают влияние счета 9 класса, которые списываются корреспонденциями в Дт сч. 79, а счета 8 класса выступают «промежуточным звеном» и закрываются преимущественно на счета 9 класса. Но есть и некоторые отличия, например:

1. Расходы на производство продукции поэлементно списываются в момент их начисления (корреспонденция

Дт 23 — Кт сч. 8 класса), а готовая продукция отражается в составе расходов по статьям (субсчет 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции») и влияет на финансовые результаты в момент ее списания на реализацию (корреспонденция Дт 791 — Кт 901). В результате получается временной разрыв в части расходов, «зависших» в остатках незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции — оборот по дебету 8 класса счетов может превышать сумму списания на сч. 79 (если остатки НЗП и готовой продукции на конец периода увеличились), а может быть и меньше (если остатки НЗП и готовой продукции на конец периода снизились).

2. Расходы на проведение модернизации и реконструкции основных средств, которые увеличивают будущие экономические выгоды от их использования, по логике должны проходить через счета 8 класса. Но поскольку они закрываются на сч. 10, 11 и на финансовые результаты не влияют, то для корректного заполнения формы № 2-м такие расходы лучше на счетах 8 класса в момент их понесения не показывать. Они отразятся на сч. 83 «Амортизация» в составе амортизационных отчислений по модернизированным основным средствам.

3. Расходы на перевозку товаров, материалов собственным транспортом или сторонним (транспортно-заготовительные расходы) при включении их в стоимость запасов со счетов 8 класса закрываются на сч. 20, 28 и на финансовые результаты влияют в периоде списания на реализацию товаров, материалов либо готовой продукции, на производство которой были израсходованы эти материалы. В связи с этим ТЗР в таких случаях через счета 8 класса лучше не пропускать. Хотя начальник Управления методологии бухгалтерского учета Минфина В. Пархоменко (см. 

консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2009, № 3) придерживается мнения, что ТЗР, увеличивающие первоначальную стоимость (себестоимость) товаров и запасов, должны быть включены в соответствующие элементы расходов операционной деятельности (материальные, оплата труда, амортизация и т. п.). Но при таком подходе необходимо четко отслеживать, какая часть ТЗР в отчетном периоде не была списана на финансовые результаты.

Вышесказанным несоответствие между оборотами счетов 8 и 9 классов не исчерпывается. Так, определенные нюансы имеются в учете полуфабрикатов собственного производства, при наличии внутрихозяйственных оборотов (например, когда один цех оказывает услуги, работы для другого и т. д.). Они зависят от специфики предприятия и все их предусмотреть практически невозможно.

Поэтому в случаях несовпадения результатов по стр. 190 «Чистий прибуток (збиток) ф. № 2-м с остатком, отраженным на счете 79, необходимо проанализировать, за счет каких составляющих они могли возникнуть.

Особого внимания при заполнении ф. № 2-м заслуживают товары, для которых выделена отдельная строка (140). В связи с этим у практиков возникает вопрос: нужно ли товары при их списании показывать на сч. 84 «Прочие операционные расходы»? Однозначно на этот вопрос ответить сложно, поскольку из самой формы № 2-м можно сделать вывод, что товары не включаются в состав прочих операционных расходов. Но в обычном плане счетов такая корреспонденция в принципе предусмотрена.

Мы считаем, что для целей заполнения ф. № 2-м товары через сч. 84 лучше не пропускать. Такого же мнения придерживается и В. Пархоменко (см.

консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2009, № 3).

А общий совет по заполнению ф. № 2-м можно дать такой: все расходы при их отражении следует проводить в разрезе элементов по счетам 8 класса. Однако если какие-то расходы должны быть списаны на сч. 79 не в период их понесения, то нужно выяснить, каким образом лучше устранить это временное различие. Как вариант (аналог ТЗР) — не показывать их при начислении на счетах 8 класса.

 

Переходные моменты

При избрании упрощенной системы отчетности, прежде всего, необходимо внести соответствующие изменения в приказ об учетной политике, на что обращает внимание Минфин в

письме от 08.12.2005 г. № 31-20080-2-6/ 8885. Эти изменения, в частности, могут касаться состава и форм финотчетности, порядка ведения счетов (сч. 8, 9 классов) и т. п.

Заметим также, что в первом отчетном году при составлении отчетности в соответствии с требованиями

П(С)БУ 25 работы у бухгалтеров прибавится, поскольку в ф. № 2-м придется приводить данные за аналогичный период предыдущего года. То есть в отчетности за I квартал 2009 года необходимо по «малому» порядку отразить данные за I квартал 2009 года и 2008 год. Каких-либо послаблений для незаполнения прошлогодних данных для новичков П(С)БУ 25 не предусматривает, они были только в 2000 г., когда на «новую» отчетность переходили все предприятия. Что же касается сегодняшних реалий, то можно сделать вывод о необходимости проведения таких действий.

Напомним также, что отчетность за I квартал 2009 года необходимо предоставить в срок не позднее 25 апреля 2009 года (

п. 5 Порядка № 419).

А в целом, подводя итоги сказанному выше, можно заключить, что перед принятием решения о переходе на сдачу «малой» отчетности надо тщательно взвесить все преимущества и недостатки таких корректив.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше